| Вид учебной работы | Трудоемкость | ||
| зач. ед. | час | Семестр 1 | |
| Общая трудоемкость по учебному плану | |||
| Аудиторные занятия | 1,33 | ||
| Лекции (Л) | 0,44 | ||
| Практические занятия (ПЗ) | 0,88 | ||
| Самостоятельная работа(СР) без итогового контроля: | 1,7 | ||
| Реферат (Р) | 0,3 | ||
| Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, рубежному контролю и т.д.) | 1,4 | ||
| Вид контроля: | |||
| экзамен |
Разделы дисциплины и виды занятий, изучаемые в 1 семестре
| № раздела | Наименование разделов | Количество часов | ||||
| Всего | Аудиторная работа | Внеауд. работа СР | ||||
| Л | ПЗ | |||||
| Современное понимание основных методологических принципов психического развития; психика как живая система | ||||||
| Индивидуальные траектории и варианты развития как реализация теории динамических систем в психологии | ||||||
| Метапсихологические факторы развития индивидуальности в современных постиндустриальных обществах | ||||||
| Контекст развития. Индивидуальные особенности как результат воздействия разных субсред | ||||||
| Итого: | ||||||
| Подготовка и сдача экзамена: | ||||||
| Итого: | ||||||
4.3. Практические занятия
| № занятия | № раздела | Тема | Кол-во часов |
| Сравнение прикладной ценности современных теорий развития психики с учетом вариативности индивидуальных траекторий | |||
| Структура индивидуальности; устойчивое как ресурс и уязвимость, изменчивое как психотерапевтическая мишень | |||
| Социальные факторы индивидуализации | |||
| Систематизация возрастных и личностных, нормативных и ненормативных психологических кризисов | |||
| Средовые факторы, определяющие нормативные и патологические особенности современного человека | |||
| Вклад субсред в психологическое развитие человека | |||
| Предметная среда как фактор индивидуализации | |||
| Острые проблемы прикладной социальной психологии: буллинг, отсутствие близких отношений |
Самостоятельное изучение разделов дисциплины
| № раздела | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов[1] |
| 1. Равновесие и неравновесие в развитии психических систем 2. Теория вероятностного эпигенеза Г.Готтлиба 3. Всевозрастной подход П.Бальтеса | ||
| 1. Выделение периодов психического развития 2. Понятие траекторий психического развития и его эвристическая значимость 3. Варианты проживания подросткового возраста | ||
| 1. Типичные деформации личности современного человека (по работам К.Лоренца и Х.Ортеги-и-Гассета) 2. Современные исследования скученности. 3. Современные исследования роли временн ы х характеристик в жизни человека | ||
| 1. Виды психологических границ и важность их сохранности для психологического благополучия человека 2. Преемственность между видами привязанности в детстве, юности и взрослом возрасте 3. Мир вещей: прямые и символические функции | ||
| Итого |
Образовательные технологии
Образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Предполагается использовать на практических занятиях коллективный разбор отдельных случаев, использование имитационных моделей, коллективную экспертизу научной проблемной ситуации. Эффективным представляется также участие слушателей в научных конференциях разного уровня (молодых ученых, общероссийских, международных) при условии их релевантности содержанию изучаемой дисциплины.
Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Предполагается использовать поиск информации в интернете и знакомство с интернет-источниками для подготовки к разным видам контроля; использование групповых дискуссий и формы докладов на практических занятиях в форме симпозиумов (тем аттического объединения сообщений и назначения дискуссанта).
| Семестр | Вид занятия (Л, ПР, ЛР) | Используемые интерактивные образовательные технологии | Кол-во часов |
| Л | Коллективный разбор отдельных случаев, использование имитационных моделей, коллективная экспертиза научной проблемной ситуации | ||
| ПР | Поиск информации в интернете и знакомство с интернет-источниками | ||
| Итого |
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме, составляет 35 %.
Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций