Цель задания
1. Научиться обоснованно назначать поля допусков для размеров, сопрягаемых с подшипниками качения.
2. Научиться обозначать на чертежах посадки колец подшипников качения с деталями.
Исходными данными служат
1. Номер подшипника качения.
2. Величина его радиальной нагрузки.
3. Чертеж узла, в котором используется подшипник качения.
В задании требуется
1. Определить конструктивные размеры заданного подшипника качения.
2. Установить характер нагрузки подшипника.
3. Определить вид нагружения каждого кольца подшипника.
4. Рассчитать и выбрать посадки подшипника на вал и в корпус.
5. Для сопряжений «подшипник-корпус» и «подшипник-вал» построить схемы полей допусков, с указанием номинальных размеров, предельных отклонений, зазоров или натягов.
6. Вычертить эскизы подшипникового узла и деталей, сопрягаемых с подшипником, указав на них посадки соединений и размеры деталей.
Методические указания к выполнению
1. По приложению Ж методических указаний определить конструктивные размеры «заданного подшипника (D, d, B и r) в соответствии с ГОСТ 8338 – 75.
2. По чертежу узла с учетом условий его работы нужно установить характер нагрузки подшипника:
перегрузка до 150%, умеренные толчки и вибрации (статическая), перегрузка до 300%, сильные удары и вибрация (динамическая), (характер нагрузки устанавливается студентом условно).
3. Вид нагружения показывает, какая часть беговой дорожки каждого кольца воспринимает радиальную нагрузку» Принцип установления вида нагружения колец подшипников качения изложен в § 62 [1].
4. Посадку подшипников качения на вал и в корпус выбирают, прежде всего, в зависимости от вида нагружения колец. При циркуляционном нагружении колец подшипников посадки а валы и в корпусы выбирают по величине интенсивности радиальной нагрузки на посадочной поверхности. Интенсивность радиальной нагрузки определяют по формуле (79) [1], учитывая при выборе коэффициентов характер нагрузки, конструкцию вала и корпуса под подшипник, вид подшипника качения. При этом необходимо понимать, что нагрузка подшипника и вид нагружения его колец – разные вещи.
|
Определив для циркуляционно нагруженного кольца величину интенсивности радиальной нагрузки, по таблице 16 [1] выбирают поле допуска соответственно для вала или корпуса, сопрягаемого с этим кольцом. Посадку под кольцо, имеющее местный вид нагружения, выбирают из таблицы 17 [1].
5. Пример построения схем полей допусков приведен на рисунке 4. Отклонения колец подшипников определяют по таблице 6 приложений.
Рисунок 4. Схемы полей допусков соединений: внутреннее кольцо-вал и наружное кольцо-корпус.
6. Пример эскизов подшипникового узла и деталей, сопрягаемых с подшипниками, со всеми требуемыми обозначениями приведен на рис. 5.
Рисунок 5. Обозначение посадок подшипников качений и полей допусков сопрягаемых с ними деталей.
ЗАДАНИЕ 4