3 «Уставный капитал объединения образуется из уставных капиталов, входящих в его состав союзных трестов, из имущества и капиталов непосредственно подчиненных ему предприятий и организаций...» (§ 8 указ, проекта).
4 См. § 3 Примерного проекта устава государственного промышленного треста, разработанного правовой группой ВСНХ в назв. выше сборнике «Государственное предприятие» стр. 720.
объединений. Уже в 1931 г. вновь появились главные управления ВСНХ, а после его реорганизации в 1932 г.—в соответствующих промышленных наркоматах. Планово-регулирующие (административные) функции снова перешли к главкам. Возникшие в результате разукрупнения объединения оказались в том же положении, что и тресты, (которые вновь были подчинены непосредственно главкам. Поскольку 'между объединением и трестом различие практически стерлось — объединения как органы хозяйственного управления и как субъекты гражданского оборота перестали чем-либо отличаться от трестов, — они (объединения) были ликвидированы.
В отличие, однако, от той структуры управления государственными предприятиями, которая господствовала до 1929—1930 гг. (главк — трест — предприятие), в 934— 1935 гг. после окончательной ликвидации объединений все большее значение в некоторых отраслях народного хозяйства приобретает двухзвенная система управления (главк — предприятие). Действующая в настоящее время во многих отраслях хозяйства трехзвенная система лишь внешне напоминает систему, существовавшую до постановления от 5 декабря 1929 г. В действительности объем прав и обязанностей как главка и треста, так и предприятия существенно изменился, что не могло не отразиться на юридической личности каждого из перечисленных выше государственных хозяйственных органов. Эти изменения прежде всего связаны с коренным изменением положения трестированного предприятия — с Превращением его в самостоятельного субъекта права.
|
Социалистическая реконструкция народного (хозяйства создала необходимые условия для укрепления и развития хозяйственного расчета производственного предприятия.
Постановление ЦК В!КП(б) от 5 декабря 1929 г. признало производственное предприятие основным звеном управления промышленностью (ст. 1 разд. I). «Перевод предприятий на хозяйственный расчет, —сказано в постановлении, — вполне себя оправдал. Хозрасчет выявляет лицо предприятия, способствует рационализации производства, правильной организации сбыта и снабжения и вызывает вместе с тем противодействие элементам бюрократизма и волокиты» (ст. 2 разд. I). Самостоятельность предприятия
должна быть построена на соответствующей имущественно«базе в виде предоставления предприятию определенной суммы средств, размер которых определяется ежегодным промфинпланом. Предприятие было переведено на самостоятельный баланс. Основным показателем успешности работы предприятия является разница между заданной и фактической себестоимостью при непременном условии выполнения требований к качеству вырабатываемой продукции (ст. 5 разд. I). Плановое задание предприятию конкретизировано в наряде-заказе (ст. 3 разд. I).
Таковы важнейшие положения постановления ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1929 г., относящиеся к характеристике производственного предприятия. Укрепление самостоятельности предприятия было подготовлено всем предшествующим [развитием социалистической промышленности. Однако постановление от 5 декабря 1929 г. не дает оснований утверждать, что входящее в состав треста предприятие с момента издания этого постановления превратилось в самостоятельного субъекта гражданских правоотношений. Хотя постановление и предусматривает в наряде-заказе, выдаваемом предприятию хозорганом (трестом, объединением), взаимные начисления при нарушении установленных нарядом-заказом условий, однако это обстоятельство не означает, что предприятие сделалось юридическим лицом. Наряд-заказ не выводит предприятие из состояния внутреннего хозяйственного расчета. Использование денежной формы как средства учета и контроля за результатами выполнения промфинплана предприятия во взаимоотношениях между предприятием и тем хозорганом, в состав которого оно входит, еще не делает предприятие юридической личностью. Оно не является самостоятельным субъектом социалистического имущественного оборота.
|
Здесь уместно вспомнить, что в 1931—1932 гг. широкое распространение получила практика перевода на хозяйственный расчет цехов и отделов производственных предприятий. Цех при выполнении заданного ему плана тоже руководствовался нарядом-заказом, выдаваемым ему заводоуправлением, и на основе этого (наряда-заказа вступал в договорные отношения с другими цехами и отделами предприятия 1. Однако цех никогда не являлся и не мог являться
1 См. «Типовое положение о цехе в производственном предприятии», утв. коллегией НК РКИ СССР и Президиумом ВСНХ СССР от 23 декабря 1929 г.; пост. Президиума ВСНХ СССР от 12 ноября 193! г, «О мере-
|
самостоятельным субъектом гражданских правоотношений. Он не имел и не мог иметь выхода вовне, не был участником советского товарооборота. Уже в 1933—1934 гг. выяснилось, что договор во внутризаводских отношениях не является необходимой формой осуществления цехового хозрасчета. От договоров и всех атрибутов, связанных с договорной ответственностью (санкций, возмещения убытков и т. д.), впоследствии отказались, однако цеховой хозрасчет от этого только выиграл 1.
Точно так же предусмотренное постановлением ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1929 г. регулирование взаимоотношений между заводом и трестом (или объединением) на
основе наряда-заказа еще не означало превращения предприятия в самостоятельного субъекта советского гражданского оборота. Наряд-заказ, на основе которого должна была осуществляться деятельность завода, был предусмотрен еще Положением о трестах 1927 г. Но дело в том, что фактически и после издания этого Положения производственные предприятия не были переведены на внутренний хозяйственный расчет, предусмотренный указанным Положением2. Постановление от 5 декабря 1929 г. не ставит перед собой задачу сделать трестированное или входящее в состав объединения предприятие юридическим лицом.
Скорее всего речь идет о подлинном осуществлении «внутреннего» хозрасчета, о правильном учете результатов работы предприятия и тем самым о выявлении лица предприятия. Не случайно поэтому в постановлении говорится о том, что «перевод предприятий на хозяйственный расчет себя оправдал». Отсюда вывод — осуществить на деле перевод на хозрасчет всех предприятий, реализовать на практике то, что записано в законе, ибо никаких принципиаль-
приятиях по переводу цехов на хозрасчет»; «Основные положения по переводу цехов на хозрасчет» (циркуляр ВСНХ РСФСР от 30 июня 1931 г.) и т. д. в сб. «Государственное предприятие», сост. Хр. Бахчисарайцевым, С. Драбкиным и С. Зайцевым, изд. 2-е, 1932, стр. 116—131.
1 Следует отметить, что постановление Президиума ВСНХ СССР от 12 ноября 1931 г. запретило заключение договоров между заводоуправлениями и цехами, практиковавшееся ранее, и заменило их нарядом-заказом, являвшимся плановым предписанием заводоуправления цеху, обязательным для последнего. О цеховом хозрасчете см. ст. А. В. Венедиктова в сб. «Социалистическая промышленность и хозяйственное право» Л., 1935.
2 См. А. В. Венедиктов, Правовая природа государственных предприятий, стр. 25.
ных новшеств по сравнению с Положением о трестах в части, касающейся взаимоотношений между трестом <и заводом «а основе наряда-заказа, постановление от 5 декабря 1929 г. не принесло: остался тот же наряд-заказ, так же, был урегулирован вопрос об экономии, остающейся у предприятия в результате перевыполнения плана, и т. д.
Изданное через месяц после постановления ЦК ВКП (б) от 5 декабря 19.29 г. Типовое положение о производственном предприятии, входящем в состав треста, подтверждает характеристику треста как единого в составе (входящих в него производственных единиц предприятия '.
Но если постановление ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1929 г. сохранило для производственного предприятия принцип внутреннего хозяйственного расчета, не следует ли признать правильной точку зрения А. В. Венедиктова, считавшего в 1928 г., что отношения между заводом и трестом не имеют правового характера и являются организационно-техническими отношениями? Не скатываемся ли мы на позиции так называемой меновой концепции, связывая правосубъектность с выступлением предприятия вовне в качестве участника советского товарооборота?
Ответ на эти вопросы может быть только один. Теория и практика социалистического строительства показали неразрывную связь между товарно-денежной формой и принципом вознаграждения по труду. Поэтому деньги должны сохраниться вплоть до завершения первой фазы коммунизма. Должная оценка роли и значения советской товарно-денежной формы в расширенном социалистическом воспроизводстве, позволяющая установить ее теснейшую связь именно с производством, едва ли может быть истолкована как «протаскивание» меновой концепции в теорию советского гражданского права. Что же касается отношений между заводом и трестом, то было бы неправильным отрицать юридический характер этих отношений только потому, что завод являлся частицей единого предприятия-треста и не имел самостоятельного выхода вовне — в советский товарооборот. В данном случае речь идет об отношениях, завязывавшихся между заводом и трестом в связи с выполнением наряда-заказа. Имущественный и, следовательно,
1 Ст. 1 указанного в тексте Типового положения о производственном предприятии (приказ ВСНХ СССР от 4 января 1930г.)— см. указ, сб. «Государственное предприятие», стр. 104—109.
юридический характер этих отношений — вне сомнения. Трест предоставляет сырье, материалы и оборудование, необходимые заводу для выполнения производственного задания. Все убытки, вытекающие из невыполнения этих обязанностей треста перед заводом, относятся за счет треста. В случае несдачи в срок продукции по вине предприятия все убытки, понесенные ©следствие этого трестом, относятся за счет предприятия. На основании утвержденной трестом себестоимости производится расчет между предприятием и трестом в сроки и на условиях, указанных в наряде-заказе. Изложенные выше условия повторяются и в типовом наряде-заказе '.
Впоследствии формы имущественной связи треста и предприятия изменились. Но эти изменения не устранили правового характера отношений, возникающих между трестом и предприятием. Здесь же важно подчеркнуть, что, несмотря на то, что трест в составе всех своих производственных единиц являлся единым предприятием, денежно-стоимостная форма учета и контроля над мерой труда и потребления каждой производственной единицы настолько глубоко проникла в процесс производства, что даже движение продукта, еще не ставшего товаром, не вовлеченного в советский товарооборот, было опосредствовано юридическими отношениями, аналогичными отношениям действительных участников гражданского оборота.
Поэтому неправильным было бы утверждение, что во внутритрестовских отношениях использовалась лишь внешняя юридическая форма отношений самостоятельных субъектов права. Форма наряда-заказа со всеми вытекающими из нее имущественно-правовыми последствиями не так уж далека от форм, характерных для деятельности синдиката, точнее — форм внутрисиндикатских отношений. 'Конечно, здесь налицо и принципиальное различие: трест — единое государственное предприятие, синдикат — паевое объединение трестов, являющихся его членами и остающихся юридическими лицами. На известном этапе развития трест хотя и сохраняет свою юридическую личность, но перестает быть членом синдиката, превратившетося в объединение. Однако трест — составная часть объединения. Про-
1 Ст. ст. 14, 16, 19, 21 Типового положения о производственном предприятии (приказ ВСНХ СССР от 21 августа 1929г.) — см. указ«сб. «Государственное предприятие», стр. 110.
изводственное же предприятие, в дальнейшем оставаясь составной частью треста, становится самостоятельным субъектом гражданского права, освобождаясь в своих имущественных взаимоотношениях с трестом от тех гражданско-правовых форм, которые характерны для отношений равноправных юридических лиц: исчезли договорные элементы в плановом задании, спускаемом трестом заводу, исчезла взаимная имущественная ответственность за невыполнение лежащих на них обязанностей, обеспечивающих выполнение этого задания в форме возмещения убытков, и т. д.
Таким образом, хотя постановление ЦК В:КП(б) от 5 декабря 1929 г. и признало производственное предприятие центральной фигурой в системе управления промышленностью, его правовое положение существенным образом не изменилось. Дело не только в извращениях в практике проведения кредитной реформы, несомненно затормозивших развитие юридической личности предприятия, входящего в состав треста или объединения. Дело в том, что постановление от 5 декабря 1929 г. еще не выводит предприятие из состояния внутреннего хозяйственного расчета. Предприятие еще не стало самостоятельным субъектом имущественного оборота. Можно говорить только о возрастании элементов правосубъектности в деятельности предприятия. Но количество еще не перешло в новое качество.
Существенным образом изменилось положение производственного предприятия в 1931 г. в связи с завершением кредитной реформы и перестройкой всей системы снабжения и сбыта. Поправки к кредитной реформе, проведенные на основании известных постановлений Правительства, изданных в 1931 г., и перестройка внутрипромышленного снабжения на основе решений 1-й конференции работников социалистической промышленности, превратили трестированное или входящее в состав объединения предприятие в самостоятельного субъекта советского гражданского оборота '.
1 См. пост. ЦИК и СНК СССР от 18 февраля 1931 г. «Об ответственности за невыполнение заказов и поставок по договорам для обобществленного сектора народного хозяйства» (СЗ СССР 1951 г. № 10, ст. 109); пост. СНК СССР от 20 марта 1931 г. «Об изменении в системе кредитования, укреплении кредитной работы и обеспечении хозяйственного расчета во всех хозяйственных органах» (СЗ СССР 1931 г. № 18, ст. 166); пост. СТО «Об оборотных средствах государственных объединений, трестов и других хозяйственных организаций» (СЗ СССР 1931 г. № 46, ст, 316); резолюцию 1-й Всесоюзной конферен-
В начале 1931 г. был издан закон, обязавший хозяйственные органы оформлять свои поставки и заказы путем заключения письменных договоров. Из текста этого закона видно, что он распространялся не только на тресты и объединения, но и на входящие в их состав предприятия: в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения хозяйственными органами принятых на себя по договорам обязательств директора заводов и другие должностные лица могли быть привлечены к ответственности, как за должностное преступление '.
О необходимости проведения в жизнь принципа договорных отношений между предприятиями и объединениями и подлинного осуществления в них хозяйственного расчета говорится и в известном постановлении СНК СССР от 20 марта 1931 г.2 о поправках к кредитной реформе.
Наконец, постановление СТО от 23 июля 1931 г. «Об оборотных средствах государственных объединений, трестов и других хозяйственных организаций» создало твердую хозрасчетную базу для «производственного предприятия. Это постановление ликвидировало обезличку;в пользовании собственными оборотными и заемными средствами, находящимися в распоряжении объединений, трестов и других хозяйственных организаций, и привело размеры собственных оборотных средств хозяйственных органов в соответствие с их потребностями в средствах для обеспечения выполнения производственных планов. Но самое существенное в этом постановлении с точки зрения характеристики юридической личности производственного предприятия (Заключается в том, что отныне за входящими в состав объединений и трестов производственными единицами были закреплены собственные оборотные средства, причем изъятие этих средств по общему правилу допускалось лишь в строго определенных случаях.
Право распоряжения оборотными средствами отныне принадлежало предприятию.
ции работников социалистической промышленности, напечатанную в указ, сб. «Государственное предприятие», стр. 92—104; пест. Президиума ВСНХ СССР от 25 марта 1931 г. № 156 «О мероприятиях по улучшению системы снабжения промышленности» (указ, сб., стр. 525—528).
1 См. указанное в предыдущей сноске пост. ЦИК и СНК СССР от 18 февраля 1931 г.
2 Разд. 1 постановления СНК СССР от 20 марта 1931 г.
Постановление СНК СССР от 19 декабря 1933 г. о заключении договоров на 1934 год, ставшее основным законом о договорных отношениях между социалистическими предприятиями ', и постановление СНК СССР от 19 апреля 1936 г. о фонде директора предприятия за счет прибылей, предоставившее в распоряжение предприятия известный процент плановой и сверхплановой прибыли,.расходуемой в интересах предприятия в целом (на дополнительные капиталовложения, на жилищное и культурно-бытовое строительство и на премирование рабочих и служащих), завершают процесс превращения производственного.предприятия в самостоятельную имущественную единицу и самостоятельного участника советского гражданского оборота 2.
Вслед за промышленным предприятием тот же путь развития в эти годы, после поправок к кредитной реформе, прошли и другие предприятия — торговые, коммунальные, сельскохозяйственные (совхозы), транспортные и т. д. Основная закономерность та же: укрепление оперативно-имущественной самостоятельности низового (звена — производственной единицы, выявление ее самостоятельного лица не только в ее производственной деятельности, но и вовне — в советском имущественном обороте. Конечно, степень и формы хозрасчетной самостоятельности производственных единиц в различных отраслях народного хозяйства различны, но общим для всех предприятий является выступление вовне в качестве самостоятельных субъектов имущественных прав и обязанностей. Различия же в формах проявления юридической личности определяются спецификой различных отраслей хозяйства, большей или меньшей устойчивостью в технико-экономическом и организационном отношении.
Таковы важнейшие этапы в развитии производственного предприятия, подводящие нас к выводу о том, что последнее обладает всеми признаками, составляющими содержание понятия юридического лица.
Характеристика юридической личности »временного главка хозяйственного министерства и современного треста будет дана дальше. Уяснение юридической природы этих хозяйственных организаций облегчит характеристику юридической личности современного трестированного пред-
1СЗ СССР 1933г. № 73, ст. 445.
2СЗ СССР 1936г. № 20, ст. 169.
приятия и предприятия, непосредственно подчиненного главку, равно- как и уяснение характера юридических отношений, возникающих между (предприятиями и вышестоящим хозяйственным органом.
XI. ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ ГЛАВНЫХ УПРАВЛЕНИЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВ И ЭВОЛЮЦИЯ ТРЕСТА
Главные управления хозяйственных министерств прошли большой и сложный путь в своем развитии. Можно наметить четыре основных этапа этого развития:
а) Период гражданской войны 1918—1920 гг. В этот период главки на основе сметного финансирования сосредоточивают у себя не только планово-регулирующие, но и
оперативные функции по распределению продукции (главкизм, — см. гл. X).
б) Период 1921—1929 гг. В этот период за главками сохраняется лишь общее плановое руководство деятельностью хозрасчетных предприятий (административно-управленческие функции).
в) Период 1930—1936 гг. В этот период после кратковременной ликвидации главков в связи со слиянием планово-регулирующих и оперативных функций и образованием на этой основе хозяйственных объединений (она основе постановления ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1929 г. и постановления ЦИК и СНК СССР от 13 февраля 1930 г.) вновь восстановленные главки расширяют свои функции по техническому руководству и планированию деятельности подведомственных им предприятий.
г) Период с 1936 г. по настоящее время характеризуется резким увеличением компетенции главков, выразившимся в расширении их прав в сфере маневрирования оборотными средствами подведомственных им предприятий и в передаче главкам оперативных функций по сбыту и снабжению.
Последний период можно в свою очередь разделить на два этапа развития главков: первый этап начинается с момента издания постановления ЦК и СНК СССР от 15 июля 1936 г. «О хозрасчетных правах главных управлений про-
мышленных наркоматов», и продолжается до издания постановления СНК СССР от 5 апреля 1940 г. «Об организационной структуре органов снабжения хозяйственных наркоматов»; последнее постановление, являющееся вторым этапом, внесло существенные изменения в компетенцию главков в области их снабженческой деятельности.
Мы не ставим перед собой задачу охарактеризовать положение главка на всех этапах его развития. Нас интересует главным образом положение главка с того момента его (развития, с какого о«может рассматриваться не только как орган хозяйственного управления, но и как хозяйственная организация. В связи с этим необходимо ответить на вопрос: является ли современный главк хозяйственного министерства юридическим лицом?
Впервые слияние планово-регулирующих функций с оперативными функциями по сбыту и снабжению в виде опыта было осуществлено еще в 1928 г. в отношении текстильной промышленности. Всесоюзному текстильному синдикату были переданы функции Главного текстильного управления ВСНХ СССР, т. е. управленческие функции. Текстильный синдикат превратился в орган ВСНХ СССР '. В 1929—1930 гг. слияние планово-регулирующих органов с функциями оперативными было распространено на всю социалистическую промышленность. Мы имеем в виду постановление ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1929 г. «О (реорганизации управления промышленностью»2 и изданное на основе этой директивы постановление ЦИК и С'НК СССР от 13 февраля 1930 г. «О реорганизации управления государственной промышленностью» 3.
На основании этих постановлений было произведено слияние главных управлений ВСНХ СССР с отраслевыми всесоюзными синдикатами и на базе синдикатов были образованы всесоюзные хозяйственные объединения (см. гл. X). Объединения сосредоточили у себя как планово-регулирующие функции, принадлежавшие ранее глав-
1 Пост. ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1928г. «О реорганизации системы управления текстильной промышленностью» (СЗ СССР 1928г. № 38, ст. 350).
2 «Правда» от 14 декабря 1929г. № 294.
3 СЗ СССР 1930г. № 15, ст. 157.
ным управлениям, та«и оперативные функции по сбыту и снабжению, осуществлявшиеся синдикатами. Объединения были созданы «для управления отдельными отраслями государственной промышленности»; «объединения эти — сказано далее в постановлении ЦИК и СНК СССР от 13 февраля 1930 г.,— являются органами Высшего Совета Народного Хозяйства Союза ССР и действуют в качестве самостоятельных юридических лиц на началах хозяйственного расчета в соответствии с плановыми заданиями Высшего Совета Народного Хозяйства Союза ССР».
Причины образования объединений были указаны в постановлении ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1929 г. В связи с фактическим переходом основных функций по планированию не только сбыто-снабженческой, но и производственной деятельности трестов к синдикатам главные управления ВСНХ превратились в оторванные от хозяйственной деятельности трестов органы бумажно-канцелярского руководства. Главки дублировали деятельность синдикатов, что создавало ненужную путаницу в системе хозяйственного управления. Создание объединений, по мысли законодателя, должно было обеспечить надлежащее плановое и оперативное руководство социалистической промышленностью на основе хозяйственного расчета; вся хозяйственная деятельность — от предприятия до объединения включительно — должна была быть пронизана хозрасчетом.
Однако объединения не оправдали возлагавшихся на них надежд. Грандиозный план социалистической реконструкции страны в период проведения реформы управления промышленностью лишь начал осуществляться. В 1930 г. еще не созрели предпосылки для реализации той формы хозяйственного руководства, которая была предусмотрена постановлениями от 5 декабря 1929 г. и 13 февраля 1930 г. Объединения оказались слишком громоздкими. Они не смогли осуществить конкретное и оперативное руководство предприятиями. Сосредоточение в руках единого органа планово-регулирующих и оперативных функций оказалось не под силу этому органу. Извращения в практике проведения кредитной реформы, повлекшие автоматизм кредитования и автоматизм расчетов, ослабили борьбу за хозрасчет, за рентабельность предприятий. Поэтому уже на 1-й конференции работников социалистической промышленности Г. К. Орджоникидзе и В. М. Молотов потребовали от хозяйственников осуществления подливного хозрасчета в
промышленности. Товарищ Молотов указал на то, что хозяйственники забыли постановление ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1929 г., требовавшее перевода на хозяйственный расчет производственных предприятий, и вообще забыли о хозяйственном расчете '. В своей речи на совещании хозяйственников от 23 июня 1931 г. товарищ Сталин указал на необходимость проведения хозяйственного расчета как важнейшего орудия снижения себестоимости и внутрипромышленного накопления и предложил разукрупнить громоздкие хозяйственные объединения. Эти объединения не сумели организовать конкретное и оперативное руководство производством, забыли о хозрасчете, о режиме экономии 2.
Поправки к кредитной реформе, ликвидировавшие автоматизм в расчетах и в кредитовании хозяйственных органов 3, развитие договорных отношений между социалистическими предприятиями 4 и разукрупнение объединений 5 создали, начиная с 1931 г., предпосылки для подлинного осуществления хозяйственного расчета во всех отраслях народного хозяйства. Производственное предприятие приобрело твердую хозрасчетную базу: ему были выделены собственные оборотные средства и предоставлена оперативная самостоятельность в маневрировании этими средствами 6.
Немаловажное значение в этом процессе укрепления
1 В. Молотов, В борьбе за социализм (статьи и речи), Партиздат, 1935, стр. 123.
2 См. И. Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11-е, стр. 346—348.
3 Пост. СНК СССР от 14 января 1931 г, «О мерах улучшения практики кредитной реформы» (СЗ СССР 1931 г. № 4, ст. 52); пост. СНК СССР от 20 марта 1931 г. «Об изменении в системе кредитования, укреплении кредитной работы и обеспечении хозяйственного расчета во всех хозяйственных органах» (СЗ СССР 1931 № 18, ст. 166).
4 Пост. ЦИК и СНК СССР от 18 февраля 1931 г. «Об ответственности за невыполнение заказов и поставок по договорам для обобществленного сектора народного хозяйства» (СЗ СССР 1931 г. № 10, ст. 109).
5 Пост. СНК СССР от 16 июля 1931 г. «О разукрупнении объединений Высшего совета народного хозяйства Союза ССР» явилось первым крупным актом на пути разукрупнения объединений. «В целях дальнейшей специализации заводов, усиления технического руководства ими и приближения аппаратов объединений и трестов к заводам» был разукрупнен ряд объединений ВСНХ: из пяти объединений было образовано девять (СЗ СССР 1931 г. № 45, ст. 809).
6 Пост. СТО от 23 июля 1931 г. «Об оборотных средствах государственных объединений, трестов и других хозяйственных организаций» (СЗ СССР 1931 г. № 46, ст. 316).
хозяйственного расчета и приближения руководства «предприятиям имело продолжавшееся и в 1932—1933 гг. разукрупнение объединений. Но логика развития процесса разукрупнения объединений /привела к их ликвидации. Поскольку вместо одного мощного объединения, охватывавшего целую отрасль хозяйства, появилось несколько объединений внутри этой отрасли, естественно, возникла необходимость в создании единого планово-регулирующего центра этой отрасли. Вследствие этого были снова образованы главные управления сначала в ВСНХ, а затем в связи с его реорганизацией в соответствующих промышленных наркоматах. На новой основе и в новых условиях планово-регулирующие, т. е. административные, функции были отделены от функций оперативно-хозяйственных, т. е. от функций по осуществлению плановых заданий. В результате дальнейшей эволюции объединения фактически были уравнены в имущественно-правовом положении и в своей компетенции по руководству предприятиями с трестами и в 1933—1934 гг. окончательно ликвидированы. Постановление ЦИК и СНК СССР от 15 марта 1934 г. «Об организационных мероприятиях в области советского и хозяйственного строительства» реализовало в законодательном порядке решения XVII съезда ВКП(б) по организационным вопросам и завершило ликвидацию объединений 1. В итоге главки были восстановлены на новой основе.
1 СЗ СССР 1934 г. № 15, ст. 103. Пост. ЦИК и СНК СССР от 15 марта 1934 г. лишь завершило процесс ликвидации объединений и процесс формирования главных управлений промышленных наркоматов; этот процесс, как указано с тексте, начался в 1931 г. и получил свое полное развитие в 1932—1933г.; см., например, пост. СНК СССР от 23 июля 1932г. «Об организации управления легкой промышленностью» (СЗ СССР 1932г. №59, ст. 351); в этом постановлении предусмотрено создание 16 отраслевых главков взамен 16 ликвидируемых объединений; наряду с этим образован ряд трестов, подчиненных главкам. В силу пост. СНК СССР от 11 мая 1932г. было упразднено объединение «Всехимпром» и вместо него образовано два треста (СЗ СССР 1932г. № 35, ст. 216). Общее постановление о ликвидации объединений в промышленности и сельском хозяйства было издано еще в конце 1932г. на основании пост. СНК СССР от 8 ноября 1932 г. «О сокращении аппаратов и ликвидации объединений» (СЗ СССР 1932г. № 79, ст. 484); это постановление предусматривало, однако, сохранение некоторых объединений по особому списку. По Наркомату тяжелой промышленности ликвидация ряда объединений и реорганизация некоторых из них в тресты была проведена пост. СНК СССР от 3! августа 1933г. «О специализации и разукрупнении Главных управлений Народного комиссариата тяжелой промышленности и ликвидации ряда объединений и трестов» (СЗ СССР 1933 г. № 53, ст. 346).