Функции управления.
21. социально-психологические аспекты управления.
22. стили управления.
23. Характеристики линейной, вертикальной и матричной структур управления.
24. Социальное прогнозирование. Методы социального прогнозирования.
25. Социальное планирование. Сущность социального планирования. Уровни социального планирования. Формы социального планирования.
26. Социальное проектирование. Методы социального планирования.
27. характеристика индивидуальной и коллективной культуры организации.
28. характеристика культур с высоким и низким уровнем дистанции власти.
29. понятие и характер групповой динамики.
30. мотивация деятельности.
31. диагностика эффективности организационных культур.
32. личностный потенциал работника.
Социальное проектирование.
34. место социологии управления в системе знаний об управлении.
35. основные теории социологии управления.
36. образование мониторинга состояния социальной сферы муниципального образования.
37. конфликты и их возникновение.
38. особенности отечественной модели управления и ее перспективы.
39. основные составляющие правового статуса гос. служащего.
Вопрос 1. Объект, предмет и задачи социологии управления.
Объектом социологии управления является – управленческие процессы протекающие в обществе, его отдельных подсистемах или организациях, рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия людей.
Предмет соц. управления – изучение и оценка, а также совершенствование процессов управления различного типа общностей.
Основные задачи социологии управления:
1. Изучение реальных фактов, в которых проявляются взаимодействия людей, которые выполняют приказы и распоряжения.
|
2. Сбор реальных факторов управленческой деятельности и выделение наиболее важных
3. Объяснить почему в системе и структуре управления появляются новшества.
4. Построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем.
5. Формулирование научнообоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.
Вопрос 2. структура и функции социологии управления.
Определяя структуру социологии управления, необходимо иметь в виду, что в ее исследовательское поле входят разного типа исследования, в числе которых фундаментальные и прикладные. Фундаментальные знания ориентированы на приращение интеллектуального потенциала науки и общества в целом, а прикладные - на использование их в разработке управленческих решений, в проектировании, прогнозировании и других технологиях управления.
- Макросоциологический уровень - это изучение управленческих процессов и отношений на межгосударственном, государственном, этническом, межэтническом и т.п. уровнях.
- Средний уровень изучает управление в локальных сферах общества: в регионе, в муниципальных образованиях, в организации и т.п.
- Микроуровень - изучение личности, ее потребностей, мотивации в процессе управленческих коммуникаций.
- Операциональный уровень включает анализ и выбор наиболее оптимальных методов и технологий управления, разработку программы и проведение конкретно-социологических исследований по проблемам управления.
Функции:
1. Позновательная – изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности
|
2. Оценочная - оценить в какой мере соответствует или не соответствует существующая система управления соц ожиданиям и потребностям.
3. Прогностическая – изучить основные особенности управления, как специфической трудовой деятельности.
4. Образовательная – на основе определения и значимости управленческих концепций, тенденций развития, совершенствования, распространить знания об управлении.
5. Дать управленческим кадрам новые приемы и технологии управления.
Вопрос 3. группа и Коллектив.
Выделяют несколько разновидностей групп:
1) условные и реальные;
2) постоянные и временные;
3) большие и малые.
Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.
Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности. Малая группа – это достаточно устойчивое объединение людей, связанное взаимными контактами.
Малая группа – немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.
|
При большем количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки Малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе и только в этом случае можно говорить о малой группе.
Группа имеет следующие психологические характеристики.
По психологическим характеристикам различают:
1) Группы членства;
2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом.
Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством.
Они выполняют функции:
I) социального сравнения, поскольку референтная группа – источник положительных и негативных образцов;
2) нормативную функцию, так как референтная группа – источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.
Неорганизованные (Номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.
Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).
Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.
Корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.
Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т. д.); во-вторых, учебный коллектив – это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям.