Словообразовательные
· ошибочное образование слов:
Он проявил благород ность (благородство). Мой сын – такой непосед к а (непоседа). У него был раз думчивый (задумчивый) вид. Пень струхлявился (стал трухлявым). Ты просто плак ун (плакса). Пойду за место (вместо) тебя. Дала по д щёчину (пощёчину).
Морфологические
· ошибки в падежах имён существительных, числительных (образование форм слова);
В зале не осталось свободных мест ов (мест). Запрягли два медведя (двух). У меня нет свободного время (времени).
· ошибки в образовании формы числа;
Сёл ы (сёла), доктор ы (доктора)
· ошибки в употреблении несклоняемых имён существительных в форме косвенных падежей;
Мальчик был в зимнем пальте (пальто).
· ошибки в употреблении слов в другом роде;
Собака громко залаял (залаяла). Съел пирожок с повидлой (повидлом).
· ошибки в образовании степеней сравнения прилагательного;
Вечер был более интереснее (более интересный или интереснее). Около нашего дома рос самый высочайший (самый высокий или высочайший) дуб в округе.
· ошибки в образовании местоимений;
Ихний (их), егонный (его), ейный (её), сидел около его (около него).
· ошибки в образовании форм глагола, причастий и деепричастий;
Ложит (кладёт), становят (ставят), едь (поезжай, езжай), ляжь (ляг), ездиет (ездит), метается (мечется), исследоваемый (исследуемый), ждя (ожидая).
В СЛОВОСОЧЕТАНИИ:
· ошибки в согласовании;
Недорослями называют молодых людей, плохо воспитанными родителями (плохо воспитанных родителями). С лицами, живущих (живущими) на чужой территории. Мальчик – круглая (круглый) сирота.
· ошибки в управлении;
Выполнено согласно плана (плану), жажда к славе (славы), пришёл со (из)школы, оплатить за проезд (без предлога), мечта к (о) свободе, представляем о том (то), это указывает то (на то), что…,будем помнить (его) и гордиться им, согласно расписания (расписанию), по окончанию (по окончании) школы, надо исходить от (из) этих решений….
|
Автор «Слова» сочувствует и прославляет Игоря (сочувствует ему и прославляет его – использование одной формы управления после двух глаголов с разным управлением). Сын решил стать врачом наперекор желания (желанию). Отец понимает сына и радуется за его успехи (его успехам). Все эти жалобы, как оказалось при проверке, ни на чём (ничем) не обоснованы. Прометей посвятил свою жизнь в борьбе (без предлога) с тираном.
В ПРЕДЛОЖЕНИИ:
· нарушение согласования между сказуемым и подлежащим;
Боль утих (утихла). Торжество счастья захлестнула (захлестнуло) его. Молодёжь, народ собрались. Часть деревьев старая (старые). Газета «АиФ» увеличил свой тираж (согласуется с подлежащим, а не с приложением). Иванова – хорошая (хороший) доктор. Часы – браслет лежал (лежали) на подоконнике. Двадцать один студент приняли (принял) участие в экспедиции. Недавно построено (построены) и эти семь домов. Открыто (открыты) все пять окон. Большинство бюрократов нечестное (нечестные).
· ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами;
Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа. Проходя мимо бани, пар густыми облаками окутывал нас. Пролетев несколько тысяч километров, ракета была затоплена в Тихом океане. (Два субъекта действия). Пройдя первые шаги, моё сердце начинает биться. (Два субъекта действия и несовпадение вида глагола и деепричастия).
|
· ошибки в построении предложений с причастными оборотами;
Некрасов изобразил жизнь крестьян, дорогу из Петербурга в Москву построенных (построивших). Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов (место оборота).
· ошибки в построении предложений с однородными членами;
Эта книга научила меня честности, смелости и уважать своих друзей (уважению).
Хотел показать значение спорта и почему я его люблю (и причины моей любви к нему). Выступали как артисты, а также и дети (двойной союз как.., так и …).
Герой был высок и худой (высокий и худой, или высок и худ). Он любит читать книгу и чистоту (чтение книг и чистоту, или читать книги и наводить чистоту).
· ошибки в построении сложных предложений;
Собака гуляла с тётей Валей, на которую был надет намордник (на кого?). Я завидую тем, которые рыбачат (кто?).
· смешение прямой и косвенной речи;
Князь Игорь сказал, что «хочу (хочет) свою голову положить либо напиться шеломом из Дона».
· пропуск необходимых слов;
Владик кое-как прибил доску и побежал (играть) в волейбол.
· нарушение границ предложения;
Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю. Мы не поехали на экскурсию. Потому что пошёл сильный снег.
При оценке ученических работ учитываются следующие основные речевые ошибки и недочёты:
· Употребление слова в несвойственном ему значении (ошибка).
Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать. Мы видели в Эрмитаже чучело Петра 1. Мальчик сделал подвиг. Продукты подходили к концу, и нам пришлось открыть неприкасаемые запасы ( паронимы).
|
· Нарушение лексической сочетаемости (недочёт).
Пришёл молодой юноша. Дуют пронзительные ветры. Коричневые глаза. Я люблю бананы, субботу и бабушку. Удивляли её глаза и скромность. Маленький ветер. Вначале Машу считали забитой трусихой.
· Употребление лишнего слова (плеоназм) (недочёт).
Прилетели пернатые птицы. Моя автобиография. Мокрый дождь. Мчался быстро. Потом мне говорили, что это очень редкий раритет. Ну а в самых экстремальных случаях вызывайте службу спасения.
· Употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология) (недочёт).
В рассказе «Муму» рассказывается… В образе изображён … Множество преград преграждает…
· Повторение одного и того же слова (недочёт).
Герои романа Фадеева «Разгром» изображаются Фадеевым без прикрас; Фадеев изображает не только их поступки, но и внутренний мир. Была осень, было холодно. Для обеспечения безопасности в городе были приняты беспрецедентные меры безопасности.
· Употребление слова или выражения иной стилевой окраски (недочёт).
Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору. Алёша в результате избиения пролежал весь месяц в кровати.
· Неудачное употребление экспрессивного, эмоционально окрашенного слова (недочёт).
Есенин был большой разгильдяй.
· Неудачное употребление просторечных и диалектных слов и выражений (недочёт).
На пришкольном участке мы сеяли морковь и бураки.
· Смешение лексики разных исторических эпох (недочёт).
Во время забастовки Пушкин находился в Михайловском. У Хлестакова – маленькая зарплата.
· Неудачное употребление личных и указательных местоимений (ошибка).
Я вынула книгу из сумки и положила её на стол (книгу или сумку?). Никитич сидел на коне, грива его развевалась (коня или Никитича?). Это время ставило такие задачи (какие?).
· Употребление слов, их сочетаний и синтаксических конструкций, не соответствующих стилистической характеристике текста (стилистические ошибки).
· Нарушение видо - временной соотнесённости глагольных форм (ошибка). Некоторые источники относят данные ошибки к грамматическим.
Когда разлились реки, дороги в низинах становятся непроходимыми. Когда Пугачёв выходил из избы и сел в карету, Гринёв долго смотрел ему вслед.Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку. Когда писатель работает, Ю-ю вскакивала, садилась около руки и смотрела за пером.
· Неудачный порядок слов (недочёт).
Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе.
· Бедность и однообразие синтаксических конструкций, стилистическая невыразительность, штампы (недочёт).
Наступила зима. Деревья покрыты снегом, как белыми шапками. Ночи стали длиннее, а дни короче. Стало холодно.