Исходящие от корпорации действия распадаются на три 14 глава




б

Выше было установлено, что главк, состоящий на пол­ном хозяйственном расчете, целиком содержится за счет накидок или наценок по своим хозяйственным операциям. Расходы на содержание управленческого аппарата этих главков производятся из средств, находящихся на их рас­четных счетах. Главк, имеющий хозрасчетные права, содер­жится за счет сметного финансирования, но покрывает свои торгово-операционные расходы по сбыту и снабжению за счет своих оборотных средств. Режим оборотных средств полностью хозрасчетного главка сходен с режимом оборот­ных средств любой другой хозрасчетной организации.

1 Пост. СНК СССРТ от 29 декабре 1939 г. «О реорганизации Всесо­юзного автогенного треста — ВАГ Наркомтяжмаша в Главное Управ­ление автогенной промышленности (Глававтоген)» (СП СССР 1940 г. № 2, ст. 26).

Однако сходство хозрасчетного главка с трестом заклю­чается не только в этом. Это сходство может быть охаракте­ризовано более глубокими признаками.

Для того чтобы уяснить причины, способствовавшие сближению треста с главком и главка с трестом, необхо­димо ознакомиться с теми изменениями, которые произошли в положении треста в годы, последовавшие за изданием закона от 15 июля 1936 г. Уже отмечалось, что еще до изда­ния этого закона двухзвенная система, организации управ­ления промышленностью сделалась ведущей. Однако трест как хозрасчетная форма объединения предприятий сохранился во многих отраслях хозяйства. Сохранились тресты в промышленности, производящей товары широкого потребления, в пищевой промышленности, в торговле (в форме торгов), в сельском хозяйстве, в коммунальном хозяйстве, в строительстве и в тех отраслях тяжелой про­мышленности, в которых распыленность и незначительные размеры предприятий, мастерских и т. д. делали нецеле­сообразным подчинение их непосредственно главкам. Разу­меется, речь идет о тресте, как форме объединения нескольких производственных единиц, выступающем как единое государственное предприятие. Трест как юриди­ческая форма хозрасчетной деятельности социалистического предприятия остается по сей день той основной, официально признанной законом формой, в которой выражена юриди­ческая личность государственной хозяйственной организа­ции. Трест — юридическое лицо, и поэтому предприятия, непосредственно подчиненные главку, т. е. так называемые автономные предприятия, как юридические лица действуют на основе положения о трестах.

Чем сильнее и глубже осуществлялось воздействие планово-регулирующих органов на предприятия, тем больше правовое положение треста стало приближаться к право­вому положению главка, а правовое положение входящего в состав треста предприятия — к правовому положению предприятия, непосредственно подчиненного главку. Для иллюстрации характера эволюции треста укажем на то обстоятельство, что тресты подобно главкам практикуют перераспределение оборотных средств, прибылей и аморти­зационных отчислений между входящими в их состав пред­приятиями; формы регулирования трестом различных сто­рон деятельности предприятий все больше стали напоминать аналогичные формы регулирования, осуществляемые глав-

ком в отношении предприятий. Все чаще нормативные акты, относящиеся к регулированию хозяйства, фактически приравнивают трест к главку и главк к тресту.

Приведем несколько примеров.

В постановлении Правительства, регулирующем порядок контроля за расходованием фондов заработной платы по промышленным предприятиям, функции треста в сфере планирования фонда заработной платы и маневрирования этим фондом по подведомственным предприятиям прирав­ниваются к функциям главка. Там, где в этом постановле­нии говорится о правах и обязанностях главка по отноше­нию к предприятиям, всюду в скобках наравне с главком упоминается и трест. Например, при повторном перерас­ходе предприятием фонда заработной платы против факти­чески выполненной месячной программы Госбанку разре­шается в отдельных случаях покрыть этот перерасход «с разрешения руководителя главка (треста)... с возмеще­нием абсолютного перерасхода за счет перераспределения фонда заработной платы внутри главка (треста)» '. Тресты наравне с главками перераспределяют амортизационные отчисления, производимые входящими в их состав пред­приятиями 2.

1 Пост. СНК СССР от 15 августа 1939 г. «О порядке контроля за расходованием Фондов заработной платы по промышленным предприя­тиям» (СП СССР 1939 г. № 49, ст. 396).

2 Например, в одном из приказов Наркомторга СССР, посвященном регулированию порядка амортизационных отчислений, предлагается «начальникам главных управлений и директорам контор, трестов и торгов при использовании предоставленного им права перераспределения амортизационных отчислений между подчинен­ными им организациями и предприятиями руководствоваться действитель­ной потребностью отдельных организаций и предприятий в капитальном ремонте» и т. д. Тресты и торги фигурируют здесь наравне с главками —ст. 5 приказа Наркомторга СССР от 21 октября 1938 г. «О дифференцированных нормах амортизационных отчислений и о размене ассигнований на капитальный ремонт торговых помещений» (ФХБ 1939 г. № 8—9). Тот же принцип проведен в правилах финансирования капиталовложений государственных сельскохозяйственных предприятий Сельскохозяйственным банком. В ст. 4 этих правил мы читаем: «Амортизация, перечисленная Сельскохозяйственному банку, оставляется на счете сельскохозяйствен­ного предприятия в части, необходимой для его собственных капитало­вложений, а в остальной части перечисляется на счета трестов или главных управлений в Сельскохозяйственном банке для перерас­пределения и на централизованные расчеты». Далее ука­зывается, что собственные средства хозорганов за счет прибылей, пред­назначенные для капитального строительства, могут вноситься централизованно через тресты и главки. Наконец, правила

Ведомственные приказы и инструкции о правах трестов в отношении изъятия амортизационных отчислений, прибы­лей и т. д. имеют своим источником общее указание, содер­жащееся (в Правилах финансирования строительства Про­мышленным банком. «При непоступлении предусмотренных планом собственных вложений (амортизация и прибыль), — читаем мы в этом постановлении, — Промбанк сообщает об этом соответствующему вышестоящему по отношению к строительству органу (главку, тресту, отделу местной про­мышленности исполкома), который дает распоряжение банку о принудительном списании»1.

Логическим завершением охарактеризованной выше эволюции треста является реорганизация ряда трестов в главки и, реже, главков в тресты. Эта реорганизация захва­тывает те тресты, функции которых переросли в функции главка. Поскольку же сам «главк в сфере сбыта и снабжения превратился в хозрасчетную организацию, возможен и об­ратный процесс — реорганизация главка в трест2.

ставят в один ряд главк, трест и областной земельный отдел, как вышестоящие органы, которым предоставлено право распорядиться о принудительном списании амортиза­ционных отчислений и прибыли сельскохозяйственных предприятий — ст. ст. 2, 4 и 5 правил финансирования капиталовложений государственных сельскохозяйственных предприятий Сельскохозяйственным бан­ком Союза ССР, утв. НКФ СССР 7 мая 1939 г. (ФХВ, 1939, № 8 -9). Тот же порядок внесения амортизационных отчислений предусмотрен по Наркомлесу СССР; отчисления подлежат взносу на централизованный счет треста, главка или наркомата по принадлежности — ст. ст. 4 и 5 приказа Наркомлеспрома СССР от 4 июня 1940 г. «О порядке взносов амортизационных отчислений в Промбанк» (Бюлл. Народного Комиссариата лесной промышленности СССР, 1940, № 19).

1 Пост. СНК СССР от 19 декабря 1938 г. «Об изменении ст. 21 «Правил финансирования строительства Промышленным банком» (СП СССР 1939 г. № 4, ст. 17).

2Помимо приведенных выше примеров реорганизации трестов в глав­ки, можно привести ряд других, не менее поучительных примеров. Функ­ции ликвидированной Всесоюзной конторы по прокату кинофильмов (Союзкинопрокат) были возложены на Главное управление массовой, печати и про­ката кинофильмов (Главкинопрокат) Комитета по делам кинематографии. Главкинопрокат состоит на полном хозрасчете — пост. СНК СССР от 16 декабря 1939 г. «О ликвидации Всесоюзной конторы по прокату кино­фильмов (Союзкинопрокат)» (СП СССР 1940 г. № 2, ст. 26). На базе треста Востоксталь и некоторых лесных трестов было организовано Глав­ное управление древесно-угольной металлургии (Главдоевмет) — пост. Экономического Совета при СНК СССР от 16 ноября 1939 г. «Об орга­низации в системе Наркомчермета Главного Управления древесно-уголь­ной металлургии» (СП СССР 1939 г. № 58, ст. 641). Тресты по кино-

Не случайно поэтому в Положении о Народном комис­сариате местной топливной промышленности сказано, что отраслевые главки наркомата «руководят подчиненными им

фикации были объединены с управлением кинофикации при СНК союз­ных и автономных республик, краевых и областных исполкомов советов. Образованные в результате слияния управления кинофикации и их район­ные отделы переведены на полный хозрасчет — пост. СНК СССР от 20 марта 1940 г. «О реорганизация органов управления кинофикации Комитета по делам кинематографии при СНК СССР» (СП СССР 19^0 г. № 6, ст. 173). На основе всесоюзной конторы Союзхимфармторг и отраслевых снабженческих контор Наркомздрава СССР образованы два хозрасчетных снабженческих главка — Главмедснаб и Главпромснабсбыт — ст. 4 пост. СНК СССР от 1 июля 1940 г. «Об организационной структуре Народного комиссариата здравоохранения СССР» (СП СССР 1940 г. № 19, ст. 468). Трест Союзэлектросбыт Наркомата электро­промышленности был реорганизован в Главэлектросбыт — пост. Экономсовета при СНК СССР от 2 сентября 1939 г. «Об организации в составе Наркомата электропромышленности Главэлекгросбыта вместо треста Союзэлектросбыт; характерна мотивировка постановления: «в целях упорядочения планирования и сбыта электроизделий, про­изводства предприятия Наркомэлектропромышленности и аналогичное продукции других наркоматов...» (СП СССР 1939 г. № 51, ст. 439). Ликвидирована всесоюзная контора Резиносбыт Наркомхимпрома с передачей ее функций Главному управлению па сбыту хими­ческой продукции — пост. СНК СССР от 22 февраля 1940 г. (СП СССР 1940,г. № 4, ст. 126). Функции ликвидированного треста по разведке и эксплоатации соляных, нефтяных и угольных месторождений на полу­острове Нордвик (Нордвикстрой) были переданы Горно-геологическому управлению Главного управления Северного Морского пути — п. «в» ст. 1 пост. СНК СССР от 1 июня 1940 г. «Об изменениях в организацион­ной структуре Главного управления Северного Морского пути при СНК СССР» (СП СССР 1940 г. № 18, ст. 442). Перечень аналогичных приме­ров можно было бы увеличить.

В качестве примера, иллюстрирующего обратный процесс — преоб­разование главка в трест, — можно указать на реорганизацию Главного управления коммунального оборудования Наркомхоза РСФСР в республиканский трест коммунального оборудования — Росскоммунпром — ст. 1 разд. III приказа Наркомхоза РСФСР от 15 июня 1939 г. «О струк­туре Наркомата коммунального хозяйства РСФСР» (Бюлл. Наркомхоза, 1939, № 9). Нет никаких сомнений, что такой трест, подчиняющийся непосредственно наркомату, должен осуществлять также и функции, принадлежавшие ранее главку. Едва ли можно установить существен­ное различие в функциях Всесоюзной конторы по регенерации отработан­ных нефтяных масел, находившейся в системе Народного комиссариата топливной промышленности, и какого-либо главка, действующего на полном хозяйственном расчете. В постановлении Экономсовета эта кон­тора именуется хозрасчетной и уставной. Иначе говоря, она действует на основании Положения о трестах. На контору возлагается сбор зая­вок от потребителей и планирование потребности в регенерационном и маслоочистительном оборудовании, распределение фондов на его изго­товление среди потребителей, монтаж и пуск этих установок на дого-

трестами и предприятиями на основе действующих законов о хозрасчетных правах главных управлений промышленных наркоматов и Положения о государственных трестах» '.

Как известно, распространение на ту или иную орга­низацию Положения о трестах означает, что эта организа­ция должна и вправе действовать так, как действует трест; трест же является юридическим лицом. Труднее дать более точную формулировку, чем та, которая содержится в п. 15 вышеназванного положения: главку присваиваются не только хозрасчетные права, предусмотренные законом от 15 июля 1936 г., но и права треста. Оставаясь органом госу­дарственного управления, главк одновременно — хозяйст­вующая, хозрасчетная организация, действующая как юри­дическое лицо гражданского права, с самостоятельным балансом, собственными средствами, самостоятельной иму­щественной ответственностью и т. д.

Перерастание треста в главк или фактическое уравне­ние их в правах в тех случаях, когда деятельность треста по существу однозначна с деятельностью главка, свиде­тельствует о расширении начала хозяйственного расчета в социалистическом хозяйстве. Вместе с тем увеличивается компетенция планово-регулирующих органов в области рас­поряжения различного рода имущественными фондами подведомственных им предприятий. Закон от 15 июля 1936 г. начал применяться даже по отношению к наркома­там и отделам местных советов. В постановлении об орга­низационной структуре Наркомата тяжелого машинострое­ния было сказано: «установить, что в отношении предприя­тий и хозяйственных организаций, подчиненных непосред­ственно народному комиссару, хозрасчетные права, предоставленные постановлением ЦИК и СНК СССР от

верных началах с потребителями, разработка технических условий на изготовление оборудования, технологических инструкций, схем и правил сбора регенерации, проектирование и освоение новых типов регенерационных установок, проведение соответствующих научно-исследовательских и экспериментальных работ, инструктаж потребителей, подготовка кад­ров на договорных началах с потребителями по обслуживанию регенерационных установок — пост. Эконсмсовета при СНК СССР от 3 сентяб­ря 1939 г. «Об организации всесоюзной конторы по регенерации отрабо­танных нефтяных масел в системе Народного комиссариата топливной промышленности» (СП СССР 1939 г. № 53, ст. 483).

1 Ст. 12 Положения о Народном комиссариате местной топливной промышленности РС'ФСР, утв. СНК РСФСР 2 января 1941 г. (СП РСФСР 1941 г. № 1, ст. 4).

15 июля 1936 г. главным управлениям промышленных нар­коматов, осуществляются непосредственно Наркоматом тяжелого машиностроения»1. Можно привести примеры частичного распространения закона от 15 июля 1936 г. на министерство или приравнен­ный к нему орган. Например, б. Комитету по делам геоло­гии при СНК СССР было разрешено иметь расчетный счет по перераспределению оборотных средств и по другим опе­рациям комитета2. Встречается даже такая фигура, как уполномоченный министерства с хозрасчетными правами: уполномоченные б. Наркомтопа по углю и нефти на Даль­нем Востоке и в Средней Азии действовали на основе хозяйственного расчета 3.

Дальнейший шаг, в смысле распространения закона от 15 июля 1936 г., был сделан по отношению к некоторым хозяйственным отделам или управлениям местных советов: некоторым из них были присвоены хозрасчетные права. Например, закон от 15 июля 1936 г. был распространен на областные управления местной топливной промышленности 4

1 Весьма важное в условиях Великой Отечественной войны с точки зрения своей практической значимости пост. СНК СССР от 1 июля 1941 г. «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени» явилось дальнейшим развитием принципа оперативного руковод­ства и принципа единства материальных и денежных ресурсов в рамках той или иной отрасли народного хозяйства. Предоставление наркомам в связи с обстоятельствами военного времени права перераспределения ма­териальных ресурсов, в том числе излишков материалов и оборудования, между отдельными предприятиями в соответствии с ходом выполнения плана, а также право списания при отсутствии возражений со стороны НКФ СССР числящихся на балансе убытков отдельных предприятий за счет сверхплановой прибыли по наркомату в целом, равно как и право разрешать списание сумм с расчетных счетов предприятий на покрытие просроченной задолженности поставщикам,—все это свидетель­ствовало о сохранении и дальнейшем развитии принципов, заложенных в постановлении ЦИК и СНК СССР от 15 июля 1936 г. и Указе Пре­зидиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1941 г. Необходимо, конечно, считаться с тем, что обстоятельства военного времени потребо­вали усиления оперативного вмешательства высших планово-регулирующих органов в деятельность предприятий, в связи с чем были допущены некоторые отклонения от принципов хозрасчета в том их виде, в каком они действовали в условиях мирного времени.

2Ст. 16 пост. СНК СССР от 3 июля 1939 г. «Об организации гео­логической службы в СССР» (СП СССР 1939 г. № 43, ст. 318).

3 См. пост. СНК СССР от 28 февраля 1939 г «О структуре и шта­тах Наркомтопа СССР» (СП СССР 1939 г. № 19, ст. 123).

4 Ст. 9 Положения о краевом, областном и республиканском (АССР) управлении местной топливной промышленности, утв. СНК РСФСР 2 января 1941 г. (СП РСФСР 1941 г. № 1, ст. 4).

и на отраслевые транспортные управления Моссовета, транспортные управления Моссовета в отношении непо­средственно подчиненных ему трестов были приравнены к главкам наркоматов '.

Разумеется, не все тресты превратились в главки и не во всех случаях функции треста оказались фактически урав­ненными с функциями главка. Выше уже отмечалось, что трест как организационная форма объединения мелких предприятий, как хозрасчетная уставная единица, осуществ­ляющая оперативно-хозяйственную работу, продолжает и будет продолжать существовать. Мы лишь подчеркиваем наметившуюся в нашем законодательстве и в практике линию развития. Теперь не только трест, но и переведенный на полный хозрасчет главк является оперативно-хозяйст­венной организацией, причем при наличии определенных условий, вытекающих из особенностей хозяйственного управления в данной отрасли промышленности, трест усваи­вает такие планово-регулирующие функции, которые факти­чески приравнивают его к главку; вследствие этого и воз­можен тот безболезненный переход от треста к главку, который находит свое выражение в процессе преобразова­ния трестов в главки.

Превращение главка в хозяйственную организацию влечет за собою уравнение главка с трестом и в сфере взаи­моотношений главка с государственным бюджетом. Главк, переведенный на полный хозяйственный расчет так же, как и всякая иная хозрасчетная организация, содержится не за счет бюджетных ассигнований, а за счет начислений от оперативно-хозяйственной деятельности подведомственных ему предприятий. Из приведенных выше примеров видно, что чаще всего на полный хозяйственный расчет перево­дятся сбытовые и снабженческие главки, образованные по общему правилу на основе ликвидированных всесоюзных

1 Типовое положение об отраслевом транспортном управлении Моссовета, утв. СНК РСФСР 1 декабря 1939 г. (СП РСФСР 1940 г. №5, ст. 10);.Отраслевое транспортное управление Московского совета осуществляет руководство подчиненными ему трестами и управ­ляет непосредственно ему подчиненными предприятиями на основаниях, установленных для главных управлений наркоматов, вступая в необхо­димых случаях в непосредственные взаимоотношения с наркоматами, главками, управлениями и другими государственными организациями (ст. 3).

сбытовых и снабженческих трестов (контор)'. Едва ли необ­ходимо доказывать, что реорганизация сбытового треста, например Союзлесосбыта в сбытовой главк — Главлесосбыт, не изменяет содержания оперативной деятельности по сбыту лесной продукции2. Обогащение компетенции Союзлесосбыта, превращенного в главк, теми планово-регулирующими функциями, которые свойственны главку как составной части министерства, не меняет хозрасчетного содержания его деятельности. Поэтому Главлесосбыт нахо­дится на полном хозяйственном расчете: средства, необхо­димые для выполнения возложенных на Главлесосбыт задач, он получает не из госбюджета, а из соответствую­щих накидок на совершаемые им сбытовые операции 3.

Из изданных в 1939—1940 гг. положений о хозяйствен­ных наркоматах видно, что на полный хозрасчет, помимо главснабов, главсбытов, переведены лишь немногие отрасле­вые производственные главки 4. Поскольку в этих положе-

1 Например, Центральное управление материального снабжения Наркомавиапрома в соответствии с постановлением СНК СССР от 5 апреля 1940 г. было реорганизовано в Главное управление снабжения (Главснаб) на полном хозрасчете; на Главснаб, помимо планово-регулирующих в области снабжения функций, возложена оперативная работа по мате­риально-техническому снабжению предприятий и строек наркомата (ныне Министерства авиационной промышленности) фондируемыми, планируе­мыми и заготовляемыми в децентрализованном порядке материалами, оборудованием, инструментом, топливом и пр.; реализация соответствую­щих фондов осуществляется через кочторы Главснаба.

2 См. приказ Наркомлеспрома СССР от 9 апреля 1939 г. об органи­зации Главного управления по сбыту и торговле лесопродукцией — Глав­лесосбыт (Бюлл. НКЛеса, 1939, № 10).

3 Расходы на содержание другого главка Наркомлеспрома СССР—Главлесосплава—отнесены на стоимость сплава —см. приказ Наркомлес­прома СССР от 29 февраля 19 Ю г. «О разукоупчении треста «Севлесосплав» и о переименовании треста «Лентранлесосбыт» в трест «Лентранзитсплав» (Бюлл. НКЛеса, 1940, № 5). Отраслевое транспортное уп­равление Моссовета, действующее как хозрасчетный главк, содержится за счет отчислений по финансовым планам подведомственных ему пред­
приятий (ст. 10 Типового положения). Торгово-эксплоатационные и ад­министративно-управленческие расходы по содержанию центрального ап­парата Главкинопроката были отнесены на счет общей сметы расходов по финансовому плану главка—ст. 2 пост. СНК СССР от 16 декабря 1939 г. — «О ликвидации Всесоюзной конторы по прокату кинофильмов (Союзкинопрокат)» (СП СССР 1940 г. № 2, ст. 26).

4 Помимо указанных выше в виде примера производственных отрас­левых главков, переведенных на полный хозрасчет, можно еще отметить случаи перевода на полный хозрасчет даже глрвков, руководящих стро­ительными организациями; например, в системе Министерства авиационной промышленности на полном хозрасчете, помимо Главснаба, состоит Глав-

ниях говорится о главках, действующих на хозрасчете, сле­дует предположить, что речь идет о главках, переведенных на полный хозяйственный расчет; в силу общей нормы, т. е. закона от 15 июля 1936 г., все главки промышленных наркоматов наделены хозрасчетными правами, и поэтому отпадает необходимость упоминать об этом обстоятельстве в каждом отдельном положении. Правда, указание на то, что упомянутый закон распространяется на главки данного наркомата обычно содержится в соответствующем положе­нии, но это обстоятельство только подтверждает правиль­ность следующего вывода: все главки обладают хозрас­четными правами, но далеко не все состоят на полном хозяйственном расчете. Поэтому выделение того или иного главка из ряда других главков путем специального указания на хозрасчет этого главка может быть понято только как признание того, что он находится на полном хозяйственном расчете.

В итоге положение главка, переведенного на полный хозрасчет, немногим отличается от положения треста. Основное формальное отличие заключается в том, что главк является составной частью министерства, чего нельзя сказать о тресте. Кроме того, согласно Положению о госу­дарственной регистрации, главки как переведенные на полный хозрасчет, так и выполняющие сбытовые и снабжен­ческие функции на основе хозрасчета не подлежат госу­дарственной регистрации (п. «а» ст. 4 Положения). Однако освобождение переведенных на полный хозрасчет главков от государственной регистрации вовсе не означает, что они лишены гражданской правоспособности и не признаются хозяйственными организациями — юридическими лицами. Далеко не все юридические лица, действующие на хозрас­чете, подлежат государственной регистрации. К числу этих юридических лиц относятся, помимо хозрасчетных главков, дирекции строящихся предприятий, организации, находя­щиеся на хозрасчете, но не ставящие своей основной целью хозяйственную деятельность (санатории, театры, клубы, управления домами т. д.). Не является препятствием к при­знанию главка, переведенного на полный хозрасчет, юриди­ческим лицом и то обстоятельство, что главк является структурной частью наркомата. Хозяйственные объедине-

ное управление по руководству деятельностью строительно-монтажных трестов Министерства авиационной промышленности — Глававиастрой.

ния 1930 года, будучи частями ВСНХ, одновременно явля­лись и юридическими лицами. Любой хозяйственный орган является частью вышестоящего органа и в то же время при наличии определенных условий (признаков, составляющих содержание понятия юридического лица) рассматривается в качестве хозяйственной организации и, как следствие этого, в качестве самостоятельного субъекта гражданского права.

Следует признать, что главк, действующий на полном хозрасчете, является юридическим лицом, даже если бы офи­циально он и не именовался таковым. Но все чаще главснабы, главсбыты и иные переведенные на полный хозрас­чет главки министерств соответствующими уставами офи­циально признаются юридическими лицами. Согласно § 3 Устава Главснаба Министерства авиационной промышлен­ности, «Главснаб является самостоятельной хозяйственной организацией, действующей на началах полного хозрасчета в пределах директив и плановых -заданий Н|КАП и приобре­тает права юридического лица со дня утверждения настоя­щего устава». В § 7 Устава говорится о том, что уставный фонд определяется в порядке, предусмотренном Положе­нием о трестах от 29 июня 1927 г.; в § 8 упоминается амор­тизационный фонд и делается отсылка к другим, установ­ленным законом для трестов фондам.

Таким образом, главснабы, равно как и иные переведен­ные на полный хозрасчет главки, действуют на правах тре­стов. Поэтому эти главки в своей деятельности руковод­ствуются не только законом от 15 июля 1936 г., но и Поло­жением о трестах. Имущественно-правовое положение дей­ствующего на полном хозрасчете главка сходно с имущест­венно-правовым положением треста. Правовое положение территориальных контор и отделений главснабов и глав-сбытов аналогично правовому положению либо трестов, либо переведенных на полный хозрасчет трестированных предприятий, т. е. эти конторы и отделения являются юри­дическими лицами (о трестированных предприятиях см. гл. XII).

Более сложным является положение современного отрас­левого главка. Из ранее изложенного видно, что оператив­ная деятельность отраслевых главков после постановления СНК СССР от 5 апреля 1940 г. резко сократилась.

Оперативная деятельность хозрасчетных отделов снаб-

жения весьма незначительна. Производственно-отраслевым главкам разрешается создавать отделы снабжения на хоз­расчете с предоставлением им права иметь небольшие складские помещения для обеспечения разовых мелких отправок своим заводам и хранения специальных материа­лов, используемых для удовлетворения потребностей главка. На эти отделы снабжения возложены планово-регулирующие функции, как то: составление планов материально-тех­нического снабжения предприятий, распределение между ними получаемых фондов, участие в разработке и утверж­дении норм материалов на единицу изделий, организация системы складского хозяйства на предприятиях, размеще­ние некоторых заказов и т. д.

По общему правилу хозрасчетный отдел снабжения руководит заключением договоров по снабжению и сбыту и контролирует их выполнение, но оперативной работы по реализации фондов не ведет. Оперативная хозрасчетная деятельность отраслевого главка заключается главным образом только в обслуживании иногородних заводов и строительств разовыми мелкими отправками по отдельным поручениям, а также в хранении специальных материалов, предназначенных к использованию предприятиями главка '. По существу за отраслевыми главками (не переведен­ными на полный хозрасчет) в области снабжения и сбыта сохранились только планово-регулирующие функции. Это, конечно, не означает возврата к тому положению вещей, которое существовало до закона от 15 июля 1936 г. Полно­стью сохранены права главка по перераспределению обо­ротных средств, амортизационных отчислений и прибылей подведомственных ему предприятий, расширены функции главков в области управления и иными имущественными | фондами предприятий (в особенности в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1941 г., а на период войны в связи с постановлением СНК СССР от 1 июля 1941 г. «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени»). Однако несомненно, что резкое сокращение оперативных функций отраслевых главков в области снабжения и сбыта не могло не повлиять на их имущественно-правовое поло­жение. Можно ли в настоящих условиях признать, что юри-

1 См., например, Положение о Главном управлении Наркомавиаппома, утв. НКАП 22 июля 1942 г.

дическим лицом — хозяйственной организацией — является главк в целом, или следует притти к выводу, что, поскольку на хозрасчетных основаниях может быть построена только деятельность отдела снабжения, этот отдел и должен вы­ступать в имущественном обороте как самостоятельный субъект права?

Таким образом, возможно двоякое решение вопроса. Одно из этих решений заключается в признании юридиче­ским лицом главка, как такового; в этом случае хозрасчет­ный отдел осуществляет функции по снабжению и, следо­вательно, совершает гражданско-правовые сделки от имени и за счет главка '. Другое решение вопроса заключается в том, что хозрасчетный отдел снабжения обособляется в самостоятельную имущественную единицу и становится самостоятельной юридической личностью. В этом случае собственные оборотные средства предоставляются отделу, ему же открывается расчетный счет в банке и т. д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-08-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: