В последующие концентры будут входить все более сложные языковые единицы, их формы и правила функционирования единиц в процессе порождения речи.




Вывод. Языковая единица обретает «свое лицо» только в системе всего языка или в определенной его подсистеме, к которой единица относится. Причем в разных условиях (контекстах) единица проявляет себя по-разному. Поэтому, формируя у детей определенную языковую единицу, нужно ставить ее в различные контексты и «показывать» детям, как она там функционирует. Одновременно необходимо противопоставлять ее другим единицам. Скажем, если ребенку дается слово холодный, то вместе с ним следует дать и слово горячий, если формируется какое-то отношение, выражающееся флексией -у, то необходимо эту флексию сначала сопоставить с нулем, а затем и с какой-то другой флексией.

Основная функция языка – коммуникативная. Поэтому организующим фактором всей работы должно выступать предложение, а в предложении – предикат как организующий центр предложения. Разумеется, на определенном этапе работы основное место будет принадлежать связному тексту (правда, и на первых ее этапах диалог уже выступает как текст).

Поскольку язык – средство общения и обобщения, постольку в логопедической работе нужно постоянно создавать ситуации, в которых бы ребенок испытывал необходимость использовать язык. Не повторение ребенком слов или предложений, не добавление им слов в предложения и т.п., а самостоятельная речь ребенка — вот что должно быть основной формой всей логопедической работы. В процессе ее ребенок должен научиться самостоятельно открывать сложные закономерности языка и использовать язык в деятельности.

1. Состояние речи детей с разными уровнями речевого недоразвития. Степени тяжести алалии

- Р. Е. Левина выделяет три уровня речевого недоразвития при алалии;

- Н. Н. Трауготт, Л. В. Мелехова называют три периода (этапа) в формировании речи ребенка с алалией;

- О. В. Правдина выделяет четыре этапа;

- Т. Б. Филичева представляет четвертый уровень речевого недоразвития (стр. 48).

Уровни речевого недоразвития при алалии по В.А. Ковшикову

I–II уровни речевого недоразвития:

- отсутствие предикатов;

- использование интонационных и мимических средств общения;

- понять речь ребенка можно только с учетом конкретной ситуации общения («тя бах» - чашка упала, «дека мо» – девочка моет).

II–III уровни речевого недоразвития:

- аграмматизмы;

- использование только простых предложений с нарушением их структуры;

- речь ребенка становится понятной и вне ситуации общения («Сек. Ипята. Сябака бизит гоки. Матики таюта изя, сянька, канька.» – Снег, Ребята. Собака бежит с горки. Мальчики катаются на лыжах, санках, коньках).

III уровень речевого недоразвития:

- дефицит языковых средств;

- затруднения в актуализации слов;

- разнообразные виды аграмматизмов;

- при развернутом высказывании выделяются ошибки в лексико-грамматическом и фонетическом оформлении (Быя у бабути Ани. Моя тота Нада, она ботея, девне, зивот. Катоски сеяи, ятные ягоды. У бабути коева и гусы и маненьки сяньяты» – Была у бабушки Ани. Моя тетя Надя, она болела в деревне. Живот. Картошки сеяли. Красные ягоды. У бабушки корова и гуси и маленькие свиняты).

2. Основные направления логопедической коррекции на разных уровнях недоразвития речи

На I уровне речевого недоразвития в результате коррекции ребенок должен:

- понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними;

- называть некоторые части тела и одежды;

- обозначать наиболее распространенные действия, некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния;

- выражать желания с помощью простых просьб, обращений;

- отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.

На II уровне речевого недоразвития:

- соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;

- узнавать по словесному описанию знакомые предметы;

- сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;

- понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;

- фонетически правильно оформлять согласные звуки раннего генеза, гласные звуки первого ряда;

- воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов, используемых в рамках предложных конструкций;

- общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения.

На III уровне речевого недоразвития:

- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

- владеть элементарными навыками пересказа;

- владеть навыками диалогической речи;

- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;

- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовые окончания должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно;

- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);

- владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

На IV уровне речевого недоразвития:

- свободно составлять рассказы, пересказы;

- владеть навыками творческого рассказывания;

- адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т.д.;

- понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;

- понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;

- овладеть навыками словообразования всех частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;

- оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;

- овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

 

Мот. ал— это системное наруш речи центрального органич характера, обусловлено несформированностью языковых операций, процесса порождения речевых высказываний при относ сохранных смысловых и сенсорных операциях.

Весь процесс работы с моторн. ал. можно разделить на 3 этапа, кот. соотносятся с выделенными Левиной тремя уровнями недоразвития речи.

1. отсутствие обшеупотребительной речи;

2. начатки общеупотребительной речи;

3. общеупотребитель речь с элементами ее недоразвития.

На 1 уровне работу нужно начинать с преодоления речевого негативизма, с развития реч. активности, формирования первичного словаря, с вызова у ребенка реч. импульса. Создается игровая ситуация, логопед оречевляет действия с игрушками, широко используются звучащие игрушки, голоса животных, надо старатся дать толчок для вызова у ребенка собственного звукоподражания или элемента речи.

На 2 уровне имеются начатки общеупотребительной речи, но на стадии становления. Имеются определенные слова, фразы, но слов мало, фраза аграмматична, звукопроизношение не сформировано. Продолжаем обогащать слов. запас, уточняем каждое слово, особое внимание уделяется глаголам. (просят показать предмет, повторить название, самостоятельно назвать. Испозуются различные приемы: демонстрация предметов, картинок и их название, подбор предметов к действию- кто летает?-птица, бабочка.

Подбор признаков к предметам- яблоко какое?-красное, вкусное. Названия частей из предмета- стул – спинка, ножки.

Подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов, образование уменьшительно-ласкат.слов, усвоение слов по темам, знакомство с обобщающими словами. При работе со словами обращать внимание на правильные грамматические формы слов (единст. и множеств. числа), работа начинается с устранения импрессивного аграмматизма, пониминие грамматических форм- покажи, где книга? Книги? Постепенно подходим к фразовой речи, ребенку задаются вопросы- что я тебе даю?-конфету, конфеты. Необходимо, чтобы реб. правильно использовал окончания. работа над предлогами- положи карандаш под книгу, в книгу и т.д. Работа над приставками и глаголами – приходит, переходит, входит. На изучение каждой граммит. форме приходится задерживаться до ее полного усвоения и не переходить к другим грамм. формам.

Работа над слоговой структурой слова ведется только на правильно произносимых звуках. Позднее подключают слова с вновь воспитанными звуками. Используются: добавление слогов к словам - ток- каток; опускание слогов-машина-шина; перестановка слогов-гора-рога;.добавление недостающего слога- голо-голова, голосок; простукивание слогов, придумывание слогов с определенным кол-вом слогов. Последовательность работы строгая. Сначала звукоподражания, односложные слова, двусложные с одинаковыми гласными ма-ма, с одинаковыми согласными во-ва, тё-тя, с одинаковыми гласными, но разными согласными ва-та, с разными согласными и гласными му-ха, слова, оканчивающиеся на одинаковый слог зи-на, лу-на, с открытым и закрытым слогом ди-ван, га-мак, со стечением согласных в середине слова из 4-х звуков и-гл-а, затем в словах с большим кол-вом звуков ла-мп-а, стечение согл. в конце слова во-лк, и в начале слова кр-ан. Важно отработать ударение, берутся одинаковые слоги, но с разным ударением.

На 3 уровне к связной речи реб.может подойти, если имеет достаточный слов.запас, владеет навыками отдельных предложений. Реб.должен достаточно владеть диалогической речью, т.е. научится отвечать на вопросы. Широко используются: серия картинок, на которой изображ.последовательность, реб.предлагают разложить картинки последовательно. Проводится работа над планом рассказа- о чем расскажешь? Учат слушать за рассказом товарищей по группе. Учат выделять главную мысль рассказа. Просят придумывать заглавие, начало и конец рассказа. Обучению грамоте начинают как можно раньше, т.к. овладение грамоте сильно способствует овладению устной речью (прочитанный и записанный материал закрепляется, легче усваивается структура предложений. Обогащается словарный запас, возможен самоконтроль и сомокоррекция речи). Обучение проводится с 5-6 лет, в игровой форме. Обучение ведется на правильно произносимых и твердо усвоенных детьми словах, слогах, звуках. Обучение начинают ещё до усвоения звуков. Порядок прохождения звуков и букв отличается от порядка массового прохождения, берутся звуки раннего онтогенеза, наиболее просты по артикуляции (а, у, х, м, о, с, п, к, н) и т.д. Используются наглядные фишки, схемы. На заключительном этапе учат делить предложения на слова и определять кол-во слов в предложении.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: