Назначение Автоматической Системы Оповещения и Тушения Пожара (АСОТП) «Игла-М5.К-Т».
1.1 Система предназначена для обнаружения, тушения и контроля за эффективностью тушения пожаров в защищаемых объемах вагонов подвижного состава Метрополитена.
1.2 Система тушит пожары твердых горючих материалов, горючих жидкостей и электрооборудования, находящегося под напряжением до 5000 вольт.
Принцип действия Автоматической Системы Оповещения и Тушения Пожара (АСОТП) «Игла-М5.К-Т».
2.1 В пожароопасных защищаемых объемах вагона устанавливаются тепловые извещатели и модули порошкового тушения МПП(р) 0.5, далее «Буран-0,5» и МПП(р) 0.3, далее «Буран-0,3». Тактико-технические характеристики модулей приведены в приложении 1, далее модули порошкового тушения будут именоваться «ИСТ» (исполнительные средства тушения).
2.2 В системе применяются тепловые извещатели типа ДПС или ДТБГ, использующие в качестве термочувствительного элемента батарею из последовательно соединенных термопар. Выходным сигналом при тепловом воздействии является термоэлектродвижущая сила (ТЭДС) батареи термопар.
2.3 При увеличении температуры в защищаемом отсеке выше 72 °С±3°С и/или скорости роста более 5 °С/с в кабине машиниста срабатывает световая и звуковая сигнализация.
2.4 На дисплее Центрального Блока Контроля и Индикации (ЦБКИ) высвечивается информация о месте возникновения возгорания - номер вагона и наименование защищаемого отсека, в котором происходит рост температуры. Принцип формирования тревожного извещения о пожаре приведен на рис.1.
![]() |
Рис. 1. Принцип формирования в системе тревожного извещения о пожаре.
Где: t1 - начало анализа скорости роста температуры воздуха; t2 - t3 - скорость роста (∆t°), больше или равна 5 °С/с - принимается решение о пожарной ситуации;
t4 - t5 - падение температуры;
t6 - t7 - пожароопасная ситуация;
t7 - t8 - зона контроля тушения пожара.
2.5 После определения факта возгорания или продления периода более 12 секунд система формирует команду на разбор цепей управления аварийного вагона с целью ликвидации возможных очагов пожара в виде вольтовой дуги.
2.6 После снятия напряжения с агрегатов вагона через 3 секунды происходит запуск ИСТ. Происходит контроль их срабатывания. Весь процесс развития пожара и его ликвидации сопровождается выдачей соответствующей информации на панели ЦБКИ в реальном времени.
3. Система осуществляет выполнение следующих функций:
3.1 Выдачу информации о нарастании температуры с определенной скоростью, в течение определенного времени в контролируемом отсеке любого вагона состава с выдачей пятизначного номера вагона и места возникновения пожароопасной ситуации в нем (адреса).
3.2 Выдачу информации о срабатывании ИСТ «Буран-0,5» и «Буран-0,3» в контролируемом объеме любого вагона состава с выдачей пятизначного номера вагона, места возникновения нештатной ситуации в нем.
3.3 Выдачу информации о снижении температуры в контролируемом объеме после успешного тушения пожара.
3.4 Выдачу информации о повторном росте температуры в случае повторного загорания.
3.5 Выдача другой информации об изменении состояний системы сопровождается световой и звуковой сигнализацией. Алгоритм работы системы и мнемоническое схемы приведены в приложении 2.
3.6 Отображение текущей информации на индикаторе ЦБКИ, возможности ее просмотра без применения специализированного оборудования.
3.7 Хранение информации обо всех изменениях состояния системы в энергонезависимой памяти с привязкой к реальному времени возникновения события.
Комплектность поставки системы.
Полная комплектность поставки системы для вагонов различных типов и ссылка на децимальный номер КД представлена в Таблице 1.
Таблица 1.
Наименование компонентов | Тип | Количество | Обозначение | |
вагон | 81-717 | 81-714 | ||
Центральный блок контроля и индикации | ЦБКИ | ПГВС.421428.001 | ||
Промежуточный блок контроля и индикации | ПЦБК | ПГВС.424318.001 | ||
Локальный блок контроля | ЛБК | ПГВС.421448.001 | ||
Модуль пожаротушения «Буран-0,3» | ИСТ | ПГВС.МПП(р)-0,5М.00.00 | ||
Модуль пожаротушения «Буран-0,5» | ИСТ | ПГВС.МПП(р)-0,3М.00.00 | ||
Тепловые извещатели | ДПС | ДМ2.994.03ТУ | ||
Датчики температуры буксы | ДТБ | |||
Локальный блок контроля температуры буксы | ЛБК-Т(Б) | ПГВС.421448.001 | ||
Локальный блок контроля температуры подшипников тягового двигателя | ЛБК-Т(Д) | ПГВС.421448.002 | ||
Локальный блок контроля температуры коннекторных соединений | ЛБК-Т(К) | ПГВС.421448.02 | ||
Датчики цифровые | ДЦ | |||
Комплект кабелей связи | ЛС | ПГВС.425959.001 | ||
Комплект кабелей питания | КП | ПГВС.425959.001 |