Программирование на языке Паскаль
Структура программы на Турбо Паскаль
Программа на языке Паскаль состоит из заголовка, разделов описаний и раздела операторов. Заголовок программы содержит имя программы, например:
Program PRIM;
Описания могут включать в себя:
- раздел подключаемых библиотек (модулей);
- раздел описания меток;
- раздел описания констант;
- раздел описания типов;
- раздел описания переменных;
- раздел описания процедур и функций.
Раздел описания модулей определяется служебным словом USES и содержит имена подключаемых модулей (библиотек) как входящих в состав системы Turbo Pascal, так и написанных пользователем. Раздел описания модулей должен быть первым среди разделов описаний. Имена модулей отделяются друг от друга запятыми:
uses CRT, Graph;
Любой оператор в программе может быть помечен меткой. Имя метки задается по правилам образования идентификаторов Турбо Паскаль. В качестве метки также могут использоваться произвольные целые числа без знака, содержащие не более четырех цифр. Метка ставится перед оператором и отделяется от него двоеточием. Все метки, используемые в программе, должны быть перечислены в разделе описания меток, например:
label 3, 471, 29, Quit;
Описание констант позволяет использовать имена как синонимы констант, их необходимо определить в разделе описания констант:
const K= 1024; MAX= 16384;
В разделе описания переменных необходимо указать все переменные, используемые в программе, и определить их тип:
var P,Q,R: Integer;
A,B: Char;
F1,F2: Boolean;
Описание типов, процедур и функций будет рассмотрено ниже. Отдельные разделы описаний могут отсутствовать, но следует помнить, что в Паскаль - программе должны быть обязательно описаны все компоненты программы.
|
Раздел операторов представляет собой составной оператор, который содержит между служебными словами
Begin.......end
последовательность операторов. Операторы отделяются друг от друга символом;. Текст программы заканчивается символом точка.
Кроме описаний и операторов Паскаль - программа может содержать комментарии, которые представляют собой произвольную последовательность символов, расположенную между открывающей скобкой комментариев { и закрывающей скобкой комментариев }.
Пример 1
Данная программа запрашивает с клавиатуры два числа, находит их сумму и выводит ответ.
program Primer; {вычисление суммы двух чисел}
Var
x,y,s: integer;
Begin
WriteLn('Введите через пробел два числа ');
ReadLn(x,y);
s:= x + y;
WriteLn('Сумма чисел равна ',s);
End.
Константы
Константа – это неизменяемая величина. И конечно, это совершенно не обязательно числовая величина.
Объявление константы
Объявляется константа в блоке объявлений следующим образом:
Const
a=79;
d=4.5;
s=’hh’;
Константа обязательно имеет значение. Нельзя включить в объявление константы переменные величины, так как их значение в блоке объявлений еще не определено. Объявление вполне может содержать выражения, в которых также будут присутствовать уже объявленные ранее константы.
const
a=’fgfgfg’;
s=a+’dsd’;
w=5.6;
q=w+7;
Переменные
Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной можно изменять во время работы программы.
В именах переменных МОЖНО использовать
• латинские буквы (A-Z) (заглавные и строчные буквы не различаются);
|
• цифры (имя не может начинаться с цифры);
• знак подчеркивания _;
В именах НЕЛЬЗЯ использовать
• русские буквы
• пробелы
• скобки, знаки +, =,!,? и др.
•
Объявление переменных:
var a, b, c: integer;
Типы переменных:
Для обработки ЭВМ данные представляются в виде величин и их совокупностей. С понятием величины связаны такая важная характеристика, как ее тип.
Тип определяет:
- возможные значения переменных, констант, функций, выражений, принадлежащих к данному типу;
- внутреннюю форму представления данных в ЭВМ;
- операции и функции, которые могут выполняться над величинами, принадлежащими к данному типу.
В языке Паскаль тип величины задают заранее. Все переменные, используемые в программе, должны быть объявлены в разделе описания с указанием их типа. Обязательное описание типа приводит к избыточности в тексте программ, но такая избыточность является важным вспомогательным средством разработки программ и рассматривается как необходимое свойство современных алгоритмических языков высокого уровня.
Иерархия типов в языке Паскаль такая:
- Простые
- Порядковые
- Целые
- Логические
- Символьные
- Перечисляемые
- Интервальные
- Вещественные
- Структуированные
- Массивы
- Строки
- Множества
- Записи
- Файлы
- Указатели
Простые типы данных
В таблице приведены простые типы данных Турбо Паскаль, объем памяти, необходимый для хранения одной переменной указанного типа, множество допустимых значений и применимые операции.