Вопросы для самоконтроля и самопроверки
1. Чем отличаются понятия индивид, личность и индивидуальность?
2. Как рассматриваются психические процессы в биологиза- торских концепциях?
3. Каково содержание социологизаторских концепций развития психики?
4. Представления о структуре личности в отечественной психологии.
5. Какие компоненты относятся к структуре личности?
6. Каковы основные классификации теорий личности?
Литература по теме:
1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. — М.: МГУ, 1990. — 367 с.
2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
4. Мадди С.Р. Теории личности: Сравнительный анализ. — СПб., 2002. - 239 с.
5. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М.: Просвещение, 1991. — 281 с.
6. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теории и исследования. / Под. ред. B.C. Магуна. — М.: Аспект Пресс, 2001. - 607 с.
7. Платонов К.К. Структура и развитие личности. — М., 1986.
8. Психология личности. Тексты. // Под ред. Ю.Б. Гиппен- рейтер, А.А. Пузырея. — М.: МГУ., 1982.
9. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1998. - 688 с.
10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1999.
Познавательные процессы личности
Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды называются познавательными психическими процессами. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе.
Все знания самого высокого порядка, например, о физических и химических свойствах веществ, о явно наблюдаемом устройстве вещей и скрытых от непосредственного взора закономерных отношениях между ними, о людях и их качествах, о самом себе и, наконец, знания об общем устройстве мира являются результатом интеграции знаний, полученных с помощью познавательных психических процессов разного уровня сложности. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию и вносит свой особый вклад в формирование внутренне связанной, динамичной, но в тоже время целостной картины мира. Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом настолько слаженно и настолько незаметно для нас, что мы в каждый данный момент воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов, оттенков, форм, звуков, запахов, в которых необходимо разбираться, чтобы установить, что к чему, и не как картинку, изображенную на каком-то экране, а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный светом, звуками, запахами, предметами, населенный людьми, имеющий перспективу и явно воспринимаемый, а также и скрытый, не воспринимаемый в данный момент план. Несмотря на то, что с помощью органов чувств в каждый данный момент мы воспринимаем только часть пространства, мы знаем, что пространство окружающего нас мира целостно и непрерывно. Благодаря этим процессам мир предстает перед нами также в его временной целостности и непрерывности, как нечто, что развивается и существует не только в настоящем, но имеет прошлое и будущее, вследствие чего его временные границы расширяются беспредельно.
|
Познавательные психические процессы |
|
Таблица 5
|
Тема 5. Внимание
5.1. Общая характеристика внимания, его физиологические основы
5.2. Основные функции, виды и свойства внимания
5.3. Условия развития и поддержания внимания
5.1. Общая характеристика внимания, его физиологические основы
До настоящего времени среди психологов нет единого мнения относительно сущности внимания: следует ли его рассматривать как самостоятельный познавательный процесс или оно выступает лишь как сторона или характеристика других познавательных процессов.
Действительно, в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все психические процессы, деятельность человека, являясь их важной характеристикой. Поэтому выделить внимание в «чистом» виде не представляется возможным. В тоже время внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, имеющее свои особенности, не сводимые к характеристикам других психических процессов.
|
Внимание — направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или деятельности при отвлечении от других.
Из многообразия объектов окружающего мира человек выбирает те, которые вызывают интерес, соответствуют потребностям и жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточения на нем.
Со вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов, которые определяют точность и детализацию восприятия, прочность и продуктивность памяти, направленность и продуктивность мышления и др. Внимание организует нашу психику.
Внимание — сложная, многогранная психическая функция. Оно характеризует состояние психических процессов и является одной из сторон психической деятельности. Внимание характеризует общий склад личности, социальную направленность человека, является необходимым условие овладения любыми видами деятельности. Изменения внимания зависят от индивидуально- типологических, возрастных и других характеристик человека.
Согласно теории П.Я. Гальперина, внимание является:
— одним из составляющих ориентировочно-исследовательской деятельности;
— главная функция внимания — контроль содержания образа, мысли другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека. Этот контроль осуществляется при помощи заранее составленного критерия, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения;
— в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля или внимание не имеет отдельного результата;
— внимание как самостоятельный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. При этом не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль вообще лишь оценивает деятельность, в то время как внимание способствует его улучшению;
— если рассматривать внимание как деятельность психического контроля, то все конкретные акты внимания — и произвольного, и непроизвольного — являются результатом формирования новых умственных действий;
— произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану или образцу.
В соответствии с моторной теорией Т. Рибо, интенсивность и продолжительность произвольного внимания непосредственно обусловлена интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но и определенными изменениями физиологических состояний организма.
В когнитивной психологии (Линдсей, Норманн, Д. Бродбент) внимание выполняет функцию ограничения поля восприятия, фильтра сознания. Сознание рассматривается как система, перерабатывающая информацию, имеющая конечный объем.
Фильтры сознания или ограничители внимания
Факторы внешнего поля Факторы внутреннего поля
(особенности внешних (особенности личности)
раздражителей)
Физиологические основы внимания. Физиологически внимание обусловлено работой тех же нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы.