Полномочия звеньев организационной структуры ЦБ




Организационное построение ЦБ РФ

Система организации деятельности центральных банков развитых стран состоит из следующих блоков:

- Фундаментальный блок /сущность, статус и задачи ЦБ/,

- Организационный блок /структура и полномочия органов управления, инфраструктура/,

- Регулирующий блок /законодательство, нормативные акты/.

Фундаментальный блок. Содержит исходные представления о сущности экономики ЦБ, статусе и полномочиях, принципах управления и т.д. Поскольку эмиссионная деятельность ЦБ признается основной его функцией, то это обстоятельство требует соблюдения определенных принципов организации деятельности ЦБ, что влияет на структуру звеньев управления. К числу этих принципов можно отнести следующие позиции:

- принцип централизации деятельности. Является важнейшим принципом, поскольку деятельность ЦБ носит общенациональный характер и должна подчиняться указаниям одного главного центра с соответствующими полномочиями – Совет директоров ЦБ РФ: определяет основные направления деятельности ЦБ, руководит и управляет им. В Совет директоров входят председатель Совета /он же председатель ЦБ/ и 12 членов Совета директоров, работающих в ЦБ на постоянной основе. 4 первых заместителя председателя Совета отвечают за определенные направления деятельности ЦБ. Совет директоров заседает не реже 1 раза в месяц. Вообще принцип централизованного построения позволяет обеспечить единство ДКП, поскольку решения, принятые верхними властными уровнями, имеют одинаковую силу для остальных звеньев ЦБ.

- принцип разделения властных полномочий по соответствующим уровням управления. К первому уровню органов управления ЦБ относят центр /в форме Советов, Правления и т.д./, ко второму – территориальные банки /управления/, их отделения и РКЦ, к третьему – полевые учреждения, к четвертому – учреждения инфраструктуры /вычислительные центры, инкассация, хранилища, учебные заведения, службы безопасности/. ВРФ вертикальная структура управления представлена 59 территориальными банками, 19 национальными банками, 5 отделениями ГТУ, 1165 РКЦ и т.д. Внутри каждого звена действителен принцип регионального размещения.

- принцип функциональности. Поскольку ЦБ регулирует денежный оборот, то деятельность его функциональных подразделений связана с регулированием денежного обращения в стране и с соответствующими полномочиями. У Председателя ЦБ есть 4 первых заместителя, между которыми обязанности распределены следующим образом:

- 1 – Департамент эмиссионно-кассовых операций, Центральное хранилище и т.д.,

- 2 – Сводный экономический департамент, Департамент операций на открытом рынке, Департамент валютных операций, Департамент международных финансово-экономических отношений и т.д.,

- 3 – Департамент платежных систем и расчетов, Операционное управление, Департамент организации и исполнения госбюджетных и внебюджетных фондов и т.д.,

- 4 – Департамент банковского регулирования и надзора, Департамент лицензирования и финансового оздоровления КО, Департамент валютного регулирования и валютного контроля и т.д.

Функциональный принцип применяется и в пределах 2 звена системы ЦБ – на уровне территориальных банков, которые помимо полномочий в области денежно-кредитного регулирования также осуществляют непосредственное кредитно-расчетное обслуживание КБ через свои операционные управления либо через РКЦ.

- принцип согласования с интересами других экономических субъектов. Соблюдение баланса интересов достигается за счет участия различных сторон в деятельности ЦБ. Например, министр финансов и министр экономики и торговли РФ принимают участие в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса. ЦБ и Правительство РФ также информируют друг друга о предполагаемых действиях общегосударственного значения, координируют свою политику и организуют взаимные консультации. При взаимодействии с КБ ЦБ перед принятием наиболее важных решений может проводить с ними консультации, а также дает необходимые разъяснения и т.д. Важную роль при реализации рассматриваемого принципа играет создание Национального банковского совета /рассматривает концепцию совершенствования БС РФ, проекты основных направлений единой государственной ДКП, политики валютного регулирования и валютного контроля и т.д./. В состав НБС входят 12 человек: по 3 представителя от палат Федерального Собрания, Президента и Правительства.

Полномочия звеньев организационной структуры ЦБ

Совет директоров. Решает наиболее значимые вопросы, отражающие целевое предназначение ЦБ. Высший орган управления, коллегиальный орган, осуществляющий руководство ЦБ. Состав: 13 человек: Председатель ЦБ, 12 членов, работающих на постоянной основе в ЦБ. Члены назначаются Госдумой по представлению Председателя ЦБ и по согласованию с Президентом. Срок исполнения полномочий членов Совета – 4 года. Членство в Совете накладывает на гражданина ряд ограничений, поскольку невозможно совмещать интересы службы в ЦБ с какими-либо политическими, экономическими и иными интересами. Поэтому члены Совета не могут быть депутатами Госдумы, членами Совета Федерации, представителями законодательных органов власти, не могут состоять в политических партиях, не могут работать по совместительству, не могут занимать должности в КО, общественно-политических и религиозных организациях.

Решения принимаются большинством голосов, при равенстве голосов голос Председателя является решающим. Кворум составляет 7 человек. Однако решения могут быть приняты только при обязательном присутствии Председателя /лица, его замещающего/.

Компетенция Совета директоров:

- разрабатывает во взаимодействии с Правительством проект основных направлений ДКП и сами основные направления ДКП, обеспечивает их выполнение,

- утверждает годовую финансовую отчетность ЦБ, рассматривает аудиторское заключение и заключение Счетной палаты,

- утверждает отчет о деятельности ЦБ, готовит анализ состояния экономики РФ,

- принимает решения о реорганизации и ликвидации организаций ЦБ, о величине резервных требований, об изменении % ставок ЦБ, об определении лимитов операций на открытом рынке, о применении прямых количественных ограничений, о выпуске банкнот и монет нового образца и изъятии из обращения старых денежных знаков и проч.,

- утверждает структуру ЦБ, положения о структурных подразделениях,

- устанавливает правила проведения банковских операций, правила бухучета и составления отчетности,

- устанавливает порядок проведения проверок КО, Принимает решения по проведению мероприятий в целях финансового оздоровления КО,

- разрабатывает структуру ЦБ, утверждает положения о подразделениях ЦБ и т.д.

Председатель ЦБ.

Компетенция:

- действует от имени ЦБ и представляет его интересы,

- председательствует, подписывает нормативные акты,

- назначает на должности заместителей,

- несет полную ответственность за деятельность ЦБ,

- обеспечивает реализацию функций ЦБ.

Полномочия второго уровня системы БР. Территориальные банки не обладают статусом юридических лиц, действуют от имени ЦБ по доверенности, имеют ограниченные права, например, они не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, выдавать гарантии и поручительства и прочие обязательства без соответствующего разрешения Совета директоров. Баланс любого ТУ является составной частью баланса БР. ТУ выполняют часть функций ЦБ на соответствующих территориях. Их главной задачей является обеспечение единства федеральной политики в области денежно-кредитных отношений, надзора за деятельностью КБ. Составной частью ТУ являются РКЦ, организованные по региональному принципу. РКЦ включают:

- головной РКЦ,

- межрайонный РКЦ,

- районный РКЦ.

РКЦ выполняют следующие полномочия:

- обеспечивают межбанковские и внутрибанковские расчеты КО на территории его обслуживания,

- проверяют реализацию банками требования обязательного резервирования, достоверность расчетов, своевременность и полноту перечислений ФОР,

- участвуют в предоставлении банкам кредитов БР,

- проводят проверки и применяют санкции к КО по распоряжению ТУ,

- определяют предельные остатки наличности в кассах КБ,

- ведут оперативный контроль за соблюдением кассовых операций и т.д.

Полномочия третьего уровня системы БР. Полевые учреждения имеют двойное подчинение – ЦБ и МО РФ. Решения о создании и ликвидации полевых учреждений принимаются Советом директоров ЦБ по согласованию с Генеральным штабом Вооруженных сил РФ. Полевые учреждения комплектуются из числа военнослужащих, которые должны соблюдать принцип единоначалия, т.е. полевые учреждения являются воинскими учреждения и руководствуются воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях БР /совместно с МО РФ/. Полномочия полевых учреждений:

- осуществляют банковское обслуживание юриков и физиков,

- могут эмитировать наличность в обращение по разрешению ЦБ,

- осуществляют организацию денежного обращения,

- по необходимости выполняют функции РКЦ и др.

Отличия полевых учреждений:

- клиентами полевых учреждений преимущественно являются воинские части, организации МО, физики, проживающие на территории соответствующих объектов,

- не имеют полномочий по банковскому надзору, контролю и регулированию,

- могут создаваться и функционировать в гарнизонах, расположенных за пределами РФ, для обслуживания российских войск.

Полномочия четвертого уровня системы ЦБ. К числу учреждений, поддерживающих эффективное функционирование ЦБ, относят:

- учреждения, функционирующие в области регулирования денежного оборота – вычислительные центры, центральные хранилища, РОСИНКАС и др.,

- учреждения, обеспечивающие ЦБ необходимой информацией, например, Департамент информационных систем,

- учреждения, технически поддерживающие функционирование системы ЦБ,

- учреждения по подготовке и переподготовке банковского персонала,

- учреждения по организации научных исследований банковской сферы – Департамент исследований и информации, консультационные структуры, научные центры, ВУЗы.

 

Служащие ЦБ. Не имеют права:

- работать по совместительству и по договору подряда /за исключением преподавательской и научно-исследовательской деятельности/,

- работать в КО,

- разглашать служебную информацию о деятельности ЦБ без разрешения Совета директоров.

НБС. Коллегиальный орган, состоящий из представителей различных ветвей власти и наделенный компетенцией осуществлять контроль за его деятельностью на принципах коллегиальности, гласности и законности без права вмешательства в оперативную деятельность банка.

(человек)

НБС
Законодательная власть Исполнительная власть ЦБ РФ
Совет Федерации Госдума Президент Правительство
         

НБС включает Председателя НБС, его заместителя и членов. Председатель осуществляет общее руководство деятельностью НБС, назначает заседания, избирается членами НБС из их числа большинством голосов на 4 года. Одно и то же лицо не может занимать должность более 3 сроков подряд. Председатель может быть досрочно освобожден от должности, если:

1. не может исполнять обязанности в силу болезни,

2. подал личное заявление об отставке,

3. совершил уголовное преступление,

4. нарушил федеральное законодательство в сфере ЦБ.

Заместитель Председателя осуществляет те же функции в случае отсутствия последнего. Избирается также из числа членов НБС большинством голосов. Члены НБС за исключением Председателя ЦБ /член НБС по должности/ не работают в ЦБ на постоянной основе и не получают плату за это. Заседания НБС – не реже 1 раза в квартал. Решения принимаются большинством голосов, решения правомочны, если на заседании присутствуют 7 человек /кворум/. Решение – в виде протокола.

Компетенция НБС:

- рассмотрение годового отчета ЦБ,

- утверждение общего объема расходов на содержание служащих, объема капитальных вложений и прочих административных расходов и объема расходов на пенсионное обеспечение и страхование служащих,

- утверждение дополнительных расходов на содержание служащих и проч. /при необходимости/,

- рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы РФ,

- рассмотрение проекта основных направлений единой ДКП и основных направлений ДКП,

- решение вопросов, связанных с участием ЦБ в капиталах КО,

- назначение главного аудитора ЦБ и рассмотрение его докладов,

- ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности ЦБ /реализация основных направлений ДКП, банковское регулирование и надзор, реализация политики валютного регулирования и надзора, организация системы расчетов, исполнение сметы расходов ЦБ, подготовка проектов нормативных актов/,

- определение аудиторской организации,

- внесение в Госдуму предложений о проведении проверки Счетной палатой финансово-хозяйственной деятельности структурных подразделений ЦБ,

- утверждение порядка формирования провизий ЦБ и порядка распределения прибыли, оставшейся в распоряжении ЦБ,

- утверждение отчета о расходах ЦБ.

Частичное превращение НБС из совещательного органа в орган управления ЦБ объективно ослабляет степень информированности Госдумы о деятельности ЦБ, однако функционирование НБС повышает прозрачность деятельности ЦБ без ущемления его независимости в проведении ДКП. Считается, что независимость ЦБ должна проявляться при проведении ДКП путем выбора инструментов для ее реализации, своевременного реагирования на изменение ситуации на денежном и валютном рынке. ЦБ должен исходить из высших интересов государства и общества, учитывать при этом цели и действия других государственных органов, координировать свою деятельность с ними.

Принципы взаимодействия ЦБ РФ с органами власти

Несмотря на то, что ЦБ РФ функционирует независимо от других федеральных органов государственной власти, он подотчетен Государственной Думе РФ. Включение ЦБ РФ в систему властных структур объясняется существованием системы сдержек и противовесов, которая позволяет ЦБ РФ самостоятельно проводить ДКП и, вместе с тем, не позволяет ему использовать данные возможности в ущерб общественным интересам. Теоретической основой этой системы является постулат теории Монтескье: различные ветви власти должны взаимодействовать и взаимно сдерживать друг друга от посягательств на свою самостоятельность. Принято выделять взаимоотношения ЦБ РФ с исполнительной и законодательной властью:

- исполнительная власть.

Элементы воздействия исполнительной власти на ЦБ РФ Элементы воздействия ЦБ РФ на исполнительную власть
Президент РФ: представление кандидатуры Председателя ЦБ РФ Государственной Думе РФ и вопрос об освобождении от должности ЦБ разрабатывает и проводит единую ДКП и участвует в разработке экономической политики Правительства
Состав НБС ЦБ: из 12 членов – 3 представители Президента, 3 – представители Правительства Правительство обязано информировать ЦБ РФ о своих предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение
Правительство обеспечивает проведение единой ДКП Председатель ЦБ /его заместитель/ участвует в заседаниях Правительства
Участие в заседаниях Совета директоров ЦБ: министры финансов и экономического развития и торговли /право совещательного голоса/ ЦБ консультирует Минфин по вопросам выпуска государственных ц.б. и погашения государственного долга с учетом приоритетов единой ДКП
ЦБ РФ обязан информировать Правительство о своих предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение Без одобрения ЦБ не принимаются правовые акты, касающиеся выполнения Центральным банком своих функций
  ЦБ вправе обращаться в суд с исками о признании недействительными актов исполнительной власти

- законодательная власть.

Элементы воздействия законодательной власти на ЦБ РФ Элементы воздействия ЦБ РФ на законодательную власть
Госдума: ЦБ подотчетен Госдуме ЦБ издает нормативные акты, обязательные для органов государственной власти
Состав НБС ЦБ: из 12 членов – 2 члены Совета Федерации, 3 – депутаты Госдумы Председатель ЦБ /его заместитель/ может участвовать в заседаниях Госдумы по вопросам экономической, финансовой, кредитной и банковской политики
Совет Федерации: рассматривает федеральные законы по вопросам эмиссии, валютного и кредитного регулирования ЦБ вправе обращаться в суд с исками о признании недействительными актов законодательной власти
  Проекты федеральных законов, касающихся функций ЦБ, направляются на заключение ЦБ

- отдельно полномочия Госдумы:

1. назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ /по представлении Президента/,

2. назначение на должность и освобождение от должности членов Совета директоров ЦБ по представлению Председателя ЦБ /согласовано с Президентом/,

3. направление и отзыв представителей Госдумы в НБС,

4. рассмотрение основных направлений ДКП и принятие по ним решений,

5. рассмотрение годового отчета ЦБ и принятие по нему решений,

6. принятие решения о проверке финансово-хозяйственной деятельности ЦБ Счетной палатой /принимается только на основании предложения НБС/,

6. проведение парламентских слушаний о деятельности ЦБ с участием его представителей,

7. заслушивание докладов Председателя ЦБ о деятельности ЦБ /при представлении годового отчета и основных направлений единой ДКП/.

Целью взаимодействия ЦБ, Госдумы и Правительства является реализация определенных функций ЦБ /?/ – согласование ДКП, бюджетной, налоговой и финансовой политики. С этой целью взаимодействие ЦБ с органами власти принимает характер взаимных консультаций, участия в деятельности, координирования усилий и проч. ЦБ не вправе предоставлять Правительству кредиты для финансирования дефицита бюджета, а также покупать государственные ц.б. при их первичном размещении /за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законодательством/. Однако средства федерального бюджета и средства внебюджетных фондов хранятся именно в ЦБ, а операции с указанными средствами ЦБ осуществляет бесплатно. Управление государственным долгом осуществляется Правительством, а обслуживание госдолга проводится ЦБ путем осуществления операций размещения долговых обязательств, их погашения и выплаты % по ним. Также ЦБ осуществляет функции генерального агента – агента по обслуживанию государственного внутреннего долга – безвозмездно.

Нормативная деятельность ЦБ РФ

Нормативными актами ЦБ являются акты, направленные на установление, изменение или отмену норм права как постоянных или временных предписаний, обязательных для определенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение на территории РФ. Нормативные акты обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Не имеют обратной силы и не могут противоречить федеральным законам. Нормативные акты ЦБ имеют следующие формы: 1. указание /регистрационный номер состоит из порядкового цифрового № и буквы «У» через тире/, 2. положение /регистрационный номер состоит из порядкового цифрового № и буквы «П» через тире/, 3. инструкция /регистрационный номер состоит из порядкового цифрового № и буквы «И» через тире/.

Указание. Если устанавливает отдельные правила по отдельным вопросам компетенции ЦБ или вносит изменения или дополнения в действующий нормативный акт ЦБ либо отменяет его.

Положение. Если устанавливает системно связанные между собой правила по отдельным вопросам компетенции ЦБ.

Инструкция. Если определяет порядок применения положений законов и иных нормативных актов.

Все нормативные документы подписываются Председателем ЦБ.

Служебная записка о необходимости принятия нормативного акта должна содержать:

- обоснование необходимости принятия акта,

- определение сферы компетенции ЦБ по вопросам проекта акта,

- указание на состояние действующего законодательства,

- указание на предполагаемые последствия принятия акта,

- указание на предполагаемое структурное подразделение, ответственное за подготовку акта,

- приблизительные сроки представления проекта акта Председателю ЦБ или на рассмотрение Совета директоров.

Подготовка проекта осуществляется на основании приказа Председателя ЦБ или решения Совета директоров. Структурное подразделение, ответственное за подготовку акта:

- разрабатывает план работ и проект акта,

- направляет этот проект на заключение в структурные подразделения ЦБ, если затронута их компетенция /заключение – в течение 30 дней/,

- после внесения изменений и дополнений направляет проект в Юридический департамент на заключение с точки зрения соответствия требованиям законодательства,

- определяет состав министерств, с которыми должен быть согласован проект акта,

- определяет научно-исследовательские организации, которые могут быть привлечены для проведения экспертизы акта /по необходимости/.

Председатель ЦБ может принять одно из следующих решений в отношении проекта акта:

1. подписать акт,

2. направить проект на рассмотрение Совета директоров /если акт затрагивает компетенцию Совета/,

3. возвратить проект на доработку,

4. отклонить проект в целом.

Совет директоров ЦБ может принять одно из следующих решений в отношении проекта акта:

1. принять проект без замечаний и передать его на подпись Председателю ЦБ,

2. принять проект с замечаниями редакционного характера /также передается на подпись Председателю ЦБ/,

3. одобрить проект в целом и отправить его на доработку /повторно вносится на рассмотрение/,

4. возвратить проект на доработку,

5. отклонить проект в целом.

Нормативные акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их опубликования в «Вестнике Банка России», за исключение актов, содержащих государственную тайну.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: