Бюджетная система Российской Федерации




Совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов называется бюджетной системой.

Таблица 1

Уровни бюджетной системы
1. Местные бюджеты
2. Региональные бюджеты
3. Федеральный бюджет

Местные бюджеты составляют финансовую основу органов местного самоуправления. Они образуются в основном из местных налогов и перевода в адрес местного самоуправления средств из регионального бюджета, а расходуются на нужды местной социальной и производственной инфраструктуры.

Региональные бюджеты образуются из региональных налогов, идущей регионам части федеральных налогов, перевода в адрес региональных бюджетов средств из бюджета центрального правительства. Они финансируют помимо этого и региональную промышленность, строительство и сельское хозяйство.

Бюджет центрального правительства кроме приведенного выше содержит расходы на международную деятельность, национальную оборону, правоохранительную деятельность, обслуживание государственного долга.

Государственные внебюджетные фонды – это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Эти средства находятся в распоряжении центральных и региональных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Примерами могут быть Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Существуют еще целевые бюджетные фонды, которые, в отличие от государственных внебюджетных фондов, являются составной частью госбюджета. Например, это территориальные дорожные фонды.

Свод бюджетов всех уровней называется консолидированным бюджетом.

Согласно Конституции страны Россия является федеративным государством. Субъектами Российской Федерации являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа, автономная область, города Москва и Санкт-Петербург.

Правовой формой разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов России является заключенный между ними федеративный договор и иные (двусторонние) договоры. В гл. 3 Конституции Российской Федерации перечислены все субъекты Российской Федерации: 21 республика, 9 краев, 47 областей, в том числе одна автономная область, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 4 автономных округа. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики, статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом субъекта РФ.

Важнейшую роль в бюджетной системе России занимает местное самоуправление. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Одним из недостатков в реализации федерализма наблюдается несоответствие законов и решений субъектов РФ нормам федерального законодательства, несоблюдение федеральных законов в ряде регионов. В целях укрепления исполнительной вертикали, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и улучшения контроля за исполнением федеральных законов в России создано 8 федеральных округов. Каждый из них возглавляет полномочный представитель Президента Российской Федерации.

Бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса, при формировании бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.

Таблица 2

Принципы бюджетного федерализма
законодательное разграничение полномочий между органами власти всех уровней по формированию доходов и расходов бюджетов
обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы
обеспечение органов власти соответствующего уровня необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций
организации межбюджетных отношений в рамках бюджетной системы РФ
самостоятельности и равноправии каждого бюджета, входящего в бюджетную систему

 

Бюджетнaя система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (областных, окружных, республиканских, краевых), местных бюджетов (городских, районных, сельских, поселковых) и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Цели бюджетов каждого уровня закрепляются расходными полномочиями. А так же возникают проблемы межбюджетных отношений.

Таблица 3

Цели бюджета Проблемы бюджета
  содержание вооруженных сил и органов правопорядка недостаточная децентрализация управления общественными финансами, чрезвычайно высокая доля связанных (т.е. определяемых вышестоящими органами власти) доходов и расходов в бюджетах субъектов РФ и местных органов власти
  международная деятельность и обслуживание государственного долга возрастающее стремление федерального центра укреплять вертикаль власти, приводящее к усилению контроля не столько за территориальными органами федеральных ведомств, сколько за органами власти субъектов РФ и местного самоуправления
  финансовая поддержка бюджетов иных уровней сохранение неформализованных каналов передачи финансовой помощи
социальное обслуживание общества (здравоохранение, образование, социальная политика, фундаментальная наука, культура, искусство и т.д.)   нерешенность проблемы нефинансируемых федеральных и региональных мандатов
бюджет субъекта РФ финансирует расходы по выполнению своих управленческих функций, социально-экономическому развитию региона (поддержка предприятий промышленности энергетики и строительства сельского хозяйства и рыболовства, образование, социальная политика и другое)     нежесткость бюджетных ограничений
местные бюджеты финансируют расходы по регулированию размещения производительных сил на территории   бюджетной системы фактически сложившимся уровням публичной власти
созданию местной социально- производственной инфраструктуры, социальные программы поддержки населения (ЖКХ, благоустройство территории, содержание учреждений здравоохранения, образования культуры и других)     несоответствие предусмотренного законодательством количества уровней

 

Основным методом бюджетного регулирования является установление твердо закрепленных и регулирующих доходов.

Из всех аспектов бюджетных отношений межбюджетные отношения между Российской Федерацией и ее субъектами относятся к числу наименее законодательно урегулированных.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: