История возникновения офорта как самостоятельной техники гравирования.




Офорт – углубленная гравюра на металле, выполненная способом травления. Материалом для создания авторской печатной формы служит металл (главным образом медь и цинк). Eau forte в буквальном переводе с французского – крепкая водка; так раньше называлась азотная кислота, употребляемая для травления металла. В данном случае наименование технике дала травящая жидкость.

Офорт как самостоятельная техника гравирования возник в начале XVI века в Германии. Первые датированные оттиски офорта с травленых железных досок относятся к 1501 – 1507 годам и связаны с именем Д.Хопфера из Аугсбурга.

Почти одновременно в Швейцарии гравер и резчик Урс Граф исполнил на железе несколько офортов, наиболее известный из которых датирован 1513 годом. Альбрехт Дюрер в 1515 – 1518 годах выполнил на железных досках шесть офортов и среди них – знаменитую «Большую пушку». Уже в первой четверти XVI века стали известны составы для травления меди, которая надолго становится основным металлом для гравирования офорта.

Одним из первых начал работать на меди немецкий художник А.Альтдорфер. Но наибольшего развития и самостоятельного значения офорт достигает в XVII веке и особенно в Голландии, Франции и Италии. В Голландии искусство офорта достигло такой степени развития, что по своим творческим достижениям стояло наравне с живописью. Исключительная роль принадлежит здесь Рембрандту Харменсу ван Рейну (1606 – 1669), сделавшему офорт высоким и значительным видом искусства. Он является одним из величайших мастеров мировой графики. Рембрандт не чеканит форму, отделяя ее от пространства, не лепит объемы, вычленяя их из ненужной пустоты. Среда у художника не менее активна, чем материальная форма, и границы между ними не оказываются непроходимо жесткими, даже если он изображает не человеческую плоть, а каменную стену с проемами в ней. Техника офортов Рембрандта скупа. Гравируя, он не признает изящества линии, которая у него передает не статичную форму, а жест, эмоционально насыщенное движение. Многочисленные офорты Рембрандта (более двухсот) являются и до сих пор непревзойденными образцами как по силе воплощения замысла, эмоциональному строю, так и по мастерству исполнения, техническому совершенству. Благотворное влияние могучего творчества Рембрандта испытали на себе многие поколения офортистов. Не следует забывать также больших голландских мастеров офорта, работавших одновременно с Рембрандтом и чуть позднее. Из них наиболее известны Г.Сегерс – предтеча цветного офорта, А.Остаде, Я.Ливенс, К.Бега, А.Эвердинген, Я.Рейсдаль, Я.Бот, П.Поттер, Н.Берхем, К.Дюжарден, Э.Вельде. Во Фландрии, где более активно развивалась резцовая гравюра, следует отметить портретные офорты А.Дейка. Большое значение для развития офорта имело творчество французского художника Ж.Калло, оставившего около полутора тысяч прекрасных гравюр.

Из итальянских мастеров XVII века следует назвать выдающихся офортистов Гвидо Рени, Дж.-Б.Кастильоне, П.Теста, С.Роза, О.Борджанни и особенно Хосе Риберу – испанца, работавшего в Италии.

Во французском искусстве XVIII века наряду с оригинальными и изящными офортами А.Ватто, Ф.Буше, Ж.Фрагонара и других художников бурно развивается репродукционный офорт. Ещё в XVII веке новый вид гравюры – офорт в ряде случаев используется для копирования оригиналов. В поисках наиболее выгодных и совершенных средств репродуцирования все техники обогащаются рядом открытий новых способов и приемов работы. Так были изобретены в XVIII веке новые манеры офорта (акватинта и др.) и усовершенствованы старые. Знаменательным событием в истории офорта было появление на рубеже XVIII и XIX веков гравюр знаменитого испанского художника Франсиско Хосе де Гойи-и-Лусиентеса (1746 – 1828). Своими страстными и совершенными офортами Гойя, вслед за Рембрандтом и Калло, указал пути развития подлинно творческого офорта для будущих поколений.

Необычайно разнообразно развивался офорт во Франции. Знаменитые живописцы К.Коро, Ж.-Ф.Милле, Ш.Добиньи, Т.Руссо и другие нашли в офорте прекрасный материал для воплощения своих замыслов. Богатые изобразительные возможности техники привлекли внимание таких мастеров, как Мане, Писсарро, Ренуар, Сезанн, Дега, Рафаэлль, Шаин и многих других.

В Германии после длительного застоя и затянувшегося преобладания репродукционного офорта во второй половине XIX века наконец возрождается творческий офорт. П.Хольм, ориентируясь на французских художников, реорганизовал школуофортистов в Мюнхене. Об оживлении искусства офорта свидетельствуют листы А.Менцеля, В.Лейбля, М.Клингера и М.Либермана. Но наивысших достижений в немецком офорте, бесспорно, достигла К.Кольвиц. Ее офорты, отличающиеся социальной остротой, мужеством, исполнены с высоким мастерством.

Выдающиеся офортисты работали в этот период и в других странах Европы. Это прежде всего А.Цорн (Швеция), Ж.Брекер (Бельгия), И.-Б.Ионкинд (Голландия), М.Швабинский (Чехословакия) и другие. В современном зарубежном изобразительном искусстве офорту принадлежит видное место. Следует отметить разнообразие манер офорта, многочисленные эксперименты и применение новых способов. Первые офорты, сделанные в России, датированы 1663 годом и связаны с именем Симона Ушакова. Интересно отметить, что сам Петр I, будучи в Амстердаме в 1698 году, выполнил несколько офортов в мастерской гравера Шхонебека. Придавая гравированию большое значение, Петр I издал специальный указ о развитии гравировального искусства и пригласил в Россию в качестве учителей голландцев Шхонебека и Пикара. В XVIII веке художественные классы Академии наук были преобразованы в Академию художеств, в которой в свою очередь были созданы гравировальные классы. Новым стимулом для развития офорта в России была организация в 1871 году «Общества русских аквафортистов». Группа передовых художников объединилась, чтобы средствами художественной печати широко распространять и популяризировать произведения искусства. Деятельное участие в выпуске альбомов гравюр приняли Крамской, Ге, Мясоедов, Савицкий, Клодт, Шишкин и другие. Общество выпустило в свет пять альбомов, но после распалось, так как многих художников не могло удовлетворить только лишь воспроизведение в офорте своих живописных работ. Из всех членов Общества наибольшего совершенства и наибольшей творческой самостоятельности в офорте достиг Шишкин, исполнивший более ста гравюр, отличающихся высоким мастерством. В офорте работали такие известные живописцы, как Репин, Поленов, Маковский, Васнецов, Максимов и другие.

Знаменательным событием была организация в 1894 году графической мастерской в Академии художеств, руководителем которой стал В.В.Матэ – отличный мастер, подлинный патриот гравюры и замечательный педагог. Ему удалось объединить вокруг себя талантливую молодёжь. Большая заслуга Матэ состоит также в том, что он увлек искусством офорта Серова, создавшего лучшие в русском искусстве гравюры. Среди многочисленных учеников Матэ выделяются: Пятигорский, Беляшин, Быстренин, Герардов, Фалилеев, и другие.

В начале XX века видная роль в искусстве офорта также принадлежит Иванову, Шиллинговскому, Кругликовой, Нивинскому, Масютину, Доброву и др.

В советские времена были свои многочисленные представители этой уникальной техники, и среди них – Верейский, Алексич, Касиян, Мосиэв, Смирнов, Окас, Толли, Звонцов, Шистко, Вийральт, Шевченко, Айвазян и другие.

Наша республика также богата своим графическим наследием. Освоение офорта, по утверждению известного искусствоведа В.Ф.Шматова, началось в XVII веке. Развитие белорусской офортной графики связывают с именем А.Тарасевича, наиболее известного мастера станковой гравюры и художника книги второй половины XVII в. Его излюбленными техниками были резцовая гравюра на меди и офорт.

В XVIII веке офорт не является распространенной графической техникой, хотя, именно в это время происходило освоение одной из его манер – акватинты.

С XIX века до нас дошли сведения о гравере, преподавателе рисования из Витебска – Т.Кислинге. Известны его сатирические карты, которые художник выполнил по рисункам Я.Рустема в технике офорта. Гротескная форма этих работ, а также умение мастера несколькими штрихами точно обозначить тот или иной характер вызывают в памяти иллюстрации русского художника А.Агина. В это время А.Ромер, М.Андриоли и другие художники становились приверженцами офорта.

Офорт в Белоруссии получил известное распространение, безусловно, в ХХ веке. Л.Ран одним из первых, еще в довоенное время, начал заниматься офортом. Он был фактически единственным графиком, продолжавшим традиции С.Юдовина и Ю.Пэна. Манера исполнения офортов у Л.Рана сочная и смелая.

В послевоенное время активно работал П.Дурчин. В 1952 году после окончания Вильнюсского художественного института в Минск приехал С.Герус. Он был организатором и руководителем графического отделения и эстампной мастерской в БГТХИ. Многочисленные офорты С.Геруса являются своеобразным звеном в цепи, которая связывает творчество послевоенных художников с графикой последующих десятилетий.

В 60-е годы в наше графическое искусство пришло большое количество творчески активных художников. Приверженцами техники офорта стали А.Кашкуревич, Г.Поплавский, Л.Осецкий, Ю.Герасименко-Жизневский и др. А.Кашкуревич, безусловно, один из наиболее ярких и талантливых графиков. В его эстампах, выполненных в технике офорта, напряженный строй, порывистый и острый штрих. Возможностями этой техники Кашкуревич пользуется с особой убедительностью.

Сегодня в нашей республике офорт имеет широкое распространение. Эстампы, выполненные в этой уникальной технике, можно встретить во многих музеях, выставочных залах, галереях и в быту.

В офорте больше манер, чем в любой другой графической технике. Но как бы ни были разнообразны манеры и их бесчисленные сочетания, все они обладают общими яркими признаками, свойственными только офорту, делающими его самостоятельной графической техникой.

Офорт отличается особой напряженностью, глубиной, живописностью и очень широким тональным диапазоном изображения. Эти качества придает офорту глубокая печать. Изображение, оттиснутое под сильным давлением из углублений печатной формы, имеет возвышающийся над плоскостью бумаги рельеф, особенно хорошо заметный в штрихе. Благодаря световым колебаниям, создаваемым рельефом, оттиск приобретает характерную глубину и напряженность. В зависимости от глубины штрихов и точек печатной формы на бумагу переносится слой краски различной толщины, что и создает большое тональное разнообразие, недоступное никакой другой технике. Свободное рисование на доске, не связанное в большинстве манер офорта с физическими усилиями, сохраняет непосредственность и живость изображения, а металл как материал прочный, но хорошо амортизирующий, позволяет фиксировать и сохранять в печати тончайшие элементы гравюры.

Острая и подвижная офортная игла представляет собой идеальный инструмент для рисования, необычайно точно отражающий почерк и темперамент художника. Характерным признаком офорта является также отдавленная на бумаге плоскость офортной доски. Благодаря этому образуется различная фактура бумаги на оттиске: гладкая и плотная – на изобразительной плоскости, шероховатая и рыхлая – на полях. Четко отдавленные края доски (фасеты) образуют естественное обрамление гравюры. Все это придает эстампу большую цельность, собранность и способствует прочной, органической связи изображения с бумагой.

Лучшие художественные стороны офорта, его коренные, специфические признаки определяются прежде всего и главным образом особенностями глубокой печати с металла, а никак не способом гравирования. Внимательное изучение многих старых и современных химических, механических и иных способов гравирования на металле приводит к выводу, что почти все они являются разновидностями одной графической техники – офорта и полностью сохраняют его главнейшие достоинства.

Но следует предостеречь начинающих офортистов от недооценки способов гравирования, которые придают различный облик углубленной гравюре на металле и в конечном счете определяют ее манеры. В творчестве современных офортистов нередко в одном офорте художник сочетает две, три и более манер. Такое сочетание вполне органично, не противоречит природе офорта, а лишь расширяет его изобразительные возможности. Сочетания, комбинации манер офорта поистине безграничны и приводят к новым творческим достижениям. Уместно напомнить, что травленный штрих издавна дополнялся сухой иглой, а некоторые старые манеры (например, карандашная) всегда соединяли в себе приемы травления и механического гравирования. И конечно, не случайно в литературе по гравюре на металле появились термины: механические манеры (сухая игла, меццо-тин-то), химические манеры (офорт, мягкий лак, акватинта и т.д.) и, наконец, комбинированные манеры (карандашная, пунктирная). В офорте, как, может быть, ни в какой другой графической технике, решающее значение приобретает процесс печатания. Автор внимательно следит за качеством каждого оттиска, отбирает, подписывает и выпускает в свет только лучшие листы из тиража. Все экземпляры авторского тиража представляют собой подлинник, все они имеют ценность оригинала, все они сохраняют основные качества произведения, но в то же время не бывают абсолютно одинаковыми. В каждом новом оттиске художник может изменить оттенок краски, бумаги, множеством способов ослабить или усилить интенсивность всего офорта или отдельных его мест и т.д. Такие многочисленные варианты одного и того же эстампа отнюдь не являются недостатком техники. Наоборот, художник ценит эти возможности и широко пользуется ими.

Количество возможных оттисков зависит от материала печатной формы, от способа ее выполнения. Офортист должен хорошо знать разумные пределы тиража в каждой из манер офорта и прекращать печатание, как только наступает износ печатной формы. При изучении каждой из манер будут указаны возможные пределы тиражирования.

Одной из особенностей офорта является возможность фиксировать в печати различные стадии работы, называемые состоянием. В других графических техниках эти возможности используются реже. Отпечатав офорт, художник может внести в печатную форму добавления, изменения, перевести доску в новое состояние и вновь печатать тираж.

Такова природа оригинальных художественных качеств офорта. Всем начинающим офортистам необходимо помнить, что эта техника с ее разнообразными манерами и относительно сложным процессом работы требует от художника высокой дисциплины труда, внимания и настойчивости. Любая стадия работы, являясь частью творческого процесса, требует личного участия автора. Такое отношение к делу рождает высокое творческое напряжение, ответственность и собранность художника, необходимые во всех без исключения стадиях работы над офортом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: