1. Старайтесь хорошо высыпаться. Взрослому человеку, как известно, необходимо спать 7-8 ч в сутки, в более молодом возрасте — 9 ч в сутки. В любом случае, важно чувствовать себя выспавшимся и бодрым, т.к. для занятий вокалом, на самом деле, требуется достаточно много физических сил.
2. Кушать следует за 2-3 часа до занятия вокалом.
3. Во время занятия вокалом необходимо увлажнять связки и еще лучше — помещение.
4. Общие правила для всех людей, важные и для певца.
Певец, как и любой другой человек, должен следить в целом за своим здоровьем и состоянием иммунитета. Особенно важно для певца иметь высокий иммунитет против простудных заболеваний. А для этого необходимо закаляться, иметь каждодневную умеренную физическую нагрузку. Если вы занимаетесь спортом — замечательно, вот только нужно заниматься им без переутомления, без фанатизма. Побольше гуляйте на свежем воздухе, избегайте контактов с больными людьми (я имею ввиду именно больных простудными заболеваниями, которые легко передаются воздушно-капельным путем). Также важно хорошо и разнообразно питаться – чтобы были силы и энергия.
Второй мастер – класс
https://www.youtube.com/watch?v=f9dKt7nDsNU&t=1031s
рассказывает о дикции и артикуляции в пении.
Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав – артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.
В пении очень важно четкое произношение, для этого существуют упражнения для разминки губ, языка, освобождения челюсти. Очень наглядно такая разминка описана в логопедии. Зарядка написана для детей, но отлично подходит и взрослым вокалистам.
Мастер-класс направлен на изучение артикуляционной гимнастики, знакомство с зарядкой на улучшении дикции и чистоты речи.
Артикуляционная зарядка:
Третий мастер – класс
https://www.youtube.com/watch?v=oIGFWNXh4fw
рассказывает о роли певческого дыхания. Дыхание очень важная составляющая на занятиях по вокалу. Его следует развивать и укреплять постепенно. Мастер – класс направлен на формирование правильного певческого дыхания с помощью дыхательной зарядки, а так же знакомит с правилами и требованиями к дыханию вокалиста во время исполнения музыкального произведения.
Дыхание. Требования и необходимые навыки.
v Стойте во время пения удобно на двух ногах. Обязательно держите корпус прямо, а плечи развернутыми, голова должна быть в нормальном, свободном состоянии. Эти условия необходимы для того, чтобы на все мышцы и мускулы тела поющего была равномерная нагрузка, что достигается естественностью и активной свободой тела.
v Никогда не пойте на полный желудок, так как он лишает диафрагму свободы и подвижности, "подпирает" ее снизу. Надо, чтобы между плотной едой и занятиями пением была пауза не меньше часа.
v Дыхание должно быть бесшумным, призвуки при взятии дыхания недопустимы.
v Брать полный объем воздуха (нижние ребра, диафрагма), но не перебирать, так как перебор дыхания может дать зажатие. Все должно быть естественно, без чрезмерностей.
v Не вдыхайте до конца весь воздух, так как это тоже нарушает свободу и естественность. От умения расходовать дыхание зависит красота звука, полноценность художественного воплощения, долговечность голоса. Следует с самого начала обучения усвоить два правила: не перебирать при вдохе, не "выжимать" при выдохе.
v Оканчивая звук, Вы не должны выпускать остаток воздуха быстрым опусканием груди или расслаблять диафрагму, то есть должны сохранять "вокальную форму" тела в паузах между выдохом и новым вдохом, что гарантирует ровность и опорность звука.
v Следите, чтобы пауза между вдохом и началом звука (выдохом) была мгновенной, но помните, что это мгновенная "задержка" дыхания чрезвычайно важна:
а) она организует выдох;
б) способствует тому, чтобы не было придыхания, которое сушит горло и мешает точному интонированию и точной атаке звука;
в) препятствует тому, чтобы не вырывался воздух с призвуком "Х";
г) устраняет потерю дыхания в начале фразы;
д) мгновенная задержка перед выдохом - это момент готовности, скоординированности всех органов, объемов звукообразования.
v Вдох производить не в последний момент, а чуть-чуть раньше.
v Вдыхать по возможности незаметно для глаза и слуха слушателей.
v Стараться выработать длительное дыхание (певческий выдох), чтобы сделать фразировку красивой, а не разрывать ее частыми дыханиями. Частое возобновление дыхания приводит к потере кантилены, разбивает целостность.
v Дыхание берется в паузах или в тех местах, где оно не противоречит музыкальному или речевому тексту.
v Не надо забывать, что дыхание - это еще и средство выразительности:
а) веселая музыка - легкое, быстрое дыхание;
б) драматическая музыка - тяжелое, медленное дыхание;
в) страстная музыка, передающая страдания - дыхание прерывистое, шумное.
v Но в любом случае исполнитель не должен забывать, что дыхание - это фундамент пения и не надо увлекаться сценической изобразительностью во вред певческому дыханию, его объему, его рабочей активности.
v Запрещается утомление при дыхательных упражнениях, так как утомленное дыхание вызывает дрожание звука (барашек в голосе).
v Уметь пользоваться любой паузой, чтобы передохнуть, снять утомление, возобновить активное полноценное дыхание.
Четвертый мастер – класс
https://www.youtube.com/watch?v=58TNnMWnrBs
Этот мастер – класс направлен на закрепление полученных ранее навыков, таких как артикуляция, дикция, дыхание, а также знакомит с вокальной разминкой и основными правилами работы над вокальным произведением.
Распевка - это набор вокальных упражнений. Эти вокальные упражнения не только разогревают мышцы и голосовой аппарат, но могут и решать различные вокальные задачи. Первая и главная такая задача - расширение диапазона. К высоким и к низким нотам можно и нужно подходить лишь последовательно. На вокальных упражнениях могут решаться задачи развития музыкального слуха, координации между слухом и голосом. Вокальные упражнения прекрасно формируют основные вокальные навыки, начиная с кантилены и заканчивая ровностью диапазона, позволяют проработать различные штрихи, приёмы. Навыки, наработанные на вокальных упражнениях, затем используются в пении произведений.