Районный конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Автор проекта: Головина Анастасия Владимировна
Руководитель проекта:
Вавилина Елена Ивановна
с. Сеяха, 2021 г.
Проект для детей подготовительной группы:
«От кубика к LEGO-конструированию»
Тема: «От кубика к LEGO-конструированию»
Автор работы: Головина Анастасия Владимировна
Учреждение: МБДОУ «Сеяхинский детский сад «Олененок», с. Сеяха, Ямальский район, ЯНАО
Введение
Игра - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника.Но, при этом, часто можно видеть картину: у ребёнка много игрушек, а он не играет ими. Причин тому много, но чаще всего главная причина в том, что игрушки уже себя исчерпали, исчез элемент новизны. А он-то и привлекает ребёнка в первую очередь.Дать же ему задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы,мозаика и пр. Эти игры обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций. Но их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребёнка, а удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. Этого очень мало для развития творческих способностей. Учитывая, что далеко не в каждой семье созданы все необходимые условия для развития творческой деятельности детей, то становится очевидно: нужны игры нового типа, игры моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат,где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, способствующие формированию у детей коммуникативных навыков,установлению положительных межличностных отношений.Такими играми нового типа являются игры с конструкторами типа LEGO, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями: каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.
Актуальность: Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используется недостаточно. Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов.Однако опыт системной работы по развитию познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников посредством использования LEGO-конструирования отсутствует.
Постановка проблемы: В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству и первоначальных технических навыков. Однако отсутствие необходимых условий в детском саду не позволяет решить данную проблему в полной мере.На сегодняшний день, LEGO-конструкторы активно используются воспитанниками нашего детского сада в игровой деятельности. Идея сделать LEGO-конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности, за счёт открытия кружка по LEGO-конструированию легла в основу нашего проекта.
Новизна: Новизна проекта заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности дляовладения новыми навыками и расширения круга интересов дошкольников.
Цель проекта: создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.
Задачи проекта:
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
- обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности;
- обеспечить целенаправленное применение LEGO-конструкторов в образовательном процессе детского сада.
Основная часть
Паспорт проекта
Вид проекта: практико-ориентированный, познавательный, творческий, игровой.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации: сентябрь 2019- май 2021.
Участники: воспитанники подготовительной группы, родители.
Возраст детей: 5 - 7лет.
Форма проведения: групповая.
Этапы реализации проекта
Первый этап (подготовительный: сентябрь 2019–октябрь 2019 г.) - Изучение возможностей внедрения LEGO-конструирования в образовательный процесс ДОУ;
Анализ методической литературы, наглядно - дидактических пособий, ресурсов сети интернет по LEGO-конструированию;
Анализ имеющихся условий;
Формирование программы экспериментальной деятельности;
Повышение квалификации педагогов,
Организация начального материально-технического обеспечения LEGO-центра,
Создание картотек схем по LEGO- конструированию,
Разработка диагностического инструментария.
Второй этап (практический ноябрь 2019-апрель 2021г.)
Практическое внедрение LEGO – конструирования в образовательный процесс;
Проведение занятий с использованием конструкторов LEGO;
Использование LEGO-построек в сюжетно-ролевых играх;
Самостоятельное конструирование по замыслу, схемам, чертежам;
Выпуск буклетов для родителей.
Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:
Предметно - пространственная среда:
Строительные наборы и конструкторы:
- настольные;
- напольные;
- деревянные;
- металлические;
- пластмассовые (с разными способами крепления);
- «Лего-Дупло», «Лего-Дакта», подобные отечественным конструкторам;
Для обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки и др.).
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- фотографии;
- схемы;
- образцы;
- необходимая литература.
Техническая оснащенность:
- магнитофон;
- фотоопарат;
- диски, касеты с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);
- интерактивная доска;
- компьютер;
- демонстрационная магнитная доска.
Перспективное комплексно-тематическое планирование по LEGO-конструированию для детей 5- 7 лет
Месяц | Тема | Содержание |
Сентябрь | Избушка на курьих ножках | Игра «Таинственный мешочек». Чтение сказки «Гуси-лебеди». Беседа о героях сказки. Рассматривание избушки. Демонстрация и анализ образца. Конструирование по образцу. Обыгрывание построек. |
Мостик через речку | Проблемная ситуация: как попасть куклам в парк? (построить мост). Беседа с рассматриванием иллюстраций разных мостов. Физкультминутка. Конструирование моста по инструкции (работа в парах). Оценка и обыгрывание построек. | |
Колодец | Игра «Разложи детали по местам». Рассматривание картинки колодец. Показ и анализ образца постройки. Конструирование по образцу. Выставка работ. | |
Зоопарк | Игра «Разложи детали по местам». Беседа «Что такое зоопарк?». Стихотворение «Зоосад». Проблемная ситуация: все звери вышли из клеток и гуляют по зоопарку. Физкультминутка. Конструирование домиков и заборчиков для зверей (по замыслу). Рассказ детей о постройках. Обыгрывание. | |
Октябрь | Дом лесника | Игра «Выложи вторую половину узора». Стихотворение «Мы построим новый дом». Беседа «Дом для куклы». Конструирование по схемам. Взаимооценка работ (дети меняются друг с другом схемами и проверяют постройку.). Обыгрывание построек. |
Мы в лесу построим теремок | Игра «Светофор». Рассматривание картинки с изображением домов. Беседа о городских улицах и домах. Слушание рассказа «Строительство Кремля». Конструирование по образцу больших и маленьких домов. Оценка работ. | |
Кафе (коллективная работа) | Игра «Собери модель по памяти». Беседа «Кафе», рассматривание иллюстраций. Конструирование с опорой на макет. Оценка работы. Обыгрывание постройки. | |
Конструирование по замыслу | Игра «Таинственный мешочек». Обдумывание будущей постройки. Конструирование по замыслу. Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек. | |
Музыкальные инструменты (гитара) | Игра «Запомни и выложи ряд». Презентация «Музыкальные инструменты». Беседа и рассматривание иллюстрации гитара. Демонстрация образца. Конструирование по образцу. Выставка работ. | |
Ноябрь | Герои сказок (Богатыри) | Игра «Составь узор». Мини - викторина «В гостях у сказки». Физкультминутка. Обдумывание будущей постройки. Оценка и выставка работ. |
Конструирование по замыслу | Игры «Отгадай», «Что лишнее?». Обдумывание будущей постройки. Конструирование. Рассказ о получившейся постройке, обыгрывание. | |
Разные домики | Игра «Таинственный мешочек». Чтение сказки «Теремок». Беседа по сказке. Конструирование по схемам. Рассказ детей о своих постройках. Разыгрывание сказки. Игра «Светофор». Рассматривание картинки с изображением домов. Беседа о городских улицах и домах. Слушание рассказа «Строительство Кремля». Конструирование по образцу больших и маленьких домов. Оценка работ. | |
Декабрь | Транспорт | Игра «Найди деталь такую же, как на карточке». Рассматривание фотографий с изображением транспорта. Беседа «Какие виды транспорта мы знаем»». Рассматривание образца постройки. Конструирование по схеме. Оценка и выставка работ. |
Подводная лодка | Игра «Светофор». Рассматривание иллюстраций и беседа о подводных лодках. Показ и анализ образца постройки. Конструирование по образцу. Рассказ детей о своих работах. | |
Пароход | Игра «Выложи вторую половину узора». Беседа «что мы знаем о водном транспорте?». Демонстрация образца постройки парохода. Конструирование по образцу с добавлением деталей. Оценка работ, выделяется самая оригинальная задумка. | |
Дед Мороз | Игра «Чудесный мешочек». Загадка про Деда Мороза. Рассказ о праздновании Нового года в разных странах мира. Подарок для Деда Мороза. Конструирование по схеме Деда Мороза. Рассказ детей о своей постройке. | |
Январь | Птичий двор | Прослушивание музыкального произведения К. Сен- Санса «Птичий двор». Игра «Доскажи словечко». Беседа о диких и домашних птицах. Проблемная ситуация: друзья для Гадкого утенка. Конструирование птиц по схемам. Выставка работ. |
Воробьиная стайка | Игра «Составь узор». Загадка про воробья. Беседа о воробьях с рассматриванием иллюстраций. Демонстрация образца постройки. Конструирование по образцу. Оценка работ. | |
Попугай | Игра «Что лишнее?». Рассматривание иллюстраций попугая. Демонстрация и анализ образца. Конструирование по образцу. Выставка и оценка работ. | |
Конструирование по замыслу | Игра «Не ошибись, Петрушка!». Обсуждение будущей постройки. Конструирование в парах. Выставка работ. Обыгрывание построек. | |
Февраль | Самолет | Игра «Что изменилось?». Загадка про самолет. |
Рассказ о воздушном транспорте и профессии летчика. Рассматривание иллюятраций с изображением различных самолетов. Демонстрация и анализ образца. Конструирование по схеме. Выставка работ. | ||
Конструирование по замыслу | Игры «Выдели похожие», «Составь узор». Обдумывание будущей постройки. Конструирование. Свободная игровая деятельность. | |
Вертолёт | Игра «Есть у тебя или нет». Презентация «Воздушный транспорт. Вертолёт». Рассматривание и анализ схемы конструирования. Конструирование по схеме. Оценка работ. | |
Танк | Игра «Составь флаги». Беседа и рассматривание иллюстраций «Военная техника». Рассматривание схемы танка. Конструирование по схеме. Оценка и выставка работ. | |
Март | Угощение для мамы (пирожное) | Игра «Таинственный мешочек». Стихотворение про маму. Беседа «Подарок для мамы». Рассматривание образца. Конструирование по схеме. Оценка работ. |
Тюльпаны | Игра «Собери модель по памяти». Беседа о приближающемся празднике 8 Марта. Чтение стихов о маме. Рассматривание схемы. Конструирование. Выставка работ. | |
Беседка | Игра «Выложи вторую половину узора». Беседа и рассматривание фотографий беседок. Конструирование по инструкции. Рассказ о своих работах. Обыгрывание построек. | |
Аквариум | Беседа «Для чего рыбки в аквариуме?». Рассматривание иллюстраций с рыбками. Конструирование по образцу. Оценка работ. Заселение аквариума. | |
Космический корабль | Игра «Что лишнее?». Рассматривание картинок с изображением космических кораблей. Рассказ о космических кораблях. Конструирование по образцу. Оценка работ. Сюжетно - ролевая игра «Мы космонавты». | |
Апрель | Конструирование по замыслу | Игра «Поиск недостающей фигуры». Обдумывание будущей постройки. Конструирование по замыслу. Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек. |
Светофор, регулировщик | Игра «Светофор». Беседа «Правила дорожного движения». Стихотворение Г. Ладонщикова «Светофор». История светофора. Конструирование по образцу. Рассказ о своих постройках. | |
Лабиринт | Игра «Что лишнее?». Проблемная ситуация: Маша потеряла своего медвежонка и никак не может его найти. Конструирование по условию. | |
Май | Конструирование по замыслу | Игры «Поиск недостающей фигуры», «Светофор». Обдумывание будущей постройки. Конструирование. Рассказ о получившейся постройке. |
Паук | Игра «Отгадай». Презентация «Пауки». Беседа с рассматриванием картинок с изображением пауков. Конструирование по схемам. Выставка работ. | |
Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора | Игры «Чья команда быстрее построит», «Разложи детали по местам», «Собери модель по ориентирам». Конструирование по замыслу. Обыгрывание построек. | |
Итоговое занятие «От замысла - к воплощению». Выставка работ | Повторить и закрепить пройденный материал: название деталей конструкторов лего «Дупло» «Дакта», способы крепления деталей, конструирование по условиям, инструкции, образцу, схеме. Демонстрировать успехи детей родителям. |