Имущественная заинтересованность дороги получила свое отражение в создании фонда начальника дороги, аналогичного фонду директора предприятия: в распоряжение дороги поступало 50% сверхплановой прибыли, расходовавшейся на те же нужды, на которые до отмены этого фонда в связи с Великой Отечественной войной расходовался и фонд директора предприятия.
Наконец, была расширена оперативная и имущественная самостоятельность входящих в состав дороги звеньев управления железнодорожным транспортом. На полный хозяйственный расчет переведены паровозные депо, вагонные депо, вагоноремонтные пункты и аналогичные им предприятия. Всем этим хозяйственным единицам открыты самостоятельные расчетные счета в банке. Средства, переводимые управлениями дорог на эти счета, расходуются низовыми звеньями в пределах утвержденных для них смет и финансовых планов. Оплата работы, проделанной переведенными на полный хозрасчет хозяйственными единицами, производится путем перечисления соответствующих сумм на их расчетные счета. Эти единицы находятся на самостоятельном балансе и имели фонд начальника за счет экономии.
В отличие от перечисленных выше хозяйственных еди-
1 Л. Каганович, Год подъема и ближайшие задачи железнодорожного транспорта, 1936, стр. 74.
ниц отделения паровозного хозяйства, вагонные участки и отделения движения осуществляют свою деятельность на основе сметы. Объясняется это тем, что расходы этих звеньев железнодорожного транспорта при данном состоянии учета не могут быть приведены в прямую зависимость от степени их участия в обеспечении плана перевозок. Ясно, что при наличии точно установленных измерителей деятельность отделений паровозного хозяйства, вагонных участков и т. д. также могла бы быть построена на эквивалентно-возмездных началах, как и деятельность других транспортных предприятий.
|
Во всем остальном находящиеся на твердой смете низовые предприятия железнодорожного транспорта действуют так же, как и другие переведенные на полный хозяйственный расчет предприятия (наличие самостоятельного баланса, расчетного счета в банке —собственных и заемных оборотных средств) '.
Своеобразными являются также формы осуществления хозрасчета на речном транспорте.
Эти особенности в осуществлении хозрасчета отражаются на содержании и формах правосубъектности водно-транспортных предприятий 2.
Пароходство — юридическое лицо. В состав речного пароходства входят первичные транспортные единицы — суда и пристани, конторы по освоению. новых водных путей, участки связи, подсобные производственные предприятия, заготовительные и строительные конторы, судоремонтные мастерские.
С 1938 г. по особому списку были переведены на внутренний хозяйственный расчет крупные суда. Хозрасчет судна заключается в том, что при перевыполнении трансфинплана половина сверхплановой прибыли, полученной судном, отчисляется в фонд капитана для премирования команды, на улучшение ее бытовых условий и на текущие нужды по техническому состоянию судна 3. Судно не имеет
1 См. указ, учебник «Экономика транспорта», стр. 647—648.
2 Характеристика форм проведения хозрасчета на речном транспорте, а в связи с этим и имущественно-правового положения речных пароходств, равно как и входящих в его состав хозяйственных единиц, дана и в ст. И. Шермана, Пароходство как юридическое лицо («Арбитраж», 1939, № 12), откуда и взяты некоторые данные, используемые в дальнейшем изложении.
|
2 Ст. 9 пост. ЦИК и СНК СССР от 27 марта 1938 г. «О работе водного транспорта» (СП СССР 1938 г. № 13, ст. 80).
ни баланса, ни расчетного счета, ни собственных оборотных средств и, стало быть, юридической личностью не является.
В ином положении находятся речные пристани. Еще в 1934 г. начальникам пристаней было предоставлено право самостоятельно распоряжаться денежными и материальными средствами в пределах утвержденных смет'.
В 1938 г. внеразрядные пристани, а также пристани первого и второго разрядов были переведены на хозяйственный расчет.
Хозрасчет пристани является более развернутым, чем хозрасчет судна. Она имеет собственные оборотные средства, самостоятельный баланс, расчетный счет в банке. Пристань имеет свой приписной флот, эксплоатируемый ею по договорам с заинтересованными организациями. Кроме того, пристань обслуживает транзитный флот, находящийся в непосредственном распоряжении управления пароходством. За работу по обслуживанию транзитного флота пристань. Получает от пароходства вознаграждение (пристанский сбор). Расчеты между пристанью и управлением пароходства производятся через банк, следовательно пристань выступает не только по отношению к своим контрагентам, но я по отношению к управлению пароходством в качестве субъекта имущественных прав и обязанностей. Управление пароходством и пристань несут друг перед другом даже материальную ответственность за невыполнение принятых на себя обязательств 2.
|
Таким образом, положение пристани в гражданском обороте в отношениях с третьими лицами во многом сходно с положением трестированного предприятия. Иной характер имеют взаимоотношения пристани с пароходством. В дальнейшем об этом будет сказано подробнее, здесь же необходимо отметить все своеобразие этих отношений, напоминающих те формы связи между предприятием и трестом, которые были предусмотрены Положением о. трестах и Типовым положением о производственном предприятии. Вместе с тем имущественные отношения между пароходством и входящей в его состав пристанью перерастают рамки внутреннего хозяйствен-
1 Ст. 6 пост. ЦИК и СНК СССР от 15 марта 1934 г. «О реорганизации органов управления водного транспорта» (СЗ СССР 1934 г. № 15, ст. 104).
2 Приказ Наркомвода 1937 г. № 160, приведен в указ. ст. И. Шермана, «Арбитраж», 1940, №12, стр.18.
ного расчета. За работу по обслуживанию транзитных перевозок пристань получает от пароходства вознаграждение через банк, т. е. через расчетный счет, являющийся привязкой предприятия к имущественному обороту.
В основном по тому же типу складываются взаимоотношения между пароходством, с одной стороны, и конторой — агентством по освоению и зксплоатации малых рек, равно как и судоремонтным заводом, — с другой. Более того, отношения между пароходством и судоремонтным заводом складываются, как отношения между подрядчиком и заказчиком со- всеми вытекающими отсюда последствиями.
Участки связи также имеют самостоятельный баланс. Их положение в основном таково же, как и положение отделений движения на железнодорожном транспорте. Поэтому участки связи действуют на основании сметы, утвержденной пароходством.
Таковы важнейшие моменты, характеризующие пароходство и входящие в его состав предприятия как субъектов права.
Пароходство в большей степени, чем со временный трест, является оперативной организацией. Как правильно указывает И. Шерман, «это вытекает из существующей системы организации перевозок... Весь флот, производящий транзитные перевозки, находится в непосредственном оперативном и хозяйственном подчинении управления пароходства» '. Отсюда и ответственность пароходства по всем претензиям, вытекающим из договора перевозки, независимо от того, какая хозяйственная единица пароходства осуществляла перевозку2. Отсюда также и централизованный порядок расчетов по штрафам между пароходствами я железными дорогами за невыполнение плана перевозок в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении 3.
Еще в большей мере взаимно связаны между собой вое предприятия и службы железнодорожного транспорта, чем и объясняется высокая степень централизации управления железными дорогами. Железнодорожный транспорт—сложнейший механизм; лишь только согласованная деятель-
1 И. Шерман, Пароходство как юридическое лицо, «Арбитраж», 1939, № 12, стр. 19.
2 См. ст. 168 Устава внутреннего водного транспорта.
3 Ст. 34 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (СП СССР 1941 г. №5, ст. 96).
ность всех частей этого механизма обеспечивает выполнение перевозок.
Таким образом, транспортное производственное предприятие (в особенности железнодорожное) менее самостоятельно в оперативном и имущественном отношениях, чем трестированное предприятие в других отраслях народного хозяйства. Причины этого явления охарактеризованы выше. Фигура железной дороги и фигура пароходства в значительной мере заслоняют юридическую личность входящих в их состав разнообразных хозяйственных единиц, осуществляющих в своем взаимодействии план перевозок. Некоторые из этих единиц, например, суда, не переросли рамки внутреннего хозрасчета, и, следовательно, не являются юридическими лицами. Другие производственные единицы приблизились к положению трестированного предприятия (наличие самостоятельных средств, отдельного баланса, расчетного счета и т. д.). Однако юридические отношения, участниками которых они являются, по общему правилу развиваются в рамках того юридического лица, в состав которого они входят, т. е. дороги или пароходства. Отсюда все своеобразие положения этих хозрасчетных единиц; это своеобразие, в частности, проявляется в том, что они выступают в качестве субъектов имущественных прав и обязанностей по отношению к юридическому лицу, которому они подчиняются, как планово-регулирующему органу.
В итоге следует признать, что транспортная хозяйственная организация (железная дорога, пароходство) как юридическое лицо с точки зрения характера и содержания своих имущественных прав и обязанностей, в большей мере, чем современный трест, выступает в роли единого госпредприятия. Юридическая же личность входящих в состав железной дороги или пароходства транспортных единиц не достигла той ступени развития, на которую поднялось переведенное на полный хозяйственный расчет трестированное предприятие в других отраслях народного хозяйства.
Судебная и арбитражная практика, хотя и с колебаниями, уже вскоре после поправок к кредитной реформе и включения предприятия в систему договорных отношений признала трестированное предприятие субъектом права. Вопрос о юридической личности трестированного предприя-
тия возник Перед судом и арбитражем в связи с попытками кредиторов, используя законодательство о трестах, переложить имущественную ответственность по долгам предприятия на объединение или трест.
Еще в 1932 г. арбитраж при Наркомтяжпроме в мотивировке своего решения по делу, по которому объединение предъявило иск об уплате сумм, причитающихся находившемуся в его составе заводу, признал, что «предприятия являются самостоятельными хозрасчетными субъектами имущественных прав, обладающими оперативной самостоятельностью в пределах выделенного им государственного имущества и собственных оборотных средств». Поэтому арбитраж пришел к выводу, что «объединения и тресты, в состав которых они (т. е. предприятия. — С. Б.) входят, могут быть допущены в качестве истцов и ответчиков по их делам лишь в тех случаях, когда это предусмотрено специальным законом или приказом, когда это вытекает из заключенных ими или их предприятиями с третьими организациями договоров, или когда им на это будут даны предприятиями специальные полномочия» '.
В этом постановлении речь идет не только о так называемой процессуальной правоспособности входящего в состав объединения или треста предприятия, но и об имущественной его правоспособности в точном смысле этого слова. Характеристика предприятий как «самостоятельных хозрасчетных субъектов имущественных прав» говорит сама за себя. Перечисленные в постановлении арбитража при Наркомтяжпроме случаи привлечения трестов и объединений в качестве истцов и ответчиков свидетельствуют о том, что по общему правилу тресты и объединения не должны отвечать за свои предприятия и не вправе получать от третьих лиц удовлетворение по требованиям, по которым кредиторами являются входящие в объединение или в трест предприятия.
Вопрос о точном определении объема ответственности трестированных предприятий и о соотношении ее с ответственностью треста был поднят еще в 1932 г. Уже тогда отмечалась опасность рецидивов обезлички в ответственности треста и входящих в его состав предприятий. Отчет Госар-
1 Бюллетень Госарбитража, 1932, №8, стр. 26.
битража при Ленинградском облисполкоме справедливо усматривал эту опасность в наличия разрыва «между хозрасчетностью отдельных предприятий, входящих в состав одного объединения или треста, и внешним правовым единством имущества последних», поскольку (предприятие официально не является юридическим лицом, трест же (объединение) таковым является. Это может привести и иногда приводит к тому, указывал далее отчет, что с одной стороны внешнее единство при неплатежеспособности предприятия или объединения вызывает у кредиторов неплатежеспособного хозоргана стремление перенести ответственность с одной хозрасчетной единицы на другую — с предприятия на объединение (трест) и обратно, а с другой — то же единство может толкать вышестоящую и подчиненную организацию к своеобразному маневрированию хозрасчетной формой для установления на более или менее длительный период безответственности одного из звеньев хозрасчетных организаций перед третьими организациями». Составители отчета правильно заключают, что «оба эти уклона являлись бы грубейшим извращением хозрасчетных отношений».
Совершенно ясно, что проблема, создавшая затруднения в практике работы арбитража, могла возникнуть только в связи с тем, что трестированное предприятие с 1931 г. фактически сделалось самостоятельным субъектом имущественных прав, оставаясь вместе с тем частью треста — официально признанного законом юридического лица. С точки зрения Положения о трестах, продолжавшего действовать в 1932 г. и продолжающего действовать и поныне, никакой проблемы не должно было возникнуть: юридическое лицо — это трест, предприятие — часть треста, директор предприятия действует по доверенности, выданной ему руководителем треста, следовательно, обязательства, принятые на себя предприятием, — это обязательства треста в целом, взыскание по долгам треста может быть обращено на его имущество и, стало быть, на имущество, находящееся в управлении любого из входящих в его состав предприятий.
Поправки к кредитной реформе и практика договорных отношений уже в 1931—1932 гг. опрокинули этот установленный законодательством двадцатых годов порядок, фактически отменили статьи Положения о трестах, характеризующие производственное предприятие как юридически несамостоятельную часть треста. Трест перестал быть единым
госпредприятием, он превратился в сложное, или составное предприятие — хозяйственную организацию. Не случайно цитированный выше отчет не пытается разрешить поставленную им проблему путем отсылки к закону о трестах. Уже в 1932 г. Государственный арбитраж хорошо понимал, что ригористическое применение этого закона — нежизненно, что хотя трестированное предприятие и не названо ни в одном из законодательных актов юридическим лицом, но фактически им является.
Прежде всего была признана юридическая личность за трестированным предприятием арбитражной практикой. Это не случайно — арбитражу чаще, чем суду, приходилось убеждаться на деле, что сложившиеся в связи с поправками к кредитной реформе и законодательством 1931—1933 гг. о договорах хозяйственные взаимоотношения между социалистическими предприятиями переросли рамки Положения о трестах. Поэтому уже а инструкции Госарбитража при СНК СССР о заключении хозяйственных договоров на 1934 г. содержится косвенное признание имущественной самостоятельности предприятия. Из инструкции, установившей, что «дополнительная ответственность сторон по генеральному договору, в случае неоплаты счетов лекальщиком, может быть установлена в договорах лишь в виде изъятия», 1 нетрудно сделать этот вывод. Если стороной в генеральном договоре выступало объединение или трест, то обычно стороной в локальном договоре являлось предприятие.
Наконец, в 1938 г. в своем постановлении по делу, к которому нам придется вернуться в дальнейшем в, связи с проблемой дополнительной ответственности треста за долги предприятия, Госарбитраж при СНК СССР;в совершенно ясных, не вызывающих никаких сомнений выражениях признал юридическую личность трестированного предприятия. «xозрачетное п р о и з в о д с т в е н н о е предприятие, — сказано в этом постановлении Госарбитража,—я в л я е т с я самостоятельным субъектом имущественных прав и несет самостоятельную имущественную ответственность в пределах выделенных ему средств, на которые
1 Ч. III. ст. 12 инструкции Госарбитража при СНК СССР от 26 декабря 1933г. (Бюлл. Госарбитража, 1934, №1).
допускаемся законом обращение взыскания по обязательствам предприятия»1 (разрядка моя.—С. Б.).
Медленнее усваивался принцип имущественной самостоятельности трестированного -предприятия судебными органами. Однако; и судебная практика пошла по тому же пути.
Еще в 1932 г. Президиум Верховного суда РСФСР установил, что взыскания, предъявляемые Сельхозснабом к неисправным плательщикам-покупателям его продукции, производятся с соответствующего объединения или треста, в состав которого входит предприятие-покупатель, своевременно не оплативший счетов Селъхозснаба, лишь в том случае, если объединение или трест принял на себя по договору гарантию платежа2. Стало быть, за трестированным предприятием была признана самостоятельная имущественная ответственность. Выходит, что трест отвечает по договору, заключенному входящим в его состав предприятием, лишь на основании поручительства. Такое решение вопроса понятно лишь в том случае, если предприятие является самостоятельной юридической личностью. Только этот вывод и может быть сделан из постановления Президиума Верховного суда РСФСР. Поручительство может иметь место только тогда, когда должник и поручитель — два самостоятельных лица.
Вопрос о юридической личности трестированного предприятия вновь возник перед Верховным судом РСФСР в 1933 г. Президиум Верховного суда пришел к выводу, что «при рассмотрении исков к хозрасчетным организациям, входящим в состав объединений, суды могут выносить решения о производстве взысканий только с ответчиков, привлеченных к делу, но не могут выносить решений о произ-
1«Арбитраж», 1938, № 20, стр. 24. Кроме приведенных в тексте, можно указать и другие постановления Госарбитража при СНК СССР из которых видно, что трестированное предприятие рассматривается органами арбитража, как юридическое лицо. Например, Госарбитраж признал неправильными действия покупателя, заключившего сделку с вышестоящей по отношению к хозрасчетной единице организацией на закупку продукции, уже отпускаемой указанной единицей на основе ранее заключенного покупателем с ней договора («Арбитраж», 1938, №8, стр. 24). В другом случае было разъяснено, что по выданному арбитражем приказу взыскание можно производить только с предприятия, прэтив которого выдан приказ, хотя оно входит в состав другого предприятия (Бюлл. Госарбитража, 1934, № 19, стр. 31).
2 Бюлл. Госарбитража, 1932, № 12, стр. 34.
водстве взысканий с объединений, в состав которых эти хозрасчетные организации входят, если эти последние не были привлечены в качестве ответчиков» '.
В литературе было высказано мнение, что это постановление имеет только процессуальное значение и, при условии участия в качестве ответчика самого объединения, не снимает с «его ответственности по иску, предъявленному к его хозрасчетной единице. «Самое большее, о чем свидетельствует постановление, это о том, что за хозрасчетной единицей признается право иска и ответа на суде, но им (постановлением. — С. Б.) не ограничивается ответственность юридического лица за его хозрасчетное предприятие» 2.
Едва ли это так. Смысл постановления Президиума Верховного суда РСФСР заключается не только в признании процессуальной правоспособности входящих в состав объединения хозяйственных организаций, но и в том, что последние рассматриваются в качестве субъектов права. Дело в том, что постановление говорит о самостоятельной ответственности не предприятий, а хозрасчетных организаций, входящих в состав объединений. Стало быть, речь идет и о трестах, ибо в 1933 г. процесс ликвидации объединений еще не закончился и в их состав часто входили не только предприятия, но и тресты, равно как и иные хозрасчетные организации, действовавшие на правах трестов (конторы, автономные предприятия и т. д.). Но трест — даже в период падения его значения— всегда оставался юридическим лицом. Поэтому правильнее предположить, что привлечение объединений в качестве ответчиков и взыскание с них сумм по искам, предъявленным к их хозрасчетным организациям, по мнению Верховного суда, могло практиковаться лишь в тех случаях, когда из обстоятельств дела выяснилось, что ответственным лицом по данному иску должно являться объединение. Но если даже исходить из того, что постановление Верховного суда РСФСР имело в виду не тресты, не автономные заводы, а иные хозрасчетные единицы, то и в этом случае
1 Пост. Президиума Верховного суда РСФСР «О порядке и возможности обращения на средства объединения взыскания с хозрасчетных организаций, входящих в объединения» («Советская юстиция», 1933, №8).
2 М. Гинзберг, Ответственность юридического лица за его предприятие, «Арбитраж», 1935, № 21, стр. 18.
бесспорно то, что Верховный суд далеко вышел за рамки Положения о трестах.
Признав самостоятельную имущественную ответственность хозрасчетной единицы, входящей в состав объединения в тех случаях, когда последнее не привлекается в качестве ответчика, Верховный суд тем самым признал имущественную самостоятельность и самостоятельное участие в гражданском обороте, а стало быть, и юридическую личность этой хозрасчетной единицы.
С косвенным признанием юридической личности трестированного, либо входящего в состав объединения предприятия мы встречаемся и в некоторых постановлениях Правительства. Насколько назрела уже в начале 1932 г. потребность в урегулировании взаимоотношений между объединением (трестом) и предприятием, свидетельствует постановление СНК СССР от 25 мая 1932 г., принятое по докладу Государственного банка. Правительство предложило Госарбитражу совместно с заинтересованными организациями урегулировать вопрос об ответственности объединений (трестов) по обязательствам подведомственных им предприятий и внести соответствующие предложения в СТО1. Однако указание СНК СССР выполнено не было.
О том, что ответственность треста за долги его предприятия не предполагается, но является лишь исключением из общего правила, свидетельствует другое постановление Правительства — более позднего происхождения. Охраняя интересы колхозов, СНК СССР в своем постановлении от 19 июля 1936 г. допустил без дополнительного решения арбитражных или судебных органов принудительное взыскание на средства республиканских и областных заготовительных организаций по требованиям колхозов, вытекающим из задолженности колхозам низовых заготовительных организаций (заготовительных баз, складов) за сданную колхозами продукцию. Это взыскание, однако, могло быть произведено только при отсутствии средств на расчетных счетах непосредственных должников (низовых заготовительных организаций) т. е. только в порядке дополнительной (субсидиарной) ответственности 2.
1СЗ СССР 1632 г. №42, ст. 250.
2СЗ СССР 1936 г. №44, ст. 381.
Своеобразно разрешена интересующая.нас проблема в налоговом законодательстве. Изданное в 1932 г. Положение о взыскании налоговых и неналоговых платежей не содержит никаких указаний об ответственности треста (объединения) по налоговым обязательствам входящих в него предприятий. Это умолчание объясняется просто. Согласно действовавшим в тот период правилам, плательщиками налогов являлись объединения и тресты в целом по всем операциям входящих в их состав хозрасчетных единиц '. Поэтому в 1932 г. вопрос о возложении ответственности треста за его предприятие по налоговым обязательствам последнего вовсе не возникал. Но возник другой вопрос — об ответственности предприятий по налоговым обязательствам треста.
Поскольку трест (объединение) со всеми входящими в его состав предприятиями выступал по отношению к государству в качестве единого субъекта налоговых обязанностей, этот вопрос был разрешен положительно. Положение о взыскании налоговых и неналоговых платежей предусматривает возможность обращения взыскания на имущество входящих в состав треста (объединения) предприятий по недоимкам, числящимся за трестом (объединением). В том случае, если трест (объединение) отказывается дать указание, на имущество какого предприятия должно быть обращено взыскание, взыскание обращается по усмотрению финансовых органов на имущество любого из входящих в данный трест (объединение) предприятий2.
Возложение ответственности по недоимкам треста на его хозрасчетные единицы, основанное на практике исчисления и платежа налогов, ни в коей мере не колеблет утверждения, что трестированное предприятие является юридической личностью. Сама постановка вопроса об ответственности предприятия по налоговым обязательствам треста могла возникнуть только потому, что закон не сомневается в имущественной самостоятельности предприятия. В этом смысле характерен самый текст закона, устанавливающий ответственность предприятия по недоимкам треста. В законе по этому поводу сказано: «...взыскание может
1 Ст. ст. 1, 2, 6 Положения о налоге с оборота предприятий общественного сектора, утв. ЦИК и СНК СССР 2 сентября 1930 г. (СЗ СССР 1930 г. №47, ст. 477).
2 Ст. 14 Положения о взыскании налоговых и неналоговых платежей (СЗ СССР 1932 г. №69, ст. 410-6).
обращаться... на расчётные счета, товары и имущество, принадлежащие входящим в данное объединение или трест предприятиям» (разрядка моя, — С. Б.).
Стало быть, наличие у предприятия имущественной самостоятельности — вне спора даже с точки зрения Положения о налоговых и неналоговых платежах.
В последующие после издания этого положения годы трестированные предприятия все чаще стали выступать в роли самостоятельных субъектов налогового обложения. В настоящее время, как правило, обложение налогом с оборота производится в децентрализованном порядке '. Плательщиками являются предприятия, имеющие собственные расчетные счета в Госбанке (завод, контора, магазин и т. д.), т. е. предприятия, переведенные на полный хозяйственный расчет. Централизованный порядок расчетов — через трест или главк — применяется лишь в порядке исключения 2.
В виде, доказательства имущественной самостоятельности трестированного предприятия не только в налоговой области, но и в области иных взаимоотношений с госбюджетом можно сослаться также на порядок расчетов при передаче предприятий, зданий и сооружений между госу-
1 См. «Финансовое право», учебник для юридических вузов, Юриздат, 1940, стр. 81; В. М. Ватырев и В. К. Ситнин, Организация и планирование финансов в социалистической промышленности, 1940, стр. 160.
2 См. Правила о налоговой регистрации предприятий социалистического хозяйства, установленные инструкцией НКФ СССР от 20 декабря 1937 г. №659: предполагается, что предприятия, входящие в хозяйственную организацию, т. е. в трест, торг и т. д., являются самостоятельными плательщиками налога; трестированное предприятие, не являющееся самостоятельным субъектом налогового обложения, должно ежегодно представлять в финотдел по месту своего нахождения справку (выданную организацией, которой оно подчинено) о том, что его обороты учитываются в общей сумме оборота этой организации; предприятия, не представившие такую Справку, считаются впредь до ее представления самостоятельными плательщиками налога (ФХЗ, 1938 г., № 1—2). По общему правилу самостоятельными плательщиками налога с оборота являются предприятия, имеющие законченную бухгалтерскую отчетность и собственный расчетный счет в Госбанке, т. е. переведенные на полный хозяйственный расчет—см., например, ст. 1 инструкции НКФ СССР от 16 декабря 1941г. № К/889 о порядке обложения налогом с оборота хлебобулочных изделий (Сборник постановлений, приказов и инструкций по финансово-хозяйственным вопросам 1942 г., № 1—2, стр. 1). За полную отмену ст. 14 указанного в тексте положения высказался А. В. Венедиктов —см. «Государственные юридические лица», «Советское государство и право», 1940, № 10, стр. 83.
дарственными организациями. При передаче предприятия, выделенного из состава треста, последний обязан передать на баланс выделяемого предприятия внесенные за его счет в текущем году налоги, отчисления от прибылей и другие платежи в государственный и местный бюджеты. Недоимки по этим платежам, так же как и незаконченные к установленному сроку передачи расчеты с органами Министерства финансов, (передаются на баланс выделяемого предприятия '.
Имущественная самостоятельность трестированного предприятия находит свое прямое или косвенное выражение во всех нормативных актах, определяющих его положение в гражданском обороте и его (предприятия) взаимоотношения с трестом. Упомянутые выше Правила о порядке расчетов при передаче предприятий, зданий и сооружений всячески подчеркивают необходимость выявления самостоятельного, имущественного лица передаваемого предприятия не только в связи с налоговыми отношениями или иными платежами в бюджет. Эти правила требуют также, чтобы основные и оборотные средства передаваемого трестированного предприятия переходили к принимающей организации в размерах, предусмотренных финансовым планом того квартала, в котором, согласно постановлению о передаче, оно (предприятие) должно быть передано.