I. Теория доминанты А.А. Ухтомского




Процессы внимания предполагают наличие участков с повы­шенной и пониженной возбудимостью, взаимосвязанных между собой по закону отрицательной индукции: когда в каком-то определенном участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельности, воз­никает торможение, затухание или даже прекращение нервного процесса. В результате этого одни центры оказываются возбуж­денными, другие — заторможенными.

Механизмы функционирования доминанты

• Закон одновременной индукции: нервный процесс одно­го знака вызывает в других участках нервной системы процесс противоположного знака.

• Закон последовательной индукции: нервный процесс одного знака вызывает в том же участке после прекращения своего действия нервный процесс другого знака.


Возбуждение распределяется по коре больших полушарий мозга неравномерно и может создавать очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер. Доминантный очаг возбуждения в коре головного мозга, усили­вающийся под воздействием внешних раздражителей, вызывает торможение соседних областей. Доминанта или доминирующий нервный центр — временно господствующий в коре больших полушарий очаг возбуждения, который характеризуется спо­собностью тормозить работу нервных центров. Для доминанты характерна инертность, т.е. склонность поддерживаться и повто­ряться, когда внешняя среда изменилась и раздражители, некогда вызывавшие эту доминанту, более не действуют на центральную нервную систему.

II. Морфофункциональные теории внимания

Современные нейрофизиологические исследования подтвер­дили ведущую роль корковых механизмов в регуляции внимания. Установлено, что внимание возможно только на основе общего бодрствования коры головного мозга, повышения активности его деятельности. В настоящее время в головном мозгу обнаружены особые нейроны, получившие название «нейронов внимания». Важная роль в регуляции внимания принадлежит скоплению нервных клеток, расположенных в стволовой части мозга, по­сылающих нервные импульсы в кору больших полушарий и по­лучивших название ретикулярной формации. Предполагают, что ретикулярная формация представляет собой комплекс нескольких систем, одна из которых обеспечивает активизацию ориентиро­вочного рефлекса, другие — защитного, третьи — пищевого.

5.2. Основные функции, виды и свойства внимания

К основным функциям внимания относятся:

— отбор значимых (соответствующих потребностям данной деятельности) воздействий и игнорирование других — несуще­ственных, побочных, конкурирующих;

— удержание данной деятельности в поле сознания, сохране­ние образов определенного содержания до момента завершения деятельности, достижения поставленной цели;

— регуляция и контроль протекания деятельности.

Виды внимания:

• По наличию или отсутствию сознательного усилия (в зави­симости от активности личности) выделяют непроизвольное, произ­вольное и послепроизвольное внимание.

Непроизвольное Произвольное Послепроизвольное
Вид внимания, возникающий и протекающий независимо от сознательных намерений, вы­зывается за счет особенностей раздражителя — факторов внеш­него поля: Вид внимания, регули­рующийся сознанием и поддерживаемый воле­выми усилиями, зави­сит от потребностей, целей и задач личности; вызывает психическое истощение Вид внимания, возникающий после произвольного сосредоточения вследствие автома­тизации деятель­ности
интенсивность раздражителя, новизна раздра­жителя,    
контраст между раздражителя м и (сильный, сла­бый звук; боль­шая, маленькая фигура и т.д.)    
отсутствует присутствует отсутствует
Волевое усилие

 

• По характеру направленности выделяют внешненаправлен- ное и внутреннее внимание. Внешненаправленное (перцептивное) внимание направлено на окружающие объекты и явления, а внутреннее — на собственные мысли и переживания.

• По происхождению выделяют природное и социально обусловленное внимание. Природное внимание — врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Социально обусловленное внимание складывается в течение жизни человека в результате обучения и воспитания. Оно связано с избирательным сознательным реаги­рованием на объекты, с волевой регуляцией поведения.


• По механизму регуляции выделяют непосредственное и опосредованное внимание. Непосредственное внимание не управ­ляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов или слов.

• По своей направленности на объект выделяют сенсорное (направлено на восприятие), интеллектуальное (направлено на мышление, работу памяти), моторное (направлено на движе­ние).

Свойства внимания. Внимание обладает рядом свойств, кото­рые характеризуют его как самостоятельный психический про­цесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.

Свойства внимания

Свойства внимания делятся на простые (первичные, элемен­тарные) и сложные (вторичные, составные) (таблица 6).

Таблица 6

  Простые (первичные, элементарные). Сложные (вторичные, составные).
  Объем внимания — количество элементов, которые в данный мо­мент воспринимаются ясно и отчетливо. У взрослого человека объем внимания — 7 ± 2 объекта (число Иоганнеса Мюллера). Развивается постепен­но. Самый маленький объем внимания в 17-18 лет Направленность: обычно одна. Распределение внимания — возмож­ность совмещать выполнение не­скольких действий, удержание во внимании нескольких объектов. Основное условие — распределения деятельности должны быть просты и автоматизированы. Два фокуса вни­мания: а) невозможно, одно действие — сосредоточение, другое — автоматическое; б) расщепление вни­мания, нет совмещения двух фокусов

 

  Концентрация (ин­тенсивность, степень внимания) внимания — степень сосредо­точения сознания на объекте Характеристики концентрации: а) направленность (фокус); б) узкий объем; в) высокая интенсив­ность. Рассеянность — оборотная сторона концентрации. Может воз­никнуть в результате резких измене­ний в жизни человека
  Устойчивость вни­мания (длительность внимания) — измене­ние во времени 1) Изменение неопределенности, сдвиг внимания: а) переключение (произвольное, намеренный перенос внимания с одного объекта на дру­гой); б) отвлечение (непроизвольное). 2) изменение степени внимания: а) устойчивость (длительность со­средоточения сознания на объекте, психическая работа с объектом); б) колебание (ригидность)

 

Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте.

Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания.

Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Хресто­матийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных дипло­матических документов. Но, как показывает жизненная практика, человек способен выполнять только один вид сознательной психи­ческой деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких — возникает вследствие быстрого после­довательного переключения с одного вида деятельности на другой. Еще В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле в таких случаях один из видов вы­полняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.


Переключение означает сознательное и осмысленное перемеще­ние внимания с одного объекта на другой. В целом переключае- мость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодинакова у разных людей и зависит от целого ряда условий (прежде всего, от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее пере­ключиться. При этом следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Под объемом внимания понимается количество объектов, ко­торые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вы­нуждает дробить поступающую из вне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.

Отвлекаемость внимания — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при дей­ствии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняю­щейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудно угасаемый ориентировочный рефлекс.

Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек.

Большое значение для изучения характеристик внимания имеет вопрос о рассеянности. Рассеянностью обычно называют два разных явления. Во-первых, часто рассеянностью называют результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя — ни окружающих людей и предметов, ни разнообразных явлений и событий. Этот вид рассеянности принято называть мнимой рассеянностью, поскольку это явление возникает в результате большой сосредоточенности на какой- либо деятельности.

Совсем другой вид рассеянности наблюдается в тех случаях, когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Этот вид рассеянности называется подлинной рассеянностью. Произвольное внимание человека, страдающего подлинной рассеянностью, отличается крайней неустойчивостью и отвлекаемостью. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под дей­ствием внешних сигналов, легко распространяется, но с трудом концентрируется. В результате в коре мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги возбуждения.

Причины подлинной рассеянности разнообразны. Ими могут быть общее расстройство нервной системы, заболевания крови, недостаток кислорода, физическое или умственное утомление, тяжелые эмоциональные переживания. Кроме того, одной из причин подлинной рассеянности может быть значительное ко­личество полученных впечатлений, а также неупорядоченность увлечений и интересов.

5.3. Условия развития и поддержания внимания

• Обеспечение высокой работоспособности всех органов и систем человека:

— правильный распорядок дня, полноценное питание и отдых;

— своевременная диагностика и лечение нарушений органов зрения, слуха, заболеваний внутренних органов;

— учет дневного ритма работоспособности (пик нашей актив­ности приходится на 5, 12, 16, 20 и 24 часа);

— чередование умственных и физических занятий.

• Создание благоприятной рабочей обстановки:

— отсутствие сильных внешних раздражителей — обеспечение тишины (легкий шум способствует сосредоточенности), перенос других дел на иное время;

— обеспечение гигиенических условий работы (чистый воздух, комфортная температура воздуха);

— оптимальный физический фактор (поза, при которой ничто не отвлекает, отсутствие лишних движений);

— привычные условия работы.

• Поиск путей проявления интереса к задаче: следует об­ратить внимание на любопытные и необычные детали, взглянуть на происходящее по-новому.

• Организация деятельности

— установить приоритеты (определить, что главное, что вто­ростепенное, отдав предпочтение главному);

— поставить конкретные задачи (определить, что необходимо для решения того или иного вопроса);

— определить конечную цель и разбить на этапы пути ее до­стижения.

• Воспитание критического отношения к себе и работе: после завершения деятельности необходимо проанализировать, достигнута ли поставленная цель, что способствовало ее дости­жению, а что мешало.

• Развитие ощущений (музыка, произведения искусства), воспитание восприимчивости и наблюдательности, а также по­вышение интеллектуального уровня имеют большое значение для развития внимания.

Психологические методики диагностики внимания:

Оценка устойчивости внимания по методике «Корректурная проба»;

Оценка объема внимания по цифровым, таблицам Горбова (случайный порядок чисел от 1 до 25);

Оценка переключения внимания по методике «Черно-красные таблицы Горбова-Шульте (с цифрами от 1 до 25-и черного цвета и цифрами от 1 до 24-х красного цвета);

Диагностика избирательности внимания (тест Мюстенберга) (обнаружение знакомых слов среди букв русского алфавита).

Персоналии:

Гальперин П.Я. Рибо Т.

Мюллер И. Ухтомский А.А.

Вопросы для самоконтроля и самопроверки

1. Что такое внимание по П.Я. Гальперину?

2. Каковы основные положения теории доминанты А.А. Ухтом­ского?

3. В чем состоят функции внимания?

4. Назовите основные классификации и виды внимания.

5. Каковы главные свойства внимания?

6. Перечислите условия развития и поддержания внимания.

Литература по теме:

1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.

2. Хрестоматия по вниманию. // Под ред. В.Я. Романова, А.А. Пузырея, А.Н. Леонтьева. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.

3. Тамбиев А.Э., Медведев С.Д. Исследование обобщенной оценки внимания. // Вопросы психологии, 2000, — №4.

Тема 6. Ощущение

6.1. Основные свойства и характеристики ощущений

6.2. Классификации ощущений

6.3. Чувствительность и ее пороги

6.4. Основные закономерности ощущений

6.1. Основные свойства и характеристики ощущений

Ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы- чувств. Ощущения являются источником наших знаний о внеш­нем мире. Многообразие ощущений отображает качественное многообразие окружающего мира.

Ощущения считаются самым простым из веек психических яв­лений. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Согласно диалектико-материа- листической теории отражения ощущения представляют собой превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.

Первоначально учение об ощущениях возникло и развивалось в философии как часть теории познания. Механистическое пони­мание ощущений как элементарных «кирпичиков» психического получило особое распространение в ассоциативной психологии. Так, В. Вундт различал ощущение и восприятие, при этом восприятие понималось как комплекс ассоциативно связанных ощущений. Большое значение для преодоления наивно-ассоциативных взглядов на ощущения имели работы представителей гештальтпеихологии, справедливо отвергавших существование изолированных ощущений, из которых в результате ассоциации строится восприятие. Исследо­вания гештальтпеихологов, в частности, показали несостоятельность постулата константности, т.е. допущения неизменности связи между проксимальным раздражителем и соответствующим ощущением.

Согласно представлениям, разработанным в отечественной психологии, ощущения возникают в филогенезе на базе элемен­тарной раздражимости как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого отношения к базовым потребностям. В работах отечественных психологов утвердилось представление об активной действенной природе процессов отражения даже отдельных свойств предметов. В ходе этих процессов происходит «уподобление» динамики движения органов чувств свойствам воспринимаемых предметов (перцептивные действия).

В отличие от ощущений животных, ощущения человека опо­средствованы его практической деятельностью, всем процессом исторического развития общества. В пользу исторического по­нимания ощущений как продукта развития человеческого обще­ства говорят многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельности.

Физиологические механизмы ощущения. Физиологическим механизмом ощущения является деятельность анализаторов — анатомо-физиологического аппарата, специализированного для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения. Анализаторы состоят из следующих частей:

— периферического отдела, или рецептора, специального нервного окончания, находящегося на периферии централь­ной нервной системы, преобразующего раздражение в нервное возбуждение, их называют органами чувств. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенного вида воздействий (свет, звук и т.д.), т.е. обладает специфической возбудимостью по отношению к физическим или химическим агентам;

— проводящих нервных путей (центростремительных, аффе­рентных), по которым эти сигналы передаются в мозг и обратно к рецепторам;

— корковых проекционных зон головного мозга, где проис­ходит «обработка» нервных сигналов, поступающих от рецепто­ров. Благодаря обратной связи между рецептором и центральным ядром анализатора мозг непрерывно регулирует деятельность внутренних органов и органов движения.

Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на ор­ганы чувств различных материальных факторов (рис. 9), которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия — раздражением. Раздражители вызывают возбуждение в нервной ткани. Возбуждение передается по проводящим нервным путям в мозг, где в специальных клетках, составляющих корковую часть анализатора, физиологический процесс превращается в психи­ческий процесс — ощущение.

Физический Физиологический Психический процесс процесс процесс Ощущение Рис. 9. Возникновение ощущений

 

Органы чувств — это те механизмы, с помощью которых ин­формация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, фор^а, величина, осо­бенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).

Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и как всякий психический процесс имеет реф­лекторный характер. В рефлекторной концепции И.М. Сеченова и И.П. Павлова было показано, что по своим физиологическим механизмам ощущения являются целостным рефлексом, объе­диняющим прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализатора. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как единого целого.

Свойства ощущений. Различные виды ощущений характери­зуются не только специфичностью, но и общими для них свой­ствами (рис. 10).

Свойства ощущений Рис. 10. Свойства ощущений

 

• Качество ощущений — сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать один вид ощущений от других (например, слуховые ощущения от зрительных), а также различные вариации ощущений данного вида (например, по насыщенности).

• Интенсивность — количественная характеристика ощу­щений, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

• Продолжительность — временная характеристика ощуще­ний, определяется функциональным состоянием органов чувств, временем воздействия раздражителя.

• Пространственная локализация. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации (нахождении) раз­дражителя в пространстве, т.е. мы можем сказать, откуда падает свет, доносится звук и др.

• Пороги ощущений, о которых упоминалось выше — степень чувствительности анализаторов. Человеческие органы чувств реагируют далеко не на все раздражители. Для возникновения ощущения сила раздражения должна иметь определенную ве­личину. Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется нижним порогом ощу­щения. Максимальная величина раздражителя, еще вызывающая ощущение данной модальности, — верхний порог. Наименьшее различие между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные, называется разностным порогом.

Последовательный образ — кратковременное сохранение сле­да образа от ранее действующего раздражителя. Ощущение не возникает с началом действия раздражителя и не исчезает одно­временно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. След от раздра­жителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные (соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа от раздражителя того же качества, что и действующий раздражитель) и отрицательные (заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействующего раздражителя, например, тепло — холод, свет — темнота и др.) последовательные образы.

6.2. Классификации ощущений

Классификация ощущений может осуществляться по разным основаниям. Широко распространено разделение ощущений по модальности, видам анализаторов. Согласно традиционным взглядам выделяются пять органов чувств, соответствующих пяти «чувствам», т.е. модальностям ощущения: глаз (зрение), ухо (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание).

Зрительные ощущения являются отражением как ахроматиче­ских (белый, черный и промежуточные между ними оттенки серо­го), так и хроматических (различные оттенки красного, желтого, синего) цветов. Они вызываются воздействием света, т.е. электро­магнитных волн, излучаемых (или отражаемых) физическими телами на зрительный анализатор. Наружным воспринимающим «прибором» является сетчатка оболочки глаза.

Слуховые ощущения являются отражением звуков различной высоты (высокие — низкие), силы (громкие — тихие)и различно­го качества (музыкальные звуки, шумы и т.д.). Они вызываются воздействием звуковых волн, создаваемых колебаниями тел.

Обонятельные ощущения вызываются отражением запахов. Возникают вследствие проникновения частиц пахучих веществ, распространяющихся в воздухе, в верхнюю часть носоглотки, где они воздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора, заложенные в слизистой оболочке носа.

Осязательные ощущения являются отражением механических свойств предметов, которые обнаруживаются при прикосновении к ним, трении о них, ударе. Они отражают также температуру предметов окружающей среды и внешние болевое воздействие.

Такое деление устарело: теперь принято выделять большее число морфологически и функционально относительно неза­висимых сенсорных систем.

Внутри отдельных модальностей возможна более дробная клас­сификация (например, пространственные и цветовые зрительные ощущения). Английский физиолог Ч. Шеррингтон выделил три основных класса ощущений:

— экстероцептивные, возникающие при воздействии внеш­них раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела;

— проприоцептивные (кинестетические), отражающие дви­жение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках;

— интероцептивные (органические), сигнализирующие с по­мощью специализированных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.

В свою очередь, экстероцептивные ощущения делятся на два подкласса: дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между этими подклассами. Данная классификация не учитывает, однако, известную независимость функции ощущений от морфологической локализации рецепто­ров. Так, зрительные ощущения могут выполнять важную про- приоцептивную функцию.

Протопатическая чувствительность
Зрение Слух ^ Осязание ^Обоняние Вкус
Эпикритическая чувствительность
Рис. 11. Классификация ощущений по степени связи со старой и новой корой головного мозга

Попытку создания генетической классификации ощущений предпринял английский невролог X. Хэд, выделивший более древнюю — протопатическую и более молодую — эпикритическую чувствительность (рис. 11).

Протопатические ощущения, в отличие от эпикритических, не дают точной локализации источника раздражения ни во внешнем пространстве, ни в пространстве тела, характеризуются постоянной аффективной окрашенностью и отражают, скорее, субъективные состояния, чем объективные процессы.

6.3. Чувствительность и ее пороги

Чувствительность — общая способность к ощущению; вели­чина, обратно пропорциональная порогу ощущения. Соответ­ственно различают абсолютную и дифференциальную (разност­ную) чувствительность. Классификация видов чувствительности совпадает с существующими классификациями ощущений. Так, выделяют виды чувствительности, отличающиеся по степени де­тальности проводимого сенсорного анализа. Учитывая характер раздражителя, можно говорить о чувствительности к действию механических, оптических, химических, температурных и других стимулов. Чувствительность организма может быть оценена не только на основе ощущений, но и по изменению протекания различных психофизиологических процессов.


Разностный порог

Верхний абсолютный порог

Нижний абсолютный порог
Рис. 12. Соотношение порогов чувствительности

Порог чувствительности — величина раздражителя, вызываю­щего или изменяющего ощущение.

Ощущение

Минимальная величина раздражителя, впервые начинающего вызывать ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Верхним абсолютным порогом чувствительности называют величину раздражителя, при которой ощущение либо исчезает, либо качественно меняется, например, превращается в болевое, как это имеет место при увеличении громкости звука или яркости света. Минимальный прирост величины раздражителя, со­провождающийся едва заметным изменением ощущения, называет­ся разностным (или дифференциальным) порогом чувствительности. Измерения абсолютных и дифференциальных порогов чувствитель­ности привели в настоящее время к представлению о существова­нии более или менее широкой «пороговой зоны», внутри которой вероятность ответной реакции меняется от 0 до 1. Значения всех выделенных видов порогов чувствительности меняются в процессе адаптации и подвержены влиянию большого числа факторов — от пространственно-временных условий раздражения до индиви­дуальных особенностей функционального состояния наблюдателя. Порог чувствительности обратно пропорционален количественному показателю соответствующего вида чувствительности.

Начало изучению порогов ощущений было положено немец­ким физиком, психологом и философом Г.Т. Фехнером, который считал, что материальное и идеальное — это две стороны еди­ного целого. Поэтому он задался целью выяснить, где проходит граница между материальным и идеальным. Фехнер подошел к этой проблеме как естествоиспытатель. По его мнению, процесс создания психического образа может быть представлен следую­щей схемой:

Раздражение —► Возбуждение —*• Ощущение —► Суждение

(физика) (физиология) (психология) (логика)

Самым главным в идее Фехнера было то, что он впервые включил элементарные ощущения в круг интересов психологии. До Фехнера считали, что исследованием ощущений должны за­ниматься физиологи, врачи, но только не психологи.

Таким образом, возникла особая область исследований, на­званная психофизикой, ее основателем стал Г.Т. Фехнер. Опи­раясь на работы немецкого физиолога Э. Вебера, он разработал ряд методов измерения порогов чувствительности, среди которых выделяется построение шкалы интенсивности ощущений.

Количественно чувствительность определяется, согласно за­кону соотношения величины раздражителей и величины ощу­щений Вебера-Фехнера, как логарифмическая зависимость силы ощущения (Е) от физической интенсивности раздражителя (Р):

Е = k logP с,

где к и с — некоторые постоянные, определяемые данной сенсорной системой.

Данный закон означает, что интенсивность ощущения про­порциональна логарифму силы раздражителя, интенсивность ощу­щений возрастает не пропорционально изменению раздражителей, а гораздо медленнее. Если раздражитель образует такой ряд: 10,100, 1000, 10000, то интенсивность ощущения будет пропорциональная числам 1, 2, 3, 4. Для слуха величина прироста раздражителя со­ставляет 1/10; для осязания — 1/30; для зрения — 1/100.

Эмпирические исследования подтверждают данную зависи­мость лишь для среднего участка диапазона воспринимаемых значений раздражителя.

Этой формуле обычно противопоставляется закон Стивен- са, согласно которому эта зависимость носит степенной, а не логарифмический характер. Обобщение обеих формул дано Ю.М. Забродиным.

Чувствительность зависит от типа нервной системы. Известно, что люди, обладающие сильной нервной системой, обнаруживают большую выносливость, в то время как люди, обладающие слабой нервной системой, при меньшей выносливости обнаруживают бльшую чувствительность (Б.М. Теплов).

6.4. Основные закономерности ощущений

Чувствительность анализаторов непостоянна и изменяется под воздействием физиологических и психологических условий. Органы чувств обладают свойствами приспособления или адапта­ции. Адаптация может проявляться или как полное исчезновение ощущения в процессе длительного воздействия раздражителя, или как понижение или повышение чувствительности под влиянием воздействия раздражителя. К основным закономерностям ощу­щений относятся адаптация, сенсибилизация и синестезия.


Адаптация ощущений — приспособительное изменение чув­ствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя. Она может проявляться также в разнообразных субъективных эффектах (например, в виде последовательных образов). Адаптация ощущений может достигаться за счет уве­личения или уменьшения абсолютной чувствительности (напри­мер, зрительная «темновая» и световая адаптация). Она харак­теризуется диапазоном изменения чувствительности, скоростью этого процесса, избирательностью изменений по отношению к внешнему воздействию. Так, процессы зрительной адаптации частично избирательны по отношению к пространственной частоте и направлению движения раздражителя в поле зрения. Процессы вкусовой адаптации избирательны по отношению к любому из видов солей, но неизбирательны по отношению к различным видам кислот и т.д. Физиологические изменения, лежащие в основе адаптации, затрагивают как периферические, так и центральные звенья анализатора.

Сенсибилизация (от лат. sensibilis — чувствительный) — по­вышение чувствительности нервных центров под действием раздражителя. При применении сенсорных раздражителей сен­сибилизация обычно маскируется одновременно развивающимся процессом сенсорной адаптации. Соотношение процессов сен­сибилизации и адаптации может быть оценено параллельным измерением чувствительности к электрическому раздражителю и сенсорному. Так, при освещении глаза вместе со снижением световой чувствительности (адаптацией) наблюдается повышение электрической чувствительности (сенсибилизация). В темноте развивается обратное отношение. Электрическое раздражение адресуется к нервным элементам анализатора, лежащим выше рецепторных образований, и является прямым способом изме­рения сенсибилизации.

Синестезия (от греч. synaisthesis — совместное чувство, одно­временное ощущение) — явление, состоящее в том, что какой- либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфич­ное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавоч­ное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Наиболее распространенным проявлением синестезии является так называемый цветной слух, при котором звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое ощущение. Цвет­ной слух наблюдался у композиторов Н.А. Римского-Корсакова, А.Н Скрябина. У многих людей желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый — холода. По своей природе синестезия представляет собой усиленное взаимодействие ана­лизаторов, существование интермодальных ощущений.

Психологические методики диагностики ощущений:

Измерение разностного порога кинестетической чувствитель­ности рук;

Измерение пространственного порога тактильной чувстви­тельности;

Исследование зрительных и слуховых порогов различения.

Персоналии: Вебер Э. Теплов Б.М. Фехнер Г.Т. Хэд X.

Шеррингтон Ч.

Вопросы для самоконтроля и самопроверки

1. Что отражают ощущения в сознании человека?

2. Из каких отделов состоят анализаторы?;

3. Каков процесс возникновения ощущений?

4. Чувствительность и ее пороги.

5. Психофизический закон Вебера-Фехнера.

6. Основные свойства ощущений.

7. Классификация ощущений.

Литература по теме:

1. Психология ощущений и восприятия. / Под ред. Ю.Б. Гип- пенрейтер, В.В. Михалевской. — М.: ЧеРо, 1999. («Хресто­матия по психологии»).

2. Хрестоматия по ощущению и восприятию. / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: МГУ, 1978.

3. Шиффман X. Ощущение и восприятие. — СПб.: Питер, 2003.


Тема 7. Восприятие

7.1. Общая характеристика восприятия

1.2. Свойства восприятия

7.3. < Виды восприятия

7.1. Общая характеристика восприятия

Восприятие — познавательный психический процесс, пред­ставляющий собой отражение предметов и явлений в виде целостных субъективных образов при их непосредственном воз­действии на органы чувств. Восприятие базируется на ощуще­нии. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно- эмоциональную окраску.

Восприятие создает синтез ощущений из набора восприни­маемых свойств, создавая образ предмета. Образ субъективный, по



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: