Подведение итогов занятия.




Лекция № (2 часа)

Тема: Хохлома: происхождение, история промысла, технология создания.

 

Цель: Познакомить студентов с Дымковской игрушкой: происхождением, историей промысла, технологией создания.

 

Развивать художественное мышление, творческое воображение, зрительную память. Формировать аде­кватное цветовое восприятие мира. Применять на практике усвоенные знания.

 

Воспитывать эстетические чувства, художественный вкус, любовь к своему краю, народным промыслам и т.д., а также воспитание аккуратности, внимания, самостоятельности.

Вид занятия: Лекция с практикумом.

Оборудование: Компьютер, учебники, изобразительные карточки.

Литература:

1.Асташина, Е. История глиняной игрушки / Асташина, Е.// Народное творчество. - 2007. - №2. - С. 50 - 53.

2.Берсенева, Л. Мастерами славится земля: дымковская игрушка) / Берсенева Л.// Дошкольное воспитание. - 2002. - №2. - C. 58-63.

 

План занятия

1) Организационный момент:

Приветствие.

Проверка готовности к занятию.

Проверка присутствующих.

Тема: Хохлома: происхождение, история промысла, технология создания.

Мотивация: Уроки изобразительного искусства дают широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей. Это объясняется тем, что, с одной стороны, занятия требуют творческой активности, с другой – для занятий изобразительным искусством характерна выраженная эстетическая направленность. Радость и наслаждение, которые испытывает ребенок при встрече с прекрасным, способствуют воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия окружающему его миру.

 

3. Актуализация опорных знаний. Лепка из пластилина, рисование геометрических фигур, линий.

Изучение нового материала

План

  1. Хохлома – происхождение.История промысла.

Технология создания.

  1. Хохлома: происхождение, история промысла.

Хохломская роспись — это стариный самобытный русский народный промысел, представляет собой декоративную роспись деревянной посуды, мебели. Удивительна история создания данного вида промысла, питающая богатейшие образы русской души!

 

Хохломской промысел насчитывает более 300 столетий и был основан в нижегородском Заволжье, на территории нынешнего Ковернинского района Горьковской области. Жители селений близ реки Узор, испокон веков занимались окраской деревянной посуды. Корни хохломского промысла уходят в иконопись. XVII век время обширного заселения нижегородских земель "старообрядцами" — они были противниками церковных реформ Патриарха Никона. Именно они знали секрет золочения деревянных икон при помощи серебряного металла и льняного масла — олифы. Иконы покрывали слоем серебра, предварительно растертого в порошок, после чего пропитывали олифой и ставили в печь. После закалки икона приобретала золотистый цвет. Впоследствии, появилось более дешевое олово, и этот способ распространился и на посуду.

 

Хохломская посуда привлекает не только насыщенностью орнамента, но и своей долговечностью. Изделия ценят за прочное лаковое покрытие, которые ни под воздействием времени, ни под температурами не изнашиваются: не трескается лак, не блекнут краски, что позволяет пользоваться предметами быта в повседневной жизни.

Мини-итог: Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства.

2. Технология.

В наше время технология отделки привлекает мастеров декоративно-прикладного искусства. И как же все-таки делают такую красоту? Сначала изготавливают болванки, из которых потом вытачивают чашки, вазы, матрешки и многое другое. Используют деревья разных пород, но чаще — липа. Древесину выдерживают на открытом воздухе не менее года. В производстве некрашеную посуду, болванки, называют "бельем". Чтобы изделие в будущем не дало трещин, "белье" необходимо хорошо высушить, поэтому в помещениях предварительной подготовки поддерживается температура 30 градусов.

После сушки "белья" его грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой. После грунтовки снова сушка часов 8. Следом мастер обязательно вручную покрывает изделие несколькими слоями олифы (льняное масло), на этом этапе мастер использует тампон из натуральной овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку. Он окунает его в миску с олифой и быстро втирает в поверхность изделия. Он поворачивает его так, чтобы олифа распределилась равномерно — это очень ответственно, от этого будет зависеть качество посуды, прочность росписи. Изделие покрывают олифой 4 раза. Последний раз сушат до того момента, когда палец слегка прилипает, но не оставляет следов.

Следующий этап — покрытие алюминиевым порошком. Выполняют это тоже вручную тампоном из овечьей кожи. Именно на этом этапе, этапе лужения, предметы приобретают зеркальный блеск и готовы к росписи. Расписывают термостойкими минеральными краскам, такими как охра, сурик, кармин. Главные цвета, которые придают ту самую узнаваемость — красный и черный (киноварь и сажа), но допускается и немного других цветов — коричневых, зеленых, желтых. Готовые росписные изделия 2-3 раза покрывают лаком и закаливают. Именно в последний этап, из "серебряной" посуды появляется "золотая".

Хохломская роспись выполняется двумя классами письма: "верховой" и "фоновый". Для "верхового" типа характерен свободный ажурный рисунок, на данный фон наносится рисунок, основная линия, после насаживаются капельки, завитки и т.д. Для "фоновой" росписи характерно использование красного или черного фона, тогда как сам рисунок остается золотым. В этом случае сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется черной краской фон.

 

В настоящее время хохлома — уникальное явление не только в масштабах России, но и в мировом искусстве. После всемирной выставки в 1889 году в Париже резко увеличился экспорт хохломских изделий. Посуда появилась на рынках Западной Европы, Азии, Персии, Индии. В XX столетии посуда проникает в города Америки, Австралии и даже Африки.

В настоящее время есть 2 центра хохломской росписи — город Семёнов, с фабриками "Хохломская роспись", "Семёновская роспись" и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие "Хохломской художник", объединяя в себе мастеров деревень Кулигино, Сёмино, Новопокровское. И все-таки столицей Хохломы по праву считается город Семенов, расположенный в 80 км от Нижнего Новгорода. На предприятии работает около полутора тысяч человек, из них 400 художников. Вся выпускаемая продукция имеет сертификаты соответствия и гигиенические сертификаты.

Искусство Хохломы распространилось не только на предметы быта, посуду, мебель, но и радует нас просто в самых непривычных местах. Судите сами!

Мини-итог: Мини-итог: Рисование дымковской игрушки (для малышей) или лепка фигурок в дымковском стиле (для детей постарше) – это увлекательно занятие, за которое ребята принимаются с большим энтузиазмом.

Вопросы для осмысления материала:

1. Происхождение росписи в стиле Хохлома?

2. Какие этапы изготовления Хохломы?


Подведение итогов занятия.

 

Домашнее задание.

Нарисовать рисунок в стиле Хохломская роспись.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗДЕЛУ "ХОХЛОМА"

 

Данный раздел знакомит детей с основами народного и декоративно-прикладного искусства.

 

 

Серия предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста на уроках труда и изобразительного искусства. Представлены основные приемы хохломской росписи. Материал изложен по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов хохломской росписи и упражнений на повтор, до заданий на импровизацию и роспись объемных изображений.

 

Материалы с успехом могут быть использованы учителями, воспитателями старших групп дошкольных образовательных учреждений, педагогами художественных школ, руководителями кружков и различных студий, а также родителями в домашних занятиях с детьми.

 

Для начала работы необходимо иметь:

 

• краски гуашевые желтого, красного, зеленого и черного цветов;

 

• кисти беличьи № 2 и № 3;

 

• банку с водой;

 

• мягкую тряпочку для снятия лишней краски с кисти;

 

• листок белой плотной бумаги или белую мелкую тарелку без узоров, которая будет служить палитрой.

 

ЗАНЯТИЕ 1. УЗОР "ТРАВКА"

Учимся рисовать простейшие элементы травного орнамента. Дети выполняют упражнения на повтор главных отличительных элементов узора «травка».

 

В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками.

 

Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. В упражнение включены главные элементы «травки»:

 

«Осочки» — самый простой элемент узора; он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;

 

«Травинки» — это мазки с небольшим плавным утолщением;

 

«Капельки» рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге;

 

«Усики» рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.

 

«Завитки» выполняются с легким нажимом в середине элемента;

 

«Кустик» - это наиболее сложный элемент «травки»; он состоит из более простых симметрично расположен­ных элементов — «осочек», «травинок», «капелек», «уси­ков» и «завитков».

 

 

ЗАНЯТИЕ 2. "Подарок для Мишутки"

 

Детям предлагается самостоятельно придумать и укра­сить ложку элементами травного орнамента, используя два цвета — черный и красный.

 

Во всех заданиях на импровизацию дети сначала рас­сматривают роспись, выполненную мастером, а затем са­мостоятельно расписывают рисунок изделия.

 

Рассмотрите с детьми чашку с травным узором, выпол­ненную мастером. Праздничный и торжественный коло­рит росписи достигается сочетанием золотого, красного и черного цветов.

 

Детям предлагается самостоятельно придумать и укра­сить ложку элементами травного орнамента, используя два цвета — черный и красный.

 

 

 

ЗАНЯТИЕ 3. ТРАВНЫЙ ОРНАМЕНТ

 

Цель занятия — постепенно, методом от простого к сложному, научить детей рисовать сложный травный ор­намент, с использованием всех ранее изученных элемен­тов.

 

Сначала дети упражняются в наведении ведущего стеб­ля «криуля». Главный элемент «криуля» — «завиток», он имеет одинаковую длину и закручивается попеременно то вверх, то вниз. Затем узор усложняется добавлением крас­ных и черных «кустиков».

 

 

 

ЗАНЯТИЕ 4. РОСПИСЬ ЧАШКИ

 

Дети украшают чашку травным орнаментом, самостоя­тельно наводя ведущий стебель и используя ранее изу­ченные элементы травного орнамента.

 

 

Рассматривая солонку с травным узором, обращаем вни­мание детей на ритмичное чередование элементов орна­мента. Плавное течение ведущей линии — «криуля» под­черкивает округлую форму изделия, красный и черный цвета придают росписи торжественное и праздничное зву­чание.

 

 

ЗАНЯТИЕ 5. Узор "Листочки"

 

В хохломском узоре «листочки» кроме красного и чер­ного цветов используются также зеленый и желтый.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: