Юбилейная персональная выставка ведущего тверского акварелиста Нелли Ефимовны Пятышевой представляла более 60-ти произведений разных лет.
Название выставки «Акварель» говорило само за себя. Это не только любимая техника автора, в которой она добилась немалых успехов, но и уважительный рассказ о различных манерах работы. Произведения Н.Е. Пятышевой регулярно экспонируются на крупных российских выставках: зональных, общероссийских и т.д. Ее творчество известно, и о нем не раз писала газета «Художник России». Лёгкая и текучая, плотная и прозрачная акварель подвластна сильной, умелой руке опытной художницы, и каждая её работа тонко передаёт её чувства и мысли.
Н. Е. Пятышева окончила художественно-графический факультет Смоленского педагогического института. Рано стала участником крупных республиканских и зональных выставок. Неоднократно совершенствовала своё мастерство в Доме творчества графиков «Челюскинская», не раз работала в составе передвижных творческих групп Союза художников России. Сегодня Н.Е. Пятышева – давно сложившийся мастер со своим особым взглядом на мир, с ярким, индивидуальным почерком. Её творчеству всегда была свойственна некая свобода в работе с формой, что спустя годы обрело особую силу, привлекательность и самобытность. Ее работы могут служить замечательным образцом для молодых художников, с которыми почти сорок лет делится она секретами мастерства, будучи преподавателем Тверского художественного училища им. А.Г. Венецианова.
Н.Е. Пятышева работает во всех известных жанрах: пейзаже, портрете, натюрморте. Однако, особое внимание она уделяет сюжетным композициям, в которых, как правило, рассказывает о простой, незамысловатой жизни своих современников, чаще всего – односельчан, соседей по летней деревенской мастерской. Ее рассказ об этих людях, их быте, труде одухотворен, романтически лиричен. С долей доброй иронии смотрит она на своих персонажей. Свобода фантазии, свобода рисования, концептуальность пластических и пространственных решений определяют качественную сторону акварельных листов Н.Е. Пятышевой. При создании произведений она всегда заботится о передаче настроения, состояния природы и человека, придает большое значение эмоциональному началу. Организация плоскости листа, основанная на соединении пятен рисунка, часто рождает в ее работах некий колоритный сплав, плотную осязаемую массу. Эта «живописная» среда, определяющая единое цветовое пространство листа, активно взаимодействует с предметным, фигуративным миром произведений. Цветовые характеристики персонажей и изображаемого мира органично дополняют друг друга.
В выборе художником предметов изображения есть известная методическая последовательность – от простых к сложным. Акварели группируются в серии по тематическим принципам и пластическим задачам. На выставке были представлены листы из лучших серий, посвящённых деревенской тематике и Отечественной войне 1941-1945 годов. Драматургия большинства натюрмортов так же строится на пространственной и пластической основе, поэтому монументально звучащие букеты далеки от салонной красивости. В них прочитываются самые различные чувства: драматизм, радость, напряжённость, открытость. В отличие от предыдущих персональных выставок в этот раз автор представила ряд портретов, персонажами которых являются близкие, хорошо знакомые автору люди. В таких работах ярко выражено внимательное, доброе отношение автора к моделям, позволяющее ярче подчеркнуть характерные черты, правду состояний и настроений. Камерные по содержанию они стали своеобразным признанием в любви к своим современникам. Выставка «Акварель» напомнила зрителям, как много добра и красоты в окружающем нас мире и стала лучшим лекарством от осенней хандры.
Выставка приятно удивила. Художница работает в своей технике широкими мазками, полупрозрачными тонами. В каждой работе чувствуется легкость, энергия, достигаемая благодаря энергичной манере письма художницы. Состояние природы улавливается в оттенках зелени.
Словарь терминов:
- Акварель- живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).
- Графика- вид изобразительного искусства, включающий Рисунок и печатные художественные произведения (гравюру (См. Гравюра), литографию (См. Литография) и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.
- Натюрморт- изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.