1. Опосредованный характер возникновения стресса – он определеяется сугубо субъективными факторами (восприятием ситуации, личностными особенностями: интроверт/экстраверт; стресс-resiliance)
Следовательно – имеет место когнитивная оценка!
2. Копинг-стратегия – процесс сравнивания всех элементов личностного видения ситуации с возможностями ее преодоления.
3.Результаты когнитивной оценки всегда на уровне осознания, но в очень обобщенных суждениях =>
4. Преобладание бессознательных форм реагирования, которые на уровне осознания аффективно окрашены!
1. Угроза –воображание лишения чего-то важного или субъективно значимого в будущем => тревога
2. Конфликт – одновременное присутствие двух или нескольких несовместимых стремлений или целей (прямое столкновение) => ярость, гнев
3. Фрустрация – воздействие некоторого общего вредоносного или угрожающего фактора, препятствующего или отсрачиваюшего достижение актуально значимых целей => депрессивные чувства и переживания.
Cтратегии преодоления: типы реакций
Активность:
Ø Активное преодоление (борьба)
Ø Активное избегание (уход, бездействие)
Острые эмоции: ярость, гнев, cтрах, испуг
Псевдоактивность:
Ø Подмена деятельности
Ø Деградация деятельности
Ø Регрессия поведения
Эмоциональная тупость: вялость, апатия, отстраненность, безучастность
Пассивность:
Ø Пережидание
Ø Заторможенность
Ø Ступор
Длящееся эмоциональное переживание: тревога, волнение, скованность, подавленность
***
Стресс – это процесс, ведущим фактором, определяющим направление его развития, является субъективное “восприятие” или “образ” ситуации.
|
Формирование образа ситуации происходит на базе комплекса когнитивно-аффективных оценок, отражающих актуальные для человека мотивационно-потребностные установки и доступные способы их достижения.
Актуализация имеющихся в распоряжении субъекта копинг-стратегий, лежащих в основе актуализируемых паттернов совладающего поведения.
30.03.16
Совладание/стратегия/копинг
Копинг-стратегии – что-то формируется по мере накопления жизенного опыта и отражает специфику личностных ориентаций в преодолении трудных жизненных обстоятельств.
Исходный вариант типологии (двумерная модель Лазаруса и Фолкман):
1) Проблемно-ориентированный копинг - я начинаю работать с проблемой, и пытаюсь ее решить.
2) Эмоционально-ориентированный копинг – эмоциональное отреагирование ситуации, где я начинаю менять свое отношение к проблеме/ситуации. НО сама ситуация не затрагивается!
Значит – я вынужден корректировать цель (по Леонтьеву).
Многоуровневая модель С.Хобфолла (1993)
Ø Пространство доступных субъекту копинг-стратегий – многомерный конструкт.
Ø Индивидуальный выбор стратегий может быть соотнесен с определенными моделями поведения.
Три основные оси:
Ø Направленность на действия (активность/пассивность)
Ø Направленность на других людей (просоциальный/асоциальный копинг)
Ø Направленность на причину/объект (прямая/непрямая (обходной путь))
Оси описания поведения
Направленность на действия | |
Активная | Пассивная |
Ø Активное преодоления трудностей | Ø Осторожные действия Ø Избегание |
Направленность на других | |
Просоциальная Ø Вступление в социальный контакт Ø Поиск социальной поддержки | Асоциальная (не противоправно, а уход от людей) Ø Асоциальные действия (ложь, обман) Ø Агрессивные действия (на внешний мир/аутоагрессия) |
Направленность на предмет | |
Прямая Ø Импульсивные действия - направленность на непосредственное разрешение ситуации | Непрямая Ø Манипулятивные действия – влияние на ситуацию через других людей (инструментальное отношение – люди как компоненты схемы и рядоположенные элементы ситуации) |
|
Когнитивная реструктуризация проблем:
10 типов разрушающего мышления
Стратегия искажения или разрушения | Психологический “ключ” |
1. Фильтрация – концентрация только на отрицательных деталях (положительные аспекты – выкидываются). | Рассредоточьтесь: учитесь видеть в ситуации и хорошее |
2. Поляризация – черно-белое мышление, крайности. | Считайте в процентах – вырабатывайте свой градиент оценки |
3. Чтение мыслей – даже не слушая людей, вы думаете, что вы знаете, почему так себя ведет человек и что он чувствует + предугадывание, как он к нам относится (пример: ситуация на экзамене – вглядываться в лицо) | Выбросьте это из головы! |
4. Катастрофизация Постоянное ожидание крупных неудач и катастроф! | Рационально и реалистично оценивайте ШАНСЫ |
5. Ошибки «контроля» - интернальный/экстернальный локусы контроля (самое опасное – потому что от меня ничего не зависит!) | Проведите четкое разграничение «я сделал так, что это случилось» и «они сделали так, что это произошло» |
6. Ошибки «справедливости» - вы чувствуете обиду и возмущение, так как точно не знаете, что «правильно и справедливо» (это очень размытый конструкт в психологии), а другие люди не соглашаются с вами. | Отойти от категории српаведливости и решить, что мне важно в этой ситуации (что я хочу от нее получить – предпочтения) |
7. Ошибка «долженствования» - есть жесткие правила, как должны вести себя люди и вы сами в определенных ситуациях. | Отойти от жесткости правил |
8. Ошибка в оценке изменений – вы думаете, что другие будут изменяться, чтобы подходить вам. | Примите за правило утверждение: «Мое счастье зависит от меня»! |
9. Всегда прав – моя точка зрения единственно верная. | Начните активно слушать других! |
10. Ошибка вознаграждения на небесах – кажется, что есть кто-то вышний, следящий за событиями и обеспечивающий вознаграждение/наказание – и вы все ждете, когда же это произойдет (это же все зачтется!). | Поймите, что расплата/вознаграждение могут прийти очень скоро или даже прямо сейчас! |
Копинг-стратегии, используемые человеком – далеко не всегда являются эффективными средствами справиться со стрессом.
|
ð Главные задачи при оказании психологической помощи:
Ø Формирование новых способов совладания со стрессом (адаптивных)
Ø Устранение уже сложившихся (старых) форм неадекватного отношения/совладания со стресогенными ситуациями.
06.04.16