Организация повторений (чем больше повторений, тем лучше запоминание)
Забывание
Запоминание
+ +
Заучивание небольшими порциями
Забывание
Запоминание
+
+
Оптимальный тип памяти, как правило, не требует специальных приемов
Забывание
Запоминание
+
+
Необходимо опираться на все виды памяти, использовать все приемы заучивания
Забывание
— профессиональная направленность памяти. Данная особенность индивидуальных мнемических особенностей личности связана с богатыми возможностями ассоциаций, которые проявляются у личности, занятой в определенном виде деятельности. Постоянное оперирование в умственной деятельности определенным видом материала приводит к тому, что в нем выделяется большое количество опорных пунктов, с которыми ассоциируется запоминаемый материал.
Память характеризуется такими показателями, как: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации. Эти показатели также характеризуют индивидуальные особенности мнемической функции личности.
Объем памяти характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Показателем объема памяти является количество запомненной информации.
Быстрота воспроизведения характеризует способность человека использовать информацию в практической деятельности.
Точность воспроизведения — способность человека точно сохранять и воспроизводить информацию без искажений.
Длительность сохранения — способность человека удерживать определенное время информацию.
Иногда человек запоминает информацию, но в определенный момент не может ее воспроизвести. Зато с течением времени он вспоминает то, что выучил. Здесь мы имеем дело с готовностью воспроизвести информацию.
Объем, быстрота, точность, длительность и готовность памяти в совокупности проявления своих особенностей характеризуют эффективность и продуктивность памяти в целом и конкретного человека в частности.
Психологические методики изучения памяти:
Методика «Оперативная память»;
Методика «Память на числа»;
Исследование процесса сохранения методом сбережения.
Персоналии:
Блонский П.П.
Джемс У.
Спенсер Г.
Эббингауз Г.
Вопросы для самоконтроля и самопроверки
1. Общая характеристика памяти.
2. Что такое представления памяти?
3. Теории памяти.
4. Назовите типы ассоциации памяти.
5. Что составляет физиологические основы памяти?
6. Охарактеризуйте основные классификации и виды памяти.
7. В каких формах протекает процесс запоминания?
8. В каких формах проявляются процессы сохранения и воспроизведения?
9. Назовите основные мнемические свойства личности.
Литература по теме:
1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. / Пер. с англ. Под общей ред. Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломова. — М.: Прогресс, 1980.
2. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. — М.: Изд-во МГУ, 1988.
3. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. — М.: Изд-во МГУ, 1976.
4. Психология памяти. Хрестоматия. / Под ред. Ю.Б. Гип- пенрейтер и В.Я. Романова. — М.: ЧеРо, 2000.
5. Смирнов А.А. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1987. — Т. 2. Психология запоминания.
Тема 9. Мышление и интеллект
9.1. Общая характеристика мышления
9.2. Теории мышления
9.3. Основные формы мышления
9.4. Мыслительные операции
9.5. Виды мышления 9.6 Качества мышления 9.7. Интеллект
9.1. Общая характеристика мышления
Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков. Мышление является высшем познавательным процессом, но одновременно присутствует во всех других процессах, а именно, в восприятии, памяти, внимании. В отличие от других познавательных процессов мышление выходит за пределы чувственного данного, расширяет границы познания. Суть мышления заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление дает ответ на вопросы, которые нельзя решить путем непосредственного чувственного отражения.
Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс, заключающийся в опосредованном, обобщенном отражении действительности в ее существенных связях и отношениях.
Как отмечал И.П. Павлов, мышление — орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом.
Мышление дает возможность установить связи и отношения между предметами, в то время как ощущения и восприятия отражают преимущественно отдельные стороны явлений.
Мышление характеризуется следующими особенностями:
— Всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.
— Опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек использует уже сложившиеся на основе предшествующей практики знания общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.
— Исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражает эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного конкретно наблюдаемого явления.
— Отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.
Функции мышления
— Связано с практической деятельностью. В сроем содержании мышление опирается на общественную практику человека.
Таблица 10
Функции
мышления
Понимание
Решение проблем
Целеобразова-
Рефлексия
и задач
ние
Раскрытие
Мышление возни
Процесс
Деятельность
сущест
кает в тех ситуаци
порождения
человеческого
венного в
ях, когда средства
новых целей в
мышления,
предметах
и способы деятель
мышлении и
направленная
и явлениях
ности, которыми
деятельности
на осмысление
действи
располагает субъ
человека. Фор
знания, анализ
тельности,
ект, оказываются
мирование бу
его содержания
постижение
недостаточными
дущего резуль
и методов поз
смысла и
для достижения
тата действий
нания, своих
значения
целей.
и принятие
чего-либо,
Таким образом,
этого образа
действий, са
достига
в деятельности
в качестве
мопознание
емое на
возникает затруд
основы для
основе
нение, разрыв,
практических
связывания
невозможность
или умствен
понимае
осуществить
ных действий
мого с уже
ее известными
известным
способами.Такая
человеку из
ситуация пред
прошлого
ставляет собой
опыта
проблему, преодоление которой и является целью решения задачи
Человеческое мышление качественно отличается от мышления животных. Важнейшим отличительным признаком является речь и другие используемые при этом системы знаков, с помощью которых человек получает возможность существенно расширить свои моделирующие способности. Именно благодаря этому мышление человека дает ему возможность познавать обобщенно и опосредованно. Материальной основой мышления является речь.
Мышление изучается многими науками, а именно, философией (изучает мышление с точки зрения возможности познания мира с его помощью), физиологией (исследует механизмы мозга, с помощью которых совершаются акты мышления), психологией (занимается изучением мышления как познавательного процесса) и др. науками.
Физиологические основы мышления
Процесс познания является чрезвычайно сложным. Прежде всего, необходимо получать непосредственные впечатления от предметов внешнего мира. Эти впечатления добываются с помощью различных органов чувств. Такая форма отражения чрезвычайно важна, но недостаточна для регуляции поведения. Для того чтобы осуществить в окружающей среде разумную деятельность, необходимо отражать отношения предметов между собой, что и осуществляется в процессе мышления.
Процесс мышления представляет собой сложную аналитико- синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга.
Для процесса мышления, прежде всего, имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда опосредуется внешними раздражителями, постольку образующиеся при одновременном возбуждении нервные связи отражают действительные зависимости между явлениями и предметами объективного мира.
Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи (ассоциации) и составляют физиологическую основу процесса мышления.
При этом мышление обеспечивается системами функционально объединенных нейронов головного мозга, которые отвечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои характеристики, т.е. коды.
Нейронные коды отражают определенную частоту импульсивной активности нейронов, участвующих в решении конкретных умственных задач. Сами же нейроны могут в зависимости от решаемых мыслительных задач перестраивать свою деятельность, выступая конкретными коррелятами мыслительных операций человека.
При принятии решений в ходе мышления образуются определенные функциональные системы, которые обеспечивают разные уровни принятия решений и наличие вызванных для них потенциалов — определенных реакций разных зон коры головного мозга на конкретное внешнее событие, которые сопоставимы с реальным психологическим процессом переработки информации.
Деятельность функциональных систем психики, наличие конкретных уровней принятия решения и проявление определенных вызванных потенциалов в целом выступают психофизиологическими механизмами мыслительной деятельности.
9.2. Теории мышления
Представители ассоциативной психологии сводили процесс мышления к ассоциациям и считали, что мышление не является особым процессом, а сводится к обычному сочетанию образов памяти.
Одной из наиболее известных теорий является теория мышления, разрабатываемая в рамках гештальтпсихологии. С позиции данного научного направления, мышление сводится к движению мыслей в замкнутых структурах сознания, а именно, понимается как интуитивное усмотрение искомого решения за счет обнаружения необходимой для него связи или структуры.
Бихевиористы изучали мышление как процесс формирования сложных связей между стимулом и реакцией, исследовали проблему формирования умений и навыков в процессе решения задач.
С точки зрения психоаналитиков, мышление нужно изучать в зависимости от мотивации и потребностей человека. В качестве форм мышления рассматривают защитные механизмы психики.
С позиции психологической теории деятельности мышление рассматривается как прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности. Представители этой теории считали, что между структурами внешней (поведение) и внутренней (мышление) деятельности существуют аналогии, а именно, они имеют то же самое строение.
9.3. Основные формы мышления
Основными формами мышления в современной психологии принято считать: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие — это знания, полученные в результате логического познания предметов и явлений, позволяющие отличать эти предметы и явления от смежных с ними и выражаемые словом или группой слов. То есть это мысль, выраженная в слове.
Основные характеристики понятия отражены на рис. 16.
Рис. 16. Основные характеристики понятия как формы мышления
Суждение — это основная форма результата мыслительного процесса, это мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной. В том случае, если истинность суждения сомнительна, мышление требует форму рассуждения.
Умозаключение — форма мышления, при которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называемое заключением или следствием. Умозаключение может быть индуктивным, дедуктивным или умозаключением по аналогии.
Индукция — установление общих законов и правил на основании изучения отдельных факторов и явлений (от частного к общему).
Дедукция — познание отдельных фактов и явлений на основании знаний общих законов и правил (от общего к частному).
Аналогия — логический вывод от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.
9.4. Мыслительные операции
К основным видам мыслительных операций принято относить: анализ, синтез, абстракцию, сравнение, обобщение.
Рассмотрим каждый из перечисленных.
Анализ — это мысленное расчленение предмета; явления, ситуации и мыслительное выделение их отдельных составляющих.
Синтез — мысленное соединение, сопоставление, соотношение частей предметов или явлений, установление связи между их различными элементами.
По своей сути, являясь противоположными операциями, анализ и синтез тесно связаны между собой. Они оба участвуют в каждом сложном мыслительном процессе, они всегда присутствуют при решении относительно сложной умственной задачи.
Абстракция — это мыслительное отвлечение существенных свойств предмета от несущественных. Противоположным процессом абстракции является конкретизация. Под конкретизацией принято понимать представление чего-либо единичного, соответствующего тому или иному понятию или общему положению.
Сравнение — мысленное соотношение предметов и явлений, выделение в них общего или различного.
Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их обшим и существующим признакам.
9.5. Виды мышления
В психологии распространена следующая условная классификация видов мышления:
1. По форме различают наглядно-действенное, наглядно- образное и абстрактно-логическое мышление.
— Наглядно-действенное мышление — это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.
— Наглядно-образное мышление — это вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.
— Абстрактно-логическое мышление — это вид мышления, заключающийся в том, что мыслительная задача решается в отвлеченной словесной форме (это мышление в форме абстрактных понятий).
2. По степени новизны и оригинальности различают репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное мышление (творческое).
3. По характеру решаемых задач различают теоретическоеопрактическое мышление.
Теоретическое мышление включает в себя понятийное и образное мышление, а практическое — наглядно-действенное.
4. По степени развернутости принято выделять дискурсивный и интуитивный виды мышления.
9.6. Качества мышления
Индивидуальные особенности мышления, интеллектуальные особенности личности проявляются достаточно отчетливо уже в том, как действует человек в проблемной ситуации. В зависимости от имеющегося опыта различными оказываются возможности людей увидеть задачу и сформулировать ее, они по-разному анализируют и используют исходные данные.
Процесс решения задачи представляет собой познавательную деятельность личности, и поэтому в ходе ее проявляются все качества, присущие данному человеку.
Каждый человек обладает индивидуальными различиями в мыслительной деятельности, которые чаще всего проявляются в качествах мышления. К качествам мышления в психологии принято относить широту мышления, глубину мышления, гибкость мышления, самостоятельность мышления, критичность ума, быстроту мышления и торопливость ума.
Широта мышления — качество мышления, заключающееся в способности охватить весь вопрос целиком, не упуская в тоже время и необходимые для дела частности.
Глубина мышления — проявляется в умении проникать в сущность сложных вопросов, процессов и явлений. Поверхностность суждений — это противоположное глубине качество, заключающееся в обращении внимания на мелочи и упущении главного.
Самостоятельность мышления — качество мышления, характеризующееся умением человека увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами, не прибегая к помощи других людей.
Гибкость мышления — качество мышления, проявляющееся в умении изменять намеченный план действий, если этот план не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задач, т.е. в умении быстро менять действия при изменении обстановки.
Критичность ума — качество мышления, заключающееся в способности человека правильно оценить свои и чужие мысли и при необходимости отказаться от избранного пути и найти более отвечающий условиям деятельности способ действия.
Быстрота мышления — качество мышления, заключающееся в проявлении способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени.
Торопливость ума — качество мышления, заключающееся в спешном высказывании человеком недостаточно продуманного ответа и суждения. Противоположное качество — замедленность мышления.
Своеобразное сочетание различных качеств ума, их устойчивое проявление при решении различных задач характеризуют стиль умственной деятельности человека и определяют продуктивность мышления.
Рис. 17. Качества мышления
9.7. Интеллект
Существует множество подходов к определению понятия «интеллект». Для большинства психологов в настоящее время это понятие ассоциируется со способностью к обучаемости по прошлому опыту и приспособлению к жизненным условиям и ситуациям (В. Штерн). Эту точку зрения поддерживают Ж. Го- друа, Д. Векслер, Л.И. Термен, Э.Л. Торндайк.
Для Ж. Пиаже интеллект — общий регулятор поведения.
По С.Л. Рубинштейну, интеллект эквивалентен общей одаренности личности и представляет собой совокупность общих умственных способностей. Эту позицию разделяет Ч. Спирмен.
Ананьев Б.Г. рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую психофизиологические процессы, состояния и свойства личности.
Согласно Дж. Гилфорду, интеллект — многомерное явление — некоторое сложное свойство, которое можно оценивать по трем измерениям: характеру, продукту и содержанию.
Психологические методики диагностики мышления:
Методика «Исключение понятий»;
Прогрессивные матрицы Дж. Равена;
Тесты интеллекта Айзенка;
Тест механической понятливости Беннета;
Тест структуры интеллекта Амтхауэра;
Тесты креативности Дж. Гилфорда и Е. Торренса;
ШТУР (школьный тест умственного развития) К.М. Гуревича.
Персоналии: Пиаже Ж. Термен Л.И. Торндайк Э.Л.
Вопросы для самоконтроля и самопроверки
1. Какова специфика отражения мира средствами мышления?
2. В чем проявляется опосредованный характер мышления?
3. Каковы функции мышления?
4. Теории мышления.
5. Основные формы мышления.
6. Мыслительные операции.
7. Классификации и виды мышления.
8. Качества мышления.
9. Каково содержание понятия «интеллект»?
Литература по теме:
1. Айзенк Г.Ю., КэминЛ. Природа интеллекта. — М.: ЭКСМО- Пресс, 2002. — 347 с.
2. Брушлинский А.В. Мышление: процесс, деятельность, общение. — М.: Наука, 1982 — 286 с.
Рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который ми получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Этот процесс — процесс создания новых психических образов — получил название воображения. Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Оно комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ неизвестного как известного, то есть создает его предметное содержание и смысл, считает их действительными. Поэтому воображение — самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об известном. И все это проходит не материально — в умственном плане, когда человек действует в уме, не разрабатывая свои идеи практически. Воображение человека — его способность заглянуть вперед и рассмотреть новый предмет в его будущем состоянии.
Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции. Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т.е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художественном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как результат преобразования наших представлений, полученных из реальной действительности.
Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности.
10.2. Виды воображения
Воображение может функционировать на разных уровнях, относиться к разным видам (рис. 18). Их различие определяется, прежде всего, активностью человека.
ВИДЫВООБРАЖЕНИЯ
±
Непроизвольное (пассивное)
Произвольное (активное)
Воссоздающее
Творческое
Мечта
Рис. 18. Виды воображения 136
Крайним случаем непроизвольной (создание новых образов без каких-либо внешних побудителей) работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например, перед засыпанием.
Произвольное (активное, преднамеренное) воображение (создание новых образов с помощью волевых усилий) имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.
Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также знакомимся с литературными героями. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т.д. Так, читая описание Полтавской битвы в поэме А.С. Пушкина «Полтава», мы отчетливо представляем себе раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.
Чаще всего мы сталкиваемся с воссоздающим воображением, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда мы воссоздаем представление о каком-либо предмете, не пользуясь словами, а на основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, т.е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.
Следующий вид произвольного воображения — творческое воображение. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. При воссоздающем воображении зритель, читатель или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения.
Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта — это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т.д.
Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее.
Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям.
— По линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления.
— По линии совершенствования операций воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы вносится личное отношение, они характеризуются яркостью, насыщенностью, эмоциональностью.
— По линии развития произвольности. Воображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребенок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану контролировать степень соответствия результата поставленной задаче.
Вопросы для самоконтроля и самопроверки
1. В чем состоит специфика отражения мира средствами воображения?
2. Назовите основные виды воображения.
3. Каковы отличия непроизвольной и произвольной работы воображения?
4. С какими психическими процессами связана работа воображения?
Литература по теме:
1. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. — М.: МГУ, 1979.
2. Общая психология. / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986. — 464 с.
3. Рубинштейн СЛОсновы общей психологии. — СПб.: Питер, 1998. - 688 с.
Тема 11. Эмоциональная сфера личности
11.1. Общая характеристика эмоциональной сферы личности
11.2. Формы переживания эмоций и чувств
11.3. Высшие чувства и их значение в жизни человека
11.1. Общая характеристика эмоциональной сферы личности
Непосредственной формой переживания и выражения отношения человека к миру, происходящим событиям являются эмоции и чувства.
Чувства и эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это специфическое отражение субъективного отношения человека к действительности, возникающее при удовлетворении и неудовлетворении потребностей. В деятельности происходят постоянные изменения в соотношениях ее мотивов, может измениться предмет потребности. Поэтому эмоции и чувства также меняют свой предмет и свое содержание: то, что вызывало положительные эмоции, может стать скучным и неинтересным; нейтральное отношение может смениться радостными переживаниями.
Поскольку эмоции и чувства тесно связаны с потребностями и мотивами личности, они также недостаточно хорошо осознаются, зачастую человеку бывает сложно выразить нюансы собственных переживаний.
Рис. 19. Соотношение потребностей и эмоциональных явлений 140
В практической и познавательной деятельности эмоции и чувства выполняют две основные функции: сигнальную и регулятивную.
Сигнальная функция заключается в том, что эмоции и чувства служат формой быстрого реагирования на происходящие изменения в окружающей действительности, играют роль предварительной ориентировки личности в ситуации. Переживая какую-либо эмоцию, человек тем самым осознает свое общее отношение к происходящим событиям, их значимость для себя. Логическая обработка информации начинается позже, она требует определенного времени, которого может не хватать в критических ситуациях. Например, испугавшись, человек оценивает ситуацию как угрожающую, враждебную, и все его защитные функции и механизмы мобилизуются. Эмоции, как писал П.В. Симонов, являются «реакцией всей личности».
Регулятивная функция проявляется в регулировании поведения и деятельности личности: в стимулировании, побуждении действий, вызывающих положительные эмоции и чувства и, наоборот, угнетении, торможении или прекращении деятельности, вызывающей негативное отношение. Таким образом, эмоциональные явления могут выступать в функции мотивов деятельности, являясь ее внутренними побуждениями.
Эмоции, усиливающие работоспособность человека, называют стеническими (от греч. sthenos — сила). Эмоции, снижающие эффективность деятельности, ее качество, — астеническими (от греч. astheneia — слабость, бессилие). Стенические и астенические эмоции не являются только положительными или только отрицательными. Для их определения важен не знак, а характер влияния на деятельность человека.
Сигнальная и регулятивная функции эмоциональных явлений выполняются не только по отношению к событиям внешнего мира, но и по отношению к миру внутренних переживаний личности. Эмоции и чувства помогают человеку глубже понять самого себя, причины и скрытые мотивы своих поступков. Эмоциональные реакции обнаруживают истинное отношение человека к происходящим событиям.
Переживание эмоций и чувств сопровождается различными внешними проявлениями: мимикой и пантомимикой, изменениями характеристик речи, физиологическими явлениями (тремор пальцев и конечностей, расширение или сужение кровеносных сосудов, приводящее к покраснению или бледности лица и др.). На регистрации этих внешних проявлений эмоциональных состояний основано действие полиграфа, знаменитого «детектора лжи». Полиграф — (от лат. — множественный график) прибор, который одновременно регистрирует некоторые физиологические процессы, которые могут рассматриваться как индикаторы эмоциональных состояний: данные о частоте сердечных сокращений человека, дыхании, потоотделении, давлении, кожногальваниче- ском рефлексе, двигательных реакциях и др.
Внешние проявления эмоций и чувств могут быть одинаковыми для разных по знаку и характеру переживаний — и положительных, и отрицательных. Кроме того, с возрастом человек приобретает опыт управления внешними проявлениями своих эмоций, способами их выражения. Поэтому проблема восприятия и понимания эмоциональных состояний человека является одной из важных проблем психологии общения, изучается в возрастной психологии.
Эмоции и чувства по своему качественному содержанию могут быть положительными и отрицательными. Выделяется также класс двойственных (амбивалентных) эмоциональных состояний, которые сочетают в себе противоречивые по знаку эмоции. Таким эмоциональным состоянием, например, является ревность (переживание любви-ненависти). Амбивалентные эмоции.неустойчивы и тяготеют к одному из своих полюсов.
По характерным особенностям выделяются следующие основные эмоциональные состояния («фундаментальные эмоции» по К. Изарду): интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх.
Эмоции и чувства относятся к одному виду психических явлений, субъективно переживаются одинаково, но вместе с тем между ними имеется существенное различие, касающееся того объекта, которому они адресованы.