Для информации, почему утверждены ПТЭ Петербургского метрополитена
Статья 9 ФЗ «О внеуличном транспорте …» - техническая эксплуатация внеуличного транспорта осуществляется в соответствии с ПТЭ внеуличного транспорта, утвержденными высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, которые могут учитывать региональные особенности функционирования внеуличного транспорта.
Метрополитен – вид внеуличного транспорта.
ИСИ
· нет сигнала абсолютной остановки (чередующиеся «0» и «НЧ»);
· показания светофоров и сигналы, подаваемые ручными фонарями – сигналы. Например: два желтых сигнала, из них верхний мигающий, ручной фонарь с прозрачно-белым сигналом, один лунно-белый сигнал.
Статья 9, часть 4 ФЗ «О внеуличном транспорте …» - типовые ПТЭ и ПТЭ устанавливают систему сигналов, относящихся к движению подвижного состава и организации маневровой работы, типы сигнальных приборов, при помощи которых эти сигналы подаются.
· В частности, изменилось значение показания светофора «один желтый и один зеленый сигналы» - «Разрешается проследование светофора со скоростью не более 60 км/ч, готовностью проследовать следующий светофор при наличии на нем показания один желтыи сигнал со скоростью, не более 35 км/ч, а на наземных и приравненных к ним участках - со скоростью не более 25 км/ч». Раньше было — после ЖЗ проследовать следующий светофор с желтым показанием (не обязательно именно «один желтый», следовательно, теперь АВ248 не может быть ЖЗ, если АВ246М – 2 желтых, верхний мигающий);
· глава 7 (сигналы, применяемые при маневровой работе):
o нет пункта о том, что допускается применение сигнала «два лунно-белых огня»:
o при маневрах не допускается применение «одного синего сигнала» как было в пунктах 7.4 и 7.2 ИСИ РФ;
o нет информации о том, что повторитель лунно-белого сигнала маневрового светофора подает сигнал в обе стороны;
· новый знак – «Ограничение максимальной скорости» для подвижного состава, предназначенного для выполнения работ по эксплуатации метрополитена;
· новый знак «предел» - устанавливается в тоннеле с правой стороны по направлению движения не менее 50 метров до начала пассажирской платформы. Запрещается проследовать знак в случае остановки впереди идущего перед сигнальным знаком «6», «7», «8» (остановка первого вагона соответственно шести-, семи- или восьмивагонного состава) состава при применении торможения до знака «Предельное место применения экстренного торможения».
· указатель КГУ. Для подачи информации машинисту о срабатывании КГУ на станциях, в районе остановки первого вагона, устанавливается сигнальный указатель контрольно-габаритного устройства (указатель КГУ) - фонарь с красным мигающим сигналом (раньше высвечивался молочно- белым цветом), на котором нанесены показания белым шрифтом с буквами «КГУ» и звонок КГУ предназначенный для подачи звукового сигнала.
· Знак «предельно допускаемая скорость». Допускается обозначение «км/ч»
· знак «Ограждение сходного устройства на станционный путь» - добавилась формулировка «Допускается установка дублирующих знаков «Ограждение сходного устройства на станционный путь» на путевой стене, а на станциях закрытого типа на тоннельной обделке на уровне кабины машиниста»;
· знаки «6», «7», «8» — остановка первого вагона соответственно шести-, семи- или восьмивагонного состава, после применения экстренного торможения по знаку «Предельное место применения экстренного торможения»; указанные знаки также используются для остановки головного вагона при следовании сцепа объединенных поездов для высадки пассажиров на станции. добавилась фраза (выделена жирным).
· знак «ограждение металлоконструкций (МК)» - устанавливается перед металлоконструкцией с правой стороны по ходу движения в правильном направлении на расстоянии 100м, а после МК — на расстоянии 200м (Рис. 94, 95).
добавилась фраза (и рисунок расстановки знаков – устанавливаются на высоте 2-2,2м от уровня головки рельс):
На однопутных соединительных ветвях знак «Ограждение металлоконструкций (МК)» устанавливается с правой и левой стороны от пути на расстоянии 200 метров до и после МК.
· новые знаки – «АЛС-0» и «АЛС-НЧ» - указывают машинисту место возможной смены разрешающего сигнального показания АЛС на «0» или «НЧ» в кабине управления подвижного состава, предназначенного для обеспечения пассажирских перевозок;
ПТЭ Петербургского метрополитена
· понятие «перевозчик» – государственное унитарное предприятие «Петербургский метрополитен», осуществляющее перевозку пассажиров метрополитеном (ст. 3 ФЗ «О внеуличном транспорте …» - перевозчик – юридическое лицо или ИП, которые приняли на себя по договору перевозки пассажира обязанность перевезти пассажира и провезти ручную кладь внеуличным транспортом);
· (!!!) в таблице длин тормозных путей при торможении от устройств АРС нет уточнения для каких вагонов (Ем, 81 серия, 81-722, НеВа, …). По сравнению с ПТЭ РФ данные в таблице совпадают с расчетными тормозными путями для вагонов 81-717, то есть расчетные длины тормозных путей для вагонов Ем и 81 серии должны совпадать;
· Пункт 2.25, как дополнение к разделу 3.8 ИДП «движение ПСП при снижении видимости или затоплении пути». При следовании по участку с ограниченной видимостью подаются оповестительные сигналы с периодичностью не менее 2 сигналов в минуту (этого нет в ИДП);
· не употребляется больше слово «электропоезд» (здесь и в ИСИ, ИДП, ИФМ), в основном используется формулировка «подвижной состав, предназначенный для перевозки пассажиров» или «подвижной состав».
ИДП
· новые понятия: ПСП – подвижной состав, предназначенный для перевозки пассажиров (обкатка, перегонка). ПСР – подвижной состав, предназначенный для выполнения работ по эксплуатации метрополитена (ранее хозяйственный поезд). Поездной диспетчер (ДЦХ) – уполномоченный перевозчиком на осуществление функции по регулированию движения подвижного состава в соответствии с установленными графиками работник. Эти понятия не встречается в ПТЭ Петербургского метрополитена, только определение (расшифровка).
· следование после ночного отстоя:
o за светофором автоматического действия – с разрешения ДЦХ на дальнейшее движение со скоростью не более 20 км/ч до появления разрешающего сигнала на указателе АЛС-АРС (до следующего светофора);
o за светофором полуавтоматического действия (входным, выходным) – с разрешения ДЦХ при наличии разрешающего сигнала на указателе АЛС-АРС. Дальше без изменений.
· Пункт 3.2.8 ИДП (раньше это было в ПТЭ РФ) - скорость движения ПСП (обкаток, перегонок) не более 20 км/ч должна сохраняться в течение 25-35 секунд (25 секунд - 6 вагонов, 30 секунд - 7 вагонов, 35 секунд - 8 вагонов): после смены сигнала указателя АЛС-АРС «НЧ» на разрешающее сигнальное показание …
ИФМ
· Нет пунктов, которые раньше были в ПТЭ РФ, а именно производство маневров (общие требования, особенности производства маневров (скорости)), движение поездов (общие требования, прием и отправление поездов, средства сигнализации при движении поездов, порядок движения поездов), порядок вождения поездов, особенности вождения поездов, порядок действий при вынужденной остановке поезда. Вся эта информация теперь в ИДП.
· Добавился пункт к требованиям для электрической централизации стрелок и сигналов. Устройства электрической централизации не должны допускать выдачи разрешающей сигнальной команды в рельсовую цепь, если стрелки в данном маршруте, включая охранные, не поставлены в соответствующее положение, а в рельсовые цепи враждебных маршрутов подаются разрешающие сигнальные команды;
· Нет понятия о предельно допустимой скорости. Теперь «предельно допускаемая скорость». Раньше в ПТЭ и ИСИ было по-разному;
· Добавился пункт - АЛС-АРС должна обеспечивать автоматическое торможение подвижного состава до полной его остановки при не подтверждении машинистом восприятия торможения от устройств АЛС-АРС на не кодируемой рельсовой цепи.
· Порядок работы, установки, включения, отключения и т.д. объектов инфраструктуры и подвижного состава устанавливается перевозчиком, а не управлением метрополитена, как раньше.
Изменения, касающиеся составов нового поколения:
o изменился пункт в главе «подвижной состав» - в пассажирском помещении вагона должны быть установлены краны (рукоятки) отключенияэлектропневматического (электромеханического) управления дверями. Вагоны могут быть оборудованы бортовой сигнализацией и дистанционными устройствами отжатия токоприемников;
o В главе «колесные пары подвижного состава, предназначенного для пассажирских перевозок» убрали информацию о подрезиненных колесных парах (в СПб – цельнокатаные);
o В главе «тормозное оборудование и автосцепное устройство». Подвижной состав должен быть оборудован автоматическими пневматическими тормозами или электропневматическими тормозами; авторежимное устройство теперь просто устройство, обеспечивающее сохранение постоянства тормозного пути при различной загрузке вагонов; в кабинах и промежуточных вагонах должны быть стоп-краны (стоп-кнопки);