Не менее, если не более важными с точки зрения выживания в борьбе за существование, являются сигналы угрозы и опасности. Они обеспечивают жизнь в ситуациях здесь-и-сейчас, когда речь идет об опасности физического уничтожения особи. Понятно, что наслаждаться пищей или сексуальной близостью можно только если ты жив. Поэтому спасение здоровья и жизни в ситуациях опасности и угроз можно поставить на первое место по актуальности для выживания.
Демонстрационные сигналы устрашения и наведения ужаса в природе распространены очень широко. Знаменитая угроза кулаком, применяемая в общении людей, замечательный пример весьма ошеломляющего сигнала такого рода.
Самцы горилл во время демонстрирования силы бьют себя в грудь, выпрямляясь при этом на задних конечностях, что им совершенно необходимо для освобождения передних, но одновременно поза выпрямленного тела уже сама по себе действует как угроза.
Особое место в мимических проявлениях животных занимают раскрывание челюстей, а также поднятие губ и их оттопыривание. И не только потому, что относятся к самым древним проявлениям угрозы, известным уже у пресмыкающихся. Люди обычно связывают раскрывание челюстей и обнажение зубов с проявлением дикости и кровожадности, при этом забывают о некоторых важных фактах. Описанное выше проявление угрозы имеет в жизни животного две различные, практически противоположные функции. Нападающая, или агрессивная, угроза может быть, особенно у некоторых животных (в том числе у хищников), мимически совершенно невыразительной и предшествует собственно нападению животного. Напротив, оборонительная угроза по своему внешнему проявлению намного сильнее; ее выражают животные, которые чувствуют, что находятся в смертельной опасности.
|
Одним из сигналов угрозы/защиты является увеличение объема тела и внешнего вида. Животные чаще всего просто обманывают противника, притворяясь более крупными, чем они есть на самом деле. Для этого они не увеличивают реальный объем своего тела, а лишь изменяют его контуры. Этот эффект достигается разными путями. Наиболее известный пример – австралийская бородатая ящерица, которая может внезапно увеличить голову, растянув кожистый воротник, сложенный в состоянии покоя складками вокруг шеи. Млекопитающие и птицы используют для этого главным образом значительную подвижность перьев и волосков: ощетинивая или укладывая их, они достигают значительных перемен в размерах тела. Млекопитающие достигают того же эффекта ощетиниванием волосков на всем теле или на некоторых его участках. Эти места обычно имеют более длинные или особо окрашенные волосы (скажем, грива льва). Шимпанзе увеличивают размеры тела, взъерошивая шерсть на голове, спине и плечах. Вставание волос дыбом и гусиная кожа, сопровождающие у некоторых людей сильные и неприятные ощущения, – из нашего далекого биологического прошлого.
Африканские серые мартышки при встрече с различными видами хищников издают различные звуковые сигналы. Если обезьянка замечает леопарда, она издает особый «возглас леопарда», который служит для всех остальных мартышек сигналом бежать к деревьям. А если прозвучит «возглас орла», реакция будет прямо противоположной – обезьянки прижмутся к земле. Если мартышки услышат «возглас змеи», то они поднимутся на задние лапы и будут пристально всматриваться в траву.
|
К. Лоренц пишет о такого рода угрожающей сигнализации, как яркая «апосематическая», или предупреждающая, окраска, используемая многими рыбами и птицами, которую хищник может легко заметить и ассоциировать с теми неприятностями, какие он имел, встречаясь с данным видом. Ядовитые, противные на вкус или как-либо иначе защищенные животные самых различных групп поразительно часто «выбирают» для предупредительного сигнала сочетания одних и тех же цветов – красного, белого и черного. И чрезвычайно примечательно поведение утки-пеганки. Пеганки буквально люто травят хищников; их яркое оперение настолько угнетает лис, что они могут безнаказанно высиживать утят в лисьих норах, в присутствии хозяев.
Много видов бабочек имеет на крыльях снизу маскировочную окраску, а на крыльях сверху – четкий «глазчатый» рисунок. Если маскировка не помогла и враг обнаружил сидящую на стволе дерева со сложенными крыльями бабочку, она распахивает крылья. И птица на столь нужный для бабочки, чтобы улететь, миг парализована испугом.
В противостоянии опасностям животные часто образуют охранительные сигнальные симбиозы самого изощренного характера: потенциальные жертвы помогают друг другу спасать свои жизни от хищников. Хищники это давно поняли и не скрывают досады от этой взаимопомощи. Иногда даже останавливают охоту, поняв, что обнаружены. К. Лоренц отмечает, что когда лисицу сопровождает по лесу кричащая сойка, когда вслед за кобчиком летит целая стая предупреждающе щебечущих трясогузок – охота у них бывает основательно подпорчена. Мелкие обезьяны, завидев хищника, взмывают на верхушки деревьев и устраивают такую предупреждающую всех звуковую сигнализацию, что остальные животные могут быть им только благодарны. Предупреждающий крик сойки или свист сурка – предостерегающие сигналы, которые понимают все животные.
|
Хищники наводят ужас. Индейцы уверяют, что обезьяны при виде ягуара теряют всю свою подвижность: дрожа и жалобно воя, они дают себя схватить. Возможно это миф, но как он показателен! Точно так же, как миф (или правда?) о загипнотизированном стальным взором удава кролике, ползущем в его пасть. Не ползли ли и первобытные люди, парализованные ужасом, в пасть огромных драконов?
В обществах, в которых вся жизнь пронизана магией, существуют сигналы-фасцины, вызывающие ужас и почти неминуемую смерть. К таким сигналам относится, в частности, магическая кость колдуна у аборигенов Австралии (аналог ее есть почти у всех примитивных народов).
Само собой разумеется, что к разряду устрашающих сигналов относятся все сигналы тревоги и опасности, и потому они всегда пронзительны, побудительны и, главное, избыточно-навязчивы, как сигналы воздушной тревоги или гудки «скорой помощи».
Или вопль «Пожар!», мгновенно отшибающий память и бросающий в панику спасения. Напомню читателю случай из биографии Ф. Шаляпина. Среди артистов как-то разгорелся спор на тему «Что такое искусство?». Шаляпин незаметно удалился в соседнюю комнату. Через какое-то время внезапно распахнулась дверь, он стоял на пороге смертельно бледный, с взъерошенными волосами, дрожащими губами, и с полными ужаса глазами сдавленно прохрипел: «Пожар!» Поднялась паника... Шаляпин вдруг рассмеялся: «Теперь вам понятно, что такое искусство?» Великий бас продемонстрировал эксперимент влияния не только искусства, но и устрашающей фасцинации. Замечательный эксперимент!