Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
(Не)сколько раз мы вынужде(н/нн)ы были перес..кать (в)брод бе- ше(н/нн)ый поток для обхода отвес..ных скал подн..мающихся по берегам. Броды были глубоки и (не)предск..зуемы. Лошади в самых стремительных местах бурного потока сп..тыкались о (не)видимые ими (под)водой камни. Ж..вотные легко могли быть (з/с)биты и унесе(н/нн)ы пен..щимися волнами. В одном месте такая волна (а/о)пр..кинула сп..ткнувшеюся о подводный камень лошадь. К счастью, казак на ней с..девший успел переск..чить на скалу (не)зал..ваемую волнами потока. Сумела выбрат..ся из беды и лошадь (на)крепко(2) застрявшая между камнями (не)далеко от берега. Нам (в)скоре уд..лось продолжить путь.
(В)конце дикого ущелья пок..зался спускаясь(3) ш..рокой се- ребр..(н/нн)ой лентой (водо)пад. Весь реч..ной поток стремился уступами с дли(н/нн)ого ската в ущелье(4).
Выполните разборы: 2 – морфемный и словообразовательный, 3 – морфологический, 4 – синтаксический.
Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-ий).
1) Прочитав статью профессора, у меня возникло немало вопросов.
2) Благодаря грамотных действий волонтёров, лесной пожар был потушен.
3) Подступала пора кружащихся в белом танце февральских метелей.
4) Снега переливались радугой красок, искрили до рези в глазах.
Ответ:
Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Волна подымаясь над бортом в следующую секунду бросала катер вниз.
|
2) Сергей постояв ещё минуту присел у костра.
3) Вытащенные на песчаный берег рыбачьи лодки сохли на солнце.
4) У дальнего буерака догорал стог сена подожжённый молнией.
Ответ:
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые.
(Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на
каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Тяжело вздыхая баба Глаша рассказывала мне о своих деревенских бедах.
2) Закрытые полотном стулья уже неделю стояли в прихожей.
3) Уважаемые пассажиры просим вас занять ваши места проверив наличие билетов.
4) Каждый день приносил новости всё более улучшавшие настроение моих гостей.
Ответ:
Прочитайте текст 2 и выполните задания
Текст 2
(1)Костя вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и открывал пасть — другого слова тут не подберёшь! (2)Молодая учительница, или, как её звали за глаза ученики, Женечка, была уверена, что он зевает от скуки. (З)Расспрашивать было бесполезно: он был молчальником. (4)Люди недоверчиво к таким относятся. (5)Никто не знает, что у них на уме. (6)На всякий случай думают, что плохое.
(7)Каждый раз, когда раздавался звонок с последнего урока, Костя сразу быстро выходил из класса. (8)Однажды Женечка не выдержала и побежала вдогонку.
(9)Костя поспешил к квартире, в которой жил человек с костылём: надо было выгулять его собаку. (Ю)Потом пробежал ещё три квартала — покормить собаку-боксёра, которого хозяева, уехав из дома, заперли на балконе. (11)3атем Костя погулял с таксой (хозяин заболел). (12)Потом заспешил дальше.
|
(13)Он пришёл к берегу моря. (14)На самой кромке берега сидела собака и всматривалась вдаль. (15)Мальчик сел с ней рядом, и молодая учительница слышала, как Костя сказал:
5) (16)Ты верный... пойдём со мной. (17)Он никогда не вернётся: он
погиб.
(18)Собака молчала. (19)Она в который раз не верила Косте и ждала.
(20)Костя оглянулся и увидел учительницу.
6) (21)Что же с ней делать? — растерянно спросила она Костю.
7) (22)Она не пойдёт, я знаю, — сказал мальчик. (23)Он почему-то не удивился появлению учительницы.
8) (24)Она никогда не поверит, что хозяин погиб... (25)Собаки всегда ждут... даже погибших... (26)Им надо помогать.
(27)На другой день в конце последнего урока Костя уснул. (28)Но Женечка уже не чувствовала прежнего раздражения. (29)Теперь мальчик навсегда изменился в её глазах.
9) (ЗО)Тихо, — сказала она. — (31)Вы знаете, почему он уснул? (32)Он гуляет с чужими собаками, кормит их. (ЗЗ)Собаки всегда ждут... даже погибших... (34)Им надо помогать.
(35)Костя не слышал прозвеневшего звонка, он спал. (Зб)Женечка склонилась над мальчиком, коснулась его плеча.
10) (37)Звонок с последнего урока, тебе пора, — сказала Женечка.
(38)Костя вскочил. (39)И в следующее мгновение скрылся за дверью.
(По Ю. Яковлеву)
1. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ:
2.Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8-12 текста. Запишите ответ.
Ответ:
3.Почему Женечка поменяла своё мнение о Костике?
Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (сочетаний слов), которые подтверждают Ваш ответ.
Ответ:
4. Определите и запишите лексическое значение слова «раздражение» («раздражения») из предложения 28.
Ответ. Раздражение —
5. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 7-8, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.
Ответ:
6.Объясните значение пословицы Кто скоро помог, тот дважды помог, запишите Ваше объяснение.
Ответ. Данная пословица означает: