Эти правила, кстати, сохраняют свое значение и в ходе ведения переговоров.
Правила ведения переговоров | |
1. Рациональность | Необходимо вести себя сдержанно. Неконтролируемые эмоции отрицательно сказываются на переговорном процессе и способности принятия разумных решений. |
2. Понимание | Невнимание к точке зрения партнера ограничивает возможности выработки взаимоприемлемых решений. |
3. Общение | Если ваши партнеры не проявляют большой заинтересованности, все же постарайтесь провести с ними консультации. Это позволит сохранить и улучшить отношения. |
4. Достоверность | Ложная информация ослабляет силу аргументации, а также неблагоприятно влияет на репутацию. |
5. Избегайте менторского тона | Недопустимо поучать партнера. Основной метод – убеждение. |
6. Принятие | Постарайтесь принять другую сторону и будьте открыты для того, чтобы узнать нечто новое от партнера. |
7. Время проведения переговоров | Наиболее оптимальными днями для переговоров являются вторник, среда, четверг. Самое благоприятное время дня – через полчаса-час после обеда, когда мысли о еде не отвлекают от решения деловых вопросов. Благоприятная среда для переговоров может быть создана, в зависимости от обстоятельств, в вашем офисе, представительстве партнера или на нейтральной территории. |
Техника вопросов
Успех переговоров во многом определяется умением задавать вопросы и получать исчерпывающие ответы на них. Вопросы служат для управления ходом переговоров и выяснения точки зрения оппонента. Правильная постановка вопросов способствует принятию нужного вам решения. Существуют следующие виды вопросов:
|
1. Информационные вопросы предназначены для сбора сведений, которые необходимы для составления представления о чем-либо.
2. Контрольные вопросы важно использовать во время любого разговора, чтобы выяснить, понимает ли вас партнёр. Примеры контрольных вопросов: «Что вы об этом думаете?», «Считаете ли вы так же, как и я?»
3. Направляющие вопросы необходимы тогда, когда вы не хотите позволить собеседнику навязать вам нежелательное направление беседы. С помощью таких вопросов вы можете взять в свои руки управление ходом переговоров и направить их в необходимое вам русло.
4. Провокационные вопросы позволяют установить, чего в действительности хочет ваш партнёр и верно ли он понимает положение дел. Провоцировать - значит бросать вызов, подстрекать. Эти вопросы можно начинать так: «Вы уверены, что сможете...?», «Вы действительно считаете, что...?»
5. Альтернативные вопросы представляют собеседнику возможность выбора. Число вариантов, однако, не должно превышать трех. Такие вопросы предполагают быстрый ответ. При этом слово «или» чаще всего является основным компонентом вопроса: «Какой срок обсуждения подходит вам больше всего – понедельник, среда или четверг?»
6. Подтверждающие вопросы задают, чтобы выйти на взаимопонимание. Если ваш партнер четыре раза согласился с вами, то на решающий пятый вопрос, он высока вероятность, что он также даст положительный ответ.
7. Встречные вопросы направлены на постепенное сужение разговора и подводят партнера по переговорам к окончательному решению. Считается невежливым отвечать вопросам на вопрос, однако встречный вопрос является искусным психологическим приемом, правильное использование которого может дать значительные преимущества.
|
8. Ознакомительные вопросы предназначены для выявления мнения собеседника по рассматриваемому вопросу. Это открытые вопросы, требующие развернутого ответа. Вопросы для ориентации задаются, чтобы установить, продолжает ли ваш партнер придерживаться высказанного ранее мнения. «К каким выводам вы при этом пришли?».
9. Однополюсные вопросы – подразумевают повторение собеседником вашего вопроса в знак того, что он понял, о чем идет речь. При этом вы убеждаетесь, что вопрос понят правильно, а отвечающий получает время для обдумывания ответа. Вопросы, открывающие переговоры, весьма важны для эффективного и заинтересованного обсуждения. У партнеров по переговорам сразу же возникает состояние положительного ожидания.
10. Заключающие вопросы направлены на скорейшее положительное завершение переговоров. При этом лучше всего сначала задать один–два подтверждающих вопроса, сопроводив их непременно дружеской улыбкой. А затем без дополнительного перехода можно задать вопрос, заключающий переговоры: «Какое время реализации этого предложения вас больше устраивает – май или июнь?»