Промежуточная аттестация




При промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины учитывается посещаемость лекционных и семинарских занятий. Проверка посещаемости осуществляется на каждом занятии; выставление рейтинговых баллов производится по сумме занятий, на которых обучающийся присутствовал:

21-40% — 3 балла;

41-60% — 4 балла;

61-80% — 7 баллов;

81-100% — 10 баллов.

При посещении менее 20% занятий обучающийся получает рейтинговый штраф – 10 баллов.

 

Вопросы к экзамену (5 и 6 семестры)

1.. Февраль1917 г. в России. Падение монархии.

2.. Историческое развитие России от Февраля к Октябрю 1917 г.

3. Октябрь 1917 г.

4. Установление Советской власти; первые декреты.

5. Причины, характер, особенности и последствия Гражданской войны.

6. Военная интервенция в России.

7. Советская Россия в годы Гражданской войны.

8. Политика “военного коммунизма”.

9. «Белое» движение на территории страны в годы Гражданской войны.

10. Влияние Гражданской войны на развитие российского общества.

12. Образование СССР.

13. НЭП: советский метод восстановления народного хозяйства.

14. Внутрипартийная борьба за власть в 1920-е гг. и ее влияние на ситуацию в стране.

15. Советская политика в сфере образования и культуры в 1920-е гг.

16. Интеллигенция и русская эмиграция в 1920-е годы.

17. Внешняя политика и Коминтерн в 1920-е годы.

18. Значение нэпа и исторические альтернативы развития страны в 1920-е гг.

19. Сталинская форсированная индустриализация: методы, средства, источники.

20. Создание ГУЛАГа и его роль в индустриализации страны.

21. Раскулачивание и массовая коллективизация: методы, средства, итоги.

22. Советская внешняя политика в 1930-е годы: инициативы, методы, итоги.

23. Причины и начало Второй мировой войны.

24. Нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны.

25. Характерные черты основныхпериодов Великой Отечественной войны.

26. Дискуссии о коренном переломе в Великой Отечественной войне.

27. Народ, армия и власть в годы войны.

28. Образование антигитлеровской коалиции. Союзники во Второй мировой войне.

29. Источники и цена победы советского народа в Великой Отечественной войне.

30. Проблемы перехода страны к мирному развитию (1946 – 1950 гг.).

31. Политическое развитие страны в 1945 – 1953 гг.

32. Геополитические изменения в мире после окончания Второй мировой войны.

33. “Холодная война”.

34. Образование мировой социалистический системы.

35. «Оттепель» в общественно-политической и культурной жизни страны.

36. Социально-экономические реформы Н.С. Хрущева (1953 – 1964 гг.).

37. XX съезд КПСС и его историческое значение

38. Основные тенденции развития советского общества в 1965 -1985 гг.

39. Кризис советской партийно-государственной системы.

40. Особенности социально-экономического развития страны в 1960 – 1980 гг.

41. «Перестройка» 1985 – 1991 гг. в СССР.

42. Межнациональные отношения в СССР в период “перестройки” 1985 – 1991 гг.

43. Распад СССР. Образование СНГ.

44. Декларация о государственном суверенитете России. Становление российской государственности. Выборы Президента России в 1991 г.

45. Государственно-политическое развитие России в 1991 – 1993 гг. “Черный октябрь” 1993 г.

46. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г.

47. Основы конституционного строя современной России.

48. Органы государственной власти РФ: Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды.

49. Федеративное устройство России.

50. Политические партии в современной России.

51. Современные проблемы социально-экономического и политического развития России.

52. Внешняя политика современной России.

Промежуточная аттестация в 6 семестре осуществляется в форме кейса, который включает исторический источник и вопросы к нему.

Пример:

"Каждый знает, что такое власть, знает, что называется, по ощущениям. Но сформулировать понятие «власть» непросто. Во всяком слу­чае, мне пришлось искать определение этому понятию, после­довательно отказываясь от устойчивых штампов. Один из них — «власть принадлежала КПСС». Не согласен с этим. Действитель­но, КПСС была провозглашена в Конституции СССР 1977 г. «яд­ром политической системы». Действительно, КПСС как массо­вая политическая организация имела управленческие функции, которые осуществляла как через аппарат, так и через членов организаций на местах.

Однако следует отметить:

— в КПСС как массовой политической организации существо­вала жесткая иерархия, отделявшая партийный аппарат от рядо­вых членов партии

— —принцип «демократического централизма», лежавший в основе организации партии, практически исключал возможность движения предложений «снизу-вверх». Те же решения, которые принимались руководством КПСС, опять-таки менее всего отве­чали процедурам, предусмотренным Уставом КПСС.

Не оправдано и представление о том, что власть в Советском Союзе принадлежала органу, который реально (а не по уставу) уп­равлял партией - его Политбюро. Да, в его состав входили выс­шие руководители государства, но в течение ряда периодов исто­рии страны - в конце 1930-х гг., во время войны и в послевоенный период, едва ли не до 1956 г. -важнейшие решения принимались не на заседаниях Политбюро, а в так называемом «опросном порядке», т. е. оформлялись задним числом. В то время едва ли не важнее были решения Совмина СССР — органе, где власть концентрировалась в значительно большей степени, чем в собственно партийном руководстве. Хрущев тасовал состав высшей структуры партийного аппарата, вычищал всех, кто мог оказаться для него потенциально опасным.

Приказы о действиях, имевших огромное политическое значение, принимались, как правило, самым узким кругом руководства (так, решение о вводе советских войск в Афганистан 12 декабря 1979 г. было принято на даче Л. И. Брежнева Генеральным секретарем ЦК КПСС вместе с председателем КГБ Ю. В. Андроповым, министром обороны Д. Ф. Устиновым, министром иностранных дел А. А. Громыко и заведующим Общим отделом ЦК К. У. Черненко и только позднее было оформлено как решение Политбюро. Важнейшие кадровые изменения — от определения круга «наследников Сталина» в марте 1953 г. до отставки Хрущева октябре 1964 г. — предопределялись десятком высших чиновников и лишь затем закреплялись постановлениями Политбюро, пленумов ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР. Ни КГБ, ни МВД, ни Министерство обороны, при всей их мощи и влиянии, не имели самостоятельного политического значения, т. е. не могли сами по себе, в одиночку, проводить государственную политику.

Власть в послевоенном СССР распределялась среди высшего управленческого звена страны, прежде всего, между руководителя­ми четырех главных ведомств страны: Старой площади — аппарата ЦК КПСС, Кремля - с Совмином СССР, Лубянки - КГБ СССР и «Арбатского военного округа» — с Министерством обороны СССР.

Частью властной элиты были также представители высшего звена политического руководства на местах и в центре — секрета­ри обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик, ми­нистры, заместители министров и члены коллегии министерств и союзных ведомств, высшие представители советского аппарата, армии, КГБ, юстиции, промышленности, науки, пропаганды и культуры, входившие в число членов и кандидатов в члены ЦК КПСС и Центральной ревизионной комиссии КПСС. Добавим к этому перечню и тот слой управленцев, который обладал реаль­ной властью на местах — заведующие отделами обкомов, крайко­мов, ЦК компартий союзных республик.

Между двумя слоями власти — местной и центральной — су­ществовали тесные связи. К просьбам и предложениям первого секретаря обкома партии в Москве, во всех звеньях управления — от аппарата ЦК до Совета Министров и отдельных министерств — внимательно прислушивались. Беседы с секретарями обкомов вхо­дили в обязательный ритуал Генеральных секретарей ЦК. Поичины этого были разнообразны. Прежде всего, секретари обкомов, будучи, в большинстве своем, членами ЦК, участвовали в голосо­вании на пленумах ЦК, и отношения с секретарями могли либо укрепить власть Первого секретаря, как было на июньском Пле­нуме 1957 г., либо предопределить его отставку, как случилось с Хрущевым на октябрьском Пленуме 1964 г. Хорошие отношения с первыми секретарями — гарантия исправного функционирова­ния «машины голосования» на пленумах и съездах партии.

Кроме того, от деятельности первых секретарей обкомов и крайкомов в известной степени зависело выполнение правительственных про­грамм в области промышленности, обороны, сельского хозяйства, так как они располагали возможностью направить «местные ре­сурсы» на решение тех задач, которые признавались как общего­сударственные. Представители местной власти постоянно попол­няли ряды столичной бюрократии, в том числе и высшие ее зве­нья, достаточно вспомнить хотя бы карьеры Хрущева и Брежнева, Андропова и Горбачева.

В свою очередь, местные руководители в огромной степени зависели от центральной власти — от инвестиций в свои регионы и выделения «фондов» (гарантированного промышленного и про­довольственного снабжения) до решения собственных личных проблем вплоть до получения комфортабельной квартиры в цент­ре Москвы или устройствасвоих детей в престижные учебные заведения. Власть на местах в значительной степени зависела именно от центра, и в меньшей степени — от своего окружения в рес­публиках и областях.

Итак, состав главных действующих лиц советской послевоен­ной истории вряд ли превышал 3 тыс. человек. Это как раз те самые люди, которые олицетворяли власть в СССР.

У этих людей существовали взаимные интересы и взаимная зависимость. Принцип номенклатуры, ставивший, казалось, всех государственных чиновников в зависимость от партийного аппа­рата, не был универсальным законом организации власти в стра­не. Да, без утверждения в партийных органах — в отделах ЦК, Сек­ретариате или Политбюро—нельзя было получить назначение на соответствующую должность. Однако если кандидатура на долж­ность не была согласована с соответствующим ведомством — Со­ветом Министров, министерством, Комитетом государственной безопасности (последнее было совершенно обязательно), то не­возможно было и назначение в ЦК, на любую действительно важную должность в государственном или партийном аппарате. По существу, требовалась взаимная заинтересованность чиновников. Там, где обрывались цепочки взаимных ооязательств, заканчива­лась карьера чиновника

XIX Всесоюзная партийная конференция, состоявшаяся ле­том 1988 г., приняла решение о создании нового высшего органа государственной власти — съезда народных депутатов. 1 декабря 1988 г. были приняты два закона — «Об изменениях и дополнени­ях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народ­ных депутатов СССР». Пленум утвердил возможность прямых и альтернативных выборов (курсив автора) коммунистами «первого» руководителя — от секретаря первичной организации до секретарей обкомов и рес­публиканских организаций.

Впервые за свою историю руководство КПСС попыталось от­казаться от номенклатурного принципа назначения (курсив автора) на партийно-го­сударственные должности, то есть от важнейшего способа воздей­ствия на все стороны жизни государства. А то, что руководство КПСС надеялось опереться на общественное мнение, воплощен­ное в прессе, на голоса рядовых коммунистов как на средство про­ведения кадровой «чистки» и осуществлять ее посредством аль­тернативных выборов — это вообще не имело прецедентов в исто­рии партии.

Так было принято решение о проведении выборов на альтер­нативной основе — как в партии, так и в Советах. Альтернатив­ные выборы «съели» номенклатурную систему, стали колыбелью для национальной оппозиции и в конечном счете подготовили развал СССР. Но это в будущем. Инициаторам этого пленума тогда все представлялось иначе".

Вопросы:

1. Пользуясь приведенным отрывком, составьте примерную схему принятия политических решений в СССР в послевоенный период (на конкретном историческом примере).

2. Можно ли согласиться с мнением автора о том, что рядовые члены партии были полностью изолированы от управленческого процесса в стране?

3. Согласны ли вы с мнением автора, что система "прямых и альтернативных" выборов в высший орган государственной власти – Съезд народных депутатов – стала "точкой поворота", подготовившей "распад СССР"? Аргументируйте свой ответ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: