Исходящие от корпорации действия распадаются на три 18 глава




В период социалистической реконструкции народного хозяйства на первый план все резче выступает планово-регулирующая функция в деятельности треста — последний все более становится управленческим органом. А с этим связана дальнейшая эволюция содержания понятия «госу­дарственное предприятие». По мере того как укреплялась имущественная и оперативная самостоятельность произ­водственного предприятия (завода, магазина и т. д.), тер­мин «предприятие» все чаще начал применяться по отно­шению к оперативным хозяйственным единицам, а трест и объединение начали именоваться хозяйственными органи­зациями. Юридическое понятие предприятия все больше становится адэкватным технико-экономическому содержа­нию этого понятия.

Этот вывод можно проверить на ряде законодательных актов. Интересную картину в этом отношении представляет эволюция законодательства о порядке составления и ут­верждения балансов и бухгалтерских отчетов государ­ственных предприятий.

В ст. 1 Правил о составлении баланса государственными предприятиями, изданных в связи с появлением закона о

трестах в 1927 г., под государственными предприятиями, обязанными публичной отчетностью, подразумеваются тре­сты. Правила говорят о составлении балансов государ­ственными и кооперативными предприятиями, а также ак­ционерными обществами с преобладанием государственного капитала. В тексте Правил отсутствует какое-либо упо­минание о хозяйственных организациях. Понятие хозяйст­венной организации неизвестно законодательству этого пе­риода.

Появление термина «хозяйственная организация» в ка­честве обозначения трестов, хозрасчетных объединений, кооперативных товариществ и т. д. относится к 1930— 1931 гг. Зарождение понятия хозяйственной организации, или сокращенно хозоргана, связано с реформой управле­ния промышленностью в 1929—1030 гг. — с появлением объединений и постепенным превращением треста из еди­ного предприятия в составное предприятие. Отрасле­вые хозяйственные объединения хотя и действуют на на­чалах хозяйственного расчета, но, будучи органами ВСНХ, уже не именуются госпредприятиями '.

Этот процесс превращения составного госпредприятия в хозяйственную организацию находит свое отражение, в соответствующей терминологии законодательных актов 1930—1931 гг., в частности, в постановлении СНК СССР от 26 февраля 1931 г. «О порядке рассмотрения и утвержде­ния отчетов и балансов государственных органов, действу­ющих на началах хозяйственного (коммерческого) рас­чета» 2. Как видно из наименования постановления, речь идет уже не о государственных предприятиях, а о государ­ственных органах.

В ст. 1 постановления госорган, действующий на нача­лах хозрасчета, расшифровывается как объединение, трест и т. д. Было бы правильнее, конечно, говорить в этом слу­чае не о госоргане, а о государственной хозяйственной ор­ганизации. Понятие госоргана связано с понятием уп­равления, с понятием административной деятельности; госорган — это орган государственной власти. Понятие же хозяйственной организации связано с понятием непосред­ственной хозяйственной деятельности (производственной,

1 См. ст. 1 пост. ЦИК и СНК СССР от 13 февраля 1930 г. о реорганизации управления государственной промышленностью (СЗ СССР 1930 г. № 15, ст. 157).

2 СЗ СССР 1931 г. № 14, ст. 138.

торговой и т. д.). Но так или иначе о госпредприятии упо­мянутое постановление ничего не говорит. Государственное предприятие 1927 года превратилось в 1931 г. в хозяйствен­ную организацию, производственное же предприятие в феврале 1931 г. еще не стало самостоятельной имущественной единицей, и поэтому постановление от 26 февраля 1931 г. о нем умалчивает.

Но уже в постановлении СОК СССР от 9 мая 1931 г. «О представлении предприятиями и организациями обоб­ществленного сектора месячных и квартальных балансов в Государственный банк и в финансовые органы» наряду с хозяйственными органами фигурируют и входящие в их состав предприятия1. Ст. 1 постановления вменяет в обя­занность всем хозяйственным органам обобществленного сектора представлять свои балансы в те учреждения Гос­банка, в которых они (хозорганы) имеют контокоррентные счета. Понятие хозоргана, невидимому, имеет в данном случае родовое значение, ибо в ст. 2 постановления пере­числяются те конкретные виды хозорганов, которые обя­заны представлять балансы,—это: а) объединения, тресты, торги и акционерные общества и кооперативные органи­зации, б) предприятия, входящие в состав объединений, трестов, торгов и акционерных обществ (фабрики, заводы и т. п.).

В постановлении СНК СССР от 7 августа 1931 г. «О по­рядке опубликования годовых балансов предприятиями к организациями обобществленного сектора»2 различие между предприятием и хозорганом проведено уже более четко. К хозорганам относятся объединения, тресты, торги и т. д.

Наряду с этим в примечании к ст. 1 этого постановле­ния объединения не включаются в категорию хозорганов, а упоминаются отдельно. Неоднократно уже упоминав­шееся постановление СТО от 23 июля 1931 г. говорит о на­делении собственными оборотными средствами государст­венных объединений, трестов и других хозяйственных ор­ганизаций и о распределении этих средств между входя­щими в состав указанных хозорганов производственными, транспортными и торговыми предприятиями и организа­циями, а также организациями по снабжению и сбыту, не-

1 СЗ СССР 1931 г. № 27, ст. 219.

2 СЗ СССР 1931 г. № 50, ст. 329.

посредственно осуществляющими производство, снабжение и сбыт или оказание хозяйственных услуг.

В последнем, ныне действующем Положении о бухгал­терских отчетах и балансах государственных и кооператив­ных хозяйственных органов и предприятий от 29 июля 1936 г. ' Совершенно четко проводится различие между хозорганами, под которыми подразумеваются главки с хоз­расчетными функциями, тресты, железные дороги, конторы и т. п., и предприятиями, т. е. фабриками, заводами и т. д.

Изменение терминологии законодательства отражает процесс превращения низовой хозрасчетной единицы в са­мостоятельную имущественную единицу, в субъект права. Эта хозрасчетная единица и именуется теперь предприя­тием или производственным предприятием.

В отличив от производственного предприятия хозяйст­венная организация — это сложное или составное государ­ственное предприятие, характерной чертой которого яв­ляется преобладание управленческих функций над функ­циями оперативными. И главк и трест в настоящих усло­виях — это формы о р г а н и з а ц и о н н о г о в ы д е л е н и я определенной отрасли народного хозяйства или (груп­пы предприятий этой отрасли 2. В этом смысле и главк и трест имеют двуединую природу. Во-первых, — это планово-регулирующие, т. е. в переводе на юридический язык административные или управленческие хозяйственные ор­ганы советского государства. Во-вторых, — это оперативно-хозяйственные организации. Однако по общему правилу оперативно-хозяйственная деятельность, если иметь в виду производственную деятельность и сбыто-снабженческие операции, осуществляется не главным управлением или трестом, как таковыми, но их предприятиями. В ка­тегорию предприятий включаются и хозрасчетные, сбыто­вые и снабженческие отделы и конторы, входящие в со­став указанных выше хозорганов. Эти оперативные еди­ницы выступают наравне с предприятиями, входящими в состав главка или треста, как равноправные с этими пред­приятиями юридические лица (см. об этом гл. XIII).

1 СЗ СССР 1936 г. № 42, ст. 359.

2 Ср. «Экономика социалистической промышленности», учебник для вузов, Соцэкгиз, 1940, стр. 576, и 3. Шкундин, Штаб оперативного конкретного руководства предприятиями (о современном главке), Бюлл. Госарбитража, 1934, № 14, стр. 6—7.

В связи с признанием юридической личности за трести­рованными предприятиями необходимо регламентировать и порядок их возникновения.

Для возникновения трестированного предприятия необ­ходим приказ министра или иного руководителя ведом­ства об организации предприятия или о его включении в строй действующих предприятий. Разрешения Правитель­ства на организацию трестированного предприятия не тре­буется. Что касается государственной регистрации, то здесь дело обстоит следующим образом. Как известно, государ­ственная регистрация имеет своею целью учет организаций и предприятий социалистического хозяйства, пользующих­ся правами юридического лица, и их филиалов, а также контроль за законностью возникновения, реорганизации и прекращения деятельности этих организаций и предприя­тий '. Положение о.государственной регистрации преду­сматривает две категории хозяйственных организаций (и предприятий — подлежащих регистрации и. не подлежа­щих ей. В категорию подлежащих регистрации хозорганов включены также филиалы юридических лиц, хотя фи­лиалы юридическими лицами не являются2. Что же ка­сается находящихся на полном хозяйственном расчете тре­стированных предприятий, то Положение о государствен­ной регистрации не утверждает, что они не подлежат реги­страции. В положении лишь сказано, что эти предприятия «не проходят самостоятельной регистрации». Список этих предприятий вносится в государственный реестр при реги­страции юридического лица, в состав которого они вхо­дят 3.

Правильным будет вывод, что трестированные пред­приятия проходят государственную регистрацию, но не самостоятельно, не непосредственно, а при регистрации официально признанного юридического лица, в состав ко­торого они входят. Вовсе не подлежат регистрации пред­приятия, не переведенные на хозрасчет и являющиеся лишь составной частью единого юридического лица («не находя-

1 Ст. 1 Положения о государственной регистрации юридических лиц, хозяйственных организаций и предприятий, утв. СНК СССР 16 апреля 1940 г. (СП СССР 1940 № 15, ст. 363).

2 П. «д» ст. 2 указанного положения.

3 Ст. 5 того же положения.

щиеся на хозрасчете магазины, мастерские и другие пред­приятия, входящие в состав юридического лица и их фи­лиалов») '. К числу предприятий, записываемых а государ­ств вины и реестр по списку, представленному трестом, от­носятся только предприятия, «наделенные оборотными средствами и состоящие на самостоятельном балансе»2, т. е. предприятия, переведенные на полный хозрасчет. По­этому не случайно IV раздел Инструкции НКФ СССР по применению Положения о государственной регистрации имеет следующий заголовок: «Регистрация предприя­тий, входящих в состав организаций, пользующихся пра­вами юридических лиц и их филиалов».

Таким образом, и Положение о государственной реги­страции и изданная в его развитие инструкция предусмат­ривают регистрацию трестированного предприятия, но в составе хозоргана, являющегося официально признанным юридическим лицом. Будет ли регистрироваться трестиро­ванное предприятие самостоятельно или в составе тре­ста, — это в конечном счете особого значения не имеет, по­скольку возможность самостоятельного участия предприя­тия в гражданском обороте не подвергается сомнению3. Желательно, конечно, распространить общие правила о го­сударственной регистрации хозяйственных организаций юридических лиц и на трестированные предприятия.

Наряду с хозрасчетными предприятиями существуют предприятия, доходы и расходы которых полностью вклю­чены в государственный бюджет. В отличие от бюджетных учреждений эти предприятия мы будем именовать пред­приятиями, финансируемыми в сметном по­рядке.

1 П. «в» ст. 4 Положения о государственной регистрации.

2 Ст. 30 Инструкции НКФ СССР от б августа 1940 г. о государст­венной регистрации государственных, кооперативных и общественных хо­зяйственных организаций и предприятий.

3 См. А. В. Венедиктов, указ, статья в журн. «Советское государство и право», 1940, № 10: «То обстоятельство, что трестированные предприятия в силу ст. 5 Положения о государственной регистра­ции от 16 апреля 1940 г. не проходят самостоятельной регистрации в ор­ганах НКФ... представляет собой лишь дань традиционной точке зре­ния на трестированное предприятие, но само по себе не может служить аргументом против признания за ними прав юридического лица» (стр. 82).

В чем отличие предприятий, финансируемых в сметном порядке, от хозрасчетных организаций, с одной стороны, и бюджетных учреждений, с другой стороны? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо ознакомиться с формами хозяйственной деятельности предприятий, финансируемых в сметном порядке. Таких предприятии -немного. Для целей нашего исследования доста­точно будет охарактеризовать деятельность машинно-трак­торных станций и предприятий связи.

До постановления СНК ССОР от 5 февраля 1938 г. «О порядке финансирования машинно-тракторных станций» 1 МТС находились на хозрасчете. СНК СССР в указан­ном (Постановлении 'Признал организацию финансового хо­зяйства МТС неудовлетворительной: множественность источ­ников финансирования — два вида бюджетного финанси­рования, два вида кредитования, реализация натуроплаты и денежные поступления от колхозов значительно услож­нили финансовое состояние МТС. Все это привело к замо­раживанию государственных средств, к расходованию их не по назначению, к росту дебиторской задолженности и т. д. В целях устранения этих недостатков МТС были полностью переведены на сметное финансирование. Отпуск средств, необходимых МТС для выполнения их производ­ственных планов, стал осуществляться на основе утверж­денных смет по государственному общесоюзному бюджету. На каждый из видов затрат (горючее, ремонт, зарплата производственным рабочим, зарплата аппарату МТС и про­чие административные и хозяйственные расходы) были от­крыты отдельные целевые бюджетные счета, выдача средств с которых производилась в пределах утвержденной сметы по каждому мероприятию. Перерасходы, допущен­ные МТС, могли быть покрыты самой МТС либо за счет последующей экономии по данному виду затрат, либо за счет использования, с разрешения органов Народного ко­миссариата земледелия, экономии по другим затратам. Если перерасход не мот быть покрыт за счет экономии, Государственный банк по истечении льготного срока прио­станавливал финансирование МТС.

Менее чем через год СНК СССР и ЦК ВКП (б) издали новое постановление о работе машинно-тракторных стан-

1 СП СССР 1938 г. № 4, ст. 8.

ций'. В этом постановлении отмечается, что перевод МТС на финансирование по госбюджету упорядочил финансовое хозяйство МТС. Однако опыт проведения постановления от 5 февраля 1938 г. показал, что финансирование МТС по годовым и полугодовым сметам, независимо от выполнения ими своего производственного плана, не создает должной заинтересованности МТС в выполнении поставленных пе­ред нею производственных задач и в получении с колхо­зов полностью в установленные сроки начисляемой за ра­боту МТС натуроплаты. Поэтому во изменение постанов­ления от 5 февраля> 1938 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) уста­новили поквартальное финансирование МТС в соот­ветствии с выполнением ими своего годового производствен­но-финансового плана путем выдачи аванса на предстоя­щий квартал. При перевыполнении плана работ МТС за квартал Государственному банку было разрешено дополни­тельно финансировать это перевыполнение за счет годового производственно-финансового плана МТС. Окончательный расчет Государственного банка с МТС производится в IV квартале с покрытием Государственным банком расхо­дов МТС, вытекающих из (Перевыполнения плана. При не­выполнении квартального плана и израсходовании отпу­щенных на квартал средств Государственный банк умень­шает на соответствующую сумму очередный квартальный аванс. В распоряжении земельных органов остаются манев­ренные резервные фонды в размере не более 3% ассигнова­ний, отпущенных на финансирование МТС. Маневренный фонд и удержанные с МТС, не выполняющих план, кредиты используются в IV квартале для дополнительной выдачи средств тем МТС, которые перевыполнили свой годовой план. Использование резерва на покрытие 'Перерасходов МТС не допускается.

Установленный этим постановлением порядок финанси­рования МТС сближает формы деятельности МТС с фор­мами деятельности хозрасчетного предприятия. Хотя все валовые доходы и расходы МТС включены в государствен­ный бюджет, машинно-тракторная станция обладает доста­точной мерой имущественной и оперативной самостоятель­ности для выполнения и перевыполнения плана. Основ­ное, что сближает МТС с хозрасчетным предприятием, —

1 Пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 января 1939 г. «О работ6 машинно-тракторных станций» (СП СССР 1939 г. № 4, ст. 14).

Это наличие стимулов для выполнения плана, материаль­ная заинтересованность в конечных результатах деятель­ности.

В сметном порядке финансируются также основные оперативные организации Министерства связи. Организа­ции Министерства связи в отношении применяемого к ним порядка финансирования разделяются на три группы:

а) почтовые, телеграфные, телефонные, радиотрансляционные предприятия, радиостанции, объединенные конторы связи, линейно-технические узлы и бюро контроля пере­водов, финансируемые в сметном порядке; б) тресты, промышленные предприятия, местные органы Центрального управления по распространению печати, дей­ствующие на хозяйственном р а с ч е т е, и в) цен­тральные управления министерства, местные управления связи, учебные заведения, научно-исследовательские уч­реждения, детские сады, состоящие на государственном бюджете.

Предприятия связи, финансируемые в сметном порядке, полностью сдают свою выручку на особый счет Министер­ства связи по доходам в Государственном банке; они не вправе непосредственно распоряжаться этой выручкой. Эксплоатационные расходы этих предприятий покрываются согласно утвержденным ометам за счет сумм, перечисляе­мых на их расчетные счета в Государственном банке. 50% от чистого дохода по эксплоатации связи в централизован­ном порядке отчисляются в союзный бюджет. Остальные 50% используются Министерством связи в соответствии с утвержденными планами на финансирование капитального строительства и пополнение оборотных средств организа­ций связи. Для поощрения организаций, финансируемых в сметном порядке и перевыполнивших годовой план, от 20 до 30% от суммы сверхплановых доходов отчисляется в распоряжение начальников этих организаций. Эти отчисле­ния производятся авансовым порядком поквартально, в пол­ном размере окончательно — в конце, года. Отчисления от сверхплановой экономии до Великой Отечественной войны расходовались по сметам, утвержденным вышестоящим ор­ганом в порядке, установленном законом о фонде директора предприятия за счет прибылей '.

1 Положение о порядке финансирования учреждений и предприятий Наркомсвязи, утв. НКсвязи по согласованию с НКФ СССР 27 августа 1939г. (ФХБ, 1940, № 34, стр. 21—26).

Финансирование таких предприятий связи, как почта, телефон, телеграф и т. д., обеспечивает не только цен­трализованную аккумуляцию доходов и строгое сметное лимитирование расходов, но и развитие самостоятельности, инициативы и имущественной заинтересованности этих пред­приятий. Работа почты и телеграфа могла бы быть построе­на на чисто хозяйственных основаниях: и почта и телеграф — предприятия, оказывающие свои услуги клиентуре за воз­награждение. Однако характер той деятельности, которая выполняется органами связи, требует не только необходи­мой и строжайшей централизации управления ею, но и соответствующих форм аккумуляции и расходования ее средств.

К той же категории организаций, финансируемых в сметном порядке, принадлежат и некоторые другие органи­зации, деятельность которых в силу их особ энного для го­сударства значения легче направлять и проверять путем включения всех их расходов и доходов в бюджет, чем по конечным результатам этой деятельности — через хозяй­ственный расчет. Укажем для примера на Управление го­сударственным страховым фондом сортовых семян зерновых культур Министерства земледелия СССР и на органи­зации пробирного надзора. Расходы по содержанию, строи­тельству элеваторов, складов и организаций Госстрахфонда отнесены на союзный бюджет по смете Министерства зем­леделия СССР. Средства, поступающие в уплату за отпускаемые Госстрахфондом сортовые семена, направляются в доход государства. Начальник управления «рас­поряжается средствами, выделенными управлению госу­дарственным страховым фондом в соответствии с утверж­денной сметой». Госстрахфонд является юридическим ли­цом: «Управление государственным страховым фондом в пределах утвержденных омет имеет право заключать дого­воры, приобретать имущество, материалы и другие цен­ности» '.

В аналогичном положении находятся инспекции про­бирного надзора. На эти инспекции в числе других функ­ций возлагается анализ и клеймение платиновых, золотых и серебряных изделий, изготовление пробирных реактивов, экспертиза пробирных клейм; за анализ и клеймение ин-

1 Ст. ст. 7, 10 и 12 Положения об управлении государственным страховым фондом сортовых семян зерновых культур Наркомзема СССР, утв. СНК СССР 26 апреля 1938 г. (СП СССР 1938 г. № 21, ст. 136).

спекции вправе взимать пробирную плату; эта плата по­ступает в доход государства по союзному бюджету 1. Таким образом, взаимоотношения предприятий, финан­сируемых в сметном порядке, с бюджетом складываются иначе, чем у хозрасчетных предприятий. Однако особен­ности имущественно-правового положения финансируе­мых в сметном порядке предприятий не могут устранить той необходимой меры оперативной и имущественной са­мостоятельности, которая присуща всякому предприятию, деятельность которого направлена либо на создание ма­териальных ценностей, либо на их распределение в по­рядке советской торговли, либо, наконец, на выполнение определенной работы (оказание услуг). Эквивалентно-возмездный характер деятельности предприятий, финанси­руемых в сметном порядке, отличает их от бюджетных учреждений, которые по самой своей природе могут функ­ционировать лишь за счет расходной части государствен­ного или местного бюджета.

XIII. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — ТРЕСТ —

ГЛАВК

Будучи самостоятельной имущественной единицей, про­изводственное предприятие вместе с тем является органом управления социалистическим хозяйством. Имущественная обособленность предприятия относительна. Единство го­сударственной собственности определяет характер и рамки этой обособленности.

Трест, главное управление, министерство являются теми органами, через которые перекинут мост от целого — го­сударства, как хозяйствующего субъекта, к части целого — отдельному предприятию. Вместе с тем и трест и главк как хозяйственные организации сами являются частями це­лого —государства.

Имущественная связь предприятия с трестом выра­жается: а) в том, что- имущество предприятия входит в со­став уставного фонда треста, б) в режиме регулирования оборотных средств предприятия, в) в единстве прибыли,

1 Ст. ст. 11 и 12 Положения о пробирном надзоре, утв. СНК СССР 31 декабря 1940 г. (СП СССР 1941 г. № 1, ст. 23).

амортизационных отчислений и т. д., г) как следствие это­го, при наличии определенных условий в ответственности треста по обязательствам предприятия.

Ранее подробно была развита и аргументирована мысль о том, что различие между трестом и главком все больше стирается. Речь идет о характере и содержании их дея­тельности по отношению к предприятию. Перечисленные выше признаки, характеризующие имущественные связи предприятия с трестом, почти целиком могут быть отнесены и к взаимоотношениям главного управления с предприя­тием. Мы говорим «почти целиком» потому, что первый признак (включение имущества, в состав уставного фонда треста) с формальной точки зрения к главку не приме­няется: главные управления имеют самостоятельный ба­ланс по осуществляемым ими операциям сбыта и снабже­ния и сводный баланс по подведомственным им предприя­тиям и хозорганам '; следовательно, главные управления, как таковые, не имеют уставного фонда, который вклю­чал бы в себя имущество подведомственных им предприя­тий. Однако ив дальнейшего будет видно, что фактически это обстоятельство большого практического значения не имеет.

Трест как целое — нечто большее, чем простая сумма его предприятий, но трест не может существовать вне его предприятий. Имущество треста — это имущество всех ело предприятий, взятых вместе, плюс его непосредствен­ное имущество в форме нераспределенного резерва обо­ротных средств плюс отчисления от прибылей, поскольку они остаются в распоряжении треста, и т. д. Таков тот вы­вод, который необходимо сделать из законодательства, ре­гулирующего имущественное положение треста.

Поэтому бухгалтерские отчеты и балансы трестов и ана­логичных им хозяйственных организаций включают в себя балансы входящих в их состав предприятий — заводов, фа­брик, депо, совхозов, складов, магазинов и т. д. Однако и трестированные предприятия имеют самостоятельную от­четность2. Баланс трестированного предприятия включается

1 Ст. 3 пост. ЦИК и СНК СССР от 15 июля 1936 г. (СЗ СССР 1936 р. № 43, ст. 361).

2 Трестированные предприятия представляют копии своих бухгалтер­ских отчетов и балансов тем учреждениям Государственного банка, в ко­торых они кредитуются, а также местным и республиканским органам ЦУНХУ—ст. ст. 1 и 2 инструкции НКФ СССР, утв. СНК СССР 29 июля 1936 г. (СЗ СССР 1936 г. № 42, ст. 60).

в баланс треста, то это обстоятельство не обезличивает предприятия. Имущество трестированного предприятия числится также на собственном балансе предприятия.

Этим объясняется возможность существования имуще­ственных правоотношений между трестом и его предприя­тием. Эти правоотношения возникают из административ­ных актов, «сходящих от треста и в той или иной форме регулирующих деятельность предприятия. В том случае, если трест выступает по отношению к своему предприятию в качестве снабженческого или сбытового органа и не со­здает для проведения сбыто-снабженческих операций спе­циальных хозрасчетных единиц, его взаимоотношения с предприятием могут регулироваться нарядом-заказом, являющимся не сделкой, а административным актом. Однако, поскольку этот наряд-заказ возлагает определен­ные имущественные права и обязанности на трест и на предприятие, их взаимоотношения по существу принимают гражданско-правовой характер. 1

В настоящее время такая форма связи треста или главка с предприятием встречается все реже. По общему правилу свои функции по снабжению и сбыту указанные хозорганы осуществляют через специально для этого созданные хоз­расчетные единицы —конторы, базы, склады и т. д. Однако, как это видно из данной выше характеристики юридиче­ской личности транспортных предприятий, гражданско-пра­вовые отношения между хозяйственной организацией и входящими в ее состав предприятиями допустимы и сейчас.

Но, кроме этого, возможны и иные, вытекающие из дру­гих оснований имущественные отношения между трестом и предприятием, равно как и между главком и трестом или главком и непосредственно подчиненным ему предприятием. Эти отношения могут обусловливаться расчетами, вытекаю-

1 О том же типе взаимоотношений главка с предприятием см. ст. М. Коваленкова, Система договорных связей, («Арбитраж», 1937, № 1, стр. 32—33). М. Коваленков считает, что типовые условия или наря­ды-заказы, выдаваемые главным управлением предприятию в тех случаях, когда сбыто-снабженческие операции ведутся непосредственно через главк (по его отделам сбыта и снабжения), по своему содержанию «должны обнимать все договорные условия... должны полностью заменить дого­вор и дать ответ на все обычно разрешаемые договором вопросы»; в от­личие от договора наряд как административный акт обязателен для всех предприятий данного главка независимо от их согласия, поэтому содер­жание наряда может быть в любое время изменено односторонним воле­изъявлением главка.

щими из факта выделения предприятию необходимых обо­ротных средств, а также расчетами по накоплениям, амор­тизационными отчислениями и т. д. Основанием возникно­вения этих имущественных отношений являются админи­стративные акты главка и треста как планово-регулирующих по отношению к предприятию органов. По мнению М. М. Агаркова, «переход соответствующих (оборотных.— С. Б.) средств к предприятию, хотя бы эти средства пере­ходили к нему от вышестоящего регулирующего органа, всегда является имущественным отношением и относится к гражданскому праву. «Вертикаль» не исключает имуще­ственного, а следовательно и гражданско-правового харак­тера этих отношений» '.

Точнее говоря, административный акт в указанном выше случае порождает имущественные последствия. М. М. Агарков имеет в виду те гражданско-правовые отношения, ко­торые возникают между планово-регулирующим органом и предприятием в связи, например, со спором о моменте пе­рехода к предприятию права распоряжения выделенными ему средствами. Более важным является вопрос о том, какое влияние имеют те или иные порождающие имущест­венные последствия административные действия вышестоя­щего хозоргана на гражданско-правовые отношения подчи­ненного ему предприятия с третьими лицами. Речь идет о том, какое влияние имеют акты управления на имуществен­ные права и обязанности предприятия по отношению к третьим лицам. А с этим связан вопрос о характере и сте­пени самостоятельной материальной ответственности пред­приятия по его обязательствам перед кредиторами.

Не подлежит сомнению, что факт выделения оборотных или предназначенных для капитального строительства средств предприятию создает для него ту материальную основу, которая порождает для него возможность заклю­чения необходимых для выполнения плана юридических сделок. Задержка по вине вышестоящего хозоргана в вы­делении предприятию причитающихся ему средств или изъятие средств, которые должны находиться в распоряже­нии предприятия, отражаются на выполнении лежащих на предприятии обязательств по отношению к его кредиторам. Поэтому в тех случаях, когда нарушение принципа имуще-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-08-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: