После вынесения решения о передаче передающая организация не вправе производить никаких изъятий основных и оборотных средств передаваемого предприятия, кроме излишков оборотных средств против нормативов, а также не вправе вносить изменения в норматив оборотных средств, предусмотренный квартальным финансовым планом. В том же случае, если основные и обортные средства передаваемого предприятия в нарушение указанного порядка были изъяты передающей организацией, о<ни должны быть возвращены принимающей организации.
Текущие расчеты между передающей организацией и передаваемым предприятием по операциям, для которых законом предусмотрено обязательное возмещение или перечисление средств, производятся в общем порядке ликвидации дебиторской и кредиторской задолженности. Сюда
1 Ст. 5 инструкции НКФ, НКЮ и Госарбитража при СНК СССР от 26 мая 1940 г. «О порядке расчетов при передаче предприятий, зданий и сооружений». (ГК РСФСР 1943 г., стр. 140).
относятся расчеты по накоплениям, по амортизационным отчислениям, товарные и прочие расчеты между трестом и входящим в его состав передаваемым предприятием '.
Какое влияние оказал закон от 15 июля 1936 г. «О хозрасчетных правах главных управлений промышленных наркоматов» на имущественно-правовое положение производственного предприятия?
Юридическая личность предприятия этим законом поколеблена не была, хотя на содержании имущественных прав предприятия постановление от 15 июля 1936 г. несомненно отразилось.
Это постановление касается не только предприятий, но и трестов и иных хозяйственных организаций, являющихся официально признанными юридическими лицами. В предидущей главе закон от 15 июля 1936 г. был подвергнут подробному анализу: этот закон свидетельствует о возросшем значении оперативного планирования в условиях полной победы социализма в стране. Не случайно закон был издан в 1936 г., т. е. через пять лет после принятия поправок к кредитной реформе.
|
За этот период хозрасчет в промышленности и в других отраслях народного хозяйства значительно окреп. Производственное предприятие не на бумаге, а в действительности стало хозрасчетным. Немалую роль в укреплении хозрасчета сыграло развитие договорных отношений между различными звеньями управления социалистическим хозяйством. В 1931 г. имущественная самостоятельность предприятия должна была быть выражена в такой форме, которая обеспечивала бы рост его накоплений и в течение известного периода времени возможность маневрирования даже излишними оборотными средствами. Другое решение в условиях 1931 г. было нецелесообразным. Предприятие впервые получило имущественную и оперативную самостоятельность. Поэтому постановление от 23 июля 1931 г. разрешало изъятие у предприятия излишних оборотных средств в середине года лишь на время и в порядке заемной операции. Были созданы условия, при которых предприятие
1 Ст. 6 указ, инструкции от 26 мая 1940 г. в редакции приказа НКФ СССР, НКЮ СССР и Госарбитража при СНК СССР от 28 апреля 1941 г.
могло проявить самостоятельность в имущественных отношениях, а также прочувствовать эту самостоятельность, убедиться воочию в ее благотворных результатах.
С другой стороны, оперативность планово-регулирующих органов в 1931 г. оставляла желать лучшего. Для того чтобы изъятие оборотных средств у предприятия не повредило выполнению плана, не нарушило его хозрасчетной самостоятельности, в частности, имущественной заинтересованности, для этого наше планирование, учет и контроль должны были быть подняты на более высокую ступень, чем та, на которой они находились в 1931 г.
|
В 1936 г. была достигнута та ступень планирования, которая позволила расширить оперативные функции главных управлений и усилить централизацию руководства оперативной деятельностью предприятий. Закон от 15 июля 1936 г. не имел в виду умалить имущественную самостоятельность предприятия и хозорганов. Однако формы проявления этой самостоятельности несколько изменились. Необходимо было еще теснее, чем раньше, сочетать оперативную и имущественную самостоятельность предприятия с общегосударственными интересами, с задачей мобилизации всех ресурсов для выполнения и перевыполнения плана. Тот факт, что излишние оборотные средства ранее подлежали изъятию к концу года, а сейчас они могут быть изъяты в целях правильного их использования в течение всего года, не подрывает принципа хозрасчета госпредприятия и не умаляет его юридическую личность.
Однако свобода маневрирования излишними оборотными средствами предприятий, предоставленная главным управлениям, не должна выходить за определенные рамки. Главные управления не должны злоупотреблять своими правами, чтобы не нарушать хозрасчетных стимулов в работе предприятия и не подрывать его имущественной и оперативной самостоятельности. Полное изъятие главком всей прибыли предприятий и покрытие их потребностей в оборотных средствах только за счет средств, получаемых от главка, практиковавшиеся в довоенные годы в некоторых отраслях народного хозяйства (например, в каменноугольной промышленности, в черной металлургии), нарушало взаимозависимость между результатами работы предприятия и состоянием его оборотных средств '.
|
1 См. Батырев и Ситнин. Указ. соч., стр. 162.
Все сказанное по поводу имущественного положений предприятия в связи с осуществлением главком своего права по перераспределению излишних оборотных средств справедливо по отношению к предприятию и в том случае, когда те же права осуществляет трест, в состав которого входит предприятие.
б
Ознакомление с законодательством о кредитно-расчетных отношениях и договорной дисциплине, с практикой его применения в суде и арбитраже, равно как и с иными нормативными актами, так «ли иначе затрагивающими вопрос о правовом положении трестированного предприятия, убеждает в том, что это предприятие является юридическим лицом. Однако этот итог официально не закреплен. Ни в одном законодательном акте expressis verbis не сказано, что трестированное предприятие — это юридическое лицо. Директор предприятия действует на основании доверенности управляющего трестом. С точки зрения закона о трестах производственное предприятие — это не столько организация, сколько часть имущества треста, управляемая доверенным лицом.
В литературе уже давно правильно отмечалось, что доверенность, на основании которой по Положению о трестах директор производственного предприятия управляет последним, не адэкватна действительному содержанию прав и обязанностей директора. Директор трестированного предприятия как по декрету о трестах от 10 апреля 1923 г., так и по Положению от 29 июня 1927 г. действовал как орган треста, а не как орган предприятия. Поэтому, как правильно отметил А. В. Венедиктов еще в 1927 г., полномочия директора как должностного лица, если они не определены с достаточной полнотой в законе, должны определяться инструкцией вышестоящего органа и его непосредственными распоряжениями, а не доверенностью. Во взаимоотношениях директора завода с третьими лицами доверенность могла бы быть заменена его служебным удостоверением (мандатом), выпиской из протокола заседания правления треста и той же инструкцией, определяющей общий круг полномочий директора данного завода '. Было бы неправильно, однако, отрицать за такой инструкцией, если бы она была преду-
1 А. В. Венедиктов, Правовая природа государственных предприятий, стр. 21.
смотрена законом о трестах, гражданско-правовой эффект, который вытекал бы,из деятельности директора как представителя треста. С превращением трестированного предприятия в самостоятельную юридическую личность доверенность окончательно утрачивает свое значение. Предприятие как самостоятельная имущественная единица фактически выступает в гражданском обороте от своего имени, и доверенность поэтому становится ненужной '.
Утверждение, что доверенность потеряла свое гражданско-правовое значение, может быть доказано многочисленными уставами и положениями, регулирующими деятельность тех или иных государственных предприятий. Приведем несколько примеров. В Положении о работе директора гостиницы, входящей в гостиничный трест местного совета, мы читаем: «Директор гостиницы действует на началах единоначалия, на основании устава гостиничного треста, настоящего положения и доверенности, выдаваемой управляющим трестом» 2 (разрядка моя.—С. Б.). Нетрудно заметить, что- доверенность в данном случае легко могла бы быть заменена служебным удостоверением, выданным директору руководителем вышестоящей организации. Зачем.нужна доверенность при наличии утвержденного положения, в котором совершенно ясно определен объем полномочий директора3
1 Любопытно, что в экономической литературе еще в 1934 г. был поставлен вопрос о необходимости отмены практики выдачи доверенности директору предприятия. Экономисты, не искушенные в вопросах гражданского права и весьма мало интересующиеся проблемой юридической личности госпредприятия, уже в это время считали само собой разумеющимся фактом наличие правоспособности у предприятия. Так, например, отмечалось, что практика выдачи доверенностей директорам предприятий, например, в системе НКТП, себя изжила: «...эта формальность (т. е. выдача директору завода доверенности. — С.В.), заимствованная из соответствующих институтов гражданского права и имевшая некоторый смысл в первые годы нэпа (неустойчивость состава директоров, широкое развитие частного оборота), ныне утратила значение (см. сб. «Очерки организации тяжелой промышленности СССР», М., 1934). Едва ли можно признать правильной приведенную выше аргументацию, связывающую практику выдачи доверенностей с неустойчивым составом директоров и широким развитием частного оборота. Дело не в этом, а в том, что трестированное предприятие, бывшее в двадцатых годах несамостоятельной частью единого госпредприятия — треста, в тридцатых годах сделалось самостоятельной юридической личностью.
2 Ст. 2 указанного в тексте положения (Бюлл. Наркомхоза РСФСР, 1939, № 17).
3 См. ст. 9 того же положения.
Можно привести другой, еще более разительный пример. В Положении о лесоторговых базах Главлесосбыта был предусмотрен полный хозяйственный расчет этих баз. Базы были подчинены торговому управлению Главлесосбыта, действовавшему в качестве хозрасчетной уставной организации, т. е. на правах треста. Базы наделены оборотными средствами, пользуются банковским кредитом, имеют самостоятельные расчетные счета, самостоятельно заключают договоры и т. д. Короче говоря, юридическое положение базы аналогично юридическому положению трестированного предприятия. Вслед за знакомой уже нам формулой, указывающей, что компетенция управляющего базой определяется настоящим положением и доверенностью, выдаваемой начальником торгового управления, мы неожиданно узнаем, что управляющий базой совершает от ее имени все операции, входящие в круг его ведения '. Дается оригинальная, но малоубедительная конструкция. Управляющий базой действует по доверенности организации, в состав которой она входит,.но от имени базы. Не ясно ли, что доверенность в данном случае не более как анахронизм, что истина заключается во второй части приведенной выше формулы — управляющий как орган базы действительно выступает от ее имени, как юридического лица2. Если руководитель предприятия действует от имени предприятия, ему доверенность не нужна. Если же он действует на основании доверенности, он не может выступать от имени предприятия.
Отсутствие ясности в вопросе о значении доверенности в гражданском обороте, участниками которого являются госпредприятия, проявляется самым различным образом.
В некоторых уставах вопрос о доверенности выплывает только потому, что соответствующая уставная организация, обладающая весьма бесспорными, даже с точки зрения Положения о трестах признаками юридической личности,
1 См. §§ 2, 3, б Положения о лесоторговых базах Главлесосбыта Наркомлеспрома СССР в республиках, краях и областях (по Торговому управлению Главлесосбыта), утв. Наркомлеспромом 4 июля 1939 г. (Бюлл. Наркомлеса, 1939, № 19).
2 Та же ошибка повторяется и в Типовом положении о государственной заготовительной конторе Главснаба Министерства авиационной промышленности, управляющий которой, согласно § 13 этого положения, действует (совершает сделки, распоряжается средствами и т. д.) на основании положения о конторе и выданной ему Главснабом доверенности от имени конторы (приложение № 3 к приказу НКАП от 22 мая 1940 г.).
прямо не названа в уставе юридическим лицом. Поэтому устав или положение считают необходимым указать, что руководитель организации может совершать юридические сделки, не имея на то доверенности '. В других же уставах и положениях при наличии такой же формулировки, — предоставляющей право руководителю хозрасчетной единицы действовать на основании устава «и без особой на то доверенности», — вдруг делается неожиданное заключение о том, что хозрасчетная единица является филиалом другой организации 2.
Наконец, для завершения картины следует указать на то, что встречаются положения о госпредприятиях, официально, expressis verbis и вполне правильно именующие их юридическими лицами и вместе с тем предусматривающие необходимость выдачи их руководителям доверенности вышестоящим планово регулирующим органом 3.
Не ясно ли, что доверенность в этом случае совершенно не нужна, что соответствующий орган юридического лица может и должен действовать на основании устава и служебного удостоверения 4.
С точки зрения действительной позиции трестированного предприятия в граждански обороте наиболее удачно разрешают вопрос те уставы и положения, которые, при-
1 См., например, §§ 5,6,8,9 и 10 Временного положения о торговом управлении и о торговле лесопродукцией и мебелью Главлесосбыта Наркомлеспрома СССР, утв. Наркомлеспромом СССР 25 мая 1939 г. (Бюлл. Наркомлеса, 1939, № 15).
2 См. например, ст. ст. 1, 2 и 11 Положения о Центральной научно-исследовательской лаборатории по водоочистке и водоподготовке (ЦНИЛВОД) Центрального научно-исследовательского института бумажной промышленности Наркомлеспрома СССР (Бюлл. Наркомлеса, 1939, № 30).
3 Например, согласно ст. 4 Типового устава зерносовхоза, утв. б. Наркомсовхозов СССР, зерносовхоз — юридическое лицо; однако директор совхоза действует на основании устава и доверенности, выданной Наркомсовхозов (ст. 10 Типового устава), — см. «Источники гражданского права», т. I, стр. 91.
4 Правильно разрешен вопрос о характере документа, определяющего объем прав и обязанностей органа хозяйственной единицы, в Типовом положении об управляющем домами жилого фонда, принадлежащего предприятиям Наркомлегпрома СССР. В этом положении указывается что управляющий домом действует на основании служебного удостоверения, являющегося «документом на право управления домом (группой домов) со всеми вытекающими из настоящего Положения правами и обязанностями» (ст. 5 Положения, утв. Наркомлегпромом СССР 3 марта 1939 г,— Сборник приказов НКЛП 1939г., № 7).
знавая имущественную самостоятельность переведенного на законченный хозяйственный расчет трестированного предприятия, не предусматривают выдачу доверенности руководителю предприятия'. Эти положения правильно исходят из того, что имущественная самостоятельность предприятия сама по себе предполагает и самостоятельное участие его в гражданском обороте.
Таким образом, доверенность, как единственное основание, создающее возможность выступления трестированного предприятия в гражданских правоотношениях, в настоящее время изжила себя. Доверенность нужна лишь в тех случаях, когда от имени предприятия совершают сделки руководители отделов, цехов и иных лишенных самостоятельного участия в имущественном обороте частей предприятия.
Некоторым госбюджетным учреждениям, в том числе научно-исследовательским учреждениям, вузам и техникумам, подведомственным министерствам, разрешено организовать для удовлетворения своих нужд подсобные промышленные и сельскохозяйственные предприятия2. Право организации подсобных предприятий предоставлено министерствам просвещения, здравоохранения, земледелия и социального обеспечения союзных и автономных республик, Министерству внутренних дел (в связи с использованием труда заключенных), местным советам; право организации подсобных предприятий при научно-исследовательских учреждениях, вузах и техникумах предоставлено соответствующим хозяйственным министерствам.
Объем правоспособности подсобных предприятий определяется задачами тех учреждений, в ведении которых под-
1Таково, например, Положение о центральной ремонтной мастерской (ЦРМ) в системе Наркомлеспрома СССР, утв. Наркомлеспромом СССР 17 октября 1939 г. В этом положении весьма четко сформулированы все признаки, составляющие содержание полного хозрасчета предприятия (законченный баланс, отдельный расчетный счет, самостоятельные договорные связи с хозрасчетными единицами лесозаготовительного треста, в состав которого входит мастерская, и т. д.). Какие-либо упоминания о доверенности в Положении о ЦРМ отсутствуют.
2Пост. ВЦИК и СНК РСФСР: от 10 мая 1926 г. (СУ РСФСР 1926г. № 31, ст. 237) и от 20 ноября 1933 г. (СУ РСФСР 1937г. № 1, ст. 6); пост. ЦИК и СНК СССР от 12 июня 1929 г. (СЗ СССР 1929 г. № 39,ст. 342).
собные предприятия состоят. Согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 12 июня 1929 г., подсобные предприятия могут организоваться исключительно для непосредственного обслуживания научно-исследовательских учреждений или учебных заведений, при которых они состоят. Это обслуживание в отношении научно-исследовательских учреждений осуществляется путем постановки работ по применению в подсобных предприятиях научно-исследовательских достижений для внедрения их в промышленность; в отношении же учебных заведений — путем установления в процессе учебы тесной связи академической работы с производством (ст. 2).
Подсобные предприятия действуют на основе хозрасчета как уставные юридические лица с самостоятельным балансом, собственными оборотными средствами и самостоятельным расчетным счетом в банке. Подсобные предприятия независимо от степени подчиненности учреждений, при которых они состоят, проходят государственную регистрацию в финоргане по месту нахождения предприятия. Учреждения, при которых подсобные предприятия находятся, за долги этих предприятий не отвечают.
На подсобные предприятия распространяется Положение о трестах за изъятием правил о распределении прибыли: часть прибыли, получаемой от деятельности подсобного предприятия, поступает в специальные средства того учреждения, при котором предприятие состоит; остальная прибыль поступает в государственный бюджет.
Но, кроме подсобных предприятий госбюджетных учреждений, существуют еще подсобные предприятия хозяйственных предприятий и организаций '.
Подсобные предприятия, если они состоят при хозяйственных организациях, должны рассматриваться как трестированные предприятия. Если подсобное предприятие образовано при автономном предприятии или при трестированном предприятии, то было бы правильно в этом случае предоставить директору подсобного предприятия Возможность выступать на основании доверенности от имени того предприятия, при котором организовано подсобное предприятие. Иначе говоря, подсобное предприятие в этом случае по общему правилу не должно превращаться в юриди-
1 Об этих подсобных предприятиях упоминает инструкция НКФ СССР от 6 августа 1940 г. о государственной регистрации в п. «г» ст. 29.
ческое лицо. Народный комиссар финансов СССР А. Г. Зверев в своем докладе о едином государственном бюджете на VIII сессии Верховного Совета СССР в 1941 г. указал, что чрезмерно распространившаяся практика перевода отдельных частей предприятий, цехов, жилищных хозяйств и т. п. на самостоятельный баланс ведет к усложнению учета. Исключения из этого правила допускаются только в отношении отделов рабочего снабжения (ОРС) и иногда цехов ширпотреба завода.
Отдел рабочего снабжения производственного предприятия (ОРС) является самостоятельным отделом предприятия, действует на основе полного хозяйственного расчета,
имеет законченный баланс, расчетный счет в Госбанке, получает целевые возвратные ссуды в установленном законом порядке. Отдельные отрасли хозяйства ОРС — торговля, общественное питание, сельское хозяйство, подсобные производственные предприятия, транспорт — могут быть организованы на началах хозрасчета с самостоятельными балансами, входящими как составная часть в сводный баланс ОРС.
В задачи ОРС входит снабжение рабочих и служащих не только планируемыми (распределяемыми в централизованном порядке) продовольственными и промышленными товарами, но и товарами, изготовляемыми из местного сырья подсобными предприятиями ОРС, и сельскохозяйственными продуктами, получаемыми от децентрализованных заготовок и производимыми его совхозами. Поэтому ОРС предоставлено право открывать магазины, ларьки, столовые, буфеты, склады, а также организовать подсобные хозяйства (совхозы), подсобные предприятия для выпуска товаров широкого потребления из местного сырья, производить закупки промтоваров, не планируемых в централизованном порядке, направлять полученную от подсобных хозяйств продукцию в столовые ОРС для улучшения общественного питания рабочих, инженерно-технических работников и служащих и т. д.
Основные и оборотные фонды, необходимые для выполнения функций, возложенных на ОРС, выделяются ему предприятием и министерством черев Главное управление рабочего снабжения (Главурс). В свою очередь ОРС вправе
наделять свои предприятия оборотными средствами и перераспределять их. ОРС осуществляет свою деятельность под руководством директора предприятия и Главурса. ОРС возглавляется заместителем директора предприятия. В области торговой деятельности ОРС руководствуется указаниями Министерства торговли СССР и его органов. Проекты планов товарооборота представляются ОРС на рассмотрение местного отдела торговли.
Балансы ОРС представляются непосредственно в Главурс и в сводные балансы предприятия не включаются. За ОРС, однако, сохраняется право на бесплатное пользование помещениями заводских столовых, электроосвещением и водоснабжением, предоставляемыми предприятием ОРС '.
Описанные выше структура, функции, права и обязанности ОРС позволяют сделать некоторые выводы о юридической природе ОРС. Хотя с точки зрения административной подчиненности ОРС и является структурной частью предприятия, с точки зрения своего имущественно-правового положения он — самостоятельное хозрасчетное предприятие и, стало быть, юридическое лицо. Имущественные отношения ОРС с его предприятием покоятся на тех же основаниях, что и имущественные отношения между любыми другими хозяйственными организациями. Административно-правовая подчиненность ОРС предприятию не влияет сколько-нибудь существенно на их имущественные отношения: ОРС обособлен от имущества предприятия, и оказываемые ими друг другу услуги производятся за вознаграждение, т. е. имеют эквивалентно-возмездный характер.
Поскольку в состав ОРС входят самостоятельные хозрасчетные единицы (магазины, столовые, подсобные хозяйства, сельскохозяйственные подсобные предприятия — совхозы и т. д.), ОРС может выступать в качестве хозяйственной организации. Положение об отделе рабочего снабжения предусматривает выдачу доверенностей начальником ОРС руководителям отдельных отраслей хозяйств ОРС. Однако, как уже было выяснено, выдача доверенности руководителю предприятия сама по себе еще не является показателем
1 Пост. СНК СССР от 13 мая 1939 г. и пост. ЭКОСО от 23 августа 1940 г.
отсутствия имущественной самостоятельности этого предприятия '.
Во всяком случае следует пожелать, чтобы взаимоотношения ОРС с его предприятиями были должным образом урегулированы и вылились в четкие юридические формы. Возможны три формы этой связи: а) имущественно-правовое положение предприятия ОРС аналогично имущественно-правовому положению трестированного предприятия; б) ОРС несет субсидиарную ответственность за долги своего предприятия; случаи и основания этой ответственности должны быть точно определены в законе и в соответствующих уставах и положениях; в) руководитель предприятия ОРС выступает ото доверенности от имени ОРС; в этом случае соответствующие права и обязанности возникают у ОРС. Необходимо дополнить Типовое положение об ОРС указаниями, которые четко определили бы имущественно-правовое положение отдельных отраслей хозяйства ОРС и взаимоотношения ОРС с этими отраслями 2.
1 Согласно Типовому положению о совхозе (сельскохозяйственном подсобном предприятии) ОРС завода НКАП от 10 марта 1943 г., «совхоз является отдельной хозрасчетной сельскохозяйственной организацией с собственным балансом (включаемым в общий баланс ОРС) и действует в соответствии с плановыми заданиями Главурс...» (ст. 2). Основные средства совхоза образуются за счет капиталовложений, ассигнованных заводом и Главурсом; оборотные средства выделяются совхозу Главурсом (ст. ст. 4 и 5). Директор совхоза выступает в гражданском обороте от имени совхоза без доверенности (ст. 7). Если совхоз переведен на полный хозрасчет и несет самостоятельную имущественную ответственность за свои долги, доверенность директору совхоза действительно не нужна. По-видимому, субсидиарная ответственность ОРС Типовым положением о совхозе не предполагается.
2 Сходно, но не идентично с Положением ОРС Положение жилищно-коммунального отдела (ЖКО) предприятия. Жилищно-коммунальные отделы организуются на предприятиях для руководства и управления их жилищным и коммунальным хозяйством в соответствии с жилищным законом от 17 октября 1937 г. ЖКО состоит на хозрасчете и ведет свою работу на основе хозяйственно-финансового плана. В ведении ЖКО находятся: а) жилой фонд, б) нежилые помещения в жилых домах, в) предприятия коммунального обслуживания, за исключением коммунальных предприятий, обслуживающих производство, г) объекты внешнего благоустройства (мостовые, тротуары, зеленые насаждения и т. д.), д) подсобные предприятия (ремонтно-строительные конторы, мастерские и т. д.). На ЖКО возлагаются как управленческие, так и хозяйственно-оперативные функции, а именно: а) организация на началах хозрасчета домоуправлений, подсобных предприятий, ремонтно-строительных контор и т. д. и руководство деятельностью этих хозрасчетных единиц; б) составление титульных списков жилищного строительства, руководство капитальным и текущим ремонтом; в) организация снабжения домоуправлений, подсобных и ком-
Поучительную картину развития имущественной самостоятельности производственного предприятия, а в связи с этим и изменения содержания самого понятия «государственное предприятие» дает нам обзор эволюции терминологии нашего хозяйственного законодательства на протяжении восьми-девяти лет, считая с даты издания Положения о трестах от 29 июня 1927 г. Это положение именует трест единым, не делимым на паи государственным предприятием. Положение о трестах конкретизирует ст. 19 ГК, как бы раскрывая содержание понятия государственного предприятия, данное в этой статье.
Почти во всех законодательных актах до 1930 т., т. е. до реформы управления промышленностью, под государственным предприятием понимается трест или аналогичные ему фигуры (например, торг). Входящее в состав промышленного треста предприятие именуется производственным предприятием. В состав торга, именуемого официально государственным торговым предприятием, входили иные оперативные единицы, как то: магазины, конторы, отделения, склады и т. п. (ст. 3 Положения о торгах). Общего для всех этих торговых оперативных единиц наименования выработало не было. В том же направлении решался вопрос и в других отраслях народного хозяйства: сельскохозяйственные тресты именовались сельскохозяйственными предприятиями и т. д.
Таким образом, государственным предприятием являлся трест, охватывавший по общему правилу ряд производственных предприятий или аналогичных им оперативных единиц.
мунальных предприятий стройматериалами; г) наем и сдача в аренду нежилых помещений. Управление жилым фондом осуществляется ЖКО через управляющих домами на основе особого положения о них. ЖКО вправе открывать и закрывать расчетные счета в банке и совершать соответствующие операции по распоряжению средствами, хранящимися на этих счетах (см., например, Типовое положение о жилищно-коммунальных отделах предприятий и организаций Министерства авиапромышленности — приказ Наркомавиапрома от 4 июня 1943 г.). Отличие ЖКО от ОРС заключается главным образом в том, что ЖКО является скорее управленческим, чем оперативно-хозяйственным органом; непосредственные оперативные функции по эксплоатации жилого фонда, ремонтно-строительные работы и т. д. осуществляются хозрасчетными единицами, которыми руководит ЖКО.
Закрепление за трестом наименования «государственное предприятие» имело в то время совершенно определенный смысл: только трест был юридическим лицом; согласно ст. 19 ГК государственные предприятия являются юридическими лицами. Поэтому понятие госпредприятия, равнозначное понятию треста, в тот период имело не столько технико-экономическое, сколько юридико-организационное содержание. Трест, выступая в качестве единства входящих в него производственных единиц, являлся вместе с тем и планово-регулирующим органом по отношению к этим единицам. На первом этапе развития треста преобладала хозяйственно-оперативная сторона его деятельности — продукт, выпускаемый производственными единицами промышленного или сельскохозяйственного треста, являлся продуктом, принадлежащим тресту, как таковому; этот продукт становился товаром, поскольку он реализовался трестом или от имени треста директором трестированного предприятия. Так же решался вопрос и в отношении торга и его оперативных единиц. И здесь фигура торга как единого предприятия и как юридической личности закрывала в гражданском обороте отдельные его части — магазины, оклады и т. п.