Особенности развития личности детей со сложными нарушениями развития




Группы КП 19-11

ОП. 05. Специальная психология и педагогика

Лекция № 49 Особенности личности и деятельности детей с тяжелыми и множественными нарушениями

Цель работы: рассмотрение особенностей личности и учебной деятельности детей с тяжелыми и множественными нарушениями

Задание:

1. Ознакомьтесь с текстом в указанном источнике

Особенности развития личности детей со сложными нарушениями развития

Не следует заботу о развитии ребенка направлять только на решение познавательных задач. В случаях сложного сенсорного нарушения особенно велика вероятность неполноценного, иждивенческого, эгоистического развития личности ребенка. Возможность такого развития личности объясняется рядом причин:

Первое - это причины, обусловленные собственно сложным нарушением, которое приводит к разной степени изолированности ребенка от внешнего мира. Такая изоляция неизбежно ведет к вторичным нарушениям развития - слабости и искаженных эмоциональных и социальных связей с широким миром людей, к эгоцентризма. Кроме того, сказывается очень большая зависимость ребенка от повседневной помощи других людей, невозможность своевременного формирования всех необходимых бытовых навыков (приготовление пищи, умение делать покупки, самостоятельно пользоваться транспортом и т.д.). Это может привести к развитию пассивной и даже иждивенческой позиции, создать почву для развития эгоизма, отторжение от интересов других людей, выделение собственных интересов и потребностей как главных не только для самого слепоглухих, но и для его окружения.

Вторая группа причин связана с отношением к слепоглухой ребенка окружающих людей. Как правило, окружение слепоглухой ребенка - близкие люди, осознав ее тяжелые нарушения, могут проявлять излишнюю тревогу и жалость. Очень часто родители достаточно долго ориентируются только на возможность лечения ребенка, не допуская даже мысли о том, что ей надо приспособиться к новым условиям существования. Может создаться ситуация гиперопеки, когда ребенок становится центром существования семьи, при этом интересы всех ее членов отодвигаются на второй план, считаются незначительными. Возможно результатом в этом случае становится завышенная самооценка ребенка, стремление избегать любых трудностей.

К третьей группе причин можно отнести проблемы, связанные с практикой обучения и воспитания, при которой сам ребенок на протяжении всего дошкольного и школьного обучения остается его объектом. Ее участие и воспитывают, а не она сама учится и воспитывается. В особых условиях специальной дошкольного и школьного учреждения, где ребенок постоянно находится среди таких же детей, как она сама, у нее не возникает необходимости осознать свои нарушения. Специальные исследования показали, что большинство глухих и слепоглухих детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов не осознают свою глухоту или зрительные нарушения. Без своевременной психолого педагогической помощи осознание своего дефекта может наступить в подростковом возрасте и весьма негативно сказаться на душевном состоянии человека.

Все вышесказанное относится прежде всего к случаям сложных нарушений без резкого снижения познавательных возможностей у таких детей. Но среди них довольно часто встречаются дети со сниженными интеллектуальными возможностями. Например, дети, которые стали слепоглухими в результате внутриутробной инфекции, глубокой недоношенности или иным причинам, могут иметь серьезные поражения головного мозга, проявляются в их двигательной недостаточности или серьезном нарушении психического развития. Опыт обучения и воспитания детей с такими множественными нарушениями (сенсорными нарушениями при выраженной умственной отсталости) в школах для слепоглухих показал, что можно добиться определенного прогресса только в развитии элементарных бытовых навыков. Отмечается, что обучение большинства из них продвигалось очень медленно и характеризовалось крайней отсталостью формирования умений и трудностью переноса их в новые условия, пассивностью и безынициативностью этих детей в общении. В тяжелых случаях требовалось не менее трех лет обучения, для того, чтобы у ребенка удалось добиться более или менее устойчивого закрепления элементарных навыков самообслуживания (опрятности, самостоятельной еды и одевание). Такие дети должны были находиться под опекой и специальным наблюдением всю свою жизнь.

Учебная деятельность

1. Специфика учебного процесса детей с нарушенным слухом и сниженным интеллектом.

Детям с нарушенным слухом и сниженным интеллектом были посвящены работы Л.И.Тиграновой (1978), М.Ф.Титовой, Л.С.Томошюнене (1973), М.С.Певзнер, Г.П.Бертынь, Н.Ю.Донской (1979) и других ученых. Описывая детей, отнесенных к этой категории комплексного нарушения, исследователи отмечали сложность диагностики. Особую трудность вызывает дифференциально-диагностическое отграничение вторичного специфического недоразвития интеллекта при снижении слуха (Певзнер М.С., Бертынь Г. П., Донская Н.Ю., 1979). В отличие от детей, при нарушении слуха имеющих сохранный интеллект, в рассматриваемой категории у детей обнаруживается ярко выраженная инертность, плохая переключаемость с одного вида деятельности на другие, неумение использовать оказываемую помощь, некритичность поведения и низкий уровень самоконтроля. Выявляется значительное отставание в речевом развитии: крайне ограничен словарь, фразовая речь находится в зачаточном состоянии.

С учетом особенностей детей данной категории были разработаны программы обучения в начальных классах школы для глухих и слабослышащих. Вместе с тем авторы указывают на необходимость дальнейшей исследовательской работы для более полного решения возникающих перед педагогами-практиками проблем.

Ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость интересов, бедность эмоций оказываются факторами, которые обусловливают темп и качество развития умственно отсталых глухих.

Изучение особенностей мыслительной деятельности умственно отсталых детей с нарушенным слухом выявляет их затруднения в понимании учебных задач. Беспомощность проявляется в повторяющихся манипуляциях с предметами, заменяющих поиск способа решения, в хаотичности действий ребенка. Дети с большим трудом включаются в учебную деятельность, для них характерна крайне малая восприимчивость к помощи педагога; ориентировка в задании достигается после продолжительного и многократного объяснения его цели и содержания.

Особые трудности наблюдаются при выполнении заданий по конструированию, по заполнению недостающей части в сюжетной картинке. Дети не умеют выделять существенные признаки предметов, при этом отвлекаются на несущественные, что особенно четко проявляется, например, при сравнении разных объектов. У детей не сформировано умение осмысливать расположение фигур в пространстве, они не могут удержать в памяти целостный образ рассматриваемого предмета.

Анализ познавательной деятельности детей данной категории показывает, что сочетание двух первичных дефектов (снижения слуха и умственной отсталости) обусловливает склонность к шаблонам, стереотипам. Наблюдения показывают крайнюю пассивность в пользовании словесной речью при формировании потребности в этом

2. Специфика учебного процесса детей с нарушенным зрением и сниженным интеллектом.

Специфика обучения и воспитания данной категории детей с комплексными нарушениями развития зависит от психофизических особенностей. Характерен замедленный темп обучения, что распространяется на все виды деятельности — объяснение материала, его закрепление, выполнение практических заданий.

Для лучшего усвоения и осмысления детьми учебного материала педагогу следует тщательно продумать его объем, правильно распределить материал на отдельные подробные элементы, освоение каждого из них требует большого количества времени. С умственно отсталым ребенком, имеющим нарушение зрения, необходимо каждый отдельный этап действия прорабатывать детально и длительно.

Нарушение умственной деятельности, сопровождаемое недоразвитием речи, становится дополнительным тормозом в усвоении учебного материала. Педагог должен заранее составить четкую и доступную пониманию детей словесную инструкцию-объяснение.

Для сохранения на длительное время полученных знаний особое значение имеет этап запоминания, который предполагает продуманную и согласованную систему повторений. Различные понятия, правила, теоретический материал усваиваются в упражнениях разного вида с последующим применением в разнообразных ситуациях.

Сочетание дефектов зрения и умственной отсталости предопределяет своеобразие нарушения в целом, свойственное каждому конкретному ребенку. Это обусловливает применение дифференцированного подхода и индивидуализации обучения, которые достигаются тем, что педагог для каждого ребенка целенаправленно организует практическую деятельность, подбирает методы объяснения, вносит элементы игровой деятельности, определяет индивидуальную меру помощи.

 

3. Специфика учебного процесса детей с нарушенным опорно-двигательным аппаратом и сниженным интеллектом

У них затруднено формирование понятий, отражающих положение предметов в пространстве; они испытывают трудности при складывании из частей целого, в конструктивном праксисе. Недоразвитие абстрактного мышления проявляется и при усвоении счета.

Проблемы с усвоением счета оказываются у них весьма стойкими и в большей степени выступают на более поздних этапах обучения.

Выраженной особенностью умственно отсталых детей с ДЦП является также нарушение целенаправленной деятельности

3. Ответьте на следующие вопросы для самопроверки (присылать никуда не надо)

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какие особенности развития личности у детей с тяжелыми и множественными нарушениями?

2. В чем трудности заключаются трудности деятельности с тяжелыми и множественными нарушениями?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: