Впечатления клиента от взаимодействия с сотрудниками создают особое психологическое пространство, внутри которого накапливается общее впечатление и эмоционально окрашенное отношение. Совпадает ли поведение, действия или деятельность сотрудников, специалистов с теми ожиданиями, которые существовали у клиента? То, что происходит в эти моменты истины, не может регулироваться управлением непосредственно. Решающими в таких случаях являются сотрудник (специалист) и его умение правильно строить взаимодействие с клиентом, учитывая его особенности и возможные изначальные ожидания.
В связи с этим необходимо формировать у сотрудников психологические знания и умения, предполагающие способность сохранения в процессе взаимодействия заинтересованно-положительного отношения клиента к организации и оказываемым в ней услугам. При этом важно прежде всего совершенствовать набор знаний относительно различения особенностей психики клиентов, прежде всего различения особенностей их психического статуса.
Под психическим статусом понимается условно определяемое место человека в социальной группе, относительно особенностей его психики и характерных черт. Это своего рода рейтинговое место личности с учетом состояния её психического здоровья и возможных проявлений психического напряжения во взаимодействии и деятельности в связи с определенными признаками.
Обозначенный психический статус может достаточно ярко проявляться уже в процессе первого взаимодействия с человеком. В качестве «признаков риска» (признаков нежелательного психического статуса) следует различать поведение и отношение, негативно влияющее или способныее негативно влиять в перспективе на других людей, препятствовать совместному проживанию, общению, успешному решению профессиональных задач.
|
Такое негативное поведение людей входящих в "группу риска" может проявляться, по мнению специалистов в области психиатрии и психологии, в виде определенных эмоциональных реакций или активно-волевых актов (См. таблицу 1).
Таблица 1
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ И АКТИВНО-ВОЛЕВЫЕ АКТЫ, ПРОЯВЛЯЮЩИЕСЯ КАК НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ | АКТИВНО-ВОЛЕВЫЕ АКТЫ |
Неустойчивость установки | Выраженная чрезмерная активность или пассивность |
Повышенная вспыльчивость | Болтливость или замкнутость |
Острота симпатий и антипатий | Безудержность в поступках |
Импульсивность в поведении | Бесцельность и рассеянность |
Пугливость и наличие страхов | Деспотизм и издевательство |
Пессимизм и равнодушие | Нерадивость и лживость |
Гневливость | Негативизм |
Страстность | Педантизм |
Проявления людей «группы риска» наверняка известны уважаемому читателю по опыту работы и жизни. Причем людей включенных в социальное взаимодействие и профессиональную деятельность при выраженных трудностях их социальной и профессиональной адаптации достаточно много, что предполагает внимательное их изучение и наблюдение за ними, построение особого (терпеливого) взаимодействия с ними.
При этом специалисты, работающие в области психологии и психиатрии давно определили, что негативные тенденции в проявлениях человека предопределены генетически, физиологически и социально. Общую негативную предопределенность (заданность) проявлений личности можно выявить, детально фиксируя качества, определяющие её психический статус. К таким качествам чаще всего относят следующее:
|
1. Низкий образовательный уровень изучаемой личности, низкий уровень общей эрудиции и осведомленности относительно широко известных сведений.
2. Проявляющееся в общении негативное отношение изучаемой личности к собственным родителям, к другим людям вообще.
3. Отсутствие актуальных увлечений и мотивации изучаемой личности относительно самосовершенствования в чем-либо.
4. Общая конфликтность, неуживчивость.
5. Заметное изменение характера и поведения за короткий период времени без видимых причин (скачкообразность характера).
6. Недостаток внимания к окружающим людям проявляющийся в процессе взаимодействия.
7. Возбудимость, гиперактивность, самопогруженность, замкнутость человека.
8. Отсутствие внутренней дисциплины (неумение держать себя в рамках требований).
9. Проявляющаяся забывчивость, невнимательность, рассеянность.
10. Жалобы на нарушения желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы.
11. Проявляющееся сверхценное отношение к состоянию собственного здоровья.
12. Жалобы на снижение функций мышления, памяти, концентрации и устойчивости внимания.
В интересах определения психического статуса оцениванию подлежат также имеющие значение частные особенности личности по следующим направлениям:
1. Внешность в её статических проявлениях:
поза; осанка; одежда; общая ухоженность; состояние волос и ногтей; здоровый или болезненный вид; внешняя растерянность, испуганность, апатичность, высокомерность, беспокойство, уравновешенность, степень соответствия возрасту, мужественность (женственность), тревожность, напряженность и др.
|
2. Внешность в её динамических проявлениях:
походка, манерность, тики, жестикуляция, подергивания, стереотипные движения, угловатость, вялость, гиперактивность, воинственность, податливость.
3. Речь:
быстрая, медленная, затрудненная, запинающаяся, эмоциональная, монотонная, громкая, шепотная, невнятная, бормотная; интенсивность речи, продуктивность, словарный запас.
4. Отношение к Вам (проводящему беседу или наблюдение):
дружественное, внимательное, заинтересованное, искреннее, кокетливое, оборонительное, враждебное, игривое, располагающее, настороженное.
5. Эмоции:
глубина, интенсивность, длительность.
6. Настроение:
проявления чувства безысходности, раздражительность, тревожность, охваченность ужасом, злобность, экспансивность, эйфоричность, опустошенность, виновность, собственная неполноценность, высокомерие и др.
7. Степень выраженности эмоций:
значительные, ограниченные, подавленные, суженные.
8. Адекватность эмоциональных реакций:
соответствуют ли переживаниям, социокультурному статусу и социально-средовым условиям.
9. Наличие перцептивных (восприятия) нарушений:
галлюцинации и иллюзии (слышит голоса или видит образы, которых не слышат и не видят другие, обстоятельства их появления);
деперсонализация и дереализация (выраженное чувство отчужденности от самого себя и окружающей действительности).
10. Особенности мыслительных процессов:
продуктивность мышления: перегруженность идеями, отсутствие мыслей, поток мыслей, быстрое мышление, замедленное мышление, нерешительность;
целостность мышления: отвечает ли по существу, целенаправленны ли ответы, наличествуют ли причинно-следственные отношения в объяснениях, отклоняется ли от темы, уклоняется ли от ответов, наличествует ли отвлекаемость от темы, имеются ли нарушения речи.
11. Содержание мыслей:
наличие фиксации на определенной теме (заболевании, взаимоотношениях, и др.), присутствие суицидальных тенденций и намерений;
наличие бредовых концепций, навязчивых идей;
сформированность абстрактного мышления (понимание смысла простых пословиц).
12. Ориентировка:
во времени (знает ли какое сегодня число, день, сколько примерно сейчас времени);
по месту (знает ли человек, где он находится);
в собственных отношениях (знает ли человек, с кем беседует).
13. Оценка:
а) социальная оценка:
- насколько поведение человека приемлемо в социуме, в малой группе;
- понимает ли человек к чему может привести отклоняющееся от нормы поведение с его стороны;
- осознает ли человек правила (нормы) принятые в обществе, организации;
б) самооценка:
- адекватность самооценки (осознание собственных мотивов поведения и проблем).
Внимательное наблюдение за клиентом в связи с отмеченными различными характеристиками его проявлений психики позволит специалистам выбрать вариант общения и взаимодействия не травмирующий клиента, наиболее желательный для него.
У нас есть голос рассудка. Спокойный и хладнокровный он объясняет, что имеет смысл, а что его лишено.
Прайер Р. (психолог)