Исходящие от корпорации действия распадаются на три 6 глава




Несмотря на существенное различие, имеющееся между бюджетным учреждением и хозрасчетным предприятием, и то и другое являются органами социалистического государ­ства. Орган, как уже отмечалось выше, — это организован­ный коллектив трудящихся во главе с руководителем, вы­полняющим возложенные на него функции. Но юридиче­скими лицами являются не только хозрасчетные предприя­тия. Юридическими лицами должны быть признаны и бюд­жетные учреждения. Через учреждения осуществляется использование той доли общественного продукта, которая поступает не в производство и не в фонд личного потребле­ния, но на организационные и социально-культурные рас­ходы '. Для выполнения возложенных на них задач бюд­жетные учреждения должны вступать в гражданские пра­воотношения с физическими лицами и организациями. Иму­щественная правоспособность бюджетного органа реали­зуется в тех сделках, совершение которых необходимо для выполнения их социально-культурных, организаторско-хозяйственных и иных управленческих функций. Имуществен­ная связь бюджетного учреждения и государства в целом осуществляется, как мы видели, в иных формах, чем иму­щественная связь хозрасчетного органа с государством.

Но уже одно то обстоятельство, что законодательство в той или иной форме проводит различие между государ­ством и государственным органом, так или иначе обособляя имущество госоргана внутри единого фонда государствен­ной собственности, свидетельствует о том, что было бы неправильным отождествлять госорган с государством.

1 См. об этом указанные выше статьи А. В. Венедиктова «Советское государство и право», 1940, № 5—б, стр. 21—33; № 10 стр. 84.

Поскольку государство, руководясь принципом демократи­ческого централизма, предоставляет госбюджетным учреж­дениям известную меру самостоятельности в имуществен­ных отношениях, они являются юридическими лицами. Вместе с тем, поскольку государство не может быть сведено к простой сумме его органов, при наличии определенных условий оно рассматривается законом как непосредствен­ный субъект гражданских правоотношений, т. е. как юриди­ческое лицо.

Но может быть признание советского государства юри­дическим лицом гражданского права снижает авторитет государственной власти, умаляет государственный сувере­нитет? Едва ли подобные опасения имеют под собой серь­езные основания. Разумеется, государство как субъект гражданского права существенно отличается от прочих юридических лиц. Советское государство само является источником права; как правообразующая сила, оно само дает жизнь юридическим лицам. По отношению к государ­ству не применимы положения о специальной правоспособ­ности, возникновении и прекращении юридических лиц и т. п. Однако советское государство при наличии опреде­ленных условий выступает как субъект гражданского права.

Каковы же эти условия?

Советское государство выступает как юридическое лицо в тех случаях, когда стороной в гражданском правоотно­шении является) именно государство, как таковое, а не тот или иной отдельный государственный орган. Например, СССР непосредственно выступает как субъект права при совершении внешнеторговых сделок через торгпредство. Торговые представительства СССР в иностранных государ­ствах осуществляют за границей права Союза ССР в об­ласти принадлежащей ему монополии внешней торговли. По общему правилу торгпредства «осуществляют внеш­нюю торговлю Союза ССР со страной пребывания торгового представительства» 1 При осуществлении операций по внеш­ней торговле торгпредства уполномочиваются на соверше­ние юридических сделок от имени СССР; от имени же СССР торгпредства выступают в качестве истцов и ответчиков

1 Ст. 1. Положениями торговых представительствах и торговых агентствах СССР за границей, утв: ЦИК и СНК СССР 13 сентября 1933 г. (СЗ СССР 1933 г. № 59, ст. 354).

перед судебными органами в том случае, если правитель­ство СССР выразило согласие на подчинение торгпредства местному суду по спорам, вытекающим из сделок, заклю­ченных торгпредством в данной стране '. Стало быть, торг­предство при совершении тех или иных юридических сделок действует в качестве 'представителя ССCP; носите­лем прав и обязанностей, возникающих в результате этих сделок, является не торгпредство, а непосредственно само советское государство. Поэтому «по обязательствам торго­вого представительства несет ответственность казна Союза ССР» 2. Это положение надо понимать не в том смысле, что СССР является гарантом по обязательствам торгпредства, а как доказательство того, что действия торгпредства непо­средственно обязывают государство.

Государство, как казна, фигурирует в ст. 19 Граждан­ского кодекса, в Положении о трестах и в ряде других за­конодательных актов. В силу ст. 4 Положения о трестах «общегосударственная казна и местные советы за долги треста не отвечают. Трест не отвечает за долги государства и местных советов» 3.

Социалистическое государство является непосредствен­ным носителем имущественных прав и обязанностей в отно­шениях, вытекающих из государственного кредита. Как из­вестно, государственный кредит—это заимообразное привлечение государством средств населения и средств социалистических хозяйственных организаций путем вы­пуска государственных займов. Такими организациями, помещающими свои свободные средства в государственные займы, являются сберегательные кассы и Госстрах. Долж­ником по государственным займам является не тот или иной государственный орган, а государства в целом, общегосударственная казна4. Поступления от государст-

1 Ст. 4 Положения о торгпредствах.

2 Ст. 6 Положения о торгпредствах.

3 СЗ СССР 1927 г. № 39, ст. 392.

4 П. «р» ст. 14 Конституции СССР, п. «н» ст. 16 Положения о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, утв. ЦИК и СНК СССР 25 мая 1927 г. (СЗ СССР 1927 г. № 27, ст. 286); «В государ­ственном кредите государство... является должником, а держатели облигаций займа — кредиторами... Государственный кредит теснейшим образом связан с бюджетом... Погашение государственных займов и
уплата вознаграждения держателям облигаций займов производится из государственного бюджета СССР. Таким образом держатели облигаций займов являются кредиторами государственного бюджета» («Финан­совое право», учебник для юридических вузов, М., 1940, стр. 115).

венных займов направляются в бюджет и распределяются в соответствии с государственным планом развития народ­ного хозяйства и социально-культурного строительства.

Государство выступает в качестве гаранта по обяза­тельствам государственных трудовых сберегательных касс. В Положении о сберегательных кассах указывается, что «целость сумм и ценностей, вверенных государственным трудовым сберегательным кассам, гарантируется правитель­ством Союза GOP». Если убыток по операциям сберкасс за истекший год превысит их запасный капитал, то недостаю­щая сумма покрывается за счет государства '.

Если убытки по операциям Государственного банка, вы­веденные по его годовому балансу, превысят сумму резерв­ного капитала, то «непокрытая резервным капиталом часть убытка покрывается за счет общесоюзного бюд­жета» 2.

Иное дело, что практически у Государственного банка ни разу не возникала потребность в такой гарантии, так как в условиях социалистического планового хозяйства кре­дитоспособность Госбанка не была и не могла быть поко­леблена.

По общему правилу Госбанк не отвечает по обязатель­ствам Союза ССР, союзных республик, их центральных и местных органов. Но в некоторых случаях такая ответ­ственность Госбанком может быть на себя принята. Значит в этом случае государство рассматривается как юридиче­ское лицо, как сторона в имущественном правоотношении 3.

Во-вторых, государство рассматривается как непосред­ственный субъект права в отношении того государствен­ного имущества, которое еще не поступило в распоряжение госорганов. В этом случае Министерство финансов и его

1 Ст. ст. 4 и 61 Положения о государственных трудовых сберегатель­ных кассах, утв. ЦИК и СНК СССР 20 февраля 1928 г. (СЗ СССР 1929 г. № 17, ст. 140).

2 Ст. 4 Устава Государственного банка Союза ССР, утв. ЦИК и СНК СССР 12 июня 1929 г. (СЗ 1929 г. № 38, ст. 333).

3 Дополнительная ответственность Государственного банка возни­кает при поручительстве по денежным обязательствам, подлежащим исполнению как в СССР, так и за границей, а также по акцепту век­селей, выписанных с платежом за границей (ст. ст. 3 и 25 Устава Государственного банка Союза ССР).

органы действуют как представители казны. В таком именно смысле упоминается государство в различных законода­тельных актах, устанавливающих в связи с наступлением определенных, предусмотренных законом обстоятельств переход имущества, находившегося ранее в личной соб­ственности граждан, либо кооперативного имущества, а в некоторых случаях даже имущества, закрепленного за госорганами, в собственность государства (в доход казны).

По общему правилу в силу ст. 68 Гражданского кодекса бесхозяйное имущество переходит в собственность госу­дарства. В собственность государства переходит также выморочное имущество (ст. 433 ГК), конфискованное иму­щество, клады. Учет, оценка и реализация конфискованного, выморочного, бесхозяйного имущества производится финан­совыми органами, действующими от имени казны. Иму­щество, в зависимости от его характера и вида, передается финорганами для использования различным государствен­ным организациям как хозяйственным, так и бюджетным. Кооперативным организациям имущество передается за вознаграждение. Суммы, вырученные от продажи имуще­ства, зачисляются в доход союзного, республиканского или местного бюджета. Точно так же в доход бюджета посту­пают конфискованные, выморочные и другие денежные сред­ства и ценности 1 В доход государства поступает неосно­вательное обогащение одной или обеих сторон по некото­рым недействительным сделкам, (ст. ст. 147, 149, 150, 402 ГК). Ст. 147 ГК применяется не только к частным лицам, кооперативным и общественным организациям, но в неко­торых случаях и к госорганам — предприятиям и учрежде­ниям, руководители которых вступили на путь обмана го­сударства, заключив явно противозаконную сделку2.

Не во всех случаях переход имущества в доход госу­дарства имеет под собой гражданско-правовые основания.

1 См. Положение о порядке учета и использования национализиро­ванного, конфискованного, выморочного и бесхозяйного имущества, утв. СНК СССР 17 апреля 1943 г. (СП СССР 1943, № 6, ст. 98).

2 Пост. Пленума Верховного суда СССР от 16 июля 1939 г. о применении ст. 147 Гражданского кодекса РСФСР и соответствующих статей ГК других союзных республик к сделкам между учреждениями и предприятиями социалистического хозяйства (Гражданский кодекс РСФСР с приложением постатейно-систематизированных материалов, Юриздат, 1943, стр. 179-180).

Конфискованное имущество переходит в доход государ­ства; конфискация же производится по приговору суда и в административном порядке '. Но, поскольку и в данном слу­чае речь идет о переходе имущества в доход государства, последнее выступает как субъект права на это имущество, как казна.

Конечно, ни выморочное, ни бесхозяйное или конфиско­ванное имущество не могут рассматриваться как постоянно действующие и хотя бы сколько-нибудь значительные источники пополнения казны. Основной источник образова­ния необходимых советскому государству средств — это накопления социалистических предприятий в виде налога с оборота, подоходного налога или отчислений от прибылей, а также налоги и сборы с населения. Правоотношения, кото­рые возникают между государством, с одной стороны, и социалистическими хозяйственными организациями и граж­данами, с другой стороны, по налогам и иным обязатель­ным платежам в бюджет входят в состав финансового права. Отношения налоговые — это отношения, вытекающие из осуществления государственного властвования. Но реа­лизация этих отношений связана с передачей или перечисле­нием имущества в виде определенного количества денежных знаков в доход госбюджета, т. е. государству. В силу принци­па единства кассы все доходы государства по на­логам и иным обязательным платежам концентрируются в едином бюджетном фонде до того, как в соответ­ствии с расходной частью бюджета, они будут направлены независимо от источника доходов на соответствующие цели по сметным ассигнованиям 2. Государство поэтому яв­ляется непосредственным собственником и непосредствен­ным распорядителем имущества, еще не поступившего в распоряжение отдельных государственных органов.

Нормы гражданского права могут применяться при реа­лизации налоговых правоотношений или правоотношений, вытекающих из обязательной поставки продуктов сельского хозяйства государству, в связи с определением момента пе-

1 П. «б» ст. 1 Положения о порядке учета и использования нацио­нализированного, конфискованного, выморочного и безхозяйного имущества.

2 См. H. H. Ровинский, Государственный бюджет Союза ССР, стр. 54.

рехода права собственности на денежные знаки или сельско­хозяйственные продукты '.

Имущество, непосредственным собственником которого является государство, как казна, т. е. имущество еще не обо­собленное в управление отдельных госорганов, выступает в качество фонда денежных средств и включено в бюджет социалистического государства. Эти денежные средства на­ходятся на централизованном текущем счете Министерства финансов. Выражаясь языком финансового права, лишь после открытия кредита, т. е. после распоряжения финансового органа соответствующему отделению Госбанка о пере­числении средств с бюджетного счета Министерства финан­сов на счета соответствующих организаций, перечисленные средства переходят в распоряжение этих организаций и пере­стают быть имуществом казны. Следовательно, речь идет не о государственном имуществе вообще, не о всенародном достоянии, а об определенной его части, а именно о тех де­нежных средствах, которые проходят по бюджету. Не толь­ко собственником, но и непосредственным распорядителем этих средств является государство как целое, как таковое. Поэтому в доход казны по бюджету общесоюзному, по бюджету союзной или автономной республики или по бюд­жету местного совета зачисляются не конфискованное, вы­морочное и бесхозяйное имущество и ценности, а суммы, вырученные от реализации этого имущества и ценностей 2,

1 См. ст. М. Агаркова, Предмет и система советского граж­данского права. «... в вопросе о моменте перехода права соб­ственности на денежные знаки, которыми уплачивается налог, или на продукты сельского хозяйства, составляющие предмет обязатель­ной поставки, следует применять ст. 66 ГК РСФСР и соответст­вующие ей статьи гражданских кодексов других союзных республик» («Советское государство и право», 1940, № 8—9, стр. 62); см. также ст. 21 Сводного закона о реквизиции и конфискации, установившую, что лица, потерпевшие от незаконной реквизиции или конфискации имущественный ущерб, имеют право требовать возвращения неправильно изъятого имущества и возмещения убытков путем предъявления судебного иска к учреждениям, должностными лицами которых реквизиция или конфи­скация была проведена с нарушением закона (Пост. ЦИК и СНК СССР от 28 марта 1947 г.—СЗ СССР 1927 г. № 32, ст. 323). Если реквизиция или конфискация осуществлялись органами Министерства финансов, то в этом случае предъявление иска к финоргану — это предъявление иск а к казне.

2 Ст. 8 Положения о порядке учета и использования национали­зированного, конфискованного, выморочного и бесхозяйного имущества, утв. СНК СССР 17 апреля 1943 т.

Бюджет не охватывает всего народного дохода; вне бюд­жета остаются финансовые планы большинства отраслей на­родного хозяйства, поскольку основой деятельности социа­листических предприятий является хозрасчёт. Как уже отме­чалось, в госбюджет включаются не валовые суммы доходов и расходов предприятий, а лишь конечные показатели их фи­нансовых взаимоотношений с бюджетом. Учет и распределе­ние социалистической продукции в денежной форме, балансы различных отраслей народного хозяйства, а тем самым и стоимостное выражение фондов государственной собствен­ности, закрепленных за государственными хозяйственными органами, не входят в состав казны, ибо казна — это госу­дарство, как субъект тех имущественных прав и обязанно­стей, источником покрытия которых является бюджет. Разу­меется вне бюджета находятся балансы производства и рас­пределения кооперативных и общественных организаций, деятельность которых отражена в бюджете лишь постольку, поскольку часть их дохода перераспределяется через бюд­жет, и поскольку эта деятельность финансируется из бюджета.

Охват единым финансовым планом всего народного хо­зяйства не означает, что его финансовые ресурсы являются ресурсами казны. Понятие казны соотносительно понятию госбюджета. А госбюджет — это такой оперативный финан­совый план, который в отличие от иных финансовых планов является законом. Постановление ЦИК и СНК СССР от 23 мая 1930 г. о едином финансовом плане определило еди­ный финплан как сводный план всех финансовых средств обобществленного сектора народного хозяйства, направ­ляемых на вложения в отдельные отрасли социалистического хозяйства и на затраты по социально-культурному строитель­ству, обороне и управлению СССР. Вместе с тем это постано­вление подчеркнуло, что высшие законодательные органы, одобряя контрольные цифры и единый финплан, как ориенти­ровочный план на предстоящий, год, утверждают в качестве закона единый государственный бюджет '.

Таким образом, советское государство может являться непосредственным носителем прав и обязанностей только по

1 Ст. ст. 1 и 4 пост. ЦИК и СНК СССР «О едином финансовом плане» (СЗ СССР 1930 №28, ст. 315).

поводу государственного имущества, которым оно распоря­жается в процессе исполнения бюджета. В этом своем каче­стве советское государство и есть казна.

Но правильным ли является утверждение, что право распоряжения имуществом, поступающим в доход казны, принадлежит государству, как таковому? Не принадлежит ли право распоряжения этим имуществом отдельным государ­ственным органам?

Правильно, что во всех случаях функции государства вы­полняются его органами, ибо государство немыслимо вне су­ществования и деятельности органов. Однако следует разли­чать правовой режим государственного имущества, находя­щегося во владении, пользовании и распоряжении хозрасчет­ного или госбюджетного органа, и правовой режим государ­ственного имущества, которым по указанию Правительства СССР или Правительства союзной республики распоряжает­ся Министерство финансов СССР или Министерство финан­сов союзной республики '. В последнем случае Правитель­ство СССР или союзной республики, являясь высшим испол­нительным и распорядительным органом государственного управления, действует от имени Союза ССР или союзной республики. Действия Правительства — это действия са­мого государства. Ст. 14 Конституции СССР говорит о ком­петенции Союза ССР в лице его высших органов власти и государственного управления.

Разумеется, речь идет не о распоряжении средствами, отпускаемыми Совету Министров СССР или Совету Минист­ров союзной республики на содержание их аппарата: в отно­шении этих средств Совет Министров обладает теми же правами, что и любое госбюджетное учреждение. Речь идет об актах распоряжения государственными денежными ресур­сами в связи с выполнением возложенных Конституцией СССР и конституциями союзных республик на Правительство Союза ССР и правительства союзных республик задач: по Конституции СССР Совет Министров «принимает меры по

1 Например, в силу п. «б» ст. 2 Положения о Народном ко­миссариате финансов Союза ССР, утв. ЦИК и СНК СССР 27 мая 1936г., Наркомфин СССР, в частности, «распоряжается по указанию правительства Союза ССР казначейским металлическим и валютным фондом».

существлению народнохозяйственного плана, государственного бюджета и укреплению кредитно-денежной системы». 1

Можно ли, далее, считать, что управителем имущества, поступающего в доход казны, является Министерство финан­сов СССР или министерства финансов союзных республик, т. е. что это имущество закреплено за указанными министер­ствами подобно тому, как за хозяйственными министерствами закреплена определенная сумма оборотных средств или за бюджетным учреждением закреплены суммы, выделенные по смете. Совершенно ясно, что такая аналогия не выдержи­вает никакой критики. Министерство финансов всегда дей­ствует не в своих интересах и не в интересах того или иного государственного органа, а в интересах государства в це­лом. Министерство финансов стоит на страже общегосудар­ственных интересов 2. Министерство финансов — орган, на который возложена, в соответствии с утвержденным бюдже­том и иными законами организация собирания и распределе­ния известной части народного дохода, проверка соблю­дения финансовой дисциплины, контроль за исполнением бюджета и т. д. «На Наркомфин возлагается проведение установленной правительством Союза ССР финансовой политики и руководство финансовым делом Союза ССР» 3. Поэтому действия Министерства финансов и его местных органов по взиманию налогов или по распоряжению денеж­ными ресурсами на основании закона о государственном бюджете и указаний Правительства являются действиями самого государства. Если ведению Союза ССР в лице его высших органов подлежит утверждение единого государственного бюджета, утверждение налогов и сборов, руководство денежной и кредитной системой, заключение и предоставление займов, то на Министерство финан­сов СССР возлагается организация и руководство исчи­слением и взиманием налогов, организация! исполнения бюджета, организация размещения и погашения государст­венных займов, регулирование системы денежного обраще-

1 П. «б» ст. 68 Конституции СССР.

2 Поэтому, например, выявление, учет, оценка и реализация нацио­нализированного, конфискованного, выморочного и бесхозяйного имуще­ства производится финансовыми органами (ст. 4 Положения от 17 апреля 1943г.).

3П. «б» ст. 2 Положения о Наркомфине СССР.

ния и т. д. Иначе говоря, функции Министерства финансов имеют исполнительный характер. Поэтому, если Министер­ство финансов «распоряжается по указанию правительства Союза ССР казначейским металлическим и валютным фон­дом» ', то совершенно ясно, что не Министерство финансов, а Правительство как компетентный высший орган управляет этим фондом; действия же Правительства в данном случае суть действия самого государства; государство же, как соб­ственник названного выше фонда, есть казна.

Не случайно поэтому всякого рода платежи, взыскивае­мые органами Министерства финансов в доход государства, рассматриваются как платежи в казну. Министерство фи­нансов и его органы воплощают финансовую мощь государ­ства. Все доходы по общесоюзному и республиканскому бюджетам зачисляются учреждениями Госбанка СССР на централизованный текущий счет (Министерства финансов СССР в Правлении Госбанка СССР и на централизованные текущие счета союзных республик в соответствующих кон­торах Госбанка. Расходы по каждому из указанных бюдже­тов производятся в пределах денежной наличности также с централизованного текущего счета Министерства финансов СССР или Министерства финансов союзной республики2. На этих централизованных счетах отражается финансовая сторона деятельности государства, поскольку эта деятель­ность опосредствована бюджетом, т. е. выражена в финан­совом плане образования фонда денежных средств и их распределения в соответствии с государственным планом для финансирования народного хозяйства, обороны, куль­туры и управления.

Характеристика содержания понятия казны была начата с указания на то, что под ней подразумевается советское государство, выступающее как сторона в имущественных правоотношениях. Далее было отмечено, что под казной понимается государство, выступающее, как таковое, в лице высших органов государственной власти и управления, в роли непосредственного распорядителя некоторой части

1 Ст. 4 Положения о кассовом исполнении единого государственного бюджета Союза ССР, утв. ЦИК и СНК СССР 24 апреля 1929 г. (СЗ СССР 1929г. №31, ст. 283).

2 Ст. 6 Положения о кассовом исполнении единого государственного бюджета Союза ССР.

государственного имущества. Эта часть государственного имущества может быть охарактеризована двумя призна­ками: отрицательный признак заключается в том, что госу­дарственное имущество, в отношении которого государство выступает, как казна, не должно находиться в распоряже­нии какого-либо госоргана в качестве закрепленного за ним (госорганом) имущества; положительный признак состоит в том, что это имущество заключается в фонде денежных средств, аккумулируемом и распределяемом через (бюджет.

При ближайшем рассмотрении эти две формы деятель­ности государства, как казны, выражают единый процесс собирания и расходования государством денежных ресур­сов через бюджет. Бюджет — это финансовый план пере­распределения денежных средств. В процессе реализации этого плана денежные средства беспрестанно поступают государству по различным каналам государственных дохо­дов и беспрестанно расходуются на нужды, предусмотрен­ные этим планом. Происходит беспрерывный, при нормаль­ной жизнедеятельности государственного механизма ни­когда не прекращающийся прилив и отлив средств в госу­дарственную казну и из государственной казны. Поэтому в каждый данный момент бюджетные средства находятся в распоряжении государства, как целого, на централизован­ном счете Министерства финансов и в то же время они уже предназначены на определенные цели и поэтому обособля­ются и закрепляются либо в виде оборотных средств, либо в виде сметных ассигнований за отдельными госорганами. Целое не растворяется в отдельных частях, наличие особен­ного не устраняет, но предполагает общее. Бесконечный отлив и прилив бюджетных средств не устраняет, а предпо­лагает постоянный центр притяжения и распределения этих средств — государство. Выступая в качестве этого центра, государство и есть казна. Не устраняя целевой направлен­ности бюджетных средств, закрепленности их за отдель­ными, финансируемыми через бюджет органами, госу­дарство в единстве всех своих доходов и расходов, опосред­ствуемых бюджетом, выступает как целое, как казна.

В виде иллюстрации, подтверждающей эту характери­стику казны, укажем на установленный в 1927 г. порядок выдачи на основании специальных постановлений СТО га­рантийных писем Наркомфином СССР и наркомфинами союзных республик в обеспечение ссуд, которые предоста­влялись Госбанком учреждениям и предприятиям на период

со дня окончания бюджетного года по день утверждения бюджета СССР или союзной республики. Наркомфин, дей­ствующий как представитель казны, выдавал гарантию в том, что ссуда будет погашена своевременно за счет предстоящих назначений по общесоюз­ному бюджету. В гарантийном письме указывались подразделения расходной части бюджета, за счет которых должна быть погашена ссуда; эта сумма бронировалась Наркомфином '.

Налицо то единство общего и отдельного в процессе их взаимопроникновения, которое характеризует положе­ние государства, как казны. Казна выступает в качестве поручителя по ссуде, хотя ссуда должна быть погашена из соответствующих целевых подразделений расходной части бюджета. Если же ссуда не будет погашена в срок, Госбанк вправе списать соответствующую сумму с текущего счета Наркомфина на погашение задолженности ссудополуча­теля; в этом случае Госбанку снова противостоит казна, как целое. Учетом только этой стороны бюджетной деятельно­сти государства и объясняется широко распространенное мнение, отвергающее юридическую личность за госбюджет­ными учреждениями и признающее единственным носите­лем имущественных прав и обязанностей по сделкам, совер­шаемым этими учреждениями, казну, т. е. государство как целое.

На первый взгляд эта точка зрения находит свое под­тверждение в ст. 8 Положения о кассовом исполнении еди­ного государственного 'бюджета СССР. В этой статье ска­зано следующее: «Все расходы с прямыми кредиторами казны учреждения Госбанка производят по ассигновкам-чекам, составляемым подлежащими распорядителями кре­дитов на имя прямых кредиторов». Выходит, на первый взгляд, что не учреждение, во главе которого стоит распо­рядитель кредитов, а казна рассчитывается с кредиторами. Но, во-первых, здесь говорится о прямых кредиторах казны, чем подчеркивается участие в данном правоотноше­нии не какого-либо учреждения, а именно казны. Во-вто­рых, если даже имеется в виду ответственность казны по обязательствам бюджетных учреждений, то это лишь под-

1 Пост. ЦИК и СНК СССР от 21 января 1927г. «О порядке выдачи гарантийных писем Народным комиссариатом финансов Союза ССР и народными комиссариатами финансов союзных республик» (СЗ СССР 1927г. №6, ст. 59),

тверждает изложенную выше концепцию казны как бюджетного единства государства. Здесь подчеркивается общее, выступает на передний план целое, но за общим и це­ли нельзя забывать особенного или отдельного и тех частей, которые в своем единстве создают целое. Указанное Положение не забывает отдельное, не игнорирует части целого, ибо признает, что «все расходы учреждений и пред­приятий, состоящих на общегосударственном бюджете, производятся из учреждений Госбанка в пределах открытых этим учреждениям и предприятиям по бюджету кре­дитов»1.

Ошибка тех, кто отрицает гражданско-правовую личность за госбюджетным учреждением, заключается в том, то за общим они не видят особенного. Ошибка тех, кто отрицает юридическую личность за государством, обратного порядка: в жертву особенному приносится общее — за частью не видят целого. И та и другая точки зрения односторонни и поэтому неправильны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-08-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: