Психология стресса
Лекция 1
10.02.16
· Иследования стресса и совладающего поведения – доминирующая линия современных исследований в публикациях по психологии!
Логика построения курса:
1. Что такое стресс? Виды стресса (эустресс и дистресс). Основные эффекты стресса.
2. Как анализировать и исследовать стресс? (Основные модели и подходы)
3. Как корректировать стресс?
Стресс – нажим, напряжение, давление (от англ. stress)
Два основных типа интепретации понятия стресс:
1. Стресс – комплекс факторов внешней и внутренней среды, требующих от организма/субъекта мобилизации дополнительных ресурсов для адаптации к усложненным условиям существования или реализации деятельности.
2. Cтресс – состояние организма или субъекта, возникающее в ответ на внешние или внутренние воздействия, затрудняющие жизнедеятельность или реализацию актуальных поведенческих задач.
Ганс Селье (1936 год): стресс – генерализованная адаптационная реакция организма на повреждение (затруднение) как таковое.
Различение понятий (Лазарус):
· Физиологический стресс
· Психологический стресс
Физиологическая трактовка: стресс возникает тогда, когда требования ситуации превышают ресурсы индивида.
Психологическая трактовка: механизм развития стресса – опосредован: субъективным восприятием и когнитивной оценкой.
Факторы:
- новизна ситуации
- личностная значимость
- сложность задачи
Наука об управлении стрессом = стресс-менеджмент
Что такое стресс?
Затруднительная ситуация (экстраординарные события, осложнение условий, высокий темп, интенсивные нагрузки) =>>> состояние повышенного напряжения в ответ (на затруднение: на уровне физиологических/психологических реакций)
|
Контексты изучения стресса:
1. Физиологический стресс:
v Эмоциональный стресс (нервно-психический, психоэмоциональный) = стресс очень эмоционально окрашен обычно
v Повседневный стресс
v Рабочий стресс, трудовой стресс, профессиональный стресс
2. Психологический стресс:
v Информационный стресс
v Семейный стресс
v Организационный стресс (наличие стресса, присущего для всех членов целостной организации = например, у нас на факультете требование переписать программу)
v Популяционный стресс (демографические исследования)
Социально-экономические последствия переживания стресса:
Леви – автор учебника по психологии стресса, швед.
v Нарушения поведения, жизненной активности (прежде всего – профессиональной деятельности) + девиантное поведение, синдром выгорания, прокрастинация
v Нарушения здоровья (физического и психического), личностного благополучия
ð страдает КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
Качество жизни – комплексный критерий уровня социального развития общества
Исходный перечень 1961г. | Комплексная критериальная оценка с 1998г. |
Здоровье | Уровень материального достатка |
Потребление продуктов питания | Образование |
Образование | Здравоохранение |
Занятость | Занятость населения |
Условия труда | Уровень безработицы |
Жилищные условия | Организация политической жизни |
Социальное обеспечение | |
Одежда | |
Отдых | |
Свободное время | |
Права человека |
Болезни стрессовой этиологии:
· Сердечно-сосудистые болезни
|
· Болезни желудочно-кишечного тракта
· Болезни обмена веществ и имунные расстройства
· Психические расстройства и пограничные психические заболевания (неврозы)
+
· Болезни опорно-мышечного аппарата
· Онкологические заболевания
Лекция 2
17.02.16
История:...
Ø Клод Бернар
Ø Уолтер Кеннон
Ø Ганс Селье - основатель научной концепции стресса. Еврей.
Концепция общего адаптационного синдрома (ОАС)
ОАС=стресс
Ø Генерализованная неспецифическая реакция организма на "повреждения", напряжения, трудность, которая сопровождается всеобщей мобилизацией защитных (адаптационных) резервов организма
Содержание:
1. Адаптационные гормоны.
2. Триада соматических признаков. Уровень функционирования больших физиологических систем.
3. Динамика ОАС во времени.
Триада стресса
• Увеличение объема надпочечников - повышение секреции катехоламинов (адреналин, норадреналин).
• Точечные кровоизлияния на слизистой жкт (разрывы сосудов, язвочки) - снижение секреторной активности.
• Сморщивание вилочковкой железы (регулирует уровень иммунитета и связана с составом лимфы) и лимфатических узлов - "омоложение" формулы крови, повышение иммунитета.
=> В ответ на стресс задействованы разные системы. Для повышени тонуса и готовности к действию.
2. На нейрогуморальном уровне - мобилизация защитных сил организма.
Короткогормоны: глюкокортикоиды - повышают уровень глюкозы в крови.
Стадии общего адапатационного синдрома
0. Нормальный уровень адаптационного сопротивления. Затраты внутренних ресурсов в норм ситуации.
|
1. Стадия тревоги - сначала спад уровня сопротивления, потом резкий всплеск. Стадия гомеостатического регулирования. Острые стрессовые реакции: физиологические, эмоциональные. Состояние: ступор, коллапс.
2. Стадия резистентности.
Варианты форм реакции человека.
А) реорганизация поведения (основная функция этой стадии). Eu-stress - продуктивная мобилизация. Перестройка, ориентация в ситуации и переорганизация поведения.
Б) дезорганизация поведения. Дистресс - разрушение целенаправленного поведения. В основном обратимы за счёт внешнего разрешения ситуации - кто-то придет и поможет.
3. Стадия истощения и срыва функционирования.
• Распад деятельности
• Психологичсекие болезни
• Личностные деформации
Истощение ресурсов может быть необратимым.