Основные техники офорта.




Травленый штрих основная и определяющая манера офорта, концентрирующая в себе все наилучшие, наиболее характерные особенности данной графической техники. Значение этой манеры настолько велико, что, не овладев ею, нельзя понять природы офорта вообще и трудно рассчитывать на успех во всех других манерах. Процесс создания офорта в этой манере складывается из следующих этапов работы: а) подготовка офортной доски (шлифовка, обработка, грунтование); б) гравирование (рисование офортной иглой по кислотоупорному грунту); в) травление офорта; г) пробный оттиск и корректирование печатной формы; д) печатание.

Именно на примере основной манеры офорта при последовательном изучении этапов работы наиболее целесообразно ознакомиться с инструментами, оборудованием и приемами работы, большинство которых встречается в других манерах офорта. Самыми лучшими и распространенными металлами в современном офорте являются медь, цинк и сталь. Медь считается наиболее ценным материалом для создания печатной формы в офорте. Лучшей для офорта считается прокованная, а также прокатанная красная медь в листах, толщиной от 1,5 до 3 мм. Печатная форма из меди очень устойчива. Она травится в азотной и серной кислотах, но процесс травления медной доски протекает сравнительно медленно.

Из всех металлов, применяемых в офорте, цинк является самым распространенным, он легко обрабатывается и очень хорошо травится в азотной кислоте. Можно также в качестве травящего состава использовать смесь медного купороса с солью.

Лучшим для офорта считается плотный листовой фабричный цинк толщиной от 1,5 до 3 мм, с идеально полированной поверхностью. В ряде случае офортисты используют в своей работе железо, жесть и типографский магнит. При подготовке печатной формы необходимо слегка закруглить углы доски напильником, а затем отпилить края (снять фасеты) и зачистить их шабером. Перед грунтовкой поверхность доски шлифуется и полируется. Существует два способа шлифовки и полировки досок: механический – более легкий и производительный и ручной – трудоемкий и медленный. В том и другом случае используются в основном одни и те же шлифовальные средства, и сохраняется одинаковая последовательность операций. По окончании полировки доска промывается керосином, скипидаром или бензином.

Процесс грунтовки офортной доски один из самых ответственных этапов. Существует много рецептов офортного лака, но по составу грунтовки их можно разделить на твердые и жидкие.

Все вещества, обычно входящие в состав твердого лака (асфальт, канифоль, мастика, сапожный вар, воск и другие), обладают хорошими кислотоупорными свойствами. Грунтовка производится валиком, кистью, пульверизатором или кожаным тампоном. Загрунтованная лаком доска, если ее предохранять от пыли и держать в прохладном месте, пригодна для работы в течение месяца. Офорт, гравированный без предварительного перевода рисунка на грунт, отличается непринужденностью исполнения. Каждый офортист должен стремиться как можно больше рисовать непосредственно на офортной доске иглой и как можно меньше сковывать себя подготовительным рисунком (особенно при работе с натуры).

Гравирование офорта складывается из двух этапов:

а) гравирования (рисования) иглой по грунту;

б) травления награвированных штрихов.

Эти важнейшие этапы, определяющие судьбу будущего произведения, тесно связаны друг с другом и составляют единый процесс, в котором рисование, начатое иглой на грунте, продолжается и завершается травлением. Опытный офортист, рисуя иглой по грунту, как бы видит штрихи протравленными и даже отпечатанными.

Одной из важнейших задач для начинающего офортиста является преодоление естественной скованности при встрече с непривычным материалом. Рисовать иглой на офортном грунте следует с той же свободой и непринужденностью, как, к примеру, карандашом на бумаге. Только тогда отступают на второй план относительные технические трудности и начинается воплощение творческого замысла, а инструмент становится послушным. Такое рисование свойственно манере травленого штриха благодаря податливости, эластичности офортного грунта. Рисование иглой по грунту – момент наивысшей ответственности и собранности художника и в то же время наивысшего творческого напряжения. Гравируя изображение на доске, офортист одновременно решает техническую задачу: снимает иглой кислотоупорный грунт и обнажает металл на месте штрихов. Чтобы травление было равномерным, необходимо снимать грунт на всю его толщину, до самого металла. Если награвированный штрих имеет желтоватый оттенок, значит, снята только копоть, а грунт с металла не удален. Такой штрих либо вовсе не будет травиться, либо протравится местами. Мелкие стружки лака, образующиеся при гравировании, необходимо смахивать с доски мягкой кистью. Не следует во время гравирования подолгу держать руку на доске, так как от тепла грунт начинает размягчаться.

Гравирование по грунту производится стальными иглами разных диаметров и сечений, заточенными под разными углами Начинающему офортисту достаточно иметь две-три круглые иглы разных диаметров. Понадобятся также трехгранные и четырехгранные иглы, параллельные иглы и пучки игл, металлические щеточки, рулетки и т.д.

Одним из «секретов» искусства офорта является большое разнообразие штриха. На мягком грунте одинаково легко гравируются прямые, закругленные и ломанные штрихи, короткие и длинные, широкие и узкие, точки и т.д., а сочетание штрихов безгранично. Обыкновенной круглой иглой можно награвировать самые разнообразные штрихи в зависимости от угла заточки инструмента, его наклона к плоскости доски и, наконец, от глубины гравирования (гравировать можно не только снимая грунт, но и слегка углубляя иглу в металл). Иглы большого диаметра гравируют широкий штрих, а тонкие иглы – узкий; косо срезанная круглая игла, если ее вращать во время работы, гравирует плавные переходы от узкого штриха к широкому; тонкая пружинящая игла с длинным стержнем дает пунктир на конце линий; трехгранным шабером или трехгранной иглой при соответствующем наклоне можно награвировать штрих, у которого одна сторона будет четкой, а другая смягченной, и т.д. Можно было бы привести еще множество приемов, но значительно полезнее познать их в практической работе.

Изобразительные возможности заложены не только в характере отдельного штриха, но также в многочисленных сочетаниях массы штрихов, их группировке на плоскости доски. Сеть штрихов может быть очень насыщенной, густой или совсем редкой и прозрачной. И наконец, травлением на различную глубину создается большое тональное разнообразие как отдельных штрихов, так и заштрихованных плоскостей.

Кроме указанных выше факторов, на характер штриха оказывают влияние свойства того или иного металла, грунтов и лаков, состав и свойства травящих жидкостей и т.д.

Гравируя на доске самые темные места и создавая густую сеть штрихов, офортист обязан знать, что нельзя обнажать металл на очень широком участке, так как краска в таком углублении задерживаться не будет. В местах многочисленных пересечений мелких штрихов между ними обязательно должны оставаться миниатюрные участки грунта.

Перед травлением обратную сторону доски выкрывают офортным лаком для предохранения ее от травящего раствора.

Лучшим средством для травления офорта является азотная кислота (HNO3), выпускаемая химической промышленностью в концентрированном виде. Глубина травления штриха может быть увеличена не только за счет усиления кислоты, но также за счет продолжительности травления. Травление усиливается при помощи температуры и замедляется при понижении ее. Едкие свойства кислоты и ее растворов, выделение разных вредных паров в процессе травления создают особые условияработы и требуют наличия специального оборудования. Без специального устройства для травления можно обойтись, если использовать безвредный раствор медного купороса.

После травления офортную доску следует особенно тщательно промывать водой, так как малейшие следы раствора будут оставлять пятна на металле. Промывая доску сильной струей воды, также удаляют из штрихов отложившиеся в них во время травления осадки. Для удаления грунта используют растворитель.

В офорте, как и во многих других графических техниках, пробный оттиск дает представление о результатах травления. Справляясь по нему, автор продолжает работу над печатной формой. Контрольный оттиск должен быть напечатан на хорошей бумаге, иначе правильного представления о состоянии печатной формы не будет. Приемы работы и инструменты, применяемые для правки, в принципе одинаковы для всех манер офорта. Для полного удаления штрихов, например, или их ослабления применяются специальные инструменты – шаберы и гладилки.

Офорт печатается специальной офортной краской и на специальной офортной (эстампной) бумаге. Бумага должна быть не проклеенной или очень слабо проклеенной. Ее необходимо замачивать за один-два часа до печатания. Краску в углубления набивают кожаным тампоном или прямоугольным кусочком линолеума, пластика, плотного картона и т.п. Для этого доску нагревают предварительно на плитке, после чего лишняя краска вытирается в той степени, в какой этого требует замысел. Нередко при вытирании намеренно оставляют легкий общий тон доски, способствующий цельности оттиска.

Со временем офортист осваивает множество способов вытирания доски и приобретает навыки, позволяющие добиваться большого разнообразия тональных и фактурных оттенков гравюры, точного осуществления своего замысла. Процесс печати происходит так: набитая краской и слегка подогретая печатная форма помещается на талере лицевой стороной вверх. На нее кладется увлажненная бумага и осторожно накрывается двумя слоями плотного сукна. Установив необходимое давление, плавно вращают маховое колесо, пропуская между валами талер вместе с лежащими на нем доской, бумагой, сукном.

Завершив печатание тиража, следует промыть офортную доску.

Печать – сложный процесс, изобилующий множеством приемов, способов работы и требующий непременного личного участия в нем художника. В этом сложном процессе, естественно, возникает немало помех, затруднений. Перечислить их и указать способы устранения в пособии невозможно. Сырой офортный оттиск необходимо просушивать. Самым лучшим способом просушивания оттисков является их наклеивание на чистую деревянную доску сразу же по окончании печатания тиража.

Акватинта (от лат. aqua – вода, tinta – цвет) – одна из основных манер, позволяющая создать в офорте тональные плоскости самой разнообразной силы, формы и фактуры.

Первые многочисленные опыты применения тона в офорте травлением чистого металла появились во Франции в середине XVIII века и более известны под названием лависа. Даже с началом использования асфальтовой пыли приемы лависа и акватинты во французском офорте настолько тесно и многообразно переплетаются, что нет возможности, да и надобности, разделять их.

Авторами новой манеры офорта называют трех французских художников. В большинстве литературных источников родоначальником акватинты считается Лепренс, другие отдают первенство Франсуа, а третьи утверждают, что изобретателем акватинты является Р. де Сен-Нон, впервые применивший запудривание доски асфальтовой пылью. Но во всех случаях за-рождение акватинты относится к 60 – 70-м годам XVIII века. Акватинта была изобретена и развивалась вплоть до конца XVIII века главным образом как техника репродукционная.

Лишь на рубеже XVIII и XIX веков великий испанский художник Франсиско Гойя положил начало принципиально новому, истинно творческому применению акватинты. Сочетая травленый штрих с широкими, лаконичными пятнами акватинты, он очень убедительно раскрыл лучшие качества манеры, использовав их для полнокровного и страстного решения своего замысла. Из всех известных способов гравирования тона в офорте акватинта является главным и самым распространенным. Оттиск гравюры в манере акватинты напоминает рисунок, выполненный водяными красками – акварелью; отсюда и происходит наименование манеры. Принцип гравирования в акватинте состоит в том, что на поверхности металла создается сетка из расплавленных кислотоупорных смол.

Сквозь мелкие отверстия этой сетки металл протравливается на разную глубину, чтосоздает на оттиске тональные плоскости, состоящие из мельчайших точек.

Фактура акватинтных пятен чрезвычайно разнообразна в зависимости от формы протравленных углублений, их величины и разрядки.

В искусстве офорта акватинта применяется чаще всего в сочетании с другими манерами (особенно часто – с травленным штрихом и сухой иглой) и значительно реже – в самостоятельном, чистом виде.

Сегодня практика офорта накопила множество других способов тонирования доски: зернение стали, аэрограф, проволочная сетка или щетка, наждачная бумага, поваренная соль или сахарный песок, «офсетная» грунтовка, граттаж, тонирование стальной щеткой и т.д.

За двести с лишним лет своего существования акватинта претерпела большие изменения. Ее изобразительные средства обогатились, а некоторые виды акватинты стали самостоятельными манерами (например, один из видов резерважа и современный лавис).

Манера «резерваж » (от лат. reservare – сберегать, сохранять) сравнительно «молода» и происходит от двух основных манер офорта: акватинты и травленого штриха.

Резерваж впервые появился во Франции во второй половине XIX века, а изобретателем этой манеры считают художника Бракемона.

С той поры шло непрерывное совершенствование резерважа, изобретались новые составы для рисования, вырабатывались приемы работы, позволявшие все более полно сохранять авторский рисунок. Наибольшего распространения и разнообразия резерваж достиг во второй половине XX века, когда появилось множество офортов, выполненных в этой манере. Главной особенностью этой манеры является непосредствен-ное рисование на поверхности металла специальными чернила-ми или гуашью. Грунт наносится поверх рисунка, и после промывания доски водой все элементы, подлежащие травлению, обнажаются с особой точностью и полнотой. Неоспоримое достоинство резерважа состоит в том, что он позволяет сохранять и фиксировать в металле авторский рисунок с наибольшей све-жестью и непосредственностью, без утраты его индивидуальных особенностей. Именно эти качества и делают резерваж самостоятельной манерой офорта.

Существуют две разновидности манеры, именуемые в зависимости от применяемых для рисования инструментов «резерваж – кисть» и «резерваж – перо». Лавис (от фр. lavis – растушевка, рисование водяной краской) – одна из манер, позволяющих создать в офорте разнообразные и очень гибкие тональные отношения. Лавис непосредственно предшествовал появлению акватинты. Возникнув во Франции в 70-е годы XVIII века, лавис с особым успехом был применен в творчестве Ж.-Б.Лепренса, создавшего лучшие гравюры этого рода. Старый лавис никогда не занимал в гравюре значительного места и с изобретением акватинты, к концу XVIII века утратил самостоятельность вовсе.

Лавис вновь определился как самостоятельная манера с четко выраженными чертами в конце XIX века в искусстве Франции и ряда других западноевропейских стран. Оттиск лависа напоминает рисунок, выполненный кистью, в нем ясно проступают приемы акварельной техники. Для лависа характерны следующие черты: очень богатые и разнообразные градации тона (от глубоко черных до самых светлых, от четких до очень мягких); возможность работать без предварительного протравливания контура; травление производится как на цинке, так и на меди, по мелкозернистой акватинтной подготовке, что придает гравюре красивую фактуру и значительно увеличивает тираж (до 150 экземпляров).

Мягкий лак (срывной лак) – эта манера офорта получила свое наименование от мягкого и подвижного лака, которым грунтуется доска. Оттиск мягкого лака характерен зернистой фак-турой штриха и напоминает карандашный или угольный рисунок. Тираж мягкого лака – около 150 экземпляров на цинке и около 250 экземпляров на меди.

Манера мягкого лака возникла во второй половине XVIII в., но наибольшее развитие получила в XX веке. К лучшим образцам мягкого лака следует отнести гравюры Ренуара, Ропса, Коль-виц, Кругликовой, Вийральда и других мастеров. В современной графике мягкий лак широко распространен как в самостоятельном виде, так и в сочетании с другими манерами.

Сухая игла эта манера нередко рассматривается как самостоятельный вид гравюры на металле, но принадлежность ее к технике офорта несомненна.

Отличительная особенность сухой иглы состоит в том, что гравирование не связано с применением травящих жидкостей (отсюда и название манеры), а производится острыми стальными иглами непосредственно на металле.

Оттиск гравюры сухой иглы отличается исключительно красивым, сочным и бархатистым штрихом, подобного которому нет ни в одной из других манер. Очень часто сухая игла применяется в сочетании с другими манерами.

Особенно красиво и органично сочетание сухой иглы с акватинтой и лависом.

Гравирование сухой иглой производится на меди и цинке и требует известных физических усилий. Плавные, округлые линии гравировать трудно, поэтому для сухой иглы более характерны прямые, угловатые энергичные штрихи.

Чем сильнее нажим инструмента, тем глубже прорезается борозда в металле и тем сочнее и чернее будет штрих в печати. Прорезая металл, инструмент образует по краям штриха острые, рваные заусеницы (барбы). Во время печати около этих заусениц задерживается краска, что и придает бархатистость штриху.

Тираж гравюры сухой иглы на меди не превышает 40 – 50 качественных оттисков, а на толстом цинке едва достигает 15 – 20 экземпляров.

Гравирование сухой иглой известно издавна и применялось в гравюре до изобретения офорта. Сухой иглой, например, работал один из безымянных немецких граверов XV века –«мастер Амстердамского кабинета». Известны три гравюры сухой иглой Дюрера, исполненные в 1512 году.

Долгое время сухая игла играла вспомогательную роль в гравюре резцом. Ею завершали особо тонкие, прозрачные и легкие элементы гравюры. С появлением травленого штриха сухая игла стала применяться для правки и завершения офорта. Известно, что Рембрандт, особенно в последний период жизни, заканчивал сухой иглой многие из своих офортов, отлично сочетая две манеры.

В ХХ веке выдающимся мастером сухой иглы был эстонский художник Вийральд. Меццо-тинто, или черная манера, – одна из манер механического гравирования тона на металле; она принципиально отличается от других манер тем, что гравирование производится не путем создания системы углубленных штрихов и точек на гладкой поверхности доски, а путем выглаживания светлых мест на зернистой фактуре доски, дающие при печати сплошной черный тон. Иными словами, изображение в черной манере создается путем проработки светлых мест на черном фоне. Благодаря особому зерну поверхности доски оттиск меццо-тинто отличается необычайной глубиной и бархатистостью тона, недоступными ни одной из других «тоновых» манер; приемами выглаживания создаются красивые по фактуре и очень разно-образные градации тона. Работать в манере меццо-тинто можно только на медной доске, причем из многих сортов меди следует выбирать наиболее вязкую. Очень хороши для черной манеры плотные прокованные доски красной меди. Доска обрабатывается и шлифуется так же, как и для штрихового офорта. Тираж гравюры меццо-тинто – около 100 экземпляров. Своеобразную фактуру черной манеры нередко используют в сочетании с другими манерами.

Манера меццо-тинто открыта в 1642 году. Изобретателем манеры является немецкий художник Л.Зиген. Справедливо считается, что черная манера была изобретена в поисках более совершенных способов репродуцирования произведений искусств.

Карандашная манера относится к так называемым комбинированным манерам, сочетающим в себе приемы травления и механического гравирования. Свое наименование карандашная манера получила благодаря большому сходству оттиска с рисунком, выполненным в карандаше, сангине, пастели, да и создана она была именно с целью воспроизведения таких рисунков. Тираж гравюры с применением травления – до 100 экземпляров на цинке и до 300 на меди. При механическом гравировании немного меньше.

Зародившись во Франции в середине XVIII века, карандашная манера использовалась почти исключительно для воспроизведения рисунков. Это давало возможность более широко популяризировать рисунки крупных мастеров того времени. Та-кие французские граверы, как Демарто и Бонне, воспроизводя рисунки Буше и близких к нему художников, достигли в карандашной манере удивительного совершенства.

Будучи типично репродукционной, карандашная манера давно утратила свою самостоятельность, но некоторые приемы (на-пример, гравирование рулетками по металлу, без травления) нередко используются в современном офорте для дополнения и правки гравюр, исполненных в других манерах.

Пунктирная манера (от лат. punctum – точка) также относится к категории комбинированных манер и в истории офорта известна почти исключительно как репродукционная. Принцип гравирования заключается в создании изображения сложной системой точек. Тональное разнообразие изображения достигается за счет величины, группировки и формы точек, а также за счет глубины их на металле.

Современное искусство изобилует наличием различных классических манер офорта, а также постоянно изобретает новые.

Известна техника глубокой печати, изображение в которой получают путем травления стеклянной пластины хлорной кислотой. Такая техника получила название «флуорофорт ». В работах отдельных художников можно увидеть сразу все перечисленные манеры. Помогает ли это раскрытию художественного образа – судить трудно.

Было бы неверным, говоря об офорте, не коснуться вопросов цвета. Своеобразный по своим художественным средствам и технически сложный цветной офорт обычно рассматривается как самостоятельный вид углубленной гравюры на металле. Цветная печать с одной или нескольких авторских досок практически может быть осуществлена в любой из известных манер офорта.

Главная цель цветного офорта заключается в поисках совершенно самостоятельных путей цветовых решений, свойственных технике, а не в простом воспроизведении цветного эскиза и тем более не в имитировании сложных колористических задач живописи. Роль цвета в офорте не должна выходить за пределы тех условно-декоративных, скупых и сдержанных задач, которые свойственны графике вообще.

Решение цветовых задач для офортиста начинается уже тогда, когда он варьирует теплохолодность черной краски и подбирает для печати бумагу различных оттенков. Большое значение также приобретает изменение качества одного цвета в зависимости от глубины гравирования или при сочетании различных манер на одной доске. Задачи цветной печати диктуют особые способы гравирования досок, приемы печати и т.д.

Цветная гравюра на металле зародилась в Европе еще в XVII веке и достигла наибольшего распространения в XVIII веке, в период господства репродукционного эстампа. Основными центрами развития цветной гравюры являлись Англия и Франция.

В начале XVII века голландский художник Г.Сегерс своими цветными офортами предвосхитил творческие начала этой техники. Печатая офорты с одной доски, он применял цветные чернила и использовал тонированную бумагу.

Важным этапом развития цветного офорта были гравюры английских мастеров XVIII века. Для цветного репродуцирования живописных произведений наиболее пригодными оказались пунктирная манера и манера меццо-тинто, доведенные в Англии до высокого технического совершенства.

В 1711 году француз Якоб Христофор Леблон (1667 – 1741), работавший в Голландии, Англии, а затем во Франции, изобрел принципиально новый способ цветной печати с нескольких до сок в технике меццо-тинто. Способ Леблона, не получивший признания в Англии, был подхвачен и развит французскими художниками, применявшими его для воспроизведения акварели, гуаши, а также сангины. Данный принцип изготовления много-цветного оттиска с помощью взаимного наложения трех основных красок в дальнейшем лег в основу фотомеханической цветной печати. Французский художник Ж.Лепренс применил в изобретен-ной им манере лависа (акватинты) печатание специальной краской «в тонах бистра и китайской туши».

Многоцветная акватинта, начало которой положил Ф.Жанине, стала более полнокровной и изощренной у Ж.Декурти, а особенно у Л.Дебюкура, создавшего оригинальные произведения. Французские мастера, развивая основные принципы цвет-ной печати Леблона, внесли в нее много усовершенствований, значительно увеличили количество досок.

Самостоятельной оригинальной техникой гравирования цвет-ной офорт стал только на рубеже XIX и ХХ веков.

В современном эстампе цветной офорт занимает свое достойное место.

 

Для того, чтобы определить, в какой из манер выполнен офорт, необходимо уяснить себе характерные признаки каждой из них:

– травленый штрих – это свободный характер рисунка, продавливание бумаги с обратной стороны оттиска на месте глубоких штрихов, рваные края и тупые окончания штрихов, затяжки на оттиске, следы протравливания грунта в виде точек на оттиске;

– сухая игла – бархатистость линий, создаваемая заусеницами, фактура царапин в штрихах, преобладание прямых и угловатых линий;

– меццо-тинто – общий бархатный тон гравюры, следы работы качалкой по краям гравюры, особая зернистость в выглаженных светлых местах;

– резерваж – непосредственность авторского рисунка, необычность фактур;

– карандашная манера – систематичность, регулярность рас-положения точек в линиях, награвированных рулетками, матуарами и тонировками;

– пунктирная манера – четкие и раздельные, но бессистемные точки, гравированные пунсонами и иглами, точки и короткие штрихи треугольной формы, гравированные стилем. Тональные плоскости состоят из черных точек различной формы и белых промежутков между ними;

– акватинта – хорошо просматриваемая через лупу характерная фактура расплавленных зерен канифоли, тональные плоскости состоят из белых точек различной формы и черных промежутков между ними, четкие границы тональных плоскостей;

– лавис – очень богатые и разнообразные градации тона.

Оттиск напоминает акварель;

– мягкий лак – зернистая фактура штриха состоит из неправильных, зачастую слипшихся точек, повторяющих фактуру бумаги.

Манеру офорта можно также определить по условным обозначениям на оттиске. Как правило, каждый оттиск имеет определенные надписи на полях, в том числе и технические данные. Условные обозначения техник эстампа приведены в приложении.

 

Вопросы для контроля знаний

1. Какова история возникновения офорта как самостоятельной техники гравирования.

2. Опишите основные техники офорта.

3. Охарактеризуйте технические особенности техники: травленый штрих, акватинта, мягкий лак, сухая игла, меццо-тинто, карандашная манера, пунктирная манера.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: