Иерархия типов в языке Паскаль такая:




Программирование на языке Паскаль

Структура программы на Турбо Паскаль

Программа на языке Паскаль состоит из заголовка, разделов описаний и раздела операторов. Заголовок программы содержит имя программы, например:

Program PRIM;

Описания могут включать в себя:

  • раздел подключаемых библиотек (модулей);
  • раздел описания меток;
  • раздел описания констант;
  • раздел описания типов;
  • раздел описания переменных;
  • раздел описания процедур и функций.

Раздел описания модулей определяется служебным словом USES и содержит имена подключаемых модулей (библиотек) как входящих в состав системы Turbo Pascal, так и написанных пользователем. Раздел описания модулей должен быть первым среди разделов описаний. Имена модулей отделяются друг от друга запятыми:

uses CRT, Graph;

Любой оператор в программе может быть помечен меткой. Имя метки задается по правилам образования идентификаторов Турбо Паскаль. В качестве метки также могут использоваться произвольные целые числа без знака, содержащие не более четырех цифр. Метка ставится перед оператором и отделяется от него двоеточием. Все метки, используемые в программе, должны быть перечислены в разделе описания меток, например:

label 3, 471, 29, Quit;

Описание констант позволяет использовать имена как синонимы констант, их необходимо определить в разделе описания констант:

const K= 1024; MAX= 16384;

В разделе описания переменных необходимо указать все переменные, используемые в программе, и определить их тип:

var P,Q,R: Integer;

A,B: Char;

F1,F2: Boolean;

Описание типов, процедур и функций будет рассмотрено ниже. Отдельные разделы описаний могут отсутствовать, но следует помнить, что в Паскаль - программе должны быть обязательно описаны все компоненты программы.

Раздел операторов представляет собой составной оператор, который содержит между служебными словами

Begin.......end

последовательность операторов. Операторы отделяются друг от друга символом;. Текст программы заканчивается символом точка.

Кроме описаний и операторов Паскаль - программа может содержать комментарии, которые представляют собой произвольную последовательность символов, расположенную между открывающей скобкой комментариев { и закрывающей скобкой комментариев }.

Пример 1

Данная программа запрашивает с клавиатуры два числа, находит их сумму и выводит ответ.

program Primer; {вычисление суммы двух чисел}

Var

x,y,s: integer;

Begin

WriteLn('Введите через пробел два числа ');

ReadLn(x,y);

s:= x + y;

WriteLn('Сумма чисел равна ',s);

End.

 

Константы

Константа – это неизменяемая величина. И конечно, это совершенно не обязательно числовая величина.

Объявление константы

Объявляется константа в блоке объявлений следующим образом:

Const

a=79;

d=4.5;

s=’hh’;

 

 

Константа обязательно имеет значение. Нельзя включить в объявление константы переменные величины, так как их значение в блоке объявлений еще не определено. Объявление вполне может содержать выражения, в которых также будут присутствовать уже объявленные ранее константы.

 

const

a=’fgfgfg’;

s=a+’dsd’;

w=5.6;

q=w+7;

 

 

Переменные

Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной можно изменять во время работы программы.

В именах переменных МОЖНО использовать

• латинские буквы (A-Z) (заглавные и строчные буквы не различаются);

• цифры (имя не может начинаться с цифры);

• знак подчеркивания _;

В именах НЕЛЬЗЯ использовать

• русские буквы

• пробелы

• скобки, знаки +, =,!,? и др.

Объявление переменных:

 
 

var a, b, c: integer;


Типы переменных:

Для обработки ЭВМ данные представляются в виде величин и их совокупностей. С понятием величины связаны такая важная характеристика, как ее тип.

Тип определяет:

  • возможные значения переменных, констант, функций, выражений, принадлежащих к данному типу;
  • внутреннюю форму представления данных в ЭВМ;
  • операции и функции, которые могут выполняться над величинами, принадлежащими к данному типу.

В языке Паскаль тип величины задают заранее. Все переменные, используемые в программе, должны быть объявлены в разделе описания с указанием их типа. Обязательное описание типа приводит к избыточности в тексте программ, но такая избыточность является важным вспомогательным средством разработки программ и рассматривается как необходимое свойство современных алгоритмических языков высокого уровня.

Иерархия типов в языке Паскаль такая:

  • Простые
    • Порядковые
      • Целые
      • Логические
      • Символьные
      • Перечисляемые
      • Интервальные
    • Вещественные
  • Структуированные
    • Массивы
    • Строки
    • Множества
    • Записи
    • Файлы
  • Указатели

Простые типы данных

В таблице приведены простые типы данных Турбо Паскаль, объем памяти, необходимый для хранения одной переменной указанного типа, множество допустимых значений и применимые операции.

Идентификатор Длина (байт) Диапазон значений Операции
Целые типы
integer   -32768..32767 +, -, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, >
byte   0..255 +, -, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, >
word   0..65535 +, -, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, >
shortint   -128..127 +, -, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, >
longint   -2147483648..2147483647 +, -, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, >
Вещественные типы
real   2,9x10-39 - 1,7x1038 +, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, >
single   1,5x10-45 - 3,4x1038 +, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, >
double   5x10-324 - 1,7x10308 +, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, >
extended   3,4x10-4932 - 1,1x104932 +, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, >
Логический тип
boolean   true, false Not, And, Or, Xor, >=, <=, =, <>, <, >
Символьный тип
char   все символы кода ASCII +, >=, <=, =, <>, <, >


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: