Новейшая отечественная история
Код и направление подготовки
050100.62 – Педагогическое образование
Профиль:
История и Обществознание
Квалификация (степень) выпускника:
бакалавр
Форма обучения:
очная
Москва
2016 год
Цель дисциплины: формирование общекультурных и широкого круга профессиональных компетенций бакалавров в научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой, культурно-просветительской, экспертно-аналитической и других формах деятельности для осмысления исторического опыта российского социума в советский период и на приобретение навыков применения программы данного курса в различных образовательных, научных, общественных и государственных учреждениях, используя освоенные бакалаврами принципы и методы исторического анализа, информационно-коммуникационного взаимодействия и социального прогнозирования.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Новейшая отечественная история» относится к базовой части профессионального цикла.
Для освоения дисциплины «Новейшая отечественная история» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Философия», «Иностранный язык», «Культурология», «Социология сотрудничества и конфликта», «Партии и партийные системы», «Историческое краеведение», «Экономическая и социальная география России», «История России (с древнейших времен до конца XVII в.)», «История России (XVIII - начало ХХ вв.)».
Освоение дисциплины «Новейшая отечественная история» является необходимой основой для изучения дисциплин «Современная история», «Специальные исторические дисциплины», «История исторической науки», «Московский регион в ХХ веке как особая социокультурная среда», «Советский тип экономической интеграции», «Историография новейшей отечественной истории», «Источниковедение новейшей отечественной истории», а также прохождения педагогической и профессионально-профилированной практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
|
Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);
Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):
- способен определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1);
- способен анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2);
- способен характеризовать модели общественного развития (СК-3);
- способен ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (СК-4);
- готов применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (СК-5);
|
- способен использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6);
- готов соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8);
- готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории (СК-9).
В результате освоения дисциплины обучаемый должен
знать:
- базовый материал дисциплины «Новейшая отечественная история», включающий в себя комплекс знаний о специфике моделей модернизации и моделях общественного развития в разные исторические эпохи;
- ориентироваться в основных методах изучения и использования информации по новейшей отечественной истории XX – начала XXI вв.;
- иметь представления о движущих силах и закономерностях развития исторического процесса в Российской Империи – СССР – Российской Федерации в XX – начале XXI вв.;
- понимать значение и видеть место человека – рядовых участников событий и выдающихся исторических деятелей – в новейшей отечественной истории;
- владеть разносторонней информацией о политическом устройстве Российской Империи – СССР – Российской Федерации в XX – начале XXI вв.;
- обладать научными представлениями о важнейших событиях и этапах исторического развития, проделанного нашей страной в XX – начале XXI вв.;
- ориентироваться в историософских и научных концепциях, школах и направлениях, сложившихся в процессе изучения и осмысления новейшей отечественной истории;
|
уметь:
- раскрывать специфику проявления явлений и процессов отечественной истории ХХ – начала XXI вв. на национальном и региональном уровнях;
- анализировать исторические проблемы, устанавливать причинно-следственные связи;
- выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий;
- характеризовать модели общественного развития, последовательно сменявшиеся в нашей стране;
- на основе опыта конфликтов, пережитых нашим обществом в XX веке, и их преодоления толерантного воспринимать социальные и культурные различия, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям;
- синтезировать знания по новейшей отечественной истории, деятельностные элементы и аксиологические установки в качестве базы профессиональной и культурно-просветительской деятельности учителя истории;
владеть:
- культурой мышления и методами аргументированного изложения собственной позиции;
- инструментами кооперации своей деятельности с коллегами и готовностью к работе в коллективе;
- готовностью к работе с источниками информации, в том числе современными электронными;
- восприятием исторических событий, явлений и процессов в их темпоральной характеристике;
- навыками работы с историческими источниками и литературой;
- приёмами культурно-просветительской и профессиональной деятельности, в том числе приёмами публичной речи, ведения дискуссии и полемики, а также редактирования текстов профессионального и социально значимого содержания;
- готовностью соотносить собственные аксиологические установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными концепциями российской истории;
- опытом синтеза знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории.
4. Структура и содержание дисциплины