Базовые инструменты журналистики (БИЖ)




Лекция 1

Преподаватель – Сергей Львович Корзун (радио «Эхо Москвы» - создание, вещание)

Тема – «Журналистика в мире медиакоммуникаций»

Оценка: 0,2 посещаемость + 0,8 промежуточные работы (некоторые работы на оценку, некоторые – нет, но учитываются в посещаемости)

Базовые представления по 4 областям, 15 из 60 кредитов за год – практикоориентированная программа.

o 1-2 модуль (короткие) – основы работы с журналистскими текстами и их визуализацией;

o 3 модуль (длинный) – основы фото и видео;

o 4 модуль (длинный) – основы работы со звуком и контент-мастеринг.

Коммуникации => Медиакоммуникации (посредством технических средств) => Журналистика, PR и реклама, Кино, Книги

1990 г.30 апреля 2 независимые музыкальные программы («Ностальжи», «Европа Плюс»), 22 августа 1ая негосударственная радиостанция (создание «М» => «Эхо Москвы»)

Журналистика связана с Блогерством, Активизмом, PR, но НЕ с Рекламой:

· PR – положительный рисунок человека / предмета;

· Активизм – Навальный, феминистки (представление интересов);

· Блогерство – Варламов, Дудь.

Гражданская журналистика (citizen journalism) – разновидность журналистики или форма альтернативных медиа, получившая широкое распространение с появлением Интернета и новых цифровых технологий, которая подразумевает под собой непрофессиональную журналистскую деятельность. Основана на том, что обычные граждане (авторы) принимают активное участие в процессе сбора, анализе и распространении информации. Не путать с общественной журналистикой.

Профессиональная журналистика делается в СМИ: новости, экспертное интервью, репортаж, расследование – главные элементы журналистики.

· Эксперт – был, организует, изучает (по теме международной мобильности) – малые сроки интервью.

· Репортаж – свидетельство (1-2 дня).

· Расследование длится ДОЛГО, «соль» журналистики (дело Голунова).

Журналистика – это про:

· массовую информацию – СМИ;

· смыслы – месседж;

· тексты – письменные и устные (не безмолвие, не жесты);

· общественное мнение – «четвёртая власть» (в интересах всех).

Журналистика заменяет информационный шум знанием, уменьшает уровень информационной энтропии (хаоса) в обществе, является анти-фейком и анти-хаосом. При заблуждении журналист корректирует информацию, фейк – не специально. Журналист делает неизвестное – известным, сложное – простым (популяризация), частное – общим, деталь – событием (остаётся в сознании людей).

 

Ключевые функции журналистики (Manuel Castells):

- наблюдение за релевантными фактами, событиями и способность задавать правильные вопросы правильным людям;

- понимание наблюдений и ответов в нужном контексте (этическом, информационном, историческом и т.д.);

- объяснение находок, хорошо работающее для аудитории.

В глобальном сетевом обществе эти функции описываются как:

- сбор данных;

- интерпретация данных;

- рассказ о данных.

От традиционной журналистики: газеты, радио, журналы, телевидение – к web-журналистике:

· Редакция – концентрация журналистов => дисперсия, атомизация;

· Пресс-карты – статус в обществе => онлайн-аккредитации;

· Инфраструктура – типографии, телецентры => смартфон, ноутбук, Zoom;

· Периодичность выхода – дискретность => онлайн 24/7;

· Направленность – от журналиста к читателю => всесторонняя (интерактив).

Что меняется?

· скорость распространения новости;

· эксклюзивность;

· авторское право;

· этика журналистики.

Мем – единица культурной информации; любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, речи и т.д. Концепция мема и термин были предложены эволюционным биологом Р.Докинзом в 1976г. в книге «Эгоистичный ген». Он предложил идею, что вся культурная информация состоит из базовых единиц – мемов, как биологическая информация состоит из генов; как и гены, мемы подвержены естественному отбору, мутации и искусственной селекции. Мем – вирусный: он существует в мозгу, вызывает определённое поведение в голове 1, которое наблюдается и копируется другими. Мем должен быть верно усвоен им воспроизведён.

Д.Дойч: «Чтобы быть мемом, идея должна содержать достаточно замысловатое знание того, как заставить людей делать как минимум две независимые вещи: верно усвоить мем и воспроизвести его. То, что некоторые мемы могут с высокой устойчивостью копироваться в течение многих поколений, показывает, насколько много знаний в них содержится»

Журналист – литературный работник, который занимается сбором, созданием, редактированием, подготовкой и оформлением информации для редакции зарегистрированного СМИ, связанный с ним трудовыми или иными договорными отношениями, - или занимается такой деятельностью по своей инициативе.

Журналисты-активисты: Сергей Доренко, Пётр Пархоменко

Журналистика – институт или инструмент (общественного мнения)? Журналист помогает обществу, объясняет непонятное, «раскрывает раны», но при этом может навредить определённым людям.

Отношения владельца к персоналу редакции («Ведомости», «Эхо Москвы»): владелец не имеет права вмешиваться в дела редакции; может снять редактора с должности, но не поставить нового (он объявляется голосованием).

Алексей Венедиктов – общественный деятель «ЭМ»

Журналистика не может отразить всю ситуацию в обществе, а лишь часть реальности: сужение круга обсуждаемых тем до нужных власти (информационная повестка дня (agenda-setting)), освещение лишь определённой «медиареальности».

Б.Коэн (1963): «Пресса не может быть успешной большую часть времени в том, чтобы говорить людям, как думать, но она потрясающе успешна, рассказывая, о чём думать»

СМИ в любом случае зависимы от чего-либо. Плюрализм мнений и свобода слова зависит от этики владельца. Вся информация проверяется и подтверждается журналистами.

«Я МЫГолунов» - публикация в «Коммерсантъ», «Ведомости», «РБК»

Права журналистов; Кодекс профессиональной этики журналистов России; Московская Хартия журналистов (1994).

 

 

Лекция 2

Преподаватель – Королёва Марина Александровна, makoroleva@hse.ru (журналист, филолог, теле- и радиоведущая («Эхо Москвы» - «Говорим по-русски, «Как правильно»), автор колонок о русском языке в «Российской газете», ведущая на телеканале «Карусель», создатель «Бюро Марины Королёвой», автор книг «Говорим по-русски с Мариной Королёвой», «Говорим по-русски правильно», «Чисто по-русски»)

Девиз – «Говорим, пишем, редактируем»

Журналистика – ремесло или творчество? Ремесло с оттенком творчества.

Ремесло – набор навыков.

Можно ли научиться журналистике? Если да, то чему именно? Языку взаимодействия с аудиторией, разборчивости в контексте новостей.

Качества и умения журналиста: терпение, трудолюбие, стремление к истине, любопытство, умение работать с источниками информации («знать, где посмотреть»), умение работать с ньюсмейкерами («носителями информации»), совершенное знание языка и его современных норм («чувство языка», позволяющее свободно пользоваться его средствами).

Сейчас – «постволна» изменений мира, турбулентность.

Журналист вынужден говорить и писать обо всём. Однако для этого он не должен знать ВСЁ, а «знать, где посмотреть»; он – существо поверхностное и знает об этом, не стесняясь.

Чего журналисту стоит стесняться? Лени (нежелание – профессиональная непригодность), неподготовленности, неграмотности (речевых ошибок – орфография, пунктуация, грамматика, лексика, орфоэпии и т.д.), безответственности, дезинформации (фактических ошибок), необъективности (рассмотрению ситуации с одной стороны), отсутствию профессионального интереса к предмету.

Главное последствие журналистских ошибок – потеря доверия к журналисту.

3 «Р» – репутация, рейтинг, реклама, в основе всего – доверие.

Журналистский продукт (традиционный):

· текст (печатный, электронный);

· фотоматериал;

· видеоматериал;

· аудиоматериал.

Производство одного из либо трансмедийных (мультимедийных) продуктов.

Журналистский продукт достигает цели, если:

· вызвал интерес, произвёл впечатление на аудиторию;

· донёс новую, полную и объективную информацию о значимых событиях, явлениях, процессах до аудитории;

· расширил социальную базу аудитории, повысил рейтинг СМИ.

Журналистика и блогерство:

· эксклюзивная информация;

· огромная аудитория;

· отличная репутация;

НО журналистика – это ответственность (правовая (в рамках закона), социальная, профессиональная); журналист имеет дело с верифицированной (проверенной) информацией (некий идеал), откуда идёт доверие.

И.Рождественский (РБК, «Проект»): «Хроники профессионального успеха. Текст пережил семь вторжений редактора, фактчек и проверку юристов. Разумеется, я запутался, какая версия последняя и что надо отдавать на вёрстку»

Надо знать классификации, чтобы знать, ЧТО именно мы пишем, говорим, снимаем. Знание и представление о жанрах и видах необходимо для того, чтобы не смешивать их в работе, а если смешивать – со знанием дела. Мы сразу знаем, что напишем / снимем.

Есть журналистика факта и мнения. Их смешение – плохо.

Классификации (в зависимости от используемых технологий и оборудования):

· газетно-журнальная журналистика;

· Интернет-журналистика;

· тележурналистика;

· радиожурналистика;

· фотожурналистика;

· видеожурналистика.

Возможны смешения, и если всё сойдётся на одной платформе – получим мультимедийность, поэтому деление на виды условно:

· фотожурналистика может быть печатной;

· радиопрограммы могут передаваться через Интернет в звуковом и текстовом виде;

· Интернет-издания могут готовить программы для радио;

· телевещание может быть организовано через мобильный Интернет и мобильную связь.

Понятие жанров в журналистике активно используется:

· информационные (начало):

o виды: новости, расширенная информация, хроника (события по временному порядку), короткая заметка, информационное интервью (комментарий эксперта, факты), специальный репортаж (эмоционально окрашен – интонация, мимика, жесты), пресс-опрос (мнения), отчёт;

o характеристика: небольшой объём, фактологичность, точность выражений, отсутствие изобразительных средств, отсутствие выраженной авторской оценки;

· аналитические (середина):

o виды: статья, комментарий (свободен от мнения журналиста), рецензия, беседа, письмо, журналистское расследование, обзор, аналитический отчёт, аналитическое интервью, аналитическая корреспонденция, мониторинг;

o характеристика: вывод на основе мнений экспертов, чужих точек зрения, а не автора; роль играют факты; большой объём материала; аналитика, сопоставление и отображение внутренних связей между событиями, явлениями и персонами; прогностические предположения, возможное присутствие авторской оценки;

· художественно-публицистические (переходить позже, всё равно нужно владеть фактами):

o виды: очерк, эссе, колонка, фельетон (высмеивание пороков), памфлет (резкое публицистическое эмоциональное высмеивание), некролог, анекдот, легенда, пасквиль (ведёт к суду, т.к. это клевета / оскорбление в резкой форме);

o характеристика: литературность (талант), художественность (наличие в тексте изобразительно-выразительных средств), яркая эмоциональная насыщенность, глубокое авторское осмысление действительности;

· шоу-жанры:

o виды: ток-шоу (не журналист, а шоумен, ведущий), реалити-шоу, игры, конкурсы;

o характеристика: интертеймент с элементами информирования

Более редкая классификация жанров (С.Гуревич):

· жанры новостной информации;

· диалогические жанры;

· ситуативно-аналитические жанры;

· эпистолярные жанры;

· художественно-публицистические жанры;

· сатирические жанры.

Андрей Малахов – смешение жанров: аналитика, информация, шоу; журналист-шоумен-телеведущий.

В связи с распространением Интернет-журналистики преобладает вид жанра информационная заметка.

Типы журналистики (по тематике и интересам):

· политическая;

· международная;

· деловая;

· корпоративная;

· бульварная (не почитается – «жёлтая пресса»);

· глянцевая («утки», непроверенные факты);

· музыкальная;

· спортивная;

· научная;

· ресторанная;

· трэвел-журналистика;

· гражданская (citizen journalism – самодеятельная, непрофессиональная);

· экономическая;

· религиозная;

· театральная.

В каком бы жанре, типе, виде журналистике вы ни работали – всё равно придётся работать с текстом (даже фото и видео нуждаются в минимальных сопроводительных текстах).

Контент современных СМИ (разрез «поперёк»):

· профессиональный (контент профессиональных журналистов и СМИ);

· читательский / пользовательский («Яндекс Дзен» - начали фактчекинг):

o виды: приглашение пользователей к участию и интерактиву – блоги на сайтах (авторские, тематические, экспертные), комментарии на форумах и под текстами журналистов, интерактивные опросы, доски объявлений, аудио, видео, карты, таблицы;

o риски: нужна верификация непроверенной информации (презумпция недоверия к наблюдателю), односторонняя позиция автора (или собственные мотивы для размещения, или неимение достаточного объёма информации), возможна заведомо ложная сенсация, спам и флуд, размещение ненужной или не имеющей отношения к предмету обсуждения информации, язык вражды, оскорбительные высказывания в адрес людей или организаций, троллинг (намеренное разжигание конфликта), плагиат, ложное авторство, разглашение персональных данных и вмешательство в частную жизнь (идентификация жертв преступления).

o как сократить риски: извлечь пользовательский контент (почитал, посмотрел, послушал – свободен), либо модерация в широком смысле слова – регистрация пользователей на сайте (в том числе через социальные сети), установление правил работы для пользователей ресурса, обязательность правил и их доступность для всех, фильтры нежелательных слов, блокировка размещения гиперссылок в комментариях;

o зачем нужен пользовательский контент: получение фидбэка и реакции, выяснение интересов аудитории, попытка привлечь зрителей и читателей для повышения рейтинга.

Стрингеры – журналисты-фрилансеры.

Дмитрий Быков – профессиональный журналист, а не литературовед.

Рецензии на книги / кино (Антон Долин, Галина Лисюкович) – приведение фактов в первую очередь, сопоставление и столкновение мнений с эмоциональной личной оценкой, существование на стыке информационного и художественного жанров.

Литература:

· А.В.Колесниченко «Практическая журналистика: учебное пособие», «Настольная книга журналиста»;

· Дэвид Дойч «Начало бесконечности: объяснения, которые меняют мир» (гимн возможностей познания);

· А.Амзин «Новостная интернет-журналистика».

Дополнительные учебники:

· Леонид Бершидский «Ремесло»;

· Дмитрий Губин «10 лекций по радиожурналистике»;

· Натали Голдберг «Человек, который съел машину»;

· Уильям Зиснер «Как писать хорошо»;

· Максим Ильяхов, Людмила Сарычева «Пиши – сокращай»;

· Николай Кононов «Автор, ножницы, бумага»;

· Маршал Мак-Люэн «Понимание медиа»;

· Дэвид Рендалл «Универсальный журналист»;

· Дмитрий Соколов-Митрич «Реальный репортёр».

Книги и кино о журналистах и журналистике:

· «Spotlight» («В центре внимания»);

· «The Post» («Секретное досье»);

· А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом».

 

 

Лекция 3

Тема – «Источники информации: как мы с ними работаем? Документы как источники информации»

«Кто владеет информацией, тот владеет миром» Ротшильд (англ.), Наполеон (франц.), Черчилль – первоисточник смотреть в письмах, заметках, статьях, газетах, архивах, переводах. Обычно считается, что всё можно найти в Сети, но это не всегда достоверно.

Что может быть источником информации:

· документы (в т.ч. Интернет, электронные базы данных, ТВ, книги);

· люди (эксперты, очевидцы).

В опросе нам интересно не мнение каждого, а сложившаяся цельная картинка, разделение точек зрения масс.

Эксперты («знающие люди») явно или потенциально обладают нужной информацией. Их профессиональные контакты и знания (работа, хобби (коллекционеры и т.д.)) позволяют сориентироваться в интересующем вопросе. Они могут выдать базовые материалы или вывести на новые источники информации.

Эволюция значения слова «эксперт»: учёный (1980) => аспирант (1990) => журналист (2000) => блогер «Катя с Фейсбука / Инстаграма / Тик-Тока» (2010-2020)

Журналисты также работают с такими источниками информации, как:

· официальные документы, характеризующие объект;

· архивы и деловые бумаги;

· личные архивы и бумаги (записные книжки, пометки и т.д.);

· мусор (случайно потерянные или выброшенные черновики, записи);

· обнародованные сведения (публикации в газетах, на сайтах в Интернете, теле- и радио сюжеты, прочитанные лекции и выступления (способ подачи и сами данные), книги и учебники);

· носители компьютерной информации (базы данных, диски, флешки, с которых можно распечатать нужную информацию).

Виды источников информации (и люди, и документы):

· открытые / относительно доступные;

· полуоткрытые (не полностью засекреченные, но контролируемые кем-то; то, что «стоит за замком»);

· закрытые.

В современном мире журналисты всё чаще работают с уже обработанными источниками информации (раньше – библиотеки, книги, учебники), и надо знать, кому можно доверять.

Первоисточник (даже с кривым переводом) даёт более достоверную информацию, чем какой-либо другой источник (может быть фейком).

Источники информации, с которыми НЕЛЬЗЯ работать:

· «мне сказали»;

· «по радио сообщили»;

· «в Интернете написано»;

· «где-то прочитал».

В первую очередь необходимо идентифицировать источник информации и определить степень доверия к нему (на 100% никому не стоит доверять, т.к. много манипуляций с переводами и ссылками на авторитетные источники, «уток», фейков, недостоверных фактов). Только после этого можно решить, использовать ли источник (его близость к первоисточнику или автору, публиковали ли они неправду ранее и сообщали ли об этом «казусе»).

Ньюсмейкер – главное действующее лицо новости, тот, кто её приносит; те, от кого мы узнаём новости (спикеры на пресс-конференции); НЕ журналисты, пишущие новости.

Новостные СМИ:

· первичные (крупные холдинги и медиа, получающие информацию о событиях непосредственно от ньюсмейкеров, свидетелей, участников, собственных корреспондентов: информационные агентства, ТВ-каналы, радиостанции, располагающие своими корреспондентами);

· вторичные (почти всё в Интернете: Интернет-редакции газет и журналов, Интернет-издания, радиостанции и телеканалы без своих развитых корреспондентских цепей).

Пример агрегатора (связующего звена) – Яндекс-новости.

Цепочка «событие => читатель»:

1. Событие, свидетельство очевидца.

2. Сообщение в первичном СМИ.

3. Сообщение во вторичном СМИ.

4. Читатели.

Читатели первичных СМИ – журналисты, «вторичных» - обычные люди. НО вторичные СМИ не хуже первичных, это тоже труд; они отличаются не по качеству, а по способу получения информации. Например, «Медуза» – хорошо собранный и обработанный материал (20% первичной информации).

В силу ограниченности времени следует быстро выбрать источник, которому можно доверять. Иногда то, что мы читаем – даже не вторичный источник, а «пятеричный», который может исказить информацию до неузнаваемости. Больше стоит доверять первоисточнику (чистой информации) – даже если там что-то искажено, то, скорее всего, ненамеренно; в любой ситуации стоит искать первоисточник, чтобы зарабатывать репутацию. Приходится очень выборно доверять:

· первоисточникам (информационным агентствам, не заботящихся о рекламе), где меньше сомнений в правдивости новости и которые более пользуются доверием общества;

· вторичный источник ТОЧНО не будет лучше – приходится доверять им только судя по репутации;

· искажений не избежать (т.к. с новостями работают люди), и всё равно выбор субъективен.

Как искать первоисточник:

· идти по ссылкам, чтобы найти самую раннюю – она, скорее всего, и есть первое упоминание (лучше Google);

· если первое упоминание вызывает недоверие – нельзя верить НИЧЕМУ после (сама новость может быть выдумкой: «Сообщают британские учёные / американские СМИ» - ЛОЖЬ, «журнал Nature» - ПРАВДА.);

· далее – проверять самостоятельно; возможно, что в ходе проверки найдётся эксклюзив.

Зачем указывать первоисточник:

· напрямую связано с репутацией и доверием;

· доказательство честности СМИ;

· избавление от обвинений в плагиате и от претензий со стороны автора и издания;

· получение репутации не только интересного, но и компетентного источника новостей.

Первоисточники – в основном информационные агентства. Это специализированные информационные предприятия, обслуживающие СМИ. Их основная функция – собирать новости и снабжать ими редакции газет, журналов, ТВ, радио, а также другие учреждения, организации и частных лиц, являющихся подписчиками. Агентства делают это профессионально (фактчекинг), и им не надо заботиться о рейтингах и трафике (о количестве читателей). У них в основном эксклюзивные новости.

СМИ (Росбалт, РАПСИ, ТАСС, РБК, РИА «Новости», Интерфакс (частное) – «фабрики» по производству информации, работают давно и по стандартам); ТВ (1ый канал, Россия 1, Россия 24, НТВ, Матч-ТВ) – основные российские информагентства. В мире: Associated Press, Bloomberg, REUTERS, UPI, DPA, EFE, France-press, Синьхуа.

 

Лекция 4

Тема – «Эксклюзив. Ещё одно волшебное слово»

Самые привлекательные источники информации – те, у которых есть эксклюзив (информация, которую журналист получает сам или получает первым; уникальная и интересная информация, представляющая интерес для публики, нечто новое или ранее неисследованное, малодоступное или исключительное). Именно эксклюзивы (журналистские расследования) делают СМИ «четвёртой властью». Публикация эксклюзивных материалов является эффективным способом наращивания аудитории. Любой настоящий журналист испытывает профессиональное наслаждение от качественной работы, результат которой получит только его издание.

Почему эксклюзивов не так много?

· эксклюзив – это дорого (затраты могут быть большими, а выход нулевым) – информацию могут обнаружить раньше, либо она будет не эксклюзивной / неинтересной;

· Интернет – враг эксклюзива (раньше очевидцев событий было мало, их искали трудно и долго, а сейчас в соцсетях очевидцев предостаточно), понятие эксклюзива размывается, он становится гибридным.

Что понимают под эксклюзивом?

· интервью ньюсмейкера (если он даёт его только одному СМИ);

· информация от источника, раскрывшего его только одному изданию (часто это является «сливом» (только намеренный, «-»; журналист – посредник), который нужно проверить);

· репортаж с события, которую устроили специально для корреспондента издания (скорее реклама, PR).

Утечка – конфиденциальная информация, которая не должна была попасть публике (может быть намеренной и непреднамеренной), находящаяся на стыке журналистики, политики и управления обществом.

А.Хинштейн – «сливщик»

Эксклюзив нужен не ради эксклюзива, а ради читателя, слушателя, зрителя.

Есть темы, с которыми эксклюзивная работа (особенно малых СМИ) противопоказана: события, с которыми лучше справляются информагентства с разветвлённой корреспондентской сетью.

Ссылкой может быть даже анонимный источник, в любом случае это – уважение к другим СМИ.

Анонимные источники:

· среди анонимных заявлений очень много «заказных», поэтому по возможности их цитирования стоит избегать;

· если избежать нельзя, надо чётко указать, что утверждение делает определённое издание со ссылкой на свои источники / данные (либо не раскрывая источников).

Не ссылаться на другое СМИ можно только в случае публикации фейковой информации / общеизвестных фактов / если о событии сообщают сразу несколько источников одинаково, без расхождений (пресс-конференция, открытие, где присутствовали все (более 2ух СМИ)). Журналист-онлайн-корреспондент – первоисточник и очевидец.

Ссылка оберегает нас от судебных исков. Ответчиком становится СМИ, которое первым опубликовало данные. Если окажется, что издание перепечатало ложь или клевету, то лучше, если в публикации указано, откуда её взяли. Ссылаться – вежливо и выгодно.

o Развод Путина с женой – эксклюзив России 24 (на балете «Эсмеральда»).

o Большая пресс-конференция Путина по поводу освобождения Михаила Ходорковского – эксклюзив Russia Today.

Как и на кого мы ссылаемся?

· на коллег (журналистская вежливость);

· если один источник утверждает что-либо, отличное от других;

· не только на того, кто сделал заявление, но и на агентство, которое это сообщает (двухступенчатая ссылка);

· в Интернет-СМИ – гиперссылка.

Ссылка на несколько источников:

· у разных СМИ доступ к разным источникам и информации на одной локации: необходимо чётко приписать информацию правильному агентству (иначе можно столкнуться с неприятностями – публичные извинения, скандал, штраф, увольнение, суд);

· в случае Интернет-СМИ ссылаться не только на сайт источника, но и на само сообщение на сайте (профессионально – сразу в тексте, а не внизу).

Если источников несколько, а все сообщают разное, не надо бояться конфликта источников (слово против слова), а при необходимости приводить все версии (ссылаться на каждую), но НЕ выбирать из версий (кто прав, кто виноват), однако представлять репутационную сторону источников. Человек способен воспринять на слух не более 3ёх источников.

 

 

Лекция 5

Тема: «Люди как источники информации»

Закон охраняет нас и ставит ограничения:

1. Право на сохранение конфиденциальности источника информации: основано на том, что в противном случае многие будут отказываться сообщать общественно значимую информацию, борьба с преступностью и коррупцией будет невозможна. Большинство государств признают, что право на неразглашение информации об источниках является неотъемлемой составляющей свободы слова.

2. В России:

· по закону «О средствах массовой информации», ст.41, 47 и 49 журналист имеет право:

o искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

o посещать гос.органы, организации, предприятия, учреждения, органы общественных объединений и пресс-службы;

o быть принятым официальными лицами в связи с запросом информации, получать доступ к документам и материалам, за исключением фрагментов, содержащих государственную, коммерческую или специально охраняемую тайну;

o копировать, публиковать или оглашать либо иным способом воспроизводить документы, материалы;

o воспроизводить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъёмки, за исключением случаев, предусмотренных законов;

o посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, катастроф, массовых беспорядков, скоплений граждан, или местности, в которой объявлено о ЧП, присутствовать на митингах и демонстрациях;

o проверять достоверность сообщаемой ему информации, излагать свои личные оценки и суждения в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью, отказываться от подготовки за своей подписью материалов или сообщений, противоречащих его убеждению;

o распространять подготовленные сообщения и материалы за своей подписью или без неё, или под псевдонимом, а также пользоваться иными правами, предоставленными законодательством РФ о СМИ;

o конфиденциальная информация: редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

· по Конституции, ст.24 п.1:

o сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его разрешения не допускаются;

· по Кодексу административных правонарушений (КоАП РФ), ст.5.61:

o оскорбление;

· по Уголовному Кодексу РФ, ст.129 и 137:

o нарушение неприкосновенности частной жизни;

o 5 видов клеветы с установленным наказанием для каждого (клевета в СМИ – это публикация ложных сведений, унижающих честь и достоинство человека, в печати – газетах, журналах, сборниках; трансляциях по радио и телевидению, в сети Интернет, демонстрациях с помощью кино и видеофильмов).

3. В Америке: право на неразглашение источников информации в американской традиции – «журналистские привилегии». Было признано в Межамериканской Декларации принципов свободы слова, согласно которой «каждый член общества имеет право не разглашать конфиденциальную информацию, личные и профессиональные данные», однако федерального закона об этом нет.

4. В Африке: Африканская комиссия по правам человека и народов приняла Декларацию принципов свободы слова в Африке, которая гарантирует соблюдение данного права.

Если человек сам решил, что он – публичная личность, информацию про него можно распространять до определённого предела; вторжение в личную жизнь как преступление – на частной собственности (не на улице или работе).

Если вы знаете, что вам нужно, располагаете первоначальной информацией, знаете законы и готовы их соблюдать, можно приступать к работе с «живыми» источниками информации – людьми.

Дело Ивана Сафронова 17.04.2019 (бывший журналист «Коммерсанта», советник главы Роскосмоса): покинул издательство под давлением владельца в связи со статьёй Сафронова по поводу возможного ухода Валентины Матвиенко с поста председателя Совета Федерации РФ. От Сафронова потребовали раскрытия источника информации по требованию учредителя, но тот отказался, и дело не дошло до суда. Арестован и подведён под следствие за подозрение в шпионаже и работе на чешскую разведку (как сотрудник пресс-службы Роскосмоса, последнего места работы).

Если на вас подали в суд и требуют раскрыть источник: требование должно быть оформлено письменно мотивированным определением суда, и в отличие от любого другого требования, только такое может быть рассмотрено и обжаловано. Устное требование следователя, прокурора, судьи журналист имеет право не выполнять. В этом случае безопасность журналиста и его источника защищена. За нераскрытие источника информации в суде дают не больше 1 года тюремного заключения либо общественные работы на полгода.

Кто может быть источником информации? Ньюсмейкеры:

· очевидцы событий (ЧП, терактов, акций);

· пресс-службы;

· представители специальных служб (МЧС, МВД, пожарные, скорая, полиция);

· специалисты, эксперты в областях, имеющих отношение к новости;

· представители ветвей власти (чиновники, депутаты, судьи);

· общественные деятели, гражданские активисты;

· однако это может быть кто угодно, даже сосед.

Если источник информации готов быть названным:

· аккуратно зафиксировать то, что он сообщит;

· позаботиться о том, чтобы информация была передана максимально точно и близко к оригиналу и источнику (не перевирать);

· проверить представление: правильность имени, фамилии, должности (не перевирать, иначе можно потерять репутацию и доверие ньюсмейкера – впоследствии он может отказать).

Если источник информации не готов быть названным:

· придётся работать с источником, который нельзя раскрывать, и с этим Вам и Вашей редакции придётся идти до конца, если суд не решит иначе и не заставит раскрыть источник.

Анонимный источник – «палка о двух концах»: по данным Общества профессиональных журналистов (SPJ), иногда анонимные источники – единственный ключ к расследованию важных историй, разоблачению коррупции, выполнению важнейшей миссии журналистов – следить за деятельностью правительства и информировать граждан, искать правду. В других случаях анонимные источники становятся дорогой в этическое болото. Человек с неустойчивой этикой, ссылаясь на анонимный источник, может скрыть за ним свою, выдуманную и заведомо ложную информацию. Анонимные источники могут быть не только важнейшим инструментом журналистских расследований, но и источником фейковых новостей, безнаказанной клеветы, «сливов». Стоит ли ради этого рисковать собственной жизнью и безопасностью?

История из New York Times: руководство газеты выступило против анонимных источников, так как читатели жаловались на увеличение их количества. Цитирование анонимных источников могло быть использовано редко, если материал имел решающее значение, а также он должен был быть одобрен хотя бы одним редактором (хоть один редактор должен был знать, кто именно предоставил информацию для публикации). За несколько месяцев анонимных источников стало меньше на 30%.

Кодекс этики SPJ об анонимных источниках:

· когда возможно, следует идентифицировать источники информации. Общественность имеет право получить всю возможную информацию о надёжности источников;

· всегда внимательно анализировать мотивы источников информации, прежде чем обещать им анонимность; следует убедиться, что именно обещается в обмен на информацию, и стоит сдерживать свои обещания;

· если можно не пользоваться анонимным источником (эту информацию можно раздобыть как-то ещё), то не надо, стоит это делать только при отсутствии другого выхода.

Использование анонимных источников оправдано, если:

· информация крайне важна для материала;

· в основе информации не лежит личное мнение источника или журналиста (интересны факты, а не мнения);

· информацию нельзя получить иным способом;

· источник очень надёжен и знает, о чём говорит.

При ссылке на конкретных людей можно проверить информацию, поэтому открытый источник указывать легче.

Вопросник для журналистов от Ассоциации онлайн-новостей ( ONA):

· Какова причина того, что источник информации хочет остаться анонимным?

· Можно ли получить эту информацию в других местах?

· Доверяете ли вы источнику?

· Станет ли информация в любом случае общеизвестной в ближайшее время?

· Хочет ли источник поделиться информацией или неохотно идёт на контакт?

· Находится ли источник информации в сильной или уязвимой позиции?

· Настолько ли важны источник и его информация, чтобы сесть за них в тюрьму?

Соцсети как источники информации последнего десятилетия:

· это не только каналы распространения информации, но и её возможные источники;

· новости о происходящих событиях (стоит проверить первоисточник);

· мнения экспертов и малодоступных ньюсмейкеров (однако мы не можем быть уверены, что аккаунт ведёт именно этот человек,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: