Типы памяти в зависимости от скорости запоминания и забывания




  Типы памяти Быстрое Медленное Приемы заучивания
  Запоминание + +   Организация повторений (чем больше повторе­ний, тем лучше запоминание)
Забывание
  Запоминание   + + Заучивание неболь­шими порциями
Забывание
  Запоминание + + Оптимальный тип памяти, как прави­ло, не требует спе­циальных приемов
Забывание
  Запоминание + + Необходимо опи­раться на все виды памяти, исполь­зовать все приемы заучивания
Забывание

 

— профессиональная направленность памяти. Данная осо­бенность индивидуальных мнемических особенностей личности связана с богатыми возможностями ассоциаций, которые про­являются у личности, занятой в определенном виде деятельности. Постоянное оперирование в умственной деятельности опреде­ленным видом материала приводит к тому, что в нем выделяется большое количество опорных пунктов, с которыми ассоциируется запоминаемый материал.

Память характеризуется такими показателями, как: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации. Эти показатели также характеризуют индивидуальные особен­ности мнемической функции личности.

Объем памяти характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Показателем объема памяти является количество запомненной информации.

Быстрота воспроизведения характеризует способность человека использовать информацию в практической деятельности.

Точность воспроизведения — способность человека точно со­хранять и воспроизводить информацию без искажений.

Длительность сохранения — способность человека удерживать определенное время информацию.

Иногда человек запоминает информацию, но в определенный момент не может ее воспроизвести. Зато с течением времени он вспоминает то, что выучил. Здесь мы имеем дело с готовностью воспроизвести информацию.

Объем, быстрота, точность, длительность и готовность памяти в совокупности проявления своих особенностей характеризуют эффективность и продуктивность памяти в целом и конкретного человека в частности.

Психологические методики изучения памяти:

Методика «Оперативная память»;

Методика «Память на числа»;

Исследование процесса сохранения методом сбережения.

Персоналии:

Блонский П.П.

Джемс У.

Спенсер Г.

Эббингауз Г.

Вопросы для самоконтроля и самопроверки

1. Общая характеристика памяти.

2. Что такое представления памяти?

3. Теории памяти.

4. Назовите типы ассоциации памяти.

5. Что составляет физиологические основы памяти?

6. Охарактеризуйте основные классификации и виды памяти.

7. В каких формах протекает процесс запоминания?

8. В каких формах проявляются процессы сохранения и вос­произведения?

9. Назовите основные мнемические свойства личности.

Литература по теме:

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. / Пер. с англ. Под общей ред. Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломова. — М.: Прогресс, 1980.

2. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. — М.: Изд-во МГУ, 1988.

3. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. — М.: Изд-во МГУ, 1976.

4. Психология памяти. Хрестоматия. / Под ред. Ю.Б. Гип- пенрейтер и В.Я. Романова. — М.: ЧеРо, 2000.

5. Смирнов А.А. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1987. — Т. 2. Психология запоминания.

Тема 9. Мышление и интеллект

9.1. Общая характеристика мышления

9.2. Теории мышления

9.3. Основные формы мышления

9.4. Мыслительные операции

9.5. Виды мышления 9.6 Качества мышления 9.7. Интеллект

9.1. Общая характеристика мышления

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков. Мышление явля­ется высшем познавательным процессом, но одновременно присутствует во всех других процессах, а именно, в восприятии, памяти, внимании. В отличие от других познавательных про­цессов мышление выходит за пределы чувственного данного, расширяет границы познания. Суть мышления заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление дает от­вет на вопросы, которые нельзя решить путем непосредственного чувственного отражения.

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс, заключающийся в опосредованном, обобщенном отражении действительности в ее существенных связях и отношениях.

Как отмечал И.П. Павлов, мышление — орудие высшей ори­ентировки человека в окружающем мире и в себе самом.

Мышление дает возможность установить связи и отношения между предметами, в то время как ощущения и восприятия от­ражают преимущественно отдельные стороны явлений.


Мышление характеризуется следующими особенностями:

— Всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, со­хранившиеся в его памяти.

— Опирается на имеющиеся у человека знания об общих за­конах природы и общества. В процессе мышления человек ис­пользует уже сложившиеся на основе предшествующей практики знания общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

— Исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отра­жает эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного конкретно наблюдаемого явления.

— Отражение связей и отношений между предметами в сло­весной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облег­чаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнали­зирующими о действительности в самой обобщенной форме.

Функции мышления

— Связано с практической деятельностью. В сроем содержании мышление опирается на общественную практику человека.

 

Таблица 10

  Функции мышления  
Понимание Решение проблем Целеобразова- Рефлексия
  и задач ние  
Раскрытие Мышление возни­ Процесс Деятельность
сущест­ кает в тех ситуаци­ порождения человеческого
венного в ях, когда средства новых целей в мышления,
предметах и способы деятель­ мышлении и направленная
и явлениях ности, которыми деятельности на осмысление
действи­ располагает субъ­ человека. Фор­ знания, анализ
тельности, ект, оказываются мирование бу­ его содержания
постижение недостаточными дущего резуль­ и методов поз­
смысла и для достижения тата действий нания, своих
значения целей. и принятие  

 


 

чего-либо, Таким образом, этого образа действий, са­
достига­ в деятельности в качестве мопознание
емое на возникает затруд­ основы для  
основе нение, разрыв, практических  
связывания невозможность или умствен­  
понимае­ осуществить ных действий  
мого с уже ее известными    
известным способами.Такая    
человеку из ситуация пред­    
прошлого ставляет собой    
опыта проблему, пре­одоление которой и является целью решения задачи    

 

Человеческое мышление качественно отличается от мышления животных. Важнейшим отличительным признаком является речь и другие используемые при этом системы знаков, с помощью ко­торых человек получает возможность существенно расширить свои моделирующие способности. Именно благодаря этому мышление человека дает ему возможность познавать обобщенно и опосредо­ванно. Материальной основой мышления является речь.

Мышление изучается многими науками, а именно, филосо­фией (изучает мышление с точки зрения возможности познания мира с его помощью), физиологией (исследует механизмы мозга, с помощью которых совершаются акты мышления), психологией (занимается изучением мышления как познавательного процесса) и др. науками.

Физиологические основы мышления

Процесс познания является чрезвычайно сложным. Прежде всего, необходимо получать непосредственные впечатления от предметов внешнего мира. Эти впечатления добываются с помо­щью различных органов чувств. Такая форма отражения чрезвы­чайно важна, но недостаточна для регуляции поведения. Для того чтобы осуществить в окружающей среде разумную деятельность, необходимо отражать отношения предметов между собой, что и осуществляется в процессе мышления.


Процесс мышления представляет собой сложную аналитико- синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга.

Для процесса мышления, прежде всего, имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Поскольку деятельность отдельных участ­ков коры всегда опосредуется внешними раздражителями, по­стольку образующиеся при одновременном возбуждении нервные связи отражают действительные зависимости между явлениями и предметами объективного мира.

Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи (ассоциации) и составляют физиологическую основу про­цесса мышления.

При этом мышление обеспечивается системами функциональ­но объединенных нейронов головного мозга, которые отвечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои характе­ристики, т.е. коды.

Нейронные коды отражают определенную частоту импульсивной активности нейронов, участвующих в решении конкретных умствен­ных задач. Сами же нейроны могут в зависимости от решаемых мыслительных задач перестраивать свою деятельность, выступая конкретными коррелятами мыслительных операций человека.

При принятии решений в ходе мышления образуются опреде­ленные функциональные системы, которые обеспечивают разные уровни принятия решений и наличие вызванных для них потен­циалов — определенных реакций разных зон коры головного мозга на конкретное внешнее событие, которые сопоставимы с реальным психологическим процессом переработки информации.

Деятельность функциональных систем психики, наличие кон­кретных уровней принятия решения и проявление определенных вызванных потенциалов в целом выступают психофизиологиче­скими механизмами мыслительной деятельности.

9.2. Теории мышления

Представители ассоциативной психологии сводили процесс мыш­ления к ассоциациям и считали, что мышление не является особым процессом, а сводится к обычному сочетанию образов памяти.

Одной из наиболее известных теорий является теория мышле­ния, разрабатываемая в рамках гештальтпсихологии. С позиции данного научного направления, мышление сводится к движению мыслей в замкнутых структурах сознания, а именно, понимается как интуитивное усмотрение искомого решения за счет обнару­жения необходимой для него связи или структуры.

Бихевиористы изучали мышление как процесс формирования сложных связей между стимулом и реакцией, исследовали пробле­му формирования умений и навыков в процессе решения задач.

С точки зрения психоаналитиков, мышление нужно изучать в зависимости от мотивации и потребностей человека. В качестве форм мышления рассматривают защитные механизмы психики.

С позиции психологической теории деятельности мышление рассматривается как прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразова­нию действительности. Представители этой теории считали, что между структурами внешней (поведение) и внутренней (мышле­ние) деятельности существуют аналогии, а именно, они имеют то же самое строение.

9.3. Основные формы мышления

Основными формами мышления в современной психологии принято считать: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие — это знания, полученные в результате логического познания предметов и явлений, позволяющие отличать эти пред­меты и явления от смежных с ними и выражаемые словом или группой слов. То есть это мысль, выраженная в слове.

Основные характеристики понятия отражены на рис. 16.

Рис. 16. Основные характеристики понятия как формы мышления


Суждение — это основная форма результата мыслительного процесса, это мысль, выражаемая повествовательным предложе­нием и являющаяся истинной или ложной. В том случае, если истинность суждения сомнительна, мышление требует форму рассуждения.

Умозаключение — форма мышления, при которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называе­мое заключением или следствием. Умозаключение может быть индуктивным, дедуктивным или умозаключением по аналогии.

Индукция — установление общих законов и правил на осно­вании изучения отдельных факторов и явлений (от частного к общему).

Дедукция — познание отдельных фактов и явлений на основа­нии знаний общих законов и правил (от общего к частному).

Аналогия — логический вывод от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.

9.4. Мыслительные операции

К основным видам мыслительных операций принято относить: анализ, синтез, абстракцию, сравнение, обобщение.

Рассмотрим каждый из перечисленных.

Анализ — это мысленное расчленение предмета; явления, ситу­ации и мыслительное выделение их отдельных составляющих.

Синтез — мысленное соединение, сопоставление, соотноше­ние частей предметов или явлений, установление связи между их различными элементами.

По своей сути, являясь противоположными операциями, ана­лиз и синтез тесно связаны между собой. Они оба участвуют в каждом сложном мыслительном процессе, они всегда присутству­ют при решении относительно сложной умственной задачи.

Абстракция — это мыслительное отвлечение существенных свойств предмета от несущественных. Противоположным про­цессом абстракции является конкретизация. Под конкретиза­цией принято понимать представление чего-либо единичного, соответствующего тому или иному понятию или общему по­ложению.

Сравнение — мысленное соотношение предметов и явлений, выделение в них общего или различного.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их обшим и существующим признакам.

9.5. Виды мышления

В психологии распространена следующая условная классифи­кация видов мышления:

1. По форме различают наглядно-действенное, наглядно- образное и абстрактно-логическое мышление.

— Наглядно-действенное мышление — это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

— Наглядно-образное мышление — это вид мышления, харак­теризующийся опорой на представления и образы.

— Абстрактно-логическое мышление — это вид мышления, заключающийся в том, что мыслительная задача решается в от­влеченной словесной форме (это мышление в форме абстрактных понятий).

2. По степени новизны и оригинальности различают репро­дуктивное (воспроизводящее) и продуктивное мышление (твор­ческое).

3. По характеру решаемых задач различают теоретическое о практическое мышление.

Теоретическое мышление включает в себя понятийное и об­разное мышление, а практическое — наглядно-действенное.

4. По степени развернутости принято выделять дискурсивный и интуитивный виды мышления.

9.6. Качества мышления

Индивидуальные особенности мышления, интеллектуальные особенности личности проявляются достаточно отчетливо уже в том, как действует человек в проблемной ситуации. В зависимости от имеющегося опыта различными оказываются возможности людей увидеть задачу и сформулировать ее, они по-разному анализируют и используют исходные данные.

Процесс решения задачи представляет собой познавательную деятельность личности, и поэтому в ходе ее проявляются все качества, присущие данному человеку.


Каждый человек обладает индивидуальными различиями в мыслительной деятельности, которые чаще всего проявляются в качествах мышления. К качествам мышления в психологии при­нято относить широту мышления, глубину мышления, гибкость мышления, самостоятельность мышления, критичность ума, быстроту мышления и торопливость ума.

Широта мышления — качество мышления, заключающееся в способности охватить весь вопрос целиком, не упуская в тоже время и необходимые для дела частности.

Глубина мышления — проявляется в умении проникать в сущ­ность сложных вопросов, процессов и явлений. Поверхностность суждений — это противоположное глубине качество, заключаю­щееся в обращении внимания на мелочи и упущении главного.

Самостоятельность мышления — качество мышления, ха­рактеризующееся умением человека увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами, не прибегая к помощи других людей.

Гибкость мышления — качество мышления, проявляющееся в умении изменять намеченный план действий, если этот план не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе реше­ния задач, т.е. в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Критичность ума — качество мышления, заключающееся в способности человека правильно оценить свои и чужие мысли и при необходимости отказаться от избранного пути и найти более отвечающий условиям деятельности способ действия.

Быстрота мышления — качество мышления, заключающееся в проявлении способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени.

Торопливость ума — качество мышления, заключающееся в спешном высказывании человеком недостаточно продуманного ответа и суждения. Противоположное качество — замедленность мышления.

Своеобразное сочетание различных качеств ума, их устойчивое проявление при решении различных задач характеризуют стиль умственной деятельности человека и определяют продуктивность мышления.


Рис. 17. Качества мышления

 

9.7. Интеллект

Существует множество подходов к определению понятия «интеллект». Для большинства психологов в настоящее время это понятие ассоциируется со способностью к обучаемости по прошлому опыту и приспособлению к жизненным условиям и ситуациям (В. Штерн). Эту точку зрения поддерживают Ж. Го- друа, Д. Векслер, Л.И. Термен, Э.Л. Торндайк.

Для Ж. Пиаже интеллект — общий регулятор поведения.

По С.Л. Рубинштейну, интеллект эквивалентен общей ода­ренности личности и представляет собой совокупность общих умственных способностей. Эту позицию разделяет Ч. Спирмен.

Ананьев Б.Г. рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую психофизио­логические процессы, состояния и свойства личности.

Согласно Дж. Гилфорду, интеллект — многомерное явление — некоторое сложное свойство, которое можно оценивать по трем измерениям: характеру, продукту и содержанию.


Психологические методики диагностики мышления:

Методика «Исключение понятий»;

Прогрессивные матрицы Дж. Равена;

Тесты интеллекта Айзенка;

Тест механической понятливости Беннета;

Тест структуры интеллекта Амтхауэра;

Тесты креативности Дж. Гилфорда и Е. Торренса;

ШТУР (школьный тест умственного развития) К.М. Гуревича.

Персоналии: Пиаже Ж. Термен Л.И. Торндайк Э.Л.

Вопросы для самоконтроля и самопроверки

1. Какова специфика отражения мира средствами мышления?

2. В чем проявляется опосредованный характер мышления?

3. Каковы функции мышления?

4. Теории мышления.

5. Основные формы мышления.

6. Мыслительные операции.

7. Классификации и виды мышления.

8. Качества мышления.

9. Каково содержание понятия «интеллект»?

Литература по теме:

1. Айзенк Г.Ю., КэминЛ. Природа интеллекта. — М.: ЭКСМО- Пресс, 2002. — 347 с.

2. Брушлинский А.В. Мышление: процесс, деятельность, обще­ние. — М.: Наука, 1982 — 286 с.

3. Веккер Л.М. Психические процессы. Мышление и интел­лект. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.

4. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 2000. — 108 с.

5. Спиридонов В.Ф. Психология мышления: учеб. пособие. — М.: Генезис, 2006. — 317 с.

6. Тихомиров O.K. Психология мышления. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

7. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследова­ния. — СПб.: Питер, 2002. — 264 с. (Мастера психологии).


Тема 10. Воображение

10.1. Общая характеристика воображения

10.2. Виды воображения

10.1. Общая характеристика воображения

Рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой соз­дания подобного образа является наш прошлый опыт, который ми получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Этот процесс — процесс создания новых психических образов — получил название воображения. Воображение — это процесс преобразо­вания представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Оно комбини­рует образы того, что еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ неизвестного как известного, то есть создает его предметное содержание и смысл, считает их действи­тельными. Поэтому воображение — самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об из­вестном. И все это проходит не материально — в умственном плане, когда человек действует в уме, не разрабатывая свои идеи практически. Воображение человека — его способность заглянуть вперед и рассмотреть новый предмет в его будущем состоянии.

Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования по­требности в преобразовании предметов реального мира. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции. Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фанта­зиях и мечтах человека, т.е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техниче­ском и художественном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как результат преобразования наших представлений, полученных из реальной действительности.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мыш­лением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преоб­ладающее направление психической деятельности.

10.2. Виды воображения

Воображение может функционировать на разных уровнях, от­носиться к разным видам (рис. 18). Их различие определяется, прежде всего, активностью человека.

ВИДЫВООБРАЖЕНИЯ

±

Непроизвольное (пассивное)

Произвольное (активное)

Воссоздающее

Творческое

Мечта

Рис. 18. Виды воображения 136

Крайним случаем непроизвольной (создание новых образов без каких-либо внешних побудителей) работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, раз­вертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например, перед засыпанием.

Произвольное (активное, преднамеренное) воображение (соз­дание новых образов с помощью волевых усилий) имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения про­является тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролиру­ется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое вооб­ражение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда челове­ку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание геогра­фических мест или исторических событий, а также знакомимся с литературными героями. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т.д. Так, читая описание Пол­тавской битвы в поэме А.С. Пушкина «Полтава», мы отчетливо представляем себе раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.

Чаще всего мы сталкиваемся с воссоздающим воображением, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по сло­весному описанию. Однако бывают случаи, когда мы воссоздаем представление о каком-либо предмете, не пользуясь словами, а на основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссозда­ния образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, т.е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс вос­создающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.


Следующий вид произвольного воображения — творческое воображение. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. При воссоздающем воображении зритель, читатель или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения.

Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании но­вых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта — это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т.е. не дающий не­медленно и непосредственно объективного продукта в виде ху­дожественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т.д.

Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта — это воображение, на­правленное на желаемое будущее.

Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям.

— По линии расширения круга замещаемых предметов и со­вершенствования самой операции замещения, смыкаясь с раз­витием логического мышления.

— По линии совершенствования операций воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогаща­ется. В образы вносится личное отношение, они характеризуются яркостью, насыщенностью, эмоциональностью.

— По линии развития произвольности. Воображение ста­новится опосредованным и преднамеренным. Ребенок начи­нает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану контролировать степень соответствия результата поставленной задаче.

Вопросы для самоконтроля и самопроверки

1. В чем состоит специфика отражения мира средствами во­ображения?

2. Назовите основные виды воображения.

3. Каковы отличия непроизвольной и произвольной работы воображения?

4. С какими психическими процессами связана работа вооб­ражения?

Литература по теме:

1. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. — М.: МГУ, 1979.

2. Общая психология. / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986. — 464 с.

3. Рубинштейн СЛОсновы общей психологии. — СПб.: Пи­тер, 1998. - 688 с.


Тема 11. Эмоциональная сфера личности

11.1. Общая характеристика эмоциональной сферы личности

11.2. Формы переживания эмоций и чувств

11.3. Высшие чувства и их значение в жизни человека

11.1. Общая характеристика эмоциональной сферы личности

Непосредственной формой переживания и выражения от­ношения человека к миру, происходящим событиям являются эмоции и чувства.

Чувства и эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это специфическое отражение субъективного отношения человека к действительности, возникающее при удовлетворении и неудовлет­ворении потребностей. В деятельности происходят постоянные изменения в соотношениях ее мотивов, может измениться пред­мет потребности. Поэтому эмоции и чувства также меняют свой предмет и свое содержание: то, что вызывало положительные эмоции, может стать скучным и неинтересным; нейтральное от­ношение может смениться радостными переживаниями.

Поскольку эмоции и чувства тесно связаны с потребностями и мотивами личности, они также недостаточно хорошо осознаются, зачастую человеку бывает сложно выразить нюансы собственных переживаний.

Рис. 19. Соотношение потребностей и эмоциональных явлений 140

 

В практической и познавательной деятельности эмоции и чувства выполняют две основные функции: сигнальную и регуля­тивную.

Сигнальная функция заключается в том, что эмоции и чув­ства служат формой быстрого реагирования на происходящие изменения в окружающей действительности, играют роль пред­варительной ориентировки личности в ситуации. Переживая какую-либо эмоцию, человек тем самым осознает свое общее отношение к происходящим событиям, их значимость для себя. Логическая обработка информации начинается позже, она требует определенного времени, которого может не хватать в критических ситуациях. Например, испугавшись, человек оценивает ситуацию как угрожающую, враждебную, и все его защитные функции и механизмы мобилизуются. Эмоции, как писал П.В. Симонов, являются «реакцией всей личности».

Регулятивная функция проявляется в регулировании поведе­ния и деятельности личности: в стимулировании, побуждении действий, вызывающих положительные эмоции и чувства и, наоборот, угнетении, торможении или прекращении деятель­ности, вызывающей негативное отношение. Таким образом, эмоциональные явления могут выступать в функции мотивов деятельности, являясь ее внутренними побуждениями.

Эмоции, усиливающие работоспособность человека, называют стеническими (от греч. sthenos — сила). Эмоции, снижающие эффективность деятельности, ее качество, — астеническими (от греч. astheneia — слабость, бессилие). Стенические и астениче­ские эмоции не являются только положительными или только отрицательными. Для их определения важен не знак, а характер влияния на деятельность человека.

Сигнальная и регулятивная функции эмоциональных явлений выполняются не только по отношению к событиям внешнего мира, но и по отношению к миру внутренних переживаний личности. Эмоции и чувства помогают человеку глубже по­нять самого себя, причины и скрытые мотивы своих поступков. Эмоциональные реакции обнаруживают истинное отношение человека к происходящим событиям.

Переживание эмоций и чувств сопровождается различными внешними проявлениями: мимикой и пантомимикой, изменения­ми характеристик речи, физиологическими явлениями (тремор пальцев и конечностей, расширение или сужение кровеносных сосудов, приводящее к покраснению или бледности лица и др.). На регистрации этих внешних проявлений эмоциональных со­стояний основано действие полиграфа, знаменитого «детектора лжи». Полиграф — (от лат. — множественный график) прибор, который одновременно регистрирует некоторые физиологические процессы, которые могут рассматриваться как индикаторы эмо­циональных состояний: данные о частоте сердечных сокращений человека, дыхании, потоотделении, давлении, кожногальваниче- ском рефлексе, двигательных реакциях и др.

Внешние проявления эмоций и чувств могут быть одинако­выми для разных по знаку и характеру переживаний — и поло­жительных, и отрицательных. Кроме того, с возрастом человек приобретает опыт управления внешними проявлениями своих эмоций, способами их выражения. Поэтому проблема восприя­тия и понимания эмоциональных состояний человека является одной из важных проблем психологии общения, изучается в возрастной психологии.

Эмоции и чувства по своему качественному содержанию могут быть положительными и отрицательными. Выделяется также класс двойственных (амбивалентных) эмоциональных состояний, которые сочетают в себе противоречивые по знаку эмоции. Таким эмоциональным состоянием, например, является ревность (пере­живание любви-ненависти). Амбивалентные эмоции.неустойчивы и тяготеют к одному из своих полюсов.

По характерным особенностям выделяются следующие основ­ные эмоциональные состояния («фундаментальные эмоции» по К. Изарду): интерес, радость, удивление, страдание, гнев, от­вращение, презрение, страх.

Эмоции и чувства относятся к одному виду психических яв­лений, субъективно переживаются одинаково, но вместе с тем между ними имеется существенное различие, касающееся того объекта, которому они адресованы.


Эмоциями в психологии принято называть переживания­ми, возникающими на конкретные стимулы, относящимися, в основном, к естественным, органическим потребностям. Это определение показывает, что эмоции присущи не т



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь