График прохождения модуля
Модуль: сентябрь – декабрь,
модульный контроль – конец декабря.
Темы, выносимые на модульный контроль
Лекционные занятия
1. Методика преподавания русского языка как наука. Русский язык как учебный предмет.
- Средства обучения русскому языку. Учебник как ведущее средство обучения.
- Типы и структура уроков по русскому языку.
- Методы обучения русскому языку.
- Развивающее обучение на уроках русского языка.
- Требования к составлению конспектов для проведения уроков разных типов.
- Методика работы над грамматической темой.
- Виды разбора на уроках русского языка.
- Методика обучения учащихся 5 – 9 классов написанию изложений и сочинений на нелитературную тему.
- Внеклассная работа по русскому языку.
Практические занятия
- Анализ действующих программ по русскому языку для школ с русским языком обучения.
- Анализ действующих учебников по русскому языку для 5 – 7 классов.
- Крупноблочное изучение языкового материала с использованием активных методов обучения.
- Организация закрепления изученного материала. Первичное закрепление.
- Сквозное комплексное закрепление изученного материала на синтаксической основе.
- Cоставление конспектов для проведения уроков разных типов.
- Новые нормы оценивания знаний учащихся. Выставление семестровой оценки.
- Анализ речевой линии действующей программы.
- Работа над различными видами речевой деятельности на аспектных уроках и уроках развития речи.
- Работа над типами и стилями речи на уроках русского языка.
Перечень вопросов, выносимых на модульный контроль
- Методика преподавания русского языка в школе как научная дисциплина.
- Предмет и задачи методики преподавания русского языка.
- Методы исследования в методике преподавания русского языка.
- Содержание и структура «Программы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (12-летняя школа)» для основной школы.
- Содержание и структура «Программы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (12-летняя школа)» для старшей школы.
- 12-балльная система оценивания знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.
- Цели процесса бучения русскому языку в средней школе.
- Урок как организационная форма работы по русскому языку.
- Планирование работы на уроках русского языка. Календарное и тематическое планирование.
- Поурочное планирование работы на уроках русского языка.
- Средства обучения русскому языку.
- Учебно-методический комплекс по русскому языку.
- Учебник как ведущее средство обучения. Вспомогательные материалы для учителя. Дополнительные материалы для учащихся.
- Общедидактические и частнометодические принципы обучения русскому языку учащихся школ с русским языком обучения.
- Понятия метода обучения русскому языку и методического приёма.
- Активные и пассивные методы обучения русскому языку.
- Методы обучения русскому языку, направленные на формирование знаний учащихся.
- Методы обучения русскому языку, направленные на формирования умений и навыков учащихся.
- Частично-поисковый метод обучения и его реализация на уроках русского языка.
- Методы и приемы активизации умственной деятельности учащихся на уроках русского языка.
- Особенности изучения теоретических сведений по русскому языку крупными блоками.
- Типы аспектных уроков русского языка.
- Структура аспектных уроков различных типов.
- Виды обучающих диктантов и методика их проведения.
- Организация закрепления изученного материала на уроках русского языка.
- Методика обучения орфографии учащихся основной школы с русским языком обучения.
- Система работы по синтаксису в основной школе с русским языком обучения.
- Обучение лексике и грамматике на синтаксической основе.
- Содержание уроков развития речи и их классификация.
- Структура уроков развития речи различных типов.
- Виды изложений и методика их проведения.
- Виды сочинений и методика их проведения.
- Содержание обучения школьников различным видам речевой деятельности на аспектных уроках русского языка и уроках развития речи.
- Нестандартный урок русского языка. Игровые задания на уроках русского языка.
- Виды и формы и методы контроля на уроках русского языка. Проблема «поурочного балла».
- Виды и методика внеклассной работы по русскому языку в школе.
- Грамматические и речевые ошибки.
- Основные компетенции учащихся, формирующиеся на уроках русского языка.
- Планирование уроков русского языка.
- Требование к ведению школьной документации по русскому языку.
Дифференцированный зачёт в 7-ом семестре складывается из следующих видов работы с таким удельным весом в баллах:
|
|
№ п/п | Вид работы | К-во баллов |
Посещение лекционных и практических занятий | ||
Реферат по методике преподавания русского языка в школе | ||
Написание конспекта аспектного урока русского языка | ||
Написание урока развития речи | ||
Комплексная контрольная работа | ||
Итого |
|
Дифференцированный зачёт выставляется в соответствии со следующей шкалой:
Оценка по шкале учебного заведения | Оценка в соответствии с национальной шкалой | Оценка по шкале ECTS |
90-100 | відмінно | A |
81-89 | добре | B |
75-80 | добре | C |
66-74 | задовільно | D |
60-65 | задовільно | E |
40-59 | незадовільно | FX |
0-39 | незадовільно | F |
FX (не зачтено) означает, что студенту необходимо выполнить дополнительную работу для успешной сдачи зачета;
F (не зачтено) означает, что студенту необходима значительная работа с обязательным повторным курсом.
Критерии оценивания
1. Критерии оценивания посещения студентами лекционных и практических занятий по методике преподавания русского языка в школе.
Общее количество занятий, которое должен посетить студент – 27. Студент получает по 0,37 баллa за каждое посещенное лекционное или практическое занятие.
2. Критерии оценивания написанного студентами реферата.
Критерии оценки реферата делятся на общие и частные.
О бщие критерии:
· соответствие реферата теме;
· глубина и полнота раскрытия темы;
· адекватность передачи первоисточников;
· логичность, связность;
· доказательность;
· структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);
· оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.);
· речевая грамотность.
Частные критерии относятся к конкретным структурным частям реферата:
· введению,
· основной части,
· заключению,
· списку использованных
· источников.
Критерии оценки введения:
· наличие обоснования выбора темы, ее актуальности;
· наличие сформулированных целей и задач работы;
· наличие характеристики первоисточников.
Критерии оценки основной части:
· структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;
· наличие заголовков к частям текста и их удачность;
· проблемность и разносторонность в изложении материала;
· выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование;
· наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.
Критерии оценки заключения:
· наличие выводов по результатам анализа;
· выражение своего мнения по проблеме.
Критерии оценки списка использованных источников:
· разносторонность использованных источников;
· правильность оформления списка литературы.
Соответствие выполненной работы каждому из 20 изложенных критериев оценивается в 0,5 баллa.
3. Критерии оценивания составленного студентами плана-конспекта урока.
План-конспект самостоятельно разработанного студентами урока оценивается, исходя из следующих критериев:
· соответствие темы урока программе,
· правильность формулировки целей и задач урока,
· правильность определения микроструктуры урока в соответствии с поставленной целью,
· рациональный подбор средств обучения (оформление урока),
· логика изложения теоретического материала,
· подбор дидактического материала,
· обоснованность форм контроля.
· способность к обоснованию методических решений,
· методическая грамотность студента,
· орфографическая и пунктуационная грамотность.
За каждый из перечисленных параметров начисляется 1 балл.
4. Критерии оценивания комплексной контрольной работы.
Ответ на первый (теоретический) вопрос оценивается в соответствии со следующими критериями:
· соответствие содержанию,
· полнота и обоснованность изложения,
· доказательность изложения,
· терминологическая корректность,
· грамотность изложения.
За каждый из перечисленных параметров начисляется 1 балл.
За неправильный ответ или отсутствие ответа баллы не начисляются.
Выполнение второго (теоретического) задания оценивается в соответствии со следующими критериями:
· точность воспроизведения формулировки,
· полнота определения,
· логичность изложения,
· наличие примеров,
· орфографическая и пунктуационная грамотность.
За каждый из перечисленных параметров начисляется 1 балл.
За неправильный ответ или отсутствие ответа баллы не начисляются.
Выполнение третьего (теоретико-практического задания) оценивается в соответствии с такими критериями:
· точность и правильность выполнения практического задания,
· творческое осмысление приобретенных знаний,
· демонстрация готовности вести поиск путей оптимизации учебно-воспитательного процесса,
· обоснованность собственных методических решений,
· орфографическая и пунктуационная грамотность.
За каждый из перечисленных параметров начисляется 1 балл.
За неправильный ответ или отсутствие ответа баллы не начисляются.
Выполнение четвертого (тестового задания) оценивается в соответствии с критерием правильности выбора одного из трех возможных вариантов ответа. Всего 15 вопросов. По 1-му баллу за правильный ответ. За неправильный ответ или отсутствие ответа баллы не начисляются.