При промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины учитывается посещаемость лекционных и семинарских занятий. Проверка посещаемости осуществляется на каждом занятии; выставление рейтинговых баллов производится по сумме занятий, на которых обучающийся присутствовал:
21-40% — 3 балла;
41-60% — 4 балла;
61-80% — 7 баллов;
81-100% — 10 баллов.
При посещении менее 20% занятий обучающийся получает рейтинговый штраф – 10 баллов.
Вопросы к экзамену (5 и 6 семестры)
1.. Февраль1917 г. в России. Падение монархии.
2.. Историческое развитие России от Февраля к Октябрю 1917 г.
3. Октябрь 1917 г.
4. Установление Советской власти; первые декреты.
5. Причины, характер, особенности и последствия Гражданской войны.
6. Военная интервенция в России.
7. Советская Россия в годы Гражданской войны.
8. Политика “военного коммунизма”.
9. «Белое» движение на территории страны в годы Гражданской войны.
10. Влияние Гражданской войны на развитие российского общества.
12. Образование СССР.
13. НЭП: советский метод восстановления народного хозяйства.
14. Внутрипартийная борьба за власть в 1920-е гг. и ее влияние на ситуацию в стране.
15. Советская политика в сфере образования и культуры в 1920-е гг.
16. Интеллигенция и русская эмиграция в 1920-е годы.
17. Внешняя политика и Коминтерн в 1920-е годы.
18. Значение нэпа и исторические альтернативы развития страны в 1920-е гг.
19. Сталинская форсированная индустриализация: методы, средства, источники.
20. Создание ГУЛАГа и его роль в индустриализации страны.
21. Раскулачивание и массовая коллективизация: методы, средства, итоги.
22. Советская внешняя политика в 1930-е годы: инициативы, методы, итоги.
23. Причины и начало Второй мировой войны.
|
24. Нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны.
25. Характерные черты основныхпериодов Великой Отечественной войны.
26. Дискуссии о коренном переломе в Великой Отечественной войне.
27. Народ, армия и власть в годы войны.
28. Образование антигитлеровской коалиции. Союзники во Второй мировой войне.
29. Источники и цена победы советского народа в Великой Отечественной войне.
30. Проблемы перехода страны к мирному развитию (1946 – 1950 гг.).
31. Политическое развитие страны в 1945 – 1953 гг.
32. Геополитические изменения в мире после окончания Второй мировой войны.
33. “Холодная война”.
34. Образование мировой социалистический системы.
35. «Оттепель» в общественно-политической и культурной жизни страны.
36. Социально-экономические реформы Н.С. Хрущева (1953 – 1964 гг.).
37. XX съезд КПСС и его историческое значение
38. Основные тенденции развития советского общества в 1965 -1985 гг.
39. Кризис советской партийно-государственной системы.
40. Особенности социально-экономического развития страны в 1960 – 1980 гг.
41. «Перестройка» 1985 – 1991 гг. в СССР.
42. Межнациональные отношения в СССР в период “перестройки” 1985 – 1991 гг.
43. Распад СССР. Образование СНГ.
44. Декларация о государственном суверенитете России. Становление российской государственности. Выборы Президента России в 1991 г.
45. Государственно-политическое развитие России в 1991 – 1993 гг. “Черный октябрь” 1993 г.
46. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г.
47. Основы конституционного строя современной России.
48. Органы государственной власти РФ: Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды.
|
49. Федеративное устройство России.
50. Политические партии в современной России.
51. Современные проблемы социально-экономического и политического развития России.
52. Внешняя политика современной России.
Промежуточная аттестация в 6 семестре осуществляется в форме кейса, который включает исторический источник и вопросы к нему.
Пример:
"Каждый знает, что такое власть, знает, что называется, по ощущениям. Но сформулировать понятие «власть» непросто. Во всяком случае, мне пришлось искать определение этому понятию, последовательно отказываясь от устойчивых штампов. Один из них — «власть принадлежала КПСС». Не согласен с этим. Действительно, КПСС была провозглашена в Конституции СССР 1977 г. «ядром политической системы». Действительно, КПСС как массовая политическая организация имела управленческие функции, которые осуществляла как через аппарат, так и через членов организаций на местах.
Однако следует отметить:
— в КПСС как массовой политической организации существовала жесткая иерархия, отделявшая партийный аппарат от рядовых членов партии
— —принцип «демократического централизма», лежавший в основе организации партии, практически исключал возможность движения предложений «снизу-вверх». Те же решения, которые принимались руководством КПСС, опять-таки менее всего отвечали процедурам, предусмотренным Уставом КПСС.
Не оправдано и представление о том, что власть в Советском Союзе принадлежала органу, который реально (а не по уставу) управлял партией - его Политбюро. Да, в его состав входили высшие руководители государства, но в течение ряда периодов истории страны - в конце 1930-х гг., во время войны и в послевоенный период, едва ли не до 1956 г. -важнейшие решения принимались не на заседаниях Политбюро, а в так называемом «опросном порядке», т. е. оформлялись задним числом. В то время едва ли не важнее были решения Совмина СССР — органе, где власть концентрировалась в значительно большей степени, чем в собственно партийном руководстве. Хрущев тасовал состав высшей структуры партийного аппарата, вычищал всех, кто мог оказаться для него потенциально опасным.
|
Приказы о действиях, имевших огромное политическое значение, принимались, как правило, самым узким кругом руководства (так, решение о вводе советских войск в Афганистан 12 декабря 1979 г. было принято на даче Л. И. Брежнева Генеральным секретарем ЦК КПСС вместе с председателем КГБ Ю. В. Андроповым, министром обороны Д. Ф. Устиновым, министром иностранных дел А. А. Громыко и заведующим Общим отделом ЦК К. У. Черненко и только позднее было оформлено как решение Политбюро. Важнейшие кадровые изменения — от определения круга «наследников Сталина» в марте 1953 г. до отставки Хрущева октябре 1964 г. — предопределялись десятком высших чиновников и лишь затем закреплялись постановлениями Политбюро, пленумов ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР. Ни КГБ, ни МВД, ни Министерство обороны, при всей их мощи и влиянии, не имели самостоятельного политического значения, т. е. не могли сами по себе, в одиночку, проводить государственную политику.
Власть в послевоенном СССР распределялась среди высшего управленческого звена страны, прежде всего, между руководителями четырех главных ведомств страны: Старой площади — аппарата ЦК КПСС, Кремля - с Совмином СССР, Лубянки - КГБ СССР и «Арбатского военного округа» — с Министерством обороны СССР.
Частью властной элиты были также представители высшего звена политического руководства на местах и в центре — секретари обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик, министры, заместители министров и члены коллегии министерств и союзных ведомств, высшие представители советского аппарата, армии, КГБ, юстиции, промышленности, науки, пропаганды и культуры, входившие в число членов и кандидатов в члены ЦК КПСС и Центральной ревизионной комиссии КПСС. Добавим к этому перечню и тот слой управленцев, который обладал реальной властью на местах — заведующие отделами обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик.
Между двумя слоями власти — местной и центральной — существовали тесные связи. К просьбам и предложениям первого секретаря обкома партии в Москве, во всех звеньях управления — от аппарата ЦК до Совета Министров и отдельных министерств — внимательно прислушивались. Беседы с секретарями обкомов входили в обязательный ритуал Генеральных секретарей ЦК. Поичины этого были разнообразны. Прежде всего, секретари обкомов, будучи, в большинстве своем, членами ЦК, участвовали в голосовании на пленумах ЦК, и отношения с секретарями могли либо укрепить власть Первого секретаря, как было на июньском Пленуме 1957 г., либо предопределить его отставку, как случилось с Хрущевым на октябрьском Пленуме 1964 г. Хорошие отношения с первыми секретарями — гарантия исправного функционирования «машины голосования» на пленумах и съездах партии.
Кроме того, от деятельности первых секретарей обкомов и крайкомов в известной степени зависело выполнение правительственных программ в области промышленности, обороны, сельского хозяйства, так как они располагали возможностью направить «местные ресурсы» на решение тех задач, которые признавались как общегосударственные. Представители местной власти постоянно пополняли ряды столичной бюрократии, в том числе и высшие ее звенья, достаточно вспомнить хотя бы карьеры Хрущева и Брежнева, Андропова и Горбачева.
В свою очередь, местные руководители в огромной степени зависели от центральной власти — от инвестиций в свои регионы и выделения «фондов» (гарантированного промышленного и продовольственного снабжения) до решения собственных личных проблем вплоть до получения комфортабельной квартиры в центре Москвы или устройствасвоих детей в престижные учебные заведения. Власть на местах в значительной степени зависела именно от центра, и в меньшей степени — от своего окружения в республиках и областях.
Итак, состав главных действующих лиц советской послевоенной истории вряд ли превышал 3 тыс. человек. Это как раз те самые люди, которые олицетворяли власть в СССР.
У этих людей существовали взаимные интересы и взаимная зависимость. Принцип номенклатуры, ставивший, казалось, всех государственных чиновников в зависимость от партийного аппарата, не был универсальным законом организации власти в стране. Да, без утверждения в партийных органах — в отделах ЦК, Секретариате или Политбюро—нельзя было получить назначение на соответствующую должность. Однако если кандидатура на должность не была согласована с соответствующим ведомством — Советом Министров, министерством, Комитетом государственной безопасности (последнее было совершенно обязательно), то невозможно было и назначение в ЦК, на любую действительно важную должность в государственном или партийном аппарате. По существу, требовалась взаимная заинтересованность чиновников. Там, где обрывались цепочки взаимных ооязательств, заканчивалась карьера чиновника
XIX Всесоюзная партийная конференция, состоявшаяся летом 1988 г., приняла решение о создании нового высшего органа государственной власти — съезда народных депутатов. 1 декабря 1988 г. были приняты два закона — «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР». Пленум утвердил возможность прямых и альтернативных выборов (курсив автора) коммунистами «первого» руководителя — от секретаря первичной организации до секретарей обкомов и республиканских организаций.
Впервые за свою историю руководство КПСС попыталось отказаться от номенклатурного принципа назначения (курсив автора) на партийно-государственные должности, то есть от важнейшего способа воздействия на все стороны жизни государства. А то, что руководство КПСС надеялось опереться на общественное мнение, воплощенное в прессе, на голоса рядовых коммунистов как на средство проведения кадровой «чистки» и осуществлять ее посредством альтернативных выборов — это вообще не имело прецедентов в истории партии.
Так было принято решение о проведении выборов на альтернативной основе — как в партии, так и в Советах. Альтернативные выборы «съели» номенклатурную систему, стали колыбелью для национальной оппозиции и в конечном счете подготовили развал СССР. Но это в будущем. Инициаторам этого пленума тогда все представлялось иначе".
Вопросы:
1. Пользуясь приведенным отрывком, составьте примерную схему принятия политических решений в СССР в послевоенный период (на конкретном историческом примере).
2. Можно ли согласиться с мнением автора о том, что рядовые члены партии были полностью изолированы от управленческого процесса в стране?
3. Согласны ли вы с мнением автора, что система "прямых и альтернативных" выборов в высший орган государственной власти – Съезд народных депутатов – стала "точкой поворота", подготовившей "распад СССР"? Аргументируйте свой ответ.