Как можно получить бхакти




 

Итак, наш семинар будет по одной из классических книг гаудия-вайшнавизма. Эту книгу написал Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур и называется она «Мадхурья-кадамбини». «Мадхурья-кадамбини» означает «Облако нектара». Но не одно облако, а группа облаков, которые заполняют всё небо.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур - один из наших величайших ачарьев, который жил примерно 400 лет назад. Он написал много важных комментариев, составил много важных молитв и, в частности, написал «Гурув-аштаку», которую мы помоем каждый день во время мангала-арати, если, конечно же, мы присутствуем на мангала-арати. Это очень известная и важная молитва «ванде гурох шри-чаранаравиндам», в которой поется о том, как мы принимаем прибежище у лотосных стоп духовного учителя.

 

«Мадхурья-кадамбини» является объяснением двух важных стихов, которые составил Шрила Рупа Госвами:

адау шраддха татах садху-

санга 'тха бхаджана-крийа

тато 'нартха-ниврттих сйат

тато ништхй ручис татах

атхасактис тато бхавас

татах премабхйуданчати

садхаканам айам премнах

прадурбхаве бхавет крамах

 

Эти два стиха встречаются в «Бхакти-расамрита-синдху». Можно сказать, что они определяют девять ступеней в развитии нашего сознания Кришны. Мы прочитаем перевод, который дает Шрила Прабхупада. Этот же перевод можно найти в комментариях к «Бхагават-гите», стих 4.10.:

«Вначале у человека должно возникнуть стремление к самоосознанию. Оно побудет его искать общество людей, достигших высокого духовного уровня. Затем начинающий преданный получает посвящение у возвышенного духовного учителя и, следуя его указаниям, начинает заниматься преданным служение. Занимаясь преданным служением под руководством духовного учителя, он освобождается от всех материальных привязанностей, становится постоянен в духовной практике и обретает вкус к слушанию и повествованию об Абсолютной Истине Бога, Шри Кришне. Этот вкус помогает преданному развить привязанность к сознанию Кришны, которая, усиливаясь, превращается в бхаву, начальную стадию трансцендентной любви к Богу. Истинная любовь к Богу называется према, и именно она является высшей ступенью совершенства».

Я думаю, что многие из вас слышали ранее эти два стиха. Они определяют девять ступеней развития любви к Кришне:

1. Шраддха, или вера.

2. Садху-санга, или общение с преданными.

3. Бхаджана-крийя, или серьезный подход к практике преданного служения.

4. Анартха-нивритти, или освобождение от нежелательных вещей.

5. Ништха, или постоянство в преданном служении.

6. Ручи, или глубокий вкус к сознанию Кришны.

7. Асакти, что обозначает, глубокая привязанность к Кришне.

8. Бхава, дословно, экстаз. Но, в данном контексте, это означает предварительный этап перед непосредственной ступенью любви к Кришне.

9. Према, или чистая любовь к Кришне.

 

Именно об этом и будет наш семинар. Шрила Прабхупада не переводил эту книгу и не комментировал ее, однако в своих книгах и лекциях Шрила Прабхупада ссылался на эти пункты и цитировал их множество раз. Мы начнем с вводных стихов Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура к этой книге. Это своего рода мангалачарана, которая призвана создать благоприятную атмосферу для прочтения этой книги, и мы зачитаем перевод первого стиха:

«Милость Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху, воплощение высшей сладости, подобна грозовому облаку, проливающему необычайно сладкий нектар, который орошает посаженное в сердце семя преданного служения и уничтожает палящий зной вожделения, наполняя восторгом реку живых существ вселенной. Пусть это плывущее высоко в небе облако милости Господа принесет покой и радость даже этой никчемной душе, подобной засохшему в пустыне дереву».

Это прекрасное выражение благодарности. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур начинает книгу с цитаты из «Тайттария Упанишад», «расо ваи сах, расам хй евайам лабдхвананди бхавати », что означает, что Господь - есть сама раса. Благодаря достижению этой расы, джива переполняется блаженством. Итак, Господь Кришна - это основа расы, она не отлична от Него и все составляющие этой расы не отличны от Кришны.

Одной из важных составляющих внутренней энергии Господа является бхакти - шакти. Конечно, Кришна является сварат, или независимым. Мы знаем, что Он приходит в материальный мир, и мы тоже пришли сюда и у нас тут своя программа. Кришна также приходит в этот материальный мир, и у Него есть Своя программа. Важно то, что есть огромная разница между тем, как приходим мы, и как приходит Кришна. Иногда по отношению Господу мы используем такой термин как аватара, что обозначает – тот, кто нисходит с более высокого уровня в низкий. Когда Кришна нисходит, то Он нисходит с Голоки, Вайкунтхи. Он приходит в этот материальный мир и действует при этом независимо. Его не подталкивают на это никакие обстоятельства. Ничто не может заставить Его сделать это, как и ничто не может заставить Его этого не делать. Он приходит в этот мир только благодаря Своему желанию и приходит так, как Он Сам того хочет и тогда, когда Сам этого захочет. Также Кришна приходит в Своем изначальном трансцендентном теле. Но, когда мы приходим, то мы приходим совсем не так. Кришна низошел в этот материальный мир как аватара, а мы – пали. Есть разница, правда? Как, например, вы выходите из «Гауры» - вы можете плавно спуститься по лестнице, а можете упасть со ступенек, разница огромная. И эта разница между нами и Кришной проявляется во многих аспектах.

Итак, первое, что Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур начинает глубоко анализировать в этой книге, это предмет того, как Кришна в форме бхакти попадает в этот мир. То есть, как обусловленная душа может получить бхакти-шакти. Суть в том, что Кришна независим и точно также независима и Его внутренняя энергия. Как Кришна независим, так и Его рука независима. Его нога независима, Его стиль мышления независим – все Его составные части являются такими же независимыми как Он Сам. И ни одна материальная личность, никакие материальные условия не могут Его контролировать. Точно также бхакти, преданное служение Господу, не зависит ни от каких материальных условий. Оно независимо и полностью трансцендентно. Бхакти не имеет ничего общего с материальными эмоциями, или чувствами. Оно относится совсем к другой категории и к другому месту. Первое о чем говорит Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, он спрашивает, как же в таком случае обусловленная душа может получить бхакти? Это очень интересный вопрос, потому что бхакти относится к отдельной категории и не имеет ничего общего с тем, что происходит на материальном уровне. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур дает к рассмотрению пять предположений о том, как обусловленное живое существо, полностью находящееся в майе, может получить бхакти и развивать его.

Первое, что он предполагает, возможно, что это удача.

Второе предположение таково, что бхакти появляется по причине прошлой благочестивой деятельности. Вы помогали бабушкам переходить через дорогу, кормили голодных, давали образование тем, кто в нем нуждался, давали прибежище бездомным – в общем, вся хорошая материальная деятельность. И, так как вы совершили много хороших поступков и помогли многим людям, из-за этого вы получили бхакти.

Третье предположение таково, что, может быть, кто-то получает бхакти по милости Кришны. Неплохо звучит, не так ли?

Четвертое предположение - беспричинная милость Господа, Его особая милость, для получения которой не требуется никакой квалификации.

И пятое – возможно благодаря милости преданных. Третий способ схож с четвертым, но в нем уточняется, что это именно особая милость, беспричинная.

Давайте разберем каждый вариант. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что в данном случае нельзя говорить об удаче как таковой. Почему это не может быть удача, которая взялась сама собой и без причины? Этому есть объяснение: потому что такой вещи, как "удача", не существует. Ее просто нет, т.к. на материальном уровне есть только карма. В жизнях людей происходят как хорошие, так и плохие вещи, и многие события люди не могут объяснить, поэтому они говорят, что это удача, что просто повезло, или не повезло. Но на самом деле это произошло благодаря их карме. Те, кто называет это удачей, или везением, просто не понимают причину того, почему так происходит. Вы следуете за мыслью? Удачи как таковой не существует.

Второе предположение это то, что это результат вашей предыдущей благочестивой деятельности, например, вы занимались благотворительностью и помогали людям, которые страдают. И благодаря таким поступкам вас в будущем обязательно ждет что-то хорошее, возможно, к вам придут большие деньги, или слава, но Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что подобная материальная деятельность не может являться причиной того, что имеет духовную природу. Мы можем привести простой пример. Предположим, что у вас есть миллион яблочных семечек, и вы очень тщательно сажаете их в землю, поливаете водой, посыпаете удобрениями и делаете все возможное, чтобы они выросли. Но из одного миллиона яблочных семечек, сколько вырастит апельсиновых деревьев? У вас один миллион яблочных семечек и каждое из них однозначно именно яблочное семечко, ни одно другое семечко не пробралось в эту кучку. Так сколько же апельсиновых деревьев вырастит? Сотня, десять, или хотя бы одно? Даже одного не вырастит? Да, т.к. в этих семечках заложена конкретная программа - их природа. Это яблочные семечки и из них могут вырасти только яблони, ничего другого. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что материальная деятельность может привести только к материальным плодам. Она не может привести к совершенно другому результату, что уж говорить о том, чтобы получить трансцендентный эффект, то есть получить то, что имеет значительно более высокую природу, чем материальная. Вывод из этого таков, что материальные вещи не могут привести к духовному.

Третье предположение, что это происходит по милости Кришны. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что и это не так, т.к. Сам Кришна говорит в «Бхагават-гите», что Он таким образом не поступает. В «Бхагават-гите», стих 9.29., Кришна говорит:

само 'хам сарва-бхутешу, на ме двешйо 'сти на прийах

йе бхаджанти ту мам бхактйа, майи те тешу чапй ахам

 

В первых двух строках Кришна объясняет, как Он ведет Себя с обусловленными душами: «Я равно отношусь ко всем живым существам. Я не питаю вражды ни к кому, Я беспристрастен и одинаково отношусь ко всем». Это также объяснение Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура и на третье, и на четвертое предположение, что это не может быть ни милость, ни какая-то особенная милость. Кришна очень четко объясняет, что Он относится ко всем живым душам только так, как оно этого заслуживают. Поэтому, если по своей карме вы должны получить что-то хорошее, то Кришна, как Сверхдуша, следит за тем, чтобы вы это получили. Если должно произойти что-то плохое, то Кришна, как Сверхдуша, также проследит, чтобы с вами это произошло. И в том, и в другом случае Кришна не испытывает никаких эмоций по отношению к этим дживам. В этой связи мы должны помнить один очень важный момент, что сейчас мы говорим о материалистичных душах этого мира, мы не говорим сейчас о преданных. Кришна объясняет, как Он действует с преданными во второй части стиха 9.29.: «Те, кто поклоняются Мне с преданностью, находятся во Мне - они Мои друзья - и Я также их друг». Итак, когда мы говорим о преданных, то мы неизбежно говорим о милости, потому что Кришна Сам вмешивается в жизни преданных и делает так, чтобы произошли те или иные события. И это не имеет никакого отношения к карме. Но, что касаемо материалистов, происходят хорошие вещи или плохие, это просто их карма. Кришна говорит: «само 'хам » – «Я беспристрастен ко всем живым существам». Давайте предположим, что по Невскому проспекту идут пять сотен человек, и Кришна смотрит на всех них и думает: «Ага, вот эти материалисты идут. Дайка Я дам кому-нибудь из них бхакти. Кому же ее дать? Сейчас глаза закрою и дам кому-нибудь». И неожиданно у одного из материалистов проявляется бхакти, влечение к Господу. Кришна так не поступает с не преданными, Он просто разрешает получить им свою карму. Но для преданных Кришна проявляет много Своей милости, и дает Он ее по разному. Он дает ее и также забирает так, как Ему нравится. Но это касается тех преданных, у кого уже есть бхакти.

И у нас остается один вариант, что обретение бхакти происходит по милости преданных. Однако в определенном смысле это не может быть полностью справедливо. Это правильный ответ, но суть в том, что это происходит не по милости каждого или любого преданного. Мы должны знать, что есть разные типы преданных, которые имеют различное настроение, в связи с чем, они поступают различным образом. Первый уровень преданных - это каништха-адхикари, преданные неофиты. Я думаю, вы знакомы с этим термином. Это несомненно преданные, но они не являются продвинутыми преданными. Обычно у них много материальных привязанностей и практически всегда можно сказать, что каништха-адхикари, начинающий преданный, находится в смешанном состоянии – в нем есть и сознание Кришны, и какое-то материальное сознание. В 11 песне «Шримад-Бхагаватам» приводится детальное описание каништха-адхикари. Это один из основных стихов: «Преданный, который с верой занимается поклонением Божествам в храме, но не ведет себя подобающим образом по отношению к другим преданным, либо к другим людям, такого преданного называют пракрита-бхакта, материалистичный преданный, и его считают находящимся на низшей ступени». Это классическое определение того, кто является каништха-адхикари. Если вы знакомы с третей главой «Нектара преданности», то в ней описываются характеристики каништха-адхикари и также то, что у таких преданных есть две основные проблемы:

1) Им не хватает знаний. Такие люди много чего не понимают и, как следствие, они не могут должным образом представлять сознание Кришны. Однажды я услышал, как один преданный проповедовал гостю. Он проповедовал о четырех гунах материальной природы. Слышали о четвертой гуне? И я не слышал. А слышали о девятнадцатой главе «Бхагават-гиты»? А как на счет тринадцатой песни «Шримад-Бхагаватам»? Не слышали? Я думаю вам и так понятно, что таким людям не хватает знаний.

2) Им не хватает веры. Из-за того, что у них мало веры, их виденье может легко измениться. И, если они встречают оппонента из какой-то другой философской школы, который очень активно представляет свою точку зрения, они могут легко присоединиться к этой другой школе. Поэтому вероятность того, что именно такой преданный произведет очень сильное впечатление на другого человека, настолько сильно затронет его сердце, что в сердце того человека разовьется бхакти, не велика. Загляните в третью главу «Нектара преданности», вы увидите, что там очень четко описывается все это.

Много лет назад в Бхактиведанта-мэнор у нас был один бхакта, который прожил несколько недель в храме, но хотел уйти. Он подошел поговорить со своим другом, который тоже был новичком в бхакти, и этот друг предложил ему помочь, объяснить что-то. Но тот, кто собирался уходить, сказал: «Не надо. Понимаешь, здесь вот такая проблема, там такая...» А тот, который собирался ему проповедовать, ответил: «Да, проблем много». «Вот именно! Поэтому я и собираюсь уходить». «И я уйду с тобой» - в итоге сказал другой. Вот это вот сознание каништха-адхикари.

Совершенно на другой стороне этой шкалы находятся уттама-адхикари, маха-бхагаваты, которые являются совершенными чистыми преданными. Можно найти многое, что говорится об этих величайших преданных. Также говорится, что часто они не проповедуют, т.к. считают себя очень падшими. Они смотрят на людей вокруг и очень часто думают, что эти люди более продвинутые, чем они. И даже если они думают, что им нужно было бы проповедовать, то они считают, что не могут этого делать, т.к. чувствуют себя очень падшими. Именно поэтому маха-бхагаваты, уттама-адхикари, очень часто не проповедуют и поэтому, чаще всего, люди получают бхакти не от них.

Но также существует средний класс преданных, мадхьяма-адхикари, второй класс преданных. «Бхагаватам» дает следующее их описание: «Такой преданный предлагает свою любовь Господу. Он искренний друг всех остальных преданных, он милостив ко всем падшим людям и избегает тех, кто завистлив». Если мы проанализируем этот стих, то поймем, что одно из четырех занятий мадхьяма-адхикари это то, что он милостив к падшим душам. Поэтому его естественными обязанностями является проповедь в массы, людям. И, когда мы подходим к ответу на вопрос, как же преданные получают бхакти, то ответ таков, что они получают милость от мадхьяма-адхикари. Иногда бывает и так, правда совсем не часто, что каништха-адхикари может действовать как мадхьяма-адхикари. К примеру, новые преданные могут выходить и распространять книги. Согласно их личным качествам их можно отнести к каништха-адхикари, но в данном случае они действуют как мадхьяма-адхикари, и благодаря этому они могут помочь людям получить бхакти и стать преданными. И так же у нас есть уттама-адхикари, как Шрила Прабхупада. Шрила Прабхупада говорит об этом следующее, что иногда по указанию своего духовного учителя уттама-адхикари может заняться служением в проповеди и вести себя как мадхьяма-адхикари. Он не относится к преданным более низких категорий, но при этом совершает деятельность присущую среднему уровню. Таким образом, получается, что он действует как мадхьяма-адхикари. Поэтому люди получают милость по милости мадхьяма-адхикари. Даже Господь Чайтанья и Господь Нитьянанда, распространявшие движение санкиртаны, общаясь с людьми, многих людей сделали преданными, но при этом они действовали как мадхьяма-адхикари. Это очень интересный момент, поэтому мы должны понять и ценить его.

Я приведу вам пример того, как каништха-адхикари может действовать как мадхьяма-адхикари. Эта история произошла много лет назад в Бхактиведанта-мэнор. К нам пришел молодой человек с чемоданом и с такими словами: «Я к вам присоединяюсь». - Вы прочитали какую-то из наших книг? - спросили мы.

- Нет, - ответил он, - никаких ваших книг я не читал.

- Может кто-то из преданных с тобой общался?

- Нет, никогда не видел никого из ваших преданных.

- Ты, наверное, услышал, как воспевают Святые имена?

- Нет, никогда не слышал. О чем вы говорите вообще?

- Что же тогда произошло? Почему ты хочешь поселиться в храме? - удивились мы.

И он рассказал свою историю о том, что однажды он пил в баре, и рядом с ним сел молодой человек и тоже начал пить. В результате они заговорили о религии, и тот человек сказал ему, что из всех религий «Харе Кришна» самая лучшая. Он рассказал ему, что сам жил в таком храме, но не справился, не смог поддерживать этот стандарт, поэтому из храма он ушел. И вот теперь он сидел и пил в баре. «Но теперь я знаю, - сказал он, - что "Харе Кришна" - это самое лучшее». И за парой стаканчиков пива он начал объяснять ему многие вещи, этому молодому человеку очень понравилось то, о чем тот рассказывал, и он решил тоже попробовать. И вот он пришел в храм, чтобы попробовать. Того бывшего преданного, который ушел и пил в том баре, по-хорошему, даже нельзя назвать каништха-адхикари, но, так или иначе, до какой-то степени, он мог действовать как мадхьяма-адхикари. Пожалуйста, не пытайтесь повторить это. Шрила Прабхупада хотел вдохновить нас на то, чтобы мы все поднялись на хороший уровень мадхьяма-адхикари.

Я хочу сказать еще о кое-чем, а именно о том, что касается благочестивой деятельности. На этот счет есть несколько интересных моментов. Иногда, когда мы проповедуем, мы говорим о вегетарианстве. У нас также есть книги с рецептами, которые мы продаем на программах и в магазинах. Некоторым людям это нравится, и они привлекаются этой идеей. Они слышат, что кришнаиты вегетарианцы, и думают, что это очень здорово, им нравится это. В Южной Африке у нас была преданная, которая уже оставила тело. До того как она стала преданной, она была более 12 лет фанатичным веганом. Затем она встретила преданного, который рассказал ей о том, что преданные вегетарианцы. Она подумала, что это очень здорово, и захотела с ними пообщаться. Она пришла на воскресную программу, ей очень понравилась вся программа. А потом начался пир. Она была строгим веганом, вы понимаете, о чем идет речь? И вот она увидела воскресный пир: сметана, все обжаренное во фритюре - она подумала, что это какие-то сумасшедшие вегетарианцы. Она ушла, и какое-то время ее не было видно, но вскоре она вернулась и стала очень хорошей преданной. В этом отношении Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что некоторые склонности человека, материальные склонности, не могут стать причиной бхакти, но могут послужить дверями, через которые бхакти может прийти к человеку, как, например, эта идея с вегетарианством. Многие люди заинтересовываются сознанием Кришны, потому что кришнаиты вегетарианцы, и это становится такой своеобразной дверью. Но затем они встречают преданных и получают настоящее бхакти.

 

Вопрос: Если материалист съел маленький кусочек прасада, может ли такому человеку Кришна дать бхакти?

Ответ: Итак, мы видим, что этот прасад пришел к ним от или через преданных, поэтому это полностью соответствует этому принципу. Он не принимал прасад ни от кого, кроме как от преданных, поэтому принцип тот же самый. Например, люди видят группу харинамы на улице и можно сказать, что люди получили Кришну в форме Его Святых имен, но получили они эти имена через преданных. Мы можем попытаться уйти от идеи, что бхакти можно получить только через преданных, но у нас это не получится.

Вопрос: Почему Кришна нейтрален к материалистам? Ведь говорится, что Он любит всех живых существ, почему Он не дает бхакти из Своей любви?

Ответ: Кришна говорит в «Бхагават-гите», стих 9.29., как Он думает на этот счет. Возможно, вы хотите подойти к Нему лично и сказать, что Он должен думать иначе. «Кришна, давай-ка немного изменим стих 9.29». Не выйдет. Кришна такой, какой Он есть. На материальном уровне с материальной точки зрения Он дает нам очень много милости. Во-первых, он предоставил нам весь этот материальный мир. У нас появилось множество возможностей, когда мы оказались в этом материальном теле. Он дал нам материальные тела, дал возможность общаться с другими обусловленными существами, Он предоставляет нам пищу и все, что нам необходимо на материальном уровне. Но бхакти - это нечто особенное. Кришна очень аккуратен с этим. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит еще одну такую интересную вещь, что Кришна дает своего рода доверенность мадхьяма-адхикари, чтобы они могли распространять Его бхакти. То есть, Он предоставляет крипа-шакти в руки мадхьяма-адхикари. И это шакти милости. Поэтому преданный действует от лица и от имени Кришны, потому что Сам Кришна этого хочет. Если Кришна Сам кому-нибудь проповедует, вот в «Бхагават-гите» Кришна действует как мадхьяма-адхикари, то Он дает людям бхакти. Поэтому бхакти мы получаем от мадхьяма-адхикари.

Вопрос: Если мы в самом начале пути каништха, то насколько наша жизнь уже зависит от Кришны, а не от кармы?

Ответ: Если вы искренне стараетесь быть преданным, то вы полностью находитесь в руках Кришны. В таком случае все, что происходит в вашей жизни, это милость Кришны, а не карма. Если же вы не искренни и продолжаете быть вовлечены в материалистичную деятельность, так сказать, заигрываете с ней, то тогда приходит карма. Вопрос в том, насколько мы прилагаем свои усилия. Если мы действительно прилагаем все свои усилия, то мы полностью свободны от кармы, и тогда Кришна Сам контролирует наши жизни.

Вопрос: Как не оставаться на уровне каништха-адхикари и подняться на уровень мадхьяма-адхикари?

Ответ: Вы должны общаться с мадхьяма-адхикари. Получить их милость, потому что они милостивы не только к обусловленным душам, они также очень милостивы к преданным. В частности, они очень помогают начинающим преданным и стараются помочь им как это возможно. Конечно же, нужно получить милость Шрилы Прабхупады, милость его наиболее продвинутых учеников. Если вы искренне поступаете подобным образом, задаете вопросы старшим, служите им и делаете это искренне, то вы быстро станете мадхьяма-адхикари.

 

Шрила Прабхупада ки, джай!

Харе Кришна!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: