Фильтры сознания или ограничители внимания




Вопросы для самоконтроля и самопроверки

1. Чем отличаются понятия индивид, личность и индивиду­альность?

2. Как рассматриваются психические процессы в биологиза- торских концепциях?

3. Каково содержание социологизаторских концепций раз­вития психики?

4. Представления о структуре личности в отечественной пси­хологии.

5. Какие компоненты относятся к структуре личности?

6. Каковы основные классификации теорий личности?

Литература по теме:

1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепси­хологического анализа. — М.: МГУ, 1990. — 367 с.

2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации че­ловека. — М., 1990.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: По­литиздат, 1975. — 304 с.

4. Мадди С.Р. Теории личности: Сравнительный анализ. — СПб., 2002. - 239 с.

5. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М.: Про­свещение, 1991. — 281 с.

6. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теории и ис­следования. / Под. ред. B.C. Магуна. — М.: Аспект Пресс, 2001. - 607 с.

7. Платонов К.К. Структура и развитие личности. — М., 1986.

8. Психология личности. Тексты. // Под ред. Ю.Б. Гиппен- рейтер, А.А. Пузырея. — М.: МГУ., 1982.

9. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. — СПб.: Пи­тер, 1998. - 688 с.

10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1999.

Познавательные процессы личности

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды называются познавательными психическими процессами. Именно познавательные психические процессы обе­спечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе.

Все знания самого высокого порядка, например, о физических и химических свойствах веществ, о явно наблюдаемом устройстве вещей и скрытых от непосредственного взора закономерных от­ношениях между ними, о людях и их качествах, о самом себе и, наконец, знания об общем устройстве мира являются результатом интеграции знаний, полученных с помощью познавательных пси­хических процессов разного уровня сложности. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную ор­ганизацию и вносит свой особый вклад в формирование внутрен­не связанной, динамичной, но в тоже время целостной картины мира. Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом настолько слаженно и настолько незаметно для нас, что мы в каждый данный момент воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов, оттенков, форм, звуков, запахов, в которых необходимо разбираться, чтобы установить, что к чему, и не как картинку, изображенную на каком-то экране, а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный светом, звуками, за­пахами, предметами, населенный людьми, имеющий перспективу и явно воспринимаемый, а также и скрытый, не воспринимаемый в данный момент план. Несмотря на то, что с помощью органов чувств в каждый данный момент мы воспринимаем только часть пространства, мы знаем, что пространство окружающего нас мира целостно и непрерывно. Благодаря этим процессам мир предстает перед нами также в его временной целостности и не­прерывности, как нечто, что развивается и существует не только в настоящем, но имеет прошлое и будущее, вследствие чего его временные границы расширяются беспредельно.


Познавательные психические процессы

 

Таблица 5
Ощущения Восприятия Память Воображе­ние Мышление
Отражение Отражение Отра­ Отра­ Высшая
отдельных предметов жение жение форма от­
свойств и явлений, прошло­ будущего, ражательной
предметов, непосред­ го опыта создание деятельно­
непосред­ ственно или нового сти, позволя­
ственно воздей­ запечат- образа на ющая понять
воздей­ ствующих на ление, основе сущность
ствующих наши орга­ сохра­ прошлого предметов и
на наши ны чувств нение и опыта явлений, их
органы в целом, в воспро­   взаимосвязь,
чувств совокупно­ изведе­   закономер­
  сти свойств ние чего-   ность раз­
  и признаков либо   вития
  этих пред­      
  метов      

Тема 5. Внимание

5.1. Общая характеристика внимания, его физиологические основы

5.2. Основные функции, виды и свойства внимания

5.3. Условия развития и поддержания внимания

5.1. Общая характеристика внимания, его физиологические основы

До настоящего времени среди психологов нет единого мнения относительно сущности внимания: следует ли его рассматривать как самостоятельный познавательный процесс или оно выступает лишь как сторона или характеристика других познавательных процессов.

Действительно, в системе психологических феноменов вни­мание занимает особое положение. Оно включено во все пси­хические процессы, деятельность человека, являясь их важной характеристикой. Поэтому выделить внимание в «чистом» виде не представляется возможным. В тоже время внимание представ­ляет собой вполне независимое психическое состояние человека, имеющее свои особенности, не сводимые к характеристикам других психических процессов.

Внимание — направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или деятельности при отвлечении от других.

Из многообразия объектов окружающего мира человек выби­рает те, которые вызывают интерес, соответствуют потребностям и жизненным планам. Любая деятельность человека требует вы­деления объекта и сосредоточения на нем.


Со вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов, которые определяют точность и детализацию восприятия, прочность и продуктивность памяти, направленность и продуктивность мышления и др. Внимание организует нашу психику.

Внимание — сложная, многогранная психическая функция. Оно характеризует состояние психических процессов и является одной из сторон психической деятельности. Внимание характе­ризует общий склад личности, социальную направленность чело­века, является необходимым условие овладения любыми видами деятельности. Изменения внимания зависят от индивидуально- типологических, возрастных и других характеристик человека.

Согласно теории П.Я. Гальперина, внимание является:

— одним из составляющих ориентировочно-исследователь­ской деятельности;

— главная функция внимания — контроль содержания об­раза, мысли другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека. Этот контроль осуществляется при помощи заранее составленного критерия, образца, что создает возмож­ность сравнения результатов действия и его уточнения;

— в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля или внимание не имеет отдельного результата;

— внимание как самостоятельный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и со­кращенным. При этом не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль вообще лишь оценивает деятельность, в то время как внимание способствует его улучшению;

— если рассматривать внимание как деятельность психиче­ского контроля, то все конкретные акты внимания — и произ­вольного, и непроизвольного — являются результатом форми­рования новых умственных действий;

— произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее со­ставленному плану или образцу.

В соответствии с моторной теорией Т. Рибо, интенсивность и продолжительность произвольного внимания непосредствен­но обусловлена интенсивностью и продолжительностью ассо­циированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоцио­нальными переживаниями, но и определенными изменениями физиологических состояний организма.

В когнитивной психологии (Линдсей, Норманн, Д. Бродбент) внимание выполняет функцию ограничения поля восприятия, фильтра сознания. Сознание рассматривается как система, пере­рабатывающая информацию, имеющая конечный объем.

Фильтры сознания или ограничители внимания

Факторы внешнего поля Факторы внутреннего поля

(особенности внешних (особенности личности)

раздражителей)

Физиологические основы внимания. Физиологически внимание обусловлено работой тех же нервных центров, с помощью кото­рых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: