Практическое задание является составной частью контрольной работы для студентов ИПК и заочной формы и включает в себя решение следующих вопросов:
1. Рассчитать годовой объём перевозок сталеплавильного передела.
2. Определить суточный вагонопоток слябных заготовок.
3. Определить рабочий парк вагонов для транспортировки слябных вертушек, если число вагонов в вертушке составит 6, 9 и 12 единиц. Результаты расчётов представить в табличной форме (таблица 3.3).
4. Определить инвентарный парк вагонов для принятого варианта транспортировки слябов.
Исходные данные для выполнения практического задания по вариантам приведены в приложении А.
Основные теоретические положения и порядок выполнения практического задания
Сталеплавильный передел представлен кислородно-конвертерным цехом с отделением непрерывной разливки стали.
Организация перевозок сталеплавильного передела обусловливается его производительностью, применяемыми процессами плавки, способами подготовки и подачи шихты к печам, методами разливки стали на слитки, взаимным расположением вспомогательных отделений, марками выплавляемой стали, типом применяемого подвижного состава, локомотивов, а также другими особенностями, связанными с выполнением отдельных операций металлургического цикла.
Обслуживаемый сталеплавильный цех имеет шихтовый двор, главный корпус, а также вспомогательные отделения: миксерное, шлаковый двор, склад слябов, склад огнеупоров.
Все перечисленные объекты обслуживает транспорт с учетом последовательности и регламента технологических операций производственно-транспортного цикла.
В системе грузопотоков обслуживаемого конвертерного цеха по прибытию различают следующие основные линии: подачи и загрузки лома в конвертер; доставки и заливки жидкого чугуна; подачи, дозирования и загрузки сыпучих шлакообразующих материалов; подачи кислорода; доставки, дозирования, нагрева и подачи ферросплавов в сталеразливочные ковши; доставки смазочных материалов, запчастей и оборудования. По отправлению: приема, транспортирования и разливки стали; уборки и переработки шлака; вывоза боя огнеупоров, изношенных деталей и мусора; транспортирования готовых слябных заготовок в прокатный цех.
Подвоз массового сырья (чугун, шлак, скрап) и вывоз продукции сталеплавильного передела осуществляет железнодорожный транспорт; автомобильный транспорт применяется при подвозе огнеупорного сырья и некрупногабаритного оборудования и запчастей.
Внутрицеховой транспорт задействован при передаче жидкой стали на машины непрерывного литья заготовок и др.
Годовой объём перевозок сталеплавильного передела зависит от числа конверторов, их мощности, и определяется на основе расходных коэффициентов (таблицы 3.1; 3.2).
Таблица 3.1 – Расчет грузопотоков кислородно-конвертерного цеха
Наименование груза | Откуда (куда) | Расходный коэффициент, т/т | Годовое количество, тыс.т. |
Прибытие | |||
Чугун | ДЦ | 0,77300 | |
Стальной лом | СРБ | 0,30000 | |
Ферросплавы | ВС | 0,01100 | |
Магнезитовый порошок | ВС | 0,01780 | |
Известь | ИОЦ | 0,10970 | |
Огнеупоры | ЦО | 0,02387 | |
Смазочные материалы | ВС | 0,00002 | |
Запчасти и оборудование | ЦРО, ВС | 0,00023 | |
Отправление | |||
Сталь | ОНРС | 1,00000 | |
Шлак | ЦСШ (шлак. двор) | 0,14000 | |
Бой огнеупоров | ЦО | 0,03420 | |
Изношенные детали и оборудование | ЦРО, СРБ | 0,00023 | |
Мусор | Отвал | 0,01200 |
Таблица 3.2 – Расчет грузопотоков отдела непрерывной разливки стали
Наименование груза | Откуда (куда) | Расходный коэффициент, т/т | Годовое количество, тыс.т. |
Прибытие | |||
Сталь | ККЦ | 1,02693 | |
Огнеупорные материалы | ЦО | 0,00683 | |
Арматура для разливочного оборудования | ВС | 0,00079 | |
Смазочные материалы | ВС | 0,00082 | |
Запчасти и материалы | ЦРО, ВС | 0,00030 | |
Отправление | |||
Слябы | ПЦ | 1,00000 | |
Отходы металла | СРБ | 0,02629 | |
Изношенные детали и оборудование | ЦРО,СРБ | 0,00030 | |
Бой огнеупоров | ЦО | 0,00550 | |
Мусор, отходы | Отвал | 0,00060 |
При обслуживании сталеплавильного передела принято организовывать транспортировку таких грузов, как стальной лом, шлак, слябы, в поездах – вертушках.
Оптимальный состав поездов – вертушек определяется с учетом технических условий и экономичности перевозок. При этом учитывается:
- установленные весовые нормы поездов;
- вместимость грузовых фронтов;
- наличие непрерывной погрузки вагонов непосредственно у отдельных агрегатов;
-экономичность перевозок по затратам локомотиво-часов и вагоно-суток.
Расчет состава вертушки осуществляется в следующей последовательности:
1) Суточный вагонопоток определяется:
, ед, (3.1)
где – грузоподъёмность вагона, т;
– коэффициент использования грузоподъёмности вагона.
2)
, (3.2)
где nв – число вагонов в вертушке, принимаемое с учётом вместимости грузового фронта (фронта погрузки или выгрузки).
По результатам расчёта «П» округляется до целого числа в сторону увеличения. После чего, для приведения в соответствие с грузооборотом уменьшается число вагонов в составе вертушки.
1) Определение времени оборота вертушки складывается из следующих основных операций:
Tоб = (tп+tв)nв +2tх +2tп-у, мин, (3.3)
где tп – затраты времени на погрузку одного вагона, мин;
tв – затраты времени на выгрузку одного вагона, мин;
tх – время хода поезда по перегону, мин;
tп-у – время на подачу-уборку вагонов на грузовой фронт, формирование и расформирование поездов, мин.
2) Определение потребного количества вертушек:

3) Рабочий парк вагонов, потребный для осуществления данного вида перевозок определяется:
, ед . (3.5)
4) Инвентарный парк вагонов включает в себя вагоны, находящиеся на балансе железнодорожного цеха предприятия:
, (3.6)
где – количество вагонов в запасе, принимается 8 % от рабочего парка;
– количество вагонов в ремонте, принимается 6 % от рабочего парка.
На основе приведенного алгоритма производится расчёт рабочего парка подвижного состава для вертушек, состоящих из 6, 9, 12 вагонов и результаты заносятся в таблицу 3.3. Для принятого варианта перевозок производится расчёт инвентарного парка вагонов.
Таблица 3.3 – Результаты расчётов
![]() | Tоб, час | ![]() | ![]() | ![]() | |
nв = 6 | |||||
nв = 9 | |||||
nв =12 |