ВОЕННАЯ КАФЕДРА
УТВЕРЖДАЮ
ВрИД начальника военной кафедры
полковник в отставке А.Коновалов
«____» ____________________ 20___ г.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
ГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО СТРЕЛЬБЕ И УПРАВЛЕНИЮ ОГНЁМ АРТИЛЛЕРИИ
на тему № 1/1«Развитие артиллерии. Деление угломера и его сущность. Зависимость между делениями угломера и градусной системой. Зависимость между угловыми и линейными величинами. Сущность 5% поправки и её учет.»
Обсуждена на заседании военной кафедры
«_____»________________ 20___ г
Протокол № ________
Уточнен «____» ___________ 20___ г.
«____» ___________ 20___ г.
«____» ___________ 20___ г.
г.Семей
I. УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ
В результате изучения данной темы студенты должны:
ЗНАТЬ:
- деление угломера и его сущность, сущность 5% поправки и её учет;
- зависимость между делениями угломера и градусной системой.
УМЕТЬ:
- переводить градусы в деления угломера и обратно;
- применять формулы “тысячной” с учётом 5% поправки;
- измерять горизонтальные и вертикальные углы с помощью артиллерийских приборов.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
Формировать у студентов профессионально-боевые качества:
- дисциплинированность;
- компетентность;
- организаторские способности.
Формировать у студентов творческий подход, решительность и инициативу.
II. ВРЕМЯ - 80 мин.
III. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ - учебный класс артиллерии.
IV. УЧЕБНО - МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
а) Литература:
1. Руководство по применению приборов для Р и стрельбы НА стр.3 – 9.
б) Материальное обеспечение:
- интерактивная классная доска;
- ЭВМ с цифровым проектором и экраном.
- стенды, плакаты, схемы.
V. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Вступительная часть. –5 мин.
- проверка наличия студентов, подготовленности студентов и учебно-
|
материального обеспечения к занятию –3 мин.
- вступительное слово к теме № 1 –2 мин.
2. Учебно-целевые вопросы: –70 мин.
1) Развитие артиллерии. Деление угломера и его сущность. –30 мин.
2) Зависимость между делениями угломера и градусной системой. Зависимость между угловыми и линейными величинами. Сущность 5% поправки и её учет. –40 мин.
3. Заключительная часть. –5 мин.
- заключительное слово по теме № 1 –2 мин.
- подведение итогов занятия. –3 мин.
Вопрос 1) Развитие артиллерии. Деление угломера и его сущность.
Предварительная подготовка стрельбы и ведение самой стрельбы связаны с необходимостью измерять углы.
Общепринятые единицы измерения углов - градусы, минуты и секунды - при проведении расчетов в полевых условиях являются громоздкими и неудобными. Поэтому в артиллерии за единицу меры угловых величин принято деление угломера. Если окружность радиуса R разделить на 6000 равных частей и точки деления соединить с центром окружности (рис. 1), то получится 6000 одинаковых центральных углов.
Рисунок 1. Понятие о делении угломера.
Центральный угол, длина дуги которого равна 1/6000 части длины окружности, называется делением угломера.
Выразим длину дуги amb, соответствующей одному делению угломера, в долях радиуса R:
,
т.е. дуги окружности равна данной окружности. При практических, расчетах удобно считать, что дуги окружности равна данной окружности, но при этом допускается некоторая ошибка
.
Таким образом, окружность содержит 6000 делений угломера (д.у.), или 6000 тысячных радиуса, или просто тысячных.
|
Для удобства передачи значение угла в делениях угломера сотни произносят раздельно от десятков и единиц. Этот прием используют и для записи значения угла, например:
Угол в делениях угломера | Записывается | Произносится |
60-00 45-28 15-00 6-38 0-62 0-07 | Шестьдесят ноль Сорок пять двадцать восемь Пятнадцать ноль Шесть тридцать восемь Ноль шестьдесят два Ноль ноль семь |
В практике иногда применяют термины: «Малое деление угломера», «Большое деление угломера».
Малым делением угломера называют одно деление угломера (одну тысячную).
Большим делением угломера называют угол в 100 малых делений угломера (сто тысячных).
Основные артиллерийские приборы устроены таким образом, что лимб или кольцо угломера разбиты на 60 больших делений угломера, а соединенный с этим лимбом (кольцом) барабанчик тонкой наводки имеет шкалу, содержащую 100 малых делений угломера.
Полный оборот барабанчика (на 100 малых делений угломера) изменяет установку лимба (кольца) на одно большое деление угломера.
С помощью данных приборов можно измерять углы с точностью до одного деления угломера. Такая точность вполне достаточна для решения артиллерийско-стрелковых задач.
Примеры записи и произношения углов
№№ п/п | Величина угла в делениях угломера | Форма записи | Порядок произношения |
1. 2. | 57-82 4-06 1-00 0-30 0-06 0-01 | Пятьдесят семь восемьдесят два Четыре ноль шесть Один ноль Ноль тридцать Ноль ноль шесть Ноль ноль один |
Вопрос 2) Зависимость между делениями угломера и градусной системой. Зависимость между угловыми и линейными величинами. Сущность 5% поправки и её учет.
Соотношение градусов (минут) с делениями угломера. Окружность содержит 360°, или 21 600¢. Одно малое деление угломера равно . Одно большое деление угломера равно .
|
Один градус равен дел. угл.
Для перевода значений углов, выраженных в делениях угломера, в значения, выраженные в градусах и минутах (и наоборот), пользуются соотношениями:
60-00 = 360°
30-00 = 180°
15-00 = 90°
1-00 = 6°
0-01 = 3¢,6.
При решении практических задач с помощью тысячной мы делаем два допущения:
· дуга, соответствующая углу в одно деление угломера, принимается равной хорде;
· одно деление угломера принимается равным вместо .
При точных расчетах необходимо учитывать эти допущения, т. е. вводить соответствующую поправку.
Рассмотрим значения ошибок при решении задач, которые будут иметь место из-за того, что одно деление угломера принимается равным вместо . Это допущение приводит к систематической ошибке. Определим относительное значение этой ошибки:
.
Это значит,что рассчитанное по тысячной значение угла следует исправлять на (или ).
Тысячная, принятая за меру углов в артиллерии, позволяет решать практические задачи в уме очень быстро и довольно точно. Чтобы научиться решать эти задачи, установим зависимость между угловыми и линейными величинами.
Обозначим расстояние между двумя равноудаленными от центра точками М и N через L, угол между направлениями па них через и расстояние от наблюдателя до точек через Д (рис 2.)
Известно, что длина дуги равна одной тысячной R:
или для принятых обозначений .
Так как угол между равноудаленными точками М и Nв раз больше тысячной, то и длина дуги МN будет больше в раз:
или .
При углах до 3-00 допускается, что длина дуги примерно равна длине соответствующей хорды, т. е.
Следовательно, или в другом виде
.
Где:Д - дальность до объекта;
L - угол, под которым наблюдается линейная величина В и в тысячных (делениях угломера);
- линейная величина предмета
Эта формула выражает зависимость между угловыми и линейными величинами. Принимая за неизвестное ту или другую величину, входящую в формулу, можно решать три типа задач:
1-й тип задач: зная угол между двумя равноудаленными точками и дальность до них Д, определяют расстояние между ними L по формуле
;
2-й тип задач: зная расстояние между двумя точками L и дальность до них Д, определяют значение угла в делениях угломера между направлениями на эти точки по формуле
;
3-й тип задач: зная расстояние между двумя токами L и значение угла между направлениями на них , определяют дальность Д по формуле
.
(1.1.)
где:
В- линейная величина предмета (расстояние между крайними точками) в метрах;
L - угол, под которым наблюдается линейная величина В и в тысячных (делениях угломера);
- дальность до предмета (цели) в метрах. Зависимость между величинами B, L и Д, приведенная в формуле (1.1) позволяет опред елять:
- угол, под которым должен быть виден предмет (цель):
(1.2.)
- дальность до предмета (цели):
(1.3.)
Формулы (1.1) - (1.3) помогают быстро и просто рассчитывать необходимые величины. Линейное расстояние, рассчитанное через тысячную, по абсолютной величине меньше истинного на 5%.
Практические выводы:
1. При решении задач на тысячную для устранения ошибки, возникающей вследствие того, что одно деление угломера принимается равным L/1000 Д вместо L/955 Д необходимо вводить пятипроцентную поправку в абсолютную величину определяемого угла или линейного расстояния.
2. Для определения точного значения величины угла линейное - расстояние, соответствующее этому углу, делят на 0,001 дальности и уменьшают абсолютную величину результата на 1/20 (т. е. на 5%).
3. Для определения по величине угла линейного расстояния величину угла умножают на 0,001 дальности и увеличивают абсолютную величину результата на 1/20 (т. е. на 5%).
ПРИМЕР 1.1
Определить длину участка траншеи, наблюдаемого под углом 0-15, если дальность наблюдения 4000 м.
РЕШЕНИЕ.
В = 0,001Д * L= 0,001 * 4000 * 15 = 60 м.
ПРИМЕР 1.2
Определить дальность до огневой позиции, если автомашина, находящаяся на ОП, видна с наблюдательного пункта под углом 0-01. Высота автомашины 2,5 м.
РЕШЕНИЕ.
м
ПРИМЕР 1.3
Разрыв отклонился от цели влево на 100 м. На какой угол необходимо довернуть орудие вправо, если дальность стрельбы 5000 м.
РЕШЕНИЕ.
д.у.
Заключительная часть
- напомнить тему, учебные цели занятия и как они были достигнуты;
- ответить на вопросы студентов;
- дать задание на самостоятельную подготовку.
Начальник цикла артиллерии военной кафедры
полковник запаса Г.Жунусов
"____"______________________ 20___ года.