НЕДЕЛЯ 3.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЖАНРОВ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ.
По окончанию урока студент должен:
- уметь определять жанр текста научного стиля;
- иметь представление о первичном и вторичном тексте;
- уметь составить связный устный текст в учебно-научном стиле на основании предложенного плана.
Задание 1. Как вы думаете, к какому жанру относятся данные произведения?
Для справки: Жанр (от фр. genre — род) — совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. |
Поликарпова Н.И., Шалыто А.А. Автоматное программирование. – СПб.: Питер, 2009. – 176 с. | Пятибратов А.П., Гудыно Л.П., Кириченко А.А. Вычислительные машины, сети и телекоммуникационные системы / УМК. – М.: ЕАОИ, 2009. – 292с. |
Комлев Н.Ю. Объектно-ориентированное программирование. Хорошая книга для хороших людей. – М.: СОЛОН-Пресс, 2014. – 298 с.: ил. ISBN 978-5-91359-138-8 Объектно-ориентированное программирование (ООП) – технология, которую обязан знать, понимать и применять каждый программист. Из этой книги вы узнаете все, что надо знать об ООП. Кратко, понятно, с примерами. Для умных людей. | Мукашева Ж.У. E-mail как средство коммуникации в обучении иностранным языкам // Лингвистическое наследие и тренды нового времени: язык, литература, культура. Материалы международного научного форума. – Алматы: Қазақ университеті, 2015№ – С. 223-225. |
Еремин О.Ф. Методическое пособие по программированию на языке Pascal ABC. – М.: Моздок, 2009. – 49 с. | |
Справочник языка Ардуино // https://arduino.ru/Reference | |
Жуковский В.И., Молоствов В.С. Оптимальность по Парето позиционных управлений // Динамическое программирование. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. — Свердловск, 1979. — С. 99–101. | Т. П. Бояринцева, М. В. Булатов, И. В. Орлова, В. Ф. Чистяков, “Юрий Еремеевич Бояринцев (очерк научной и педагогической деятельности)”, Вестн. ЮУрГУ. Сер. Матем. моделирование и программирование,6:4 (2013), 134–139 |
Параллельное программирование (2014) | |
Абдель-Джалил Д. Х. Анализ особенностей организации и управления виртуальными предприятиями. – Алматы, 2015. – 15 с. | Иванов И.И. Автоматизированная информационная система «Определение материальных требований» в среде программирования Turbo Pascal v.7.0(DOS) (Паскаль) / Курсовая работа. – Москва, 2010. – 60 с. |
Петров А.А. Автоматизированная информационная система (АИС) учета основных средств на предприятии в среде программирования Delphi (Дельфи, Делфи). Выпускная работа. – Алматы, 2014. | Шамгунов Н.Н. Разработка методов проектирования и реализации поведения программных систем на основе автоматного подхода. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук по специальности 05.13.13 — телекоммуникационные системы и компьютерные сети. – Санкт-Петербург – 2004. – 195 с. |
Задание 2. Прочитайте текст. Во время чтения текста делайте на полях пометки карандашом. Заполните таблицу.
ü | – «я это знаю»; |
+ | – «это новая для меня информация»; |
– | – «я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал(а)»; |
s | – «это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения». |
ü | + | – | s |
Очевидно, что различные научные тексты: научный доклад и учебная лекция, параграф учебника и глава монографии, статья в научном журнале и статья в научно-популярном издании – создаются для решения различных задач и не могут быть обращены к одному и тому же адресату. Исходя из этого, научный стиль подразделяется на три основные разновидности: собственно научный подстиль, научно-учебный подстиль и научно-популярный подстиль.
Собственно научный подстиль обслуживает процесс выработки и сохранения объективно новых научных знаний. Это стиль научных статей, монографий, докладов на научных конференциях, стиль научных дискуссий. Автор и адресат речи при этом равноправны в отношении к уровню творческой научной деятельности. И автор, и адресат относятся к особому объединению людей – к научному сообществу. Автор речи, ученый, стремится к тому, чтобы выработанные им знания были приняты научным сообществом. Его речь при этом должна обладать определенными признаками.
Во-первых, в научной речи необходимо выражать действительно научное, объективное знание, поэтому собственно научный текст насыщен терминами, словами, называющими научные понятия. Точность их употребления обеспечивается правильной сочетаемостью с общенаучной лексикой и нейтральной лексикой.
Во-вторых, предмет речи, научное знание, характеризуется высоким уровнем обобщения, что также выражается с помощью терминов, абстрактной лексики, специальных лексических единиц со значением обобщенности: регулярно, всякий, каждый, любой. При этом автор речи как бы выходит за рамки личного участия в выработке знания, знания представляются отвлеченно от автора, адресант подчеркнуто не называется или называется также на очень высоком уровне обобщения: ученые, лингвисты, лингвисты двадцатого века, специалисты. Отвлеченность обеспечивается и использованием специальных синтаксических конструкций, например, односоставных предложений.
В-третьих, знание должно быть строго аргументировано, обосновано, что требует подчеркнутой логичности текста, построения его по типу рассуждения, использования специальных средств связи его частей. Отвлеченно-обобщенный характер, объективность, подчеркнутая логичность являются основными признаками научного стиля и наиболее ярко проявляются в собственно научной речи.
Научно-учебный подстиль обслуживает процесс выработки и сохранения субъективно новых научных знаний. Владение этими знаниями необходимо адресату или в общекультурном, общеобразовательном плане (школьное обучение), или в плане профессиональном (профессиональное обучение).
Научно-учебный подстиль используется в устной речи педагога, при написании учебников. Автор речи обычно не является «автором» тех закономерностей, понятий, идей, которые излагает. Он посредник между наукой и адресатом, стремящимся освоить основы этой науки. Важно, что автор научно-учебной речи несет ответственность за усвоение содержания текста, научной информации читателем или слушателем. Поэтому кроме логичности, точности, отвлеченности и обобщенности научно-учебная речь должна обладать учебной, дидактической направленностью. Специфика научно-учебного текста обусловлена его коммуникативной задачей: автор стремится передать адресату научную информацию и обеспечить ее усвоение. А для этого необходимо адаптировать информацию в соответствии с возрастом учащихся, уровнем обученности и т. д.
К признакам научно-учебной речи следует отнести, прежде всего, то, что типичное для научной речи понятийное содержание дополняется уровнем представлений – образов действительности, имеющих чувственно-предметный, конкретный характер. Факт как разновидность знания становится не менее значимым компонентом содержания речи, чем понятие или закономерность. В тексте данный признак проявляется в большом количестве структурно-смысловых компонентов, представляющих пример и его пояснение.
Вторым специфическим признаком учебных текстов является то, что в их содержании имеются инструктивные компоненты, а сами тексты включают формулировки различных правил и определений, обладающих объяснительной силой. Эти структурно-смысловые компоненты организуют деятельность, которую адресат осуществляет на основе полученных из текста знаний. Дидактическая направленность, инструктивность содержания обусловливает наличие в научно-учебном тексте не только определенных структурно-смысловых компонентов, но и определенной лексики, слов с дидактической семантикой: запомните, изученное, пройденное.
К особенностям научно-учебной речи необходимо отнести и подчеркнутую диалогичность. Она может выражаться с помощью различных средств: местоимений, глагольных форм, вопросительных предложений, диалогических единств и т. д. Диалогичность проявляется и в том, что в учебных текстах процесс познания не только является компонентом содержания, но и выражается внешне, в определенном функционально-смысловом типе речи – рассуждении. И наличие в тексте сверхфразовых единств, построенных по данному типу, и отнесенность всего текста (с точки зрения его функционально-смыслового типа) к рассуждению позволяют выразить если не конкретный метод, то путь, процесс получения знания. Научно-учебные тексты, адресованные школьникам, часто характеризуются также эмоциональностью, которая обеспечивается различными средствами речевой выразительности. Все эти признаки наиболее ярко проявляются в устной научно-учебной речи. Объяснительный монолог учителя – наиболее актуальный для жанр научно-учебной речи.
Научно-популярный подстиль обслуживает процесс популяризации, распространения научной информации. Его задача – ознакомление адресата с определенной областью знаний и формирование первоначального познавательного интереса к явлениям этой области. Специфический признак такой речи – популярность, общедоступность изложения. Это связано с тем, что научно-популярный текст обращен к особому адресату, к так называемой широкой аудитории. Предмет речи в таком тексте представляет собой наиболее общие понятия, наиболее общие закономерности той или иной науки, настолько общие, что они представляют интерес не только для специалистов. Несмотря на общедоступный характер предмета речи, в научно-популярных текстах всегда много примеров, фактов, которые являются интересными, проблемными (и в силу этого легко запоминаются), одновременно ярко подтверждают те или иные теоретические положения. Приведение примеров обеспечивает конкретизацию содержания и является одним из приемов популяризации. Еще один прием популяризации – аналогия, которая позволяет «перевести» научное содержание на язык обыденного общения.
Основным жанром научно-популярного подстиля является научно-популярная лекция. Коммуникативная задача научно-популярной лекции – передать знания из той или иной области науки так, чтобы они были интересны и понятны всем слушателям. Выступление с научно-популярной лекцией – важный вид деятельности специалиста. При ее подготовке следует иметь в виду, что лектор должен переработать содержание темы в содержание конкретной лекции, то есть изменить форму изложения: композицию, стиль, язык.
Научный стиль существует в различных жанрах как устной, так и письменной форм речевого общения. К числу таких жанров принадлежат аннотация, реферат, конспект, тезисы. Перечисленные жанры представляют собой вторичные тексты и имеют важное значение для всех обучающихся.