Г.
Литература.
Класс
Тема:
Данте Алигьери(1265 – 13210. Жизнь и творчество Данте. «Божественная комедия». Новый, гуманистический взгляд поэта на человека и его ценности.
«Суровый, опалённый лик»
Задачи урока — знакомство с судьбой Данте, разговор о светлом чувстве любви к Беатриче, обращение к «Новой Жизни». В представлении учащихся должен сложиться суровый, но гордый в своей непреклонности облик поэта, умеющего сочувствовать и сострадать. Девятиклассники думают над вопросом: что помогло Данте возвыситься над своей эпохой, стать достойным наследником великого поэтического пласта культуры и истории? Как поэт противостоял средневековым условностям и собственной судьбе?
Но вдруг среди позорной вереницы
Угрюмый облик предо мной возник. —
Так иногда с утёса глянут птицы, —
То был суровый, опалённый лик,
Не мёртвый лик, но просветлённо-страстный,
Без возраста — не мальчик, не старик...
И жалким нашим нуждам непричастный,
Случайный отблеск будущих веков,
Он сквозь толпу и шум прошёл, как властный.
Мгновенно замер говор голосов,
Как будто в вечность приоткрылись двери.
И я спросил, дрожа, кто он таков.
Но тотчас понял: Данте Алигьери.
Эти современные терцины принадлежат перу Валерия Брюсова.
В мае 2010 года исполнилось 745 лет со дня рождения последнего поэта Средневековья и первого поэта эпохи Возрождения Данте Алигьери.
«Без возраста — не мальчик, не старик...». Портрет Данте. С фрески одного из старинных дворцов на нас смотрит человек с тонким сумрачным лицом. Углы его губ опущены, рот сжат, глаза устремлены вдаль. Голову поэта украшает лавровый венок — символ преданного служения Аполлону — богу солнца и поэзии. Таким запечатлел Данте Рафаэль...
Деталь фрески Джотто (Флоренция, палаццо Подеста), изображающей Данте: молодое спокойное лицо, внимательный взгляд, за которым угадывается свойственная лишь творческим людям удивительная зоркость.
Этот юноша, больше напоминающий молодого послушника, словно наблюдает вереницу событий, лиц, характеров. Он ещё не обременён славой лаврового венца, но уже много познал в жизни, его великое детище — «Божественная комедия» — ещё впереди, но в голове роятся чудные звуки сонетов. Характерный для Средневековья головной убор и одеяние чёрного цвета подчёркивают строгость и внешний аскетизм поэта. «Суровый Дант» — так назовёт его А.С.Пушкин.
Будущий поэт родился во Флоренции в старинной и благородной семье. Учась в школе, он познакомился с геометрией и астрономией, историей и античным искусством. Своими первыми учителями в литературе Данте считал древнегреческого баснописца Эзопа и древнеримских поэтов Вергилия и Овидия. Юность будущего автора «Божественной комедии» протекает в блестящем литературном кругу молодой поэтической школы «нового сладостного стиля», которую возглавляет его друг, поэт и философ, Гвидо Кавальканти; Данте общается с выдающимися политическими деятелями Флорентийской коммуны, учёным и поэтом БрунеттоЛатини.
Данте очень любил Флоренцию. Это был город-государство, который гордился своим достатком, независимостью, демократической конституцией. Роскошные дома знатных купцов, банкиров и надменных феодальных грандов соседствовали с узкими улочками ремесленников, а в дни праздников ночное небо Флоренции освещалось тысячами факелов торжественного шествия к центральной площади.
Зрелые годы Данте проводит на службе республике, участвуя в её войнах, выполняя дипломатические поручения. За власть в городе боролись две партии — гвельфов и гибеллинов. Первые были сторонниками власти папы, вторые — поддерживали германских императоров. В правящей партии гвельфов происходит раскол, и Данте решительно встаёт на сторону тех, кто не хотел допустить, чтобы Флоренция подпала под власть папы. Горожане оценили мужественную позицию поэта и избрали его в городское самоуправление — в Совет Старейшин. Данте тогда было тридцать шесть лет...
К этому времени Данте уже большой поэт. По его собственному признанию, толчком к пробуждению в нём поэта явилась трепетная и благородная любовь к дочери друга его отца Фолько Портинари — юной и прекрасной Беатриче. «Любовь воцарилась над душой моей и много раз приказывала мне, чтобы я искал встречи с этим юным ангелом», — напишет Данте в автобиографической повести «Новая Жизнь». Беатриче вышла замуж, у ней были дети, но в двадцать пять лет она умерла. Написанная у свежей могилы возлюбленной, «Новая Жизнь» включает в себя два десятка сонетов, несколько канцон, балладу, содержащих утончённое философское толкование пережитого, пламенеющее чувство любви, благостный образ Беатриче.
Стихи в этой книге перемежаются прозой, комментирующей их возвышенное содержание, образуя «дневник» взволнованного сердца и анализирующего ума. Послушайте отрывки из «Новой Жизни», постарайтесь проникнуться возвышенным чувством любви юного поэта, оцените благородную преданность Данте своей Донне.
- Первая встреча героев книги происходит, когда Данте и Беатриче было девять лет: «Она явилась мне одетой в благороднейший алый цвет, скромный и пристойный, опоясанная и убранная так, как то подобало её весьма юному возрасту». Маленькая девочка в платье Цвета Любви заставила трепетать сердце юного Данте: «Любовь воцарилась над моей душой».
- Эта детская влюблённость, стремление возвысить образ возлюбленной — свойство гениальной поэтической души. Помните, нечто подобное произойдёт с восьмилетним Лермонтовым, когда в Пятигорске, куда бабушка привезёт Мишеньку «на воды», на одном из детских балов он увидит у окна белокурую девочку, которую полюбит с первого взгляда так сильно, что упадёт в обморок. Юная незнакомка покажется ему ангелом: «По небу полуночи ангел летел...»
- Следуя замыслу рассказать свою «вымышленную» историю любви, Данте не задерживается долго в «плену юного возраста». Через девять лет он встречает Беатриче снова: «Эта дивная Донна явилась мне облачённой в белоснежный цвет... и, проходя по улице,...поклонилась мне столь благостно, что мне показалось тогда будто вижу я предел блаженства». Поэт спешит к себе в комнату и в волнении пишет свой первый сонет.
- В другой раз Данте встречает Беатриче в церкви и, опасаясь выдать тайну своего сердца, делает вид, что интересуется другими дамами. Злые люди сообщают об этом Беатриче, и она более не кланяется ему. Данте убит горем: «Удалился я в уединённое место орошать землю горькими слезами». Однажды друг доставляет ему случай увидеть Беатриче среди других дам, пришедших на чью-то свадьбу: «Дивный трепет начался в моей груди... поднял я глаза и... увидел Благороднейшую Беатриче». Но над взволнованным и смущённым Данте Беатриче посмеялась. Проплакав долго, поэт решает, что никогда не будет искать встреч с нею.
Вы меж подруг смеялись надо мною,
Но знали ль вы, мадонна, отчего
Нельзя узнать обличья моего,
Когда стою пред вашей красотою?
Отныне Данте посвятит себя воспеванию Беатриче. Вскоре умирает её отец, и поэт откликается на эту смерть глубоким состраданием, затем болезнь приковывает к постели и самого Данте. В бреду ему являются видения: «Солнце потухло, а звёзды были такого цвета, что мог я счесть, будто они плачут... что птицы... падали мёртвыми и что происходили величайшие землетрясения». И слышится ему неведомый голос: «Ты ничего не знаешь? Твоя возлюбленная умерла». Вскоре поэту принесли известие о её кончине. Весь мир опустел для него.
- Поэт оповещает именитых граждан Флоренции о смерти Беатриче как о великом бедствии. Два долгих года он ищет утешения в работе: пишет книгу, торжественно обещая увековечить её память в поэзии.
Когда б до вас дошли мои слова,
Вы нашей скорби поняли б величье
И здесь в слезах окончили свой век:
Она почила, наша Беатриче! —
И повесть той кончины такова,
Что зарыдает каждый человек.
- «Благороднейшая», «Учтивейшая» — так в превосходной степени, употребляя слова с большой буквы, Данте называет Беатриче. Любовь поэта нежна, трогательна, поэтична.
---41-я глава романа о любви --- «Божественная комедия». Перед нами — Беатриче, просветлённая светом в ликующих огнях Эмпирея. Она навсегда остаётся в Десятом невещественном небе, в лучезарной обители Бога, ангелов и блаженных душ
Современник поэта художник Сандро Боттичелли запечатлел Данте и Беатриче в Эмпирее Какое настроение вызывает у вас картина?
Как изображены фигуры Данте и Беатриче?
Почему эта любовь названа поэтом «возвышением»?
— Вся картина наполнена светом. Лёгкие линии рисунка позволяют представить этот «горний свет», такой яркий и бесконечный, что вынуждает Данте приложить ладонь к глазам.