Процессы внимания предполагают наличие участков с повышенной и пониженной возбудимостью, взаимосвязанных между собой по закону отрицательной индукции: когда в каком-то определенном участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание или даже прекращение нервного процесса. В результате этого одни центры оказываются возбужденными, другие — заторможенными.
Механизмы функционирования доминанты
• Закон одновременной индукции: нервный процесс одного знака вызывает в других участках нервной системы процесс противоположного знака.
• Закон последовательной индукции: нервный процесс одного знака вызывает в том же участке после прекращения своего действия нервный процесс другого знака.
Возбуждение распределяется по коре больших полушарий мозга неравномерно и может создавать очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер. Доминантный очаг возбуждения в коре головного мозга, усиливающийся под воздействием внешних раздражителей, вызывает торможение соседних областей. Доминанта или доминирующий нервный центр — временно господствующий в коре больших полушарий очаг возбуждения, который характеризуется способностью тормозить работу нервных центров. Для доминанты характерна инертность, т.е. склонность поддерживаться и повторяться, когда внешняя среда изменилась и раздражители, некогда вызывавшие эту доминанту, более не действуют на центральную нервную систему.
II. Морфофункциональные теории внимания
Современные нейрофизиологические исследования подтвердили ведущую роль корковых механизмов в регуляции внимания. Установлено, что внимание возможно только на основе общего бодрствования коры головного мозга, повышения активности его деятельности. В настоящее время в головном мозгу обнаружены особые нейроны, получившие название «нейронов внимания». Важная роль в регуляции внимания принадлежит скоплению нервных клеток, расположенных в стволовой части мозга, посылающих нервные импульсы в кору больших полушарий и получивших название ретикулярной формации. Предполагают, что ретикулярная формация представляет собой комплекс нескольких систем, одна из которых обеспечивает активизацию ориентировочного рефлекса, другие — защитного, третьи — пищевого.
|
5.2. Основные функции, виды и свойства внимания
К основным функциям внимания относятся:
— отбор значимых (соответствующих потребностям данной деятельности) воздействий и игнорирование других — несущественных, побочных, конкурирующих;
— удержание данной деятельности в поле сознания, сохранение образов определенного содержания до момента завершения деятельности, достижения поставленной цели;
— регуляция и контроль протекания деятельности.
Виды внимания:
• По наличию или отсутствию сознательного усилия (в зависимости от активности личности) выделяют непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.
Непроизвольное | Произвольное | Послепроизвольное |
Вид внимания, возникающий и протекающий независимо от сознательных намерений, вызывается за счет особенностей раздражителя — факторов внешнего поля: | Вид внимания, регулирующийся сознанием и поддерживаемый волевыми усилиями, зависит от потребностей, целей и задач личности; вызывает психическое истощение | Вид внимания, возникающий после произвольного сосредоточения вследствие автоматизации деятельности |
интенсивность раздражителя, новизна раздражителя, | ||
контраст между раздражителя м и (сильный, слабый звук; большая, маленькая фигура и т.д.) | ||
отсутствует | присутствует | отсутствует |
Волевое усилие |
|
• По характеру направленности выделяют внешненаправлен- ное и внутреннее внимание. Внешненаправленное (перцептивное) внимание направлено на окружающие объекты и явления, а внутреннее — на собственные мысли и переживания.
• По происхождению выделяют природное и социально обусловленное внимание. Природное внимание — врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Социально обусловленное внимание складывается в течение жизни человека в результате обучения и воспитания. Оно связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения.
• По механизму регуляции выделяют непосредственное и опосредованное внимание. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов или слов.
|
• По своей направленности на объект выделяют сенсорное (направлено на восприятие), интеллектуальное (направлено на мышление, работу памяти), моторное (направлено на движение).
Свойства внимания. Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.
Свойства внимания |
Свойства внимания делятся на простые (первичные, элементарные) и сложные (вторичные, составные) (таблица 6).
Таблица 6
|
Концентрация (интенсивность, степень внимания) внимания — степень сосредоточения сознания на объекте | Характеристики концентрации: а) направленность (фокус); б) узкий объем; в) высокая интенсивность. Рассеянность — оборотная сторона концентрации. Может возникнуть в результате резких изменений в жизни человека | |
Устойчивость внимания (длительность внимания) — изменение во времени | 1) Изменение неопределенности, сдвиг внимания: а) переключение (произвольное, намеренный перенос внимания с одного объекта на другой); б) отвлечение (непроизвольное). 2) изменение степени внимания: а) устойчивость (длительность сосредоточения сознания на объекте, психическая работа с объектом); б) колебание (ригидность) |
Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте.
Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания.
Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов. Но, как показывает жизненная практика, человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких — возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на другой. Еще В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.
Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключае- мость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодинакова у разных людей и зависит от целого ряда условий (прежде всего, от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. При этом следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.
Под объемом внимания понимается количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую из вне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.
Отвлекаемость внимания — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудно угасаемый ориентировочный рефлекс.
Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек.
Большое значение для изучения характеристик внимания имеет вопрос о рассеянности. Рассеянностью обычно называют два разных явления. Во-первых, часто рассеянностью называют результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя — ни окружающих людей и предметов, ни разнообразных явлений и событий. Этот вид рассеянности принято называть мнимой рассеянностью, поскольку это явление возникает в результате большой сосредоточенности на какой- либо деятельности.
Совсем другой вид рассеянности наблюдается в тех случаях, когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Этот вид рассеянности называется подлинной рассеянностью. Произвольное внимание человека, страдающего подлинной рассеянностью, отличается крайней неустойчивостью и отвлекаемостью. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием внешних сигналов, легко распространяется, но с трудом концентрируется. В результате в коре мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги возбуждения.
Причины подлинной рассеянности разнообразны. Ими могут быть общее расстройство нервной системы, заболевания крови, недостаток кислорода, физическое или умственное утомление, тяжелые эмоциональные переживания. Кроме того, одной из причин подлинной рассеянности может быть значительное количество полученных впечатлений, а также неупорядоченность увлечений и интересов.
5.3. Условия развития и поддержания внимания
• Обеспечение высокой работоспособности всех органов и систем человека:
— правильный распорядок дня, полноценное питание и отдых;
— своевременная диагностика и лечение нарушений органов зрения, слуха, заболеваний внутренних органов;
— учет дневного ритма работоспособности (пик нашей активности приходится на 5, 12, 16, 20 и 24 часа);
— чередование умственных и физических занятий.
• Создание благоприятной рабочей обстановки:
— отсутствие сильных внешних раздражителей — обеспечение тишины (легкий шум способствует сосредоточенности), перенос других дел на иное время;
— обеспечение гигиенических условий работы (чистый воздух, комфортная температура воздуха);
— оптимальный физический фактор (поза, при которой ничто не отвлекает, отсутствие лишних движений);
— привычные условия работы.
• Поиск путей проявления интереса к задаче: следует обратить внимание на любопытные и необычные детали, взглянуть на происходящее по-новому.
• Организация деятельности
— установить приоритеты (определить, что главное, что второстепенное, отдав предпочтение главному);
— поставить конкретные задачи (определить, что необходимо для решения того или иного вопроса);
— определить конечную цель и разбить на этапы пути ее достижения.
• Воспитание критического отношения к себе и работе: после завершения деятельности необходимо проанализировать, достигнута ли поставленная цель, что способствовало ее достижению, а что мешало.
• Развитие ощущений (музыка, произведения искусства), воспитание восприимчивости и наблюдательности, а также повышение интеллектуального уровня имеют большое значение для развития внимания.
Психологические методики диагностики внимания:
Оценка устойчивости внимания по методике «Корректурная проба»;
Оценка объема внимания по цифровым, таблицам Горбова (случайный порядок чисел от 1 до 25);
Оценка переключения внимания по методике «Черно-красные таблицы Горбова-Шульте (с цифрами от 1 до 25-и черного цвета и цифрами от 1 до 24-х красного цвета);
Диагностика избирательности внимания (тест Мюстенберга) (обнаружение знакомых слов среди букв русского алфавита).
Персоналии:
Гальперин П.Я. Рибо Т.
Мюллер И. Ухтомский А.А.
Вопросы для самоконтроля и самопроверки
1. Что такое внимание по П.Я. Гальперину?
2. Каковы основные положения теории доминанты А.А. Ухтомского?
3. В чем состоят функции внимания?
4. Назовите основные классификации и виды внимания.
5. Каковы главные свойства внимания?
6. Перечислите условия развития и поддержания внимания.
Литература по теме:
1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.
2. Хрестоматия по вниманию. // Под ред. В.Я. Романова, А.А. Пузырея, А.Н. Леонтьева. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
3. Тамбиев А.Э., Медведев С.Д. Исследование обобщенной оценки внимания. // Вопросы психологии, 2000, — №4.
Тема 6. Ощущение
6.1. Основные свойства и характеристики ощущений
6.2. Классификации ощущений
6.3. Чувствительность и ее пороги
6.4. Основные закономерности ощущений
6.1. Основные свойства и характеристики ощущений
Ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы- чувств. Ощущения являются источником наших знаний о внешнем мире. Многообразие ощущений отображает качественное многообразие окружающего мира.
Ощущения считаются самым простым из веек психических явлений. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Согласно диалектико-материа- листической теории отражения ощущения представляют собой превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.
Первоначально учение об ощущениях возникло и развивалось в философии как часть теории познания. Механистическое понимание ощущений как элементарных «кирпичиков» психического получило особое распространение в ассоциативной психологии. Так, В. Вундт различал ощущение и восприятие, при этом восприятие понималось как комплекс ассоциативно связанных ощущений. Большое значение для преодоления наивно-ассоциативных взглядов на ощущения имели работы представителей гештальтпеихологии, справедливо отвергавших существование изолированных ощущений, из которых в результате ассоциации строится восприятие. Исследования гештальтпеихологов, в частности, показали несостоятельность постулата константности, т.е. допущения неизменности связи между проксимальным раздражителем и соответствующим ощущением.
Согласно представлениям, разработанным в отечественной психологии, ощущения возникают в филогенезе на базе элементарной раздражимости как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого отношения к базовым потребностям. В работах отечественных психологов утвердилось представление об активной действенной природе процессов отражения даже отдельных свойств предметов. В ходе этих процессов происходит «уподобление» динамики движения органов чувств свойствам воспринимаемых предметов (перцептивные действия).
В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредствованы его практической деятельностью, всем процессом исторического развития общества. В пользу исторического понимания ощущений как продукта развития человеческого общества говорят многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельности.
Физиологические механизмы ощущения. Физиологическим механизмом ощущения является деятельность анализаторов — анатомо-физиологического аппарата, специализированного для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения. Анализаторы состоят из следующих частей:
— периферического отдела, или рецептора, специального нервного окончания, находящегося на периферии центральной нервной системы, преобразующего раздражение в нервное возбуждение, их называют органами чувств. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенного вида воздействий (свет, звук и т.д.), т.е. обладает специфической возбудимостью по отношению к физическим или химическим агентам;
— проводящих нервных путей (центростремительных, афферентных), по которым эти сигналы передаются в мозг и обратно к рецепторам;
— корковых проекционных зон головного мозга, где происходит «обработка» нервных сигналов, поступающих от рецепторов. Благодаря обратной связи между рецептором и центральным ядром анализатора мозг непрерывно регулирует деятельность внутренних органов и органов движения.
Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов (рис. 9), которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия — раздражением. Раздражители вызывают возбуждение в нервной ткани. Возбуждение передается по проводящим нервным путям в мозг, где в специальных клетках, составляющих корковую часть анализатора, физиологический процесс превращается в психический процесс — ощущение.
Физический Физиологический Психический процесс процесс процесс Ощущение Рис. 9. Возникновение ощущений |
Органы чувств — это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, фор^а, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).
Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и как всякий психический процесс имеет рефлекторный характер. В рефлекторной концепции И.М. Сеченова и И.П. Павлова было показано, что по своим физиологическим механизмам ощущения являются целостным рефлексом, объединяющим прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализатора. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как единого целого.
Свойства ощущений. Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами (рис. 10).
Свойства ощущений Рис. 10. Свойства ощущений |
• Качество ощущений — сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать один вид ощущений от других (например, слуховые ощущения от зрительных), а также различные вариации ощущений данного вида (например, по насыщенности).
• Интенсивность — количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
• Продолжительность — временная характеристика ощущений, определяется функциональным состоянием органов чувств, временем воздействия раздражителя.
• Пространственная локализация. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации (нахождении) раздражителя в пространстве, т.е. мы можем сказать, откуда падает свет, доносится звук и др.
• Пороги ощущений, о которых упоминалось выше — степень чувствительности анализаторов. Человеческие органы чувств реагируют далеко не на все раздражители. Для возникновения ощущения сила раздражения должна иметь определенную величину. Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется нижним порогом ощущения. Максимальная величина раздражителя, еще вызывающая ощущение данной модальности, — верхний порог. Наименьшее различие между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные, называется разностным порогом.
Последовательный образ — кратковременное сохранение следа образа от ранее действующего раздражителя. Ощущение не возникает с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные (соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа от раздражителя того же качества, что и действующий раздражитель) и отрицательные (заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействующего раздражителя, например, тепло — холод, свет — темнота и др.) последовательные образы.
6.2. Классификации ощущений
Классификация ощущений может осуществляться по разным основаниям. Широко распространено разделение ощущений по модальности, видам анализаторов. Согласно традиционным взглядам выделяются пять органов чувств, соответствующих пяти «чувствам», т.е. модальностям ощущения: глаз (зрение), ухо (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание).
Зрительные ощущения являются отражением как ахроматических (белый, черный и промежуточные между ними оттенки серого), так и хроматических (различные оттенки красного, желтого, синего) цветов. Они вызываются воздействием света, т.е. электромагнитных волн, излучаемых (или отражаемых) физическими телами на зрительный анализатор. Наружным воспринимающим «прибором» является сетчатка оболочки глаза.
Слуховые ощущения являются отражением звуков различной высоты (высокие — низкие), силы (громкие — тихие)и различного качества (музыкальные звуки, шумы и т.д.). Они вызываются воздействием звуковых волн, создаваемых колебаниями тел.
Обонятельные ощущения вызываются отражением запахов. Возникают вследствие проникновения частиц пахучих веществ, распространяющихся в воздухе, в верхнюю часть носоглотки, где они воздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора, заложенные в слизистой оболочке носа.
Осязательные ощущения являются отражением механических свойств предметов, которые обнаруживаются при прикосновении к ним, трении о них, ударе. Они отражают также температуру предметов окружающей среды и внешние болевое воздействие.
Такое деление устарело: теперь принято выделять большее число морфологически и функционально относительно независимых сенсорных систем.
Внутри отдельных модальностей возможна более дробная классификация (например, пространственные и цветовые зрительные ощущения). Английский физиолог Ч. Шеррингтон выделил три основных класса ощущений:
— экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела;
— проприоцептивные (кинестетические), отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках;
— интероцептивные (органические), сигнализирующие с помощью специализированных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.
В свою очередь, экстероцептивные ощущения делятся на два подкласса: дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между этими подклассами. Данная классификация не учитывает, однако, известную независимость функции ощущений от морфологической локализации рецепторов. Так, зрительные ощущения могут выполнять важную про- приоцептивную функцию.
Протопатическая чувствительность |
Зрение Слух ^ Осязание ^Обоняние Вкус |
Эпикритическая чувствительность |
Рис. 11. Классификация ощущений по степени связи со старой и новой корой головного мозга |
Попытку создания генетической классификации ощущений предпринял английский невролог X. Хэд, выделивший более древнюю — протопатическую и более молодую — эпикритическую чувствительность (рис. 11).
Протопатические ощущения, в отличие от эпикритических, не дают точной локализации источника раздражения ни во внешнем пространстве, ни в пространстве тела, характеризуются постоянной аффективной окрашенностью и отражают, скорее, субъективные состояния, чем объективные процессы.
6.3. Чувствительность и ее пороги
Чувствительность — общая способность к ощущению; величина, обратно пропорциональная порогу ощущения. Соответственно различают абсолютную и дифференциальную (разностную) чувствительность. Классификация видов чувствительности совпадает с существующими классификациями ощущений. Так, выделяют виды чувствительности, отличающиеся по степени детальности проводимого сенсорного анализа. Учитывая характер раздражителя, можно говорить о чувствительности к действию механических, оптических, химических, температурных и других стимулов. Чувствительность организма может быть оценена не только на основе ощущений, но и по изменению протекания различных психофизиологических процессов.
Разностный порог |
Верхний абсолютный порог |
Нижний абсолютный порог |
Рис. 12. Соотношение порогов чувствительности |
Порог чувствительности — величина раздражителя, вызывающего или изменяющего ощущение.
Ощущение
Минимальная величина раздражителя, впервые начинающего вызывать ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Верхним абсолютным порогом чувствительности называют величину раздражителя, при которой ощущение либо исчезает, либо качественно меняется, например, превращается в болевое, как это имеет место при увеличении громкости звука или яркости света. Минимальный прирост величины раздражителя, сопровождающийся едва заметным изменением ощущения, называется разностным (или дифференциальным) порогом чувствительности. Измерения абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности привели в настоящее время к представлению о существовании более или менее широкой «пороговой зоны», внутри которой вероятность ответной реакции меняется от 0 до 1. Значения всех выделенных видов порогов чувствительности меняются в процессе адаптации и подвержены влиянию большого числа факторов — от пространственно-временных условий раздражения до индивидуальных особенностей функционального состояния наблюдателя. Порог чувствительности обратно пропорционален количественному показателю соответствующего вида чувствительности.
Начало изучению порогов ощущений было положено немецким физиком, психологом и философом Г.Т. Фехнером, который считал, что материальное и идеальное — это две стороны единого целого. Поэтому он задался целью выяснить, где проходит граница между материальным и идеальным. Фехнер подошел к этой проблеме как естествоиспытатель. По его мнению, процесс создания психического образа может быть представлен следующей схемой:
Раздражение —► Возбуждение —*• Ощущение —► Суждение
(физика) (физиология) (психология) (логика)
Самым главным в идее Фехнера было то, что он впервые включил элементарные ощущения в круг интересов психологии. До Фехнера считали, что исследованием ощущений должны заниматься физиологи, врачи, но только не психологи.
Таким образом, возникла особая область исследований, названная психофизикой, ее основателем стал Г.Т. Фехнер. Опираясь на работы немецкого физиолога Э. Вебера, он разработал ряд методов измерения порогов чувствительности, среди которых выделяется построение шкалы интенсивности ощущений.
Количественно чувствительность определяется, согласно закону соотношения величины раздражителей и величины ощущений Вебера-Фехнера, как логарифмическая зависимость силы ощущения (Е) от физической интенсивности раздражителя (Р):
Е = k logP с,
где к и с — некоторые постоянные, определяемые данной сенсорной системой.
Данный закон означает, что интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя, интенсивность ощущений возрастает не пропорционально изменению раздражителей, а гораздо медленнее. Если раздражитель образует такой ряд: 10,100, 1000, 10000, то интенсивность ощущения будет пропорциональная числам 1, 2, 3, 4. Для слуха величина прироста раздражителя составляет 1/10; для осязания — 1/30; для зрения — 1/100.
Эмпирические исследования подтверждают данную зависимость лишь для среднего участка диапазона воспринимаемых значений раздражителя.
Этой формуле обычно противопоставляется закон Стивен- са, согласно которому эта зависимость носит степенной, а не логарифмический характер. Обобщение обеих формул дано Ю.М. Забродиным.
Чувствительность зависит от типа нервной системы. Известно, что люди, обладающие сильной нервной системой, обнаруживают большую выносливость, в то время как люди, обладающие слабой нервной системой, при меньшей выносливости обнаруживают бльшую чувствительность (Б.М. Теплов).
6.4. Основные закономерности ощущений
Чувствительность анализаторов непостоянна и изменяется под воздействием физиологических и психологических условий. Органы чувств обладают свойствами приспособления или адаптации. Адаптация может проявляться или как полное исчезновение ощущения в процессе длительного воздействия раздражителя, или как понижение или повышение чувствительности под влиянием воздействия раздражителя. К основным закономерностям ощущений относятся адаптация, сенсибилизация и синестезия.
Адаптация ощущений — приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя. Она может проявляться также в разнообразных субъективных эффектах (например, в виде последовательных образов). Адаптация ощущений может достигаться за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности (например, зрительная «темновая» и световая адаптация). Она характеризуется диапазоном изменения чувствительности, скоростью этого процесса, избирательностью изменений по отношению к внешнему воздействию. Так, процессы зрительной адаптации частично избирательны по отношению к пространственной частоте и направлению движения раздражителя в поле зрения. Процессы вкусовой адаптации избирательны по отношению к любому из видов солей, но неизбирательны по отношению к различным видам кислот и т.д. Физиологические изменения, лежащие в основе адаптации, затрагивают как периферические, так и центральные звенья анализатора.
Сенсибилизация (от лат. sensibilis — чувствительный) — повышение чувствительности нервных центров под действием раздражителя. При применении сенсорных раздражителей сенсибилизация обычно маскируется одновременно развивающимся процессом сенсорной адаптации. Соотношение процессов сенсибилизации и адаптации может быть оценено параллельным измерением чувствительности к электрическому раздражителю и сенсорному. Так, при освещении глаза вместе со снижением световой чувствительности (адаптацией) наблюдается повышение электрической чувствительности (сенсибилизация). В темноте развивается обратное отношение. Электрическое раздражение адресуется к нервным элементам анализатора, лежащим выше рецепторных образований, и является прямым способом измерения сенсибилизации.
Синестезия (от греч. synaisthesis — совместное чувство, одновременное ощущение) — явление, состоящее в том, что какой- либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Наиболее распространенным проявлением синестезии является так называемый цветной слух, при котором звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое ощущение. Цветной слух наблюдался у композиторов Н.А. Римского-Корсакова, А.Н Скрябина. У многих людей желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый — холода. По своей природе синестезия представляет собой усиленное взаимодействие анализаторов, существование интермодальных ощущений.
Психологические методики диагностики ощущений:
Измерение разностного порога кинестетической чувствительности рук;
Измерение пространственного порога тактильной чувствительности;
Исследование зрительных и слуховых порогов различения.
Персоналии: Вебер Э. Теплов Б.М. Фехнер Г.Т. Хэд X.
Шеррингтон Ч.
Вопросы для самоконтроля и самопроверки
1. Что отражают ощущения в сознании человека?
2. Из каких отделов состоят анализаторы?;
3. Каков процесс возникновения ощущений?
4. Чувствительность и ее пороги.
5. Психофизический закон Вебера-Фехнера.
6. Основные свойства ощущений.
7. Классификация ощущений.
Литература по теме:
1. Психология ощущений и восприятия. / Под ред. Ю.Б. Гип- пенрейтер, В.В. Михалевской. — М.: ЧеРо, 1999. («Хрестоматия по психологии»).
2. Хрестоматия по ощущению и восприятию. / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: МГУ, 1978.
3. Шиффман X. Ощущение и восприятие. — СПб.: Питер, 2003.
Тема 7. Восприятие
7.1. Общая характеристика восприятия
1.2. Свойства восприятия
7.3. < Виды восприятия
7.1. Общая характеристика восприятия
Восприятие — познавательный психический процесс, представляющий собой отражение предметов и явлений в виде целостных субъективных образов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие базируется на ощущении. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно- эмоциональную окраску.