Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла и является обязательной для изучения.
Предпосылками изучения предлагаемой дисциплины являются знания, полученные во время предшествующего обучения на отделении бакалавриата или специалитета по таким дисциплинам, как возрастная, социальная и клиническая психология, общая психология (в частности, психология восприятия, памяти, внимания, мышления), психологии личности и эмоций, а также благодаря знакомству с психодиагностикой и методологией психологии, планированием теоретического и прикладного исследования.
В свою очередь, освоение данной дисциплины необходимо для успешного овладения следующими учебными предметами: Научные школы и теории в современной психологии, Методологические проблемы психологии, Новые теории психического развития, Психология индивидуальности: динамический подход.
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Компетенция | Код по ФГОС ВПО |
Способность и готовность к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности | ОК-3 Реализуется в части: Готовность к активному общению в научной сфере деятельности |
Способность и готовность к адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей | ОК -7 Реализуется в части: Способность и готовность к адаптации к новым ситуациям |
Способность и готовность к обоснованию гипотез и постановке задач исследования в определенной области психологии | ПК-1 Реализуется полностью |
Способность и готовность к разработке программ исследования (теоретического, эмпирического) и их методического обеспечения с использованием новейших средств | ПК-2 Реализуется полностью |
Способность и готовность к постановке прикладных задач в определенной области применения психологии | ПК-16 Реализуется полностью |
Способность и готовность к постановке инновационных профессиональных задач в области научно–исследовательской и практической деятельности | ПК-22 Реализуется в части: Способность к постановке инновационных профессиональных задач в области научно–исследовательской и практической деятельности |
Способность и готовность к обеспечению профессиональной подготовки психологических кадров | ПК-29 Реализуется полностью |
Способность и готовность к руководству курсовыми и дипломными работами студентов | ПК-30 Реализуется полностью |
По завершении курса магистр должен овладеть следующими навыками:
Знать
¨ Содержание основных противоречий и проблем современной психологии;
¨ Историю идиографических и номотетических традиций в современной психологии;
Уметь
¨ Извлекать из теоретических исследований эвристики для создания новых психоразвивающих приемов,
¨ Планировать, реализовывать и воспроизводить эмпирические исследования;
¨ Контролировать экологичность психоразвивающих воздействий;
Владеть
¨ Умением излагать чужие и аргументировать свои мысли в устной и письменной форме;
¨ Навыками самообразования, аналитического и критического мышления, самостоятельности в решении профессиональных задач;
Приобрести опыт деятельности
¨ Оценки меры новизны и традиционности высказываемых в научной периодике идей.
Содержание и структура дисциплины (модуля)
Содержание разделов дисциплины
№ раздела | Наименование раздела | Содержание раздела | Форма текущего контроля |
Современное понимание основных методологических принципов психического развития; психика как живая система | Психика как живая система; чувствительность ко времени, множественность, сложность психики (И.Пригожин). Психология развития как порождающая по отношению к остальным отраслям психологии наука. Периоды равновесия и неравновесия. Всевозрастной подход П.Бальтеса. Теория вероятностного эпигенеза Г.Готтлиба. Значение этих теорий для уточнения этиогенеза патологий и обоснования психоразвивающего воздействия. | О, ДЗ | |
Индивидуальные траектории и варианты развития как реализация теории динамических систем в психологии | Современные взгляды на нормы психического развития. Понятие путей (траекторий) развития. Виды психологических кризисов (нормативные возрастные, нормативные исторические, ненормативные). Фактор времени в психическом развитии (момент и продолжительность воздействия); сензитивные периоды. Гипотеза темпоральной психология (Р.Ро). | О, ДЗ | |
Метапсихологические факторы развития индивидуальности в современных постиндустриальных обществах | Особенности современной цивилизации; их определяющий характер по отношению к типичным психологическим деформациям личности и нарушениям психического развития. Идеи К.Лоренца о средовых факторах и Х.Ортеги-и-Гассета о культурных факторах, конституирующих контекст жизни современного человека. Связь классических работ с актуальными исследованиями скученности (crowding), темпа жизни, жизненного пространства, приватности. | РК, Устный доклад по реферату не ранее 5 недели обучения | |
Контекст развития. Индивидуальные особенности как результат воздействия разных субсред | Контекст, среда, бытие субъекта. Понятие личностных границ. Проксимальные процессы. Исследования связи семейной системы (структуры и микроклимата) и особенностей развития ребенка. Обогащенная и бедная предметная среда. Режим жизни ребенка и взрослого как одна из основ идентификации. Скрытность, секреты и одиночество. Виды деприваций. | О, ДЗ |
Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа).