Вопрос 24. Социальное прогнозирование. Методы социального прогнозирования.




Важное место в управлении социальными системами занимает прогнозирование. Всякое, даже самое элементарное, решение предполагает определенное предвидение, поскольку этим решением проектируется действие в будущем. Выборка эффективных решений, требует умения предвидеть главные направления развития в данной сфере общества в целом и действовать сообразно с их закономерностями. Только на основе верных, научно обоснованных прогнозов можно действовать с перспективой, и результаты деятельности субъективного фактора совпадут в наибольшей степени с замыслом государственной политики, с преследуемыми субъектом управления целями.

Прогнозы выполняют ряд функций: ориентировочную, нормативную, предупредительную. Они нацеливают органы управления на решение перспективных проблем, определяют условия, при которых можно реализовать прогностическую модель, предупреждают о возможных отклонениях от нее. Т.е. прогнозы выступают как необходимый элемент всего процесса управления, содействуют его оптимизации.

Значение прогнозов в управлении социальными процессами заключается в том, что они выступают предплановыми документами. Прогнозирование помогает плановой деятельности, содействует ее оптимизации.

Социальное прогнозирование использует специфические методы: сложную экстраполяцию, моделирование, эксперимент.

Большой эффект дает использование сложной экстраполяции, основанной на теории вероятностей и теории игр, что позволяет точнее оценить масштабы возможных сдвигов и

прогнозируемых тенденций. Однако в социальном прогнозировании возможности экстраполяции ограничены. Это вызвано рядом причин. Некоторые социальные процессы развиваются по кривым, близким к логической функции. До какого-то момента процесс медленно нарастает, затем наступает период бурного развития, который завершается этапом насыщения. После этого процесс опять стабилизируется. Неучет этого требования приводит к серьезным ошибкам. Одним из путей проверки надежности этого метода может служить экстраполяция кривых роста «до абсурда». Она показывает, что действующий механизм в перспективе может измениться, возникнут новые тенденции в его функционировании. В этом случае для правильного решения необходим комплексный подход, сочетающий логический анализ, экспертные оценки и нормативные расчеты.

В числе методов, применяемых в социальном прогнозировании, значительную роль выполняют прогнозные сценарии. С их помощью устанавливается логическая последовательность с целью показать, как исходя из реальной ситуации может шаг за шагом развертываться будущее состояние объекта исследования, социального процесса или явления. Основное значение прогнозного сценария связано с определением перспектив развития, основной его линии, а также с выявлением основных факторов фона развития и критериев для оценки уровней достижения цели. Кроме того, используются прогнозные графы, которые могут быть ориентированными или неориентированными, содержать или не содержать циклы, быть связанными или несвязанными и т.д. Совместно с «деревом целей» они определяют развитие объекта в целом, участвуют в формулировке прогнозных целей, выработке сценария, в определении уровней и критериев эффективности прогнозов.

И наконец, в социальном прогнозировании используется метод моделирования (оптимизации решений), который связан с поиском альтернатив развития, что дает возможность выбрать наиболее эффективный для данных условий вариант. Задача выбора рационального варианта долгосрочного перспективного развития требует определения критерия оптимальности, который должен отражать эффективность функционирования того или иного процесса и иметь простое математическое выражение.

Среди методов решения задач оптимизации распространено линейное программирование. В задачах динамического программирования рассматривают систему, которая со временем может менять свое состояние, но этим процессом можно управлять. Все математические модели и методы прогнозирования имеют вероятностный характер и видоизменяются в зависимости от длительности периода прогнозирования. Использование моделей повышает эффективность прогнозирования, позволяет рассмотреть большое количество возможных вариантов и выбрать наиболее приемлемый. Однако в моделировании есть и отрицательные стороны, обусловленные недостаточной точностью и эластичностью моделей при прогнозе, особенно на длительный период. Таким образом, социальное прогнозирование базируется на различных методах изучения объективных закономерностей (тенденций) социально-экономических, социально-политических и духовных процессов, а также на моделировании вариантов их будущего развития с целью формирования, обоснования и оптимизации перспективных решений. Следует отметить, что прогнозы обладают способностью к самореализации, но только в том случае, если смыкаются в единую цепь потребности и интересы людей как на уровне общественной, производственной, так и их личной жизни. Опыт прогнозирования и реализации прогнозов показывает, что их ценность связана также с вариативностью подходов к решению общественных проблем, с глубиной анализа степени вероятности наступления возможных изменений.

Вопрос 25. Социальное планирование. Сущность социального планирования. Уровни социального планирования. Формы социального планирования.

 

Планирование по своей сути является особым случаем реализации социального прогнозирования, его последующим воплощением и, как правило, охватывает все многообразие

социальных процессов, присущих любому объекту, подвергающемуся методам прямого или косвенного регулирования. Если же обобщить имеющийся опыт, то сущностные характеристики социального планирования сводятся к следующему.

1. Социальное планирование ориентируется на цели, которые вытекают из объективных тенденций организации жизни людей и предусматривают удовлетворение повседневных и назревающих (перспективных) потребностей, их согласование между собой, а также меры по активизации созидательной деятельности как самого человека, так и социальных организаций.

2. Решение как общих, так и локальных проблем не может происходить стихийно или хотя бы «на глазок». В рамках социального планирования используются показатели, по которым судят об эффективности достижения поставленной цели: сроки, объемы, уровни, степень достижения намеченных рубежей, которые позволяют осуществить сравнение с предшествующим этапом развития или с аналогичными объектами планирования.

3. Социальное планирование предусматривает разработку, а затем использование средств достижения поставленных целей (материальных, финансовых, косвенных рычагов в виде льгот или, наоборот, ограничений) и/или создания условий, при которых наиболее рационально и оптимально развивался бы планируемый социальный процесс.

4. Социальное планирование представляет собой непрерывный процесс сочетания познавательной и преобразующей деятельности, которые постоянно взаимно дополняют и обогащают друг друга, что позволяет находить новые резервы, открывать новые возможности

для более полной реализации сформулированной цели. Итак, социальное планирование представляет собой научно обоснованное определение целей, показателей, заданий (сроков, темпов, пропорций) развития социальных процессов и основных средств их претворения в жизнь в интересах всего населения.

Объектами социального планирования выступают все уровни социальной организации – от общества до конкретного производства.

При осуществлении планирования на этом уровне каждый из названных процессов требует определения его возможностей и способности обеспечить сбалансированное социальное развитие. Кроме того, при изучении региональных социальных процессов уточняется, что отличает их от аналогичных процессов в других районах страны. Одним из основных условий становится рациональное сочетание проблемного и регионального планирования в интересах обеспечения рациональной организации жизни населения. Особенностью регионального планирования является так же соблюдение принципа системности, определяемого совокупностью показателей. Следует иметь в виду, что проблемы, стоящие перед республикой или областью, не всегда по своей актуальности совпадают с общегосударственными.

Формы социального планирования:

1. адресное планирование

2. планированием с помощью косвенных (экономических и социальных) рычагов,

3. индикативным планированием.

 

Адресное планирование включает разработку и обоснование совокупности заданий, которая доводится до сведения всех без исключения организаций. Им устанавливаются задания по достижению определенного уровня социального развития, что прежде всего проявляется в рациональном соотношении, в пропорциях, которые отражают реальное состояние, тенденции изменений, степень использования тех или иных ресурсов. Адресное планирование связано с определением сроков, необходимых для выполнения поставленной задачи. Чем сложнее цель, тем больше требуется времени не только для всестороннего научного обоснования принимаемого решения, но и для его осуществления. Длительность планового периода не может быть задана априорно: она строится на основе согласования качественных и количественных показателей. Вместе с тем опыт адресного планирования во многом дискредитировал себя, ибо он давал простор командным методам, устанавливал мелочный контроль, что приводило к его бюрократизации и игнорированию научно обоснованных ориентиров социального развития.

При планировании с помощью косвенных (экономических и социальных) рычагов изучаются конкретные условия, возможности и потребности. Затем определяется, какие элементы, составные части не поддаются регулированию. Применительно к ним ставится задача их количественного измерения и прогнозирования для принятия соответствующих решений в целях ослабления или нейтрализации отрицательных последствий. При таком планировании выявляются те переменные, на которые можно воздействовать и которые, собственно говоря, и являются объектами социального регулирования. Так, чтобы сократить объем трудовых затрат, не требующих квалификации, или занятость тяжелым физическим трудом, помимо мер по техническому обновлению производства предусматривается повышение профессионального уровня работников, ликвидация некоторых видов труда. Затем в них должно найти отражение изменение содержания труда ряда профессий. И что особенно важно, многим из профессий предстоит сохраниться только как этапу в трудовой деятельности человека. Планирование социальных процессов нередко сдерживается ограниченными ресурсами, что всегда влияет на определение области свободы. Ведь социальное планирование, с одной стороны, опирается на наличие материальных, финансовых возможностей, трудовых ресурсов. С другой стороны, любой социальный процесс взаимосвязан с другими явлениями, и поэтому нельзя не учитывать, какое воздействие окажут ограничительные меры на смежные области социального развития. Существенный момент – учет интересов социальных групп. Если при решении экономических задач их интересы в основном совпадают, то этого нельзя сказать о других сферах общественной жизни. Так, критерием эффективности материального производства является минимум затрат при максимизации результата. Добиваться же минимизации затрат при планировании социальных процессов – значит сознательно идти на ущемление интересов социальных групп, ибо максимум социального результата практически никогда не достигается минимизацией затрат. Необходимо отметить, что перечисленные формы планирования в чистом виде не существуют. Однако планирование посредством косвенных рычагов и индикативное планирование получили особую актуальность в связи с осуществлением экономических реформ, с расширением области свободы при принятии управленческих решений. Так как планирование является и наукой, и деятельностью, то методы нужно понимать и как способы осуществления, и как способы разработки планов (программ, проектов). Общие методы планирования характеризуются тем, на какие объективные законы развития общества опираются возможные способы реализации целей, на что они направлены и в каких организационных формах воплощаются. Долгое время ведущим в планировании являлся балансовый метод, который возник как способ обеспечения связей между потребностями общества и его возможностями при ограниченности ресурсов. В настоящее время он модифицируется (но ни в коем случае не отменяется) в рамках индикативного планирования, продуктом которого являются взаимно согласованные планы, обеспечивающие «стыковку» потребностей государства (общества) и его социально-экономических институтов, частных предприятий на основе учета реальных возможностей договаривающихся сторон.

Научность социального планирования во многом зависит от использования нормативного метода. Его требования служат основой для разработки и обоснования показателей социального развития для различных уровней социальной организации общества. Именно нормативы позволяют осуществить расчеты и обосновать реальность плановых заданий, определить ориентиры для развития многих общественных процессов.

Аналитический метод соединяет в себе анализ и обобщение. Его сущность сводится к тому, что в ходе планирования социальные процессы расчленяются на составные части, и на этой основе определяются направления реализации намеченной цели.

 

Все большее значение приобретает метод вариантов, суть которого заключается в определении нескольких возможных путей решения социальных задач при наличии полной и достоверной информации. Его разновидностью является метод вариантных приближений: вначале на базе имеющихся исходных данных определяется возможный путь в порядке первого приближения, а затем производятся последовательные уточнения. Его применение связано с поиском оптимального варианта решения той или иной социальной задачи, с рациональным выбором приоритетов.

Комплексный метод представляет собой разработку планов с учетом всех главных факторов (материальных, финансовых, экономических и социальных), а также с определением исполнителей и сроков. Его применение предполагает соблюдение следующих требований: определение темпов и пропорций развития, статической и динамической моделей и выработка основных показателей плана.

 

Приобретает все большее значение индикативный метод, при котором скрупулезно учитываются как текущие, так и перспективные потребности в тесной увязке с возможностями и вариантами их удовлетворения. При этом важное значение получает, к сожалению, так и не реализованная в нашей стране технология планирования «снизу-вверх» с учетом требований рынка.

 

Широкое признание получил социальный эксперимент, в ходе которого уточняются механизм действия объективных законов и особенности их проявления в условиях деятельности одного или нескольких социальных институтов. Полученные выводы помогают скорректировать ход развития планируемого процесса, проверить на практике прогнозируемые положения и выводы.

 

Важное место в социальном планировании занимает математическое моделирование. Такое название в известной мере условно. В действительности речь идет о количественном анализе при использовании уже перечисленных выше методов планирования. Математические методы не отменяют социального анализа, а опираются на него и, в свою очередь, влияют на дальнейшее его совершенствование. В настоящее время количественный анализ опирается на такие методы, как линейное программирование, многофакторный анализ, теория игр и т.д. Всем этим формально-логическим количественным процедурам отводится роль специфического инструмента, необходимого для решения поставленных задач.

 

Вопрос 26. Социальное проектирование. Методы социального планирования.

 

Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту. Субъект управления (человек, организация), прежде чем предпринять какое-либо действие, всегда сначала обдумывает (анализирует) несколько вариантов, одному из которых после сопоставления отдается предпочтение. В этой связи уместно напомнить высказывание К. Маркса об отличии архитектора от пчелы, который, приступая к созиданию, подготавливает предварительно проект своего будущего детища.

Социальное проектирование реализуется в следующих формах: а) при создании новых объектов, процессов, явлений, социальных сетей; б) при внедрении принципиально новых отношений, процедур или компонентов в существующих структурах, которые нуждаются в кардинальных изменениях (частичная модернизация); в) при реконструкции, принципиальной перестройке существующих общественных связей, когда изменяется вся схема управления, обеспечивающая достижение намеченных целей (полная модернизация).

Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, в большей мере, чем другие функции связано с осуществлением модернизационных и инновационных процессов. Поэтому социальное проектирование в отличие от планирования в большей степени обусловливает, детерминирует новаторские инициативы, допускает на начальных этапах подготовку многовариантных решений, претендующих на достижение принципиально нового состояния, исходя из имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Эта задача несколько изменяется, когда речь идет о реорганизации (реконструкции) существующих социальных процессов, институтов, организаций на принципиально иных основах. В этом случае проектирование направлено на

поиск и обоснование таких средств, которые предполагают возможность их воспроизведения или замены в зависимости от различных ситуаций в сочетании с уже имеющимися, оправдавшими и апробированными ресурсами. Еще одно отличие заключается в том, что социальное проектирование может существовать в виде предположений, в нескольких вариантах, которые как правило основываются на нескольких различных моделях, в то время как социальное планирование обычно реализует комплекс заданных параметров развития.

Избавиться от односторонности, субъективизма в проектировании можно, только опираясь на научные методы.

 

К ним прежде всего относится метод использования матрицы идей, когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты на основе этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Это важное требование применяется, как правило, при ограниченности возможностей (в условиях так называемой области свободы).

 

Существует и такой метод, как вживание в роль. Он помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто попытка заглянуть в будущее, а стремление глубже понять, как будет реализовываться, а затем и функционировать проектируемый объект. При этом следует учесть, что при решении любой проблемы требуется учет интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

 

Важным для социального проектирования является метод аналогии. Всегда имеются эффективно функционирующие предприятия, организации, населенные пункты, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы. Их подходы к делу в известных пределах могут служить образцом, эталоном, даже если не все детали в должной степени проработаны. Опираясь на такие достижения, беря лучшее и освобождаясь от не оправдавших себя идей, создают по аналогии социальный проект, который может обеспечить достижение сформулированных целей и предполагаемых результатов.

 

В этом случае наиболее приемлем метод ассоциации, когда решение социальной проблемы в другой сфере общественной жизни подсказывает путь, по которому легче прийти к цели. Своеобразный вариант ассоциации в проектировании – это приспособление, когда оправдавший себя в иной ситуации опыт решения проблем применяется к интересующему объекту. Метод ассоциации может использоваться через модификацию. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т.е. затрагиваются не только формы, но и существенные, содержательные и структурные элементы изменяемого объекта.

 

Нельзя забывать и такой момент. В процессе проектирования возможны ситуации, не похожие на упомянутые выше и ставящие принципиально новые проблемы. В этих случаях применяется метод мозгового штурма, когда мобилизуется весь имеющийся интеллектуальный потенциал: объявляется своеобразный конкурс идей, способных значительно продвинуть поиск оптимального решения проблем того или иного проекта. Этот метод, обоснованный в 1939 г. А. Осборном, связан с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Известен один из вариантов этого метода – метод синектики, согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенные взаимосвязи и определяются их приоритеты на основе сопоставления. Несомненно, учитывая динамизм и сложность социальных процессов, необходимо шире практиковать конкурс идей, стараясь при этом избегать влияния славы, заслуг, званий участников конкурса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: