Лицейские наставники поэта.




Круг знакомств А. С. Пушкина.

3.1 Завадовские. 9 стр.

3.2 Мальцовы. 11 стр.

3.3 Братья Перовские. 13 стр.

3.4 Наталья Петровна Голицина. 18 стр.

3.5 Письма в Стародуб. 19 стр.

4 Заключение. 20 стр.

Список литературы 22 стр.

Вступление.

В год двухсотлетнего юбилея русского национального поэта А. С. Пушкина ученые-исследователи творчества поэта подводят своеобразный итог изучению не только поэтического наследия. Гений А. С. Пушкина огромен, личность его, разносторонне развитая, по-прежнему будоражит умы.

Дар, которым судьба наделила Пушкина, был многогранным и в высшей степени деятельным. В юности, уже известным в литературных кругах поэтом, он всерьез подумывал о военной карьере. Александр Сергеевич всерьез интересовался и дипломатией. Политикой – внутренней и внешней – он неизменно и со страстью интересовался до конца своих дней, причем не только из-за службы в Коллегии иностранных дел.

Помимо всего этого Пушкин занимался вполне, как сказали бы в наше время, на профессиональном уровне историей: по историографической основательности, по глубине историко-филисовских и общественно-политических идей его «История Пугачева» не утратила своего значения и до наших дней. Но не только эта работа, как и не законченная «История Петра», свидетельствуют о внимательном отношении к истории отечества.

В произведениях А. С. Пушкина перед читателями проходят многие страницы прошлого нашего государ­ства. "Песнь о вещем Олеге", "Вадим", сказки — это Русь древняя, "Русалка", "Борис Годунов" — Русь крепостная, "Медный всадник", "Полтава" — великие деяния Петра, "Капитанская дочка" — восстание Е. Пугачева, стихотворения, эпиграммы, последняя глава "Евгения Онегина" — убийство Павла I, правле­ние Александра I, Отечественная война 1812 года, декабристы.

Любопытен тот факт, что один из эпизодов истории нашего, брянского края, тоже нашел свое художественное отражение в творчестве поэта. В его исторической трагедии «Борис Годунов» (1825 г.) запечатлен факт пребывания Лжедмитрия и Севске. Происходили описанные Пушкиным события в декабре 1604 – январе 1605 года, в период обострения классовой борьбы, чем воспользовались поляки и боярский сын Юшка Богданов, известный под монашеским именем Григория Отрепьева. Поляки выдали Отрепьева за чудом спасшегося царевича Дмитрия Ивановича, чтобы в своих политических целях использовать момент ослабления власти Бориса Годунова. Григорий Отрепьев пробирался в Польшу через Брянск, Карачев, Трубчевск, Стародуб еще в 1602 году. Получив военную и финансовую поддержку, мнимый царевич Дмитрий, или как стали его называть Лжедмитрий 1, уже в октябре 1604 года вступил на территорию Московского государства, а в ноябре осадил Новгород-Северский.

Обманутый народ вступил в отряды самозванца, надеясь, что он освободит от тяжелых налогов и податей. 21 декабря 1604 года произошло сражение между отрядом Лжедмитрия 1 и войском, собранным Борисом Годуновым. Последние потерпели пораже­ние и были вынуждены отступить к Стародубу, а самозванец отошел к Севску, где горожане встречали его хлебом-солью и колокольным звоном. Решающее сражение произошло 21 января 1605 года в восемнадцати километрах от Севска, у села Добрыничи. Лжедмитрий, потеряв пять тысяч убитыми, много плен­ных, на раненой лошади с небольшим отрядом бежал в Севск, а затем в Путивль.

О лошади, спасшей самозванца, вспоминает и А. С. Пушкин в сцене «Лес». Над умирающей лошадью Лжедмитрий произносит:

Мой бедный конь! Как бодро поскакал

Сегодня он в последнее сраженье

И, раненый, как быстро нес меня.

Мой бедный конь!

Подробно А. С. Пушкин воспроизводит события, связанные с правлением царевны Софьи Алексеевны (1657—1704 гг.), старшей дочери царя Алексея Михай­ловича. Стрелецкий бунт в мае 1682 года помог ей стать правительницей при болезненном царе Иване и малолетнем царе Петре. Укрепляя свою власть, она искала поддержки у дворян. Уже в сентябре 1682 года по ее указу были казнены начальник Стрелецкого приказа князь Иван Хованский и его сын Андрей. Софья смогла уничтожить стрелецкие вольности. Вскоре на Красной площади был снесен знаменитый столб, воздвигнутый в память о событиях 15—17 мая. Начальником Стрелецкою приказа Софья назначила думного дьяка Федора Шакловитого, бывшего брян­ского подьячего, сделавшего головокружительную карьеру. В годы правления царевны Софьи, т. е. в 1682—1689 гг., он был одним из ее фаворитов, или, как тогда говорили, "галантом".

В 1708 году Петр I во время войны со шведами побывал в Брянске. И это не прошло мимо внимания А. С. Пушкина. Он сделал запись: "Петр из Смоленска 20 октября поехал по почте через Рослав, Брянск и Трубчевск, отселе к Новгороду-Северскому и стал по сю сторону Десны в местечке Погребках, от Новгоро­да в двух милях. Здесь-то (29 октября) получил он известие об измене Мазепы".

Увлечение историей было не единственным его увлечением. Он очень хорошо рисовал. Правда, ни одного из своих графических сюжетов он не отделывал до конца; самые сложные из них и самые интересные по замыслу так и остались на полях его рукописей…

Однако, как бы сильно эти увлечения в иные моменты жизни его ни занимали, они никогда не принимали у него самодовлеющего характера. Все было подчинено главному делу жизни – поэтическому творчеству и – шире – литературной деятельности. Жизнь для Пушкина имела смысл поскольку постольку она должна была «войти» в литературу, отразиться в литературе.

О полноте, многообразии жизни Пушкина свидетельствует тот факт, что в круг его общения входило по меньшей мере две с половиной тысячи человек. И это только те, о которых собраны документальные материалы. В этот "круг" знакомых входили писатели и журналисты, офицеры и чиновники, родственники и товарищи по лицею, великосветские дамы и дипломаты, крепост­ные крестьяне и купцы. За каждым из имен факты биографии поэта, служившие источником многих еготворческих поисков и раздумий. Изучение отношений А. С. Пушкина с современниками, его человеческих привязанностей и антипатий, характера общения по­могает лучше понять личность поэта, дает возмож­ность глубже прочитать уже знакомые страницы его произведений, писем. Две с половиной тысячи человек- это лишь немногие из тех, с кем приходилось встречаться А. С. Пушкину в жизни. Оних сохранились упоминания в бумагах поэта, его произведениях и письмах, в деловых документах, в воспоминаниях современников.

Среди знакомых и современников А. С. Пушкинанемало людей, связанных с Брянщиной. Это его на­ставник по лицею уроженец Трубчевска А. И. Галич, помещик М. О. Судиенко и его жена Надежда Ми­хаиловна, до замужества Миклашевская, братья С. С. и И. С. Мальцовы, графиня Н. П. Голицына, карачевский помещик Н. Н. Хитрово, писатель Антоний Погорельский, его брат В. А. Перовский и другие. Несомненно, что все эти люди каким-то образом «влияли» на личность поэта, на литературное творчество. Исследование этого комплекса влияний представляется очень интересным и перспективным.

 

 
 

2. Лицейские годы А. С. Пушкина.

Лицейские наставники поэта.

Одним из лицейских наставников поэта был Алексей Кириллович Разумовский.

День открытия лицея -19октября 1811 года на­всегда остался в памяти А. С. Пушкина и друзей его юности. К нему тщательно готовились. Все 30 воспитанников собрались. При­ехал министр, все осмотрел, делал нам репетицию церемониала в полной форме, то есть вводили нас известным порядком в залу, ставили куда следует по списку, вызывали и учили кланяться по направлению к месту, где будут сидеть император и высочайшая фамилия. При этом неизбежно были презабавные сцены неловкости и ребяческой наивности.

В подготовке открытия лицея сыграл заметную роль граф Алексей Кириллович Разумовский (1748- 1822 г. г.), министр народного просвещения в 1810- 1816 годах, владевший обширными имениями в Почепе и его окрестностях. Граф принимал самое активное участие в организации и управлении Царскосельским лицеем. Он следил за репетициями акта открытия лицея, за подготовкой чтения Александром Пушкиным стихов на переходном экзамене, принимал всту­пительные, полугодовые и переводные испытания из младшего возраста в старший. С именем А. К. Разумовского связано введение для воспитанников многих запретов - выставлять доски с фамилиями отличившихся, сочинять и представлять театральные пьесы и тому подобное.

Встихотворении "Воспоминание" (к Пущину) А. С. Пушкин писал:

 

Помнишь ли друзей шептанье

Вкруг бокалов пуншевых,

Рюмок грозное молчанье,

Пламя трубок грошевых?

 

Закипев, о, сколь прекрасно

Токи дымные текли!..

Вдруг педанта глас ужасный

Нам послышался вдали…

О событии, послужившем поводом к написанию этого стихотворения, вспоминал И. И. Пущин: «Мы, то есть я, Малиновский и Пушкин, затеяли пить гоголь-моголю. Я достал бутылку рому, добыли яиц, натолкали сахару, и началась работа у кипящего само­вара. Разумеется, кроме нас, были идругие участники в этой вечерней пирушке, но они остались закулисами по делу, ив сущности один из них, а именно Трыков, в котором чересчур подействовал ром, был причиной, по которой дежурный гувернер заметил какое-то необыкновенное оживление, шумливость, беготню. Сказал инспектору. Тот после ужина всмотрелся в молодую свою команду и увидел что-то взвинченное. Тут же начались споры, розыски. Мы трое явились, и объявили, что это наше дело и что мы одни виноваты».

О происшествии доложили министру А. К. Разумовскому. Он приехал из Петербурга, вызвал провинившихся лицеистов и сделал им "формальный, строгий выговор". За шалость, допущенную юным Пушкиным и его друзьями, А. К. Разумовский придумал строгоеи ханжескоенаказание. Это, по свидетельству И. И. Пущина: 1) две недели стоять на коленях вовремя утренней и вечерней молитвы; 2) сместить нас на последнее место за столом, где мы сидели, по пове­дению; и 3) занести фамилии наши, с прописанием виновности и приговора, в черную книгу, которая должна иметь влияние при выпуске.

Граф интересовалсялитературными опытами юного поэта, встречался с его отцом. После публичного экзамена в лицее в 1815 году, когда А. С. Пушкин с успехом прочитал "Воспоминания о Царском Селе", на торжественный обед к министру был приглашен и Сергей Львович. Тут же присутствовал и Г. Р. Державин. За обедом граф Алексей Кириллович обратился к С. Л. Пушкину: "Я бы желал, однако же, образовать сына вашего к прозе". "Оставьте его поэтом!" - пророчески и с необыкновенным жаром возразил Г. Р. Державин.

5 апреля 1822 года после неожиданной болезни граф А. К. Разумовский умер в окружении Перовских и дочери В. А. Репниной. Сыновья А. К. Разумовского от "девицы" Марии Михайловны Соболевской А. А. и В. А. Перовские впоследствии были дружны с А. С. Пушкиным.

Еще одним лицейским наставником поэта был Александр Иванович Галич.

На многие годы сохранил в своем памяти А. С. Пушкин добрые воспоминания о лицейском профессоре Александре Ивановиче Галиче. У него занимался юный поэт в 1814-1815 годах. А. И. Галич (настоящая фамилия - Говоров), уроженец Трубчевска, был любимцем лицеистов. О нем А. С. Пушкин писал:

 

Нет, добрый Галич мой!

Поклону ты не сроден.

Друг мудрости прямой

Правдив и благороден.

Эти сроки из "ПосланияГаличу" написаны в 1815 году. Но в них А. С. Пушкин словно увидел будущую судьбу своего наставника. А может быть, сам А. И. Галич всю свою жизнь посвятил тому, чтобы доказать справедливость высокой пушкинской оценки. Он всегда стремился отстаивать свои убеждения, был открыт и честен. Самые трудные испытания, выпавшие на его долю, не смогли сломить мужественный и стойкий характер.

Вернувшись в Россию после учебы за границей, А. И. Галич стал читать лекции по философии в Петербургском педагогическом институте (с 1819 года - Петербургском университете), а в 1814--1815 годах заменял в лицее заболевшего профессора Н. Ф. Кошанского,преподавал русскую и латинскую словес­ность. Настороженно встретили молодого преподава­теля лицеисты.

Выражение лицейского профессора"потреплем лавры старика" стало крылатым. А. С. Пушкин в последней строфе второй главы романа «Евгений Онегин» навсегда увековечил его:

Прими ж мое благодаренье,

Поклонник мирных аонид,

И ты, чья память сохранит

Мои летучие творенья,

Чья благодарная рука

Потреплет лавры старика.

 

Помнили о крылатой фразе А. И. Галича и другие лицеисты. Друг Пушкина, декабрист Иван Пущин, черезмного лет после окончания лицея писал его директору Е. А. Энгельгарду о сложностях перевода на русский язык произведений Б. Паскаля: “Может быть, и трудности этой работы останавливают охотни­ков приняться за старика (как говаривал наш профессор Галич)”

А. И. Галич был, несомненно, талантливым педагогом и воспитателем. Одним из первых он обратил внимание на поэтическое дарование юного Пушкина, заинтересовалсяего творчеством, стал чутким наставником. Обратимся к свидетельству самого Пушкина. В дневниковой записи от 17 марта 1834 года он рассказал о встрече с А. И. Галичем у Н. И. Греча на совещании участников "Энциклопедического лексикона" Плюшара: "...я встретил доброго Галича и очень ему обрадовался. Он был некогда моим профессором и ободрял меня на поприще, мною избранном. Он заставил меня написать для экзамена 1814 года мои "Воспоминания о Царском Селе". Общеизвестно, что стихотворение «Воспоминания о Царском Селе», написанное в октябре-ноябре 1814 года и прочитанное на публичном экзамене 8 января 1815 года при переходе с младшего трехлетнего курса лицея на старший, стало подлинным триумфом юного поэта, заслужило восхищение маститого Г. Р. Державина.

Трудную, но удивительно насыщенную, интересную жизнь, подарком для которой были добрые чувства великого А. С. Пушкина, прожил Александр Иванович Галич. В1821 году первый профессор Петербургского университета по кафедре философии А. И. Галич за книгу "История философских систем ", за атеизм в лекциях для студентов был обвинен в безбожии, подвергнут гонениям и даже изнурительной процедуре "духовной" инквизиции, публичному признанию своего учения «ложным и вредным» и «окроплению в церкви «святой» водой.

Велики заслуги А. И. Галича в развитии русской эстетики. В трактате «Опыт науки изящного» (1825 г.) он впервые в России сформулировал идеи о красоте как единстве истинного, доброго и "приятного". Ему принадлежит философски обоснованная классифика­ция искусств и литературных жанров. А. И. Галич вслед за Шеллингом обосновал идеи единства свобо­ды и необходимости в художественном творчестве, самоценности искусства. Он разработал теорию рома­на как высшего рода литературы и синтеза всех жан­ров. А. И. Галичу принадлежит один из первых в России труд по психологии - книга "Картина чело­века. Опыт наставительного чтения для всех образо­ванных сословий" (1834 г.). Этот труд был удостоен повинной Демидовской премии.

Личная жизнь А. И. Галича сложилась нелегко. В 1837 году он был окончательно отставлен от препода­вательской работы в университете, служил переводчиком, начальником архива Провиантского ведомства. Семейные неурядицы, нищета, запои, пожар, который уничтожил имущество и рукописи философа, подо­рвали его здоровье и творческие силы. Умер А. И. Галич 9 (21) сентября 1848 года в Царском Селе.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: