Технология разработки образовательной программы ДОУ.




Обновление содержания дошкольного образования на современном этапе предусматривает его комплексность и вариативность, в связи, с чем на педагогический коллектив дошкольного учреждения возлагается большая ответственность за выбор, разработку и реализацию образовательной программы учреждения.

Прежде чем приступить к ее разработке, необходимо изучить законодательные акты, нормативные документы, регламентирующие вопросы дошкольного образования, педагогическую и методическую литературу.

Качество образования в дошкольном учреждении определяется содержанием организационно-педагогических условий, способствующих достижению высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований:

-построение развивающей среды, соответствующей целям и задачам образовательного процесса ДОУ;

-применение развивающих методов обучения (проблемных, частично-поисковых, исследовательских);

-оптимальное использование личностного и творческого потенциала, профессионального опыта работы каждого педагога и педагогического коллектива в целом;

-обеспечение управляемости педагогической деятельности (организация адаптации, создание мотивации, осуществление корректирующих действий и мероприятий);

-совокупность комплексных и парциальных программ, их адаптация к особенностям образовательной деятельности ДОУ.

 

Фундаментальным из вышеперечисленных условий, способствующих повышению качества дошкольного образования, является совокупность комплексных и парциальных программ.

1. Выбор образовательных программ

Современные образовательные программы дошкольного образования разработаны авторами с учетом новейших достижений психолого-педагогической науки и практики отечественного дошкольного образования. Многие педагоги и руководители дошкольных учреждений испытывают трудности в их оценке и выборе. Вместе с тем очень важно уметь ориентироваться в этом многообразии образовательных программ и сделать правильный обоснованный выбор.

2. Виды дошкольных образовательных учреждений

Детский сад, реализующий основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

Детский сад для детей раннего возраста;

Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста;

Детский сад присмотра и оздоровления;

Детский сад компенсирующего вида;

Детский сад комбинированного вида;

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей;

Центр развития ребенка – детский сад.

Выбор образовательных программ должен определяться с учетом вида дошкольного учреждения. Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 (далее – Типовое положение), установлено восемь видов ДОУ.

Типовое положение определяет право детского сада на выбор образовательных программ. Согласно п. 21 этого Положения содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования. Программа разрабатывается, принимается и реализуется им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования, и с учетом особенностей психо­физического развития и возможностей детей.

Согласно ст. 9 Закона РФ от 10.07.1992 № 32661 "Об образовании" также выделено несколько видов образовательных программ дошкольного образования.

Общеобразовательная программа дошкольного образования включает в себя содержание воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Ее цель – достижение образовательных результатов, определенных федеральными государственными требованиями.

Общеобразовательная программа дошкольного образования, направленная на интеграцию образовательных потребностей участников образовательного процесса, представляет собой совокупность основных и дополнительных программ в соответствии с приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения.

Основные и дополнительные программы являются авторскими вариативными программами. Они разрабатываются по инициативе коллективов творческих групп или отдельных авторов.

Основные программы дошкольного образования разделяют на комплексные и парциальные программы.

Общеобразовательная программа – программа, направленная на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Комплексная программа предусматривает все основные направления развития ребенка дошкольного возраста.

Парциальная программа – одно или несколько направлений развития ребенка дошкольного возраста. Парциальные программы реализуют в рамках основной образовательной деятельности дошкольного учреждения.

Дополнительные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных программ дошкольного образования. В отдельных случаях в качестве дополнительных программ могут быть использованы парциальные программы. Каждая образовательная программа дошкольного образования сочетает в себе различные виды деятельности детей с учетом их возрастных возможностей, ориентирует педагогов на индивидуальный подход к ребенку, обеспечение оптимальной для него учебной нагрузки и охрану здоровья.

Основные программы – программы, определяющие весь спектр общеразвивающих задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации основных образовательных услуг.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ от 10.07.1992 № 32661 "Об образовании" содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных образовательных программ. Она должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

 

Дополнительные программы – программы по одному или нескольким направлениям для оказания дополнительных услуг (как платных, так и на бюджетной основе) за рамками основных образовательных программ в студиях, кружках, секциях и т. д.

Таким образом, комплексные и парциальные программы целесообразно выбирать в соответствии с учетом поставленных целей, задач, приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения, а также кадрового состава и квалификации педагогов, образовательной развивающей среды. Не допускается реализация программ, не прошедших соответствующей экспертизы на федеральном, региональном или муниципальном уровне.

Когда образовательные программы выбраны, на педагогическом совете принимается решение об их внедрении в работу ДОУ. Выбранные образовательные программы необходимо внести в локальные акты дошкольного учреждения (устав, образовательная программа ДОУ). Затем учреждение должно получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности. Наименование реализуемых в учреждении образовательных программ должно соответствовать перечню образовательных программ, указанных в лицензии. Затем образовательные программы должны пройти государственную аккредитацию. В этом документе указываются уровень и направленность реализуемой в учреждении общеобразовательной программы.

3. Разработка образовательной программы ДО

Определяя содержание образовательной программы ДОУ, дошкольное учреждение в соответствии с Типовым положением, решает следующие задачи:

-охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

-обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

-воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

-необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

-взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;

-оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Во всех комплексных и парциальных программах предусматриваются следующие формы организации детей в период пребывания в дошкольном учреждении:

занятия как специально организованную форму обучения;

нерегламентированные виды деятельности воспитанников;

организация свободного времени в течение дня.

Образовательная программа ДОУ разрабатывается по определенному алгоритму действий (пошаговая деятельность).

Шаг 1 – в учреждении создается Рабочая группа, которая разрабатывает образовательную программу ДОУ. В Рабочую группу входят представители от администрации и педагогического коллектива (5–7 человек).

Шаг 2 – состав Рабочей группы (председатель, секретарь и члены группы) утверждается приказом заведующего.

Шаг 3 – Рабочая группа организует свою деятельность в соответствии с Положением о Рабочей группе по разработке образовательной программы ДОУ (приложение 1), которое разрабатывается администрацией учреждения, обсуждается, принимается на педагогическом совете и утверждается приказом заведующего.

Шаг 4 – Рабочая группа работает по плану, утвержденному заведующим, в котором указаны конкретные мероприятия, определены сроки их выполнения и назначены ответственные лица.

 

Шаг 5 – Оперативные совещания Рабочей группы проводятся по мере необходимости, примерно 1–2 раза в месяц; решения оформляются в виде Протокола, составленного секретарем и подписанного председателем Рабочей группы.

Шаг 6 – проект образовательной программы ДОУ обсуждается, дополняется и принимается на педагогическом совете.

Шаг 7 – окончательный вариант образовательной программы ДОУ утверждается приказом заведующего и вводится в действие.

Приступая к разработке образовательной программы ДОУ, на начальном этапе важно проанализировать деятельность учреждения за три года. По результатам этой работы должны быть представлены:

-оценка нормативно-правовых условий (локальные акты учреждения, руководство и управление образовательной деятельностью);

-сведения о кадровом составе педагогического коллектива (образование, курсовая подготовка, квалификация, возрастной ценз, педагогический стаж работы);

-анализ программно-методического обеспечения (по каким образовательным (комплексным, парциальным) программам учреждение работает, их совместимость, взаимодополняемость, достаточность или недостаточность);

уровень методической работы в учреждении (научно-методическое обеспечение образовательного процесса, формы методической работы (советы, семинары, группы (творческая, проблемная и др.), комиссии, клубы, школы и др.);

-сведения о воспитанниках, их родителях (социальный паспорт);

-диагностика образовательного процесса (уровень знаний, умений и навыков детей по четырем сферам развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное);

-информация о дополнительных образовательных услугах (кружки, секции, студии и др.);

-состояние организационно-педагогических условий (материально-техническая база, наличие и оснащение помещений с учетом приоритетного направления деятельности учреждения);

-характеристика социума.

При анализе следует особое внимание уделить состоянию приоритетного направления деятельности учреждения; определить позитивные стороны образовательной деятельности; выявить недостатки и проблемы; установить причинно-следственные связи между ними.

Исходя из проблемно-ориентированного анализа определяются цели и задачи образовательной программы по четырем сферам развития ребенка. Они должны быть сформулированы в соответствии с требованиями реализуемых образовательных программ, соответствовать цели и задачам, указанным в Уставе учреждения.

4. Структура образовательной программы ДОУ

1. Титульный лист:

- когда и кем утверждена, с кем согласована программа

- название программы с полным наименованием учреждения,

- Ф.И.О., должности авторов,

- наименование населенного пункта, год разработки

2. Общие положения:

1. Пояснительная записка,

- направленность деятельности групп ДОУ,

- характеристика основных концептуальных подходов к разработке программы,

- реализуемые цели и ценности образования,

- адресность программы,

- сроки реализации программы

2. Проблемно-ориентированный анализ деятельности:

- характеристика социального заказа на образование - характеристика основных достижений и проблем педагогов (оценка индивидуальных результатов оздоровления, обучения, воспитания и развития воспитанников)

3. Содержание образования:

1. Программно-методический комплекс:

- реализуемые программы (основные и дополнительные),

- образовательные технологии,

- характеристика основных дидактических и методических пособий, сориентированных по основным направлениям развития детей

2. Система образовательной работы с детьми:

- общие режимы дня по возрастным группам

- формы и методы организации образовательного процесса,

- общая образовательная нагрузка (сетки занятий)

- вариативные образовательные маршруты для детей, разработанные с учетом индивидуальных особенностей развития

(вариативные режимы пребывания, режимы двигательной активности, скорректированные режимы обучения)

- координация и взаимодействие специалистов по обеспечению индивидуального сопровождения воспитанников

3. Характеристика образовательной среды ДОУ (внешней и внутренней):

- предметно-пространственная организация группы

- основное оборудование,

- индивидуально-ориентированный характер среды развития (условия его обеспечения)

- характеристика социо-культурного окружения детского сада, формы и методы взаимодействия с семьей

- социо-культурные проекты педагогов

4. Управление реализацией программы:

1. Нормативно-правовая основа реализации программы,

2. Качество выполнения целей программы

3. Мониторинг индивидуальных результатов оздоровления, обучения, воспитания, развития и коррекции детей

4. Динамика профессионального роста и индивидуальных достижений педагогов,

5. План-карта инновационной работы, основные результаты внедрения инновационных проектов.

Представленный вариант образовательной программы ДОУ, отражает особенности функционирования ДОУ в современных условиях.

Как же образом следует представить содержание образовательной программы дошкольного учреждения, как отразить особенности его деятельности?

Ниже предлагаются общие рекомендации к оформлению образовательной программы ДОУ того или иного вида.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: