В период социалистической реконструкции народного хозяйства на первый план все резче выступает планово-регулирующая функция в деятельности треста — последний все более становится управленческим органом. А с этим связана дальнейшая эволюция содержания понятия «государственное предприятие». По мере того как укреплялась имущественная и оперативная самостоятельность производственного предприятия (завода, магазина и т. д.), термин «предприятие» все чаще начал применяться по отношению к оперативным хозяйственным единицам, а трест и объединение начали именоваться хозяйственными организациями. Юридическое понятие предприятия все больше становится адэкватным технико-экономическому содержанию этого понятия.
Этот вывод можно проверить на ряде законодательных актов. Интересную картину в этом отношении представляет эволюция законодательства о порядке составления и утверждения балансов и бухгалтерских отчетов государственных предприятий.
В ст. 1 Правил о составлении баланса государственными предприятиями, изданных в связи с появлением закона о
трестах в 1927 г., под государственными предприятиями, обязанными публичной отчетностью, подразумеваются тресты. Правила говорят о составлении балансов государственными и кооперативными предприятиями, а также акционерными обществами с преобладанием государственного капитала. В тексте Правил отсутствует какое-либо упоминание о хозяйственных организациях. Понятие хозяйственной организации неизвестно законодательству этого периода.
Появление термина «хозяйственная организация» в качестве обозначения трестов, хозрасчетных объединений, кооперативных товариществ и т. д. относится к 1930— 1931 гг. Зарождение понятия хозяйственной организации, или сокращенно хозоргана, связано с реформой управления промышленностью в 1929—1030 гг. — с появлением объединений и постепенным превращением треста из единого предприятия в составное предприятие. Отраслевые хозяйственные объединения хотя и действуют на началах хозяйственного расчета, но, будучи органами ВСНХ, уже не именуются госпредприятиями '.
|
Этот процесс превращения составного госпредприятия в хозяйственную организацию находит свое отражение, в соответствующей терминологии законодательных актов 1930—1931 гг., в частности, в постановлении СНК СССР от 26 февраля 1931 г. «О порядке рассмотрения и утверждения отчетов и балансов государственных органов, действующих на началах хозяйственного (коммерческого) расчета» 2. Как видно из наименования постановления, речь идет уже не о государственных предприятиях, а о государственных органах.
В ст. 1 постановления госорган, действующий на началах хозрасчета, расшифровывается как объединение, трест и т. д. Было бы правильнее, конечно, говорить в этом случае не о госоргане, а о государственной хозяйственной организации. Понятие госоргана связано с понятием управления, с понятием административной деятельности; госорган — это орган государственной власти. Понятие же хозяйственной организации связано с понятием непосредственной хозяйственной деятельности (производственной,
1 См. ст. 1 пост. ЦИК и СНК СССР от 13 февраля 1930 г. о реорганизации управления государственной промышленностью (СЗ СССР 1930 г. № 15, ст. 157).
|
2 СЗ СССР 1931 г. № 14, ст. 138.
торговой и т. д.). Но так или иначе о госпредприятии упомянутое постановление ничего не говорит. Государственное предприятие 1927 года превратилось в 1931 г. в хозяйственную организацию, производственное же предприятие в феврале 1931 г. еще не стало самостоятельной имущественной единицей, и поэтому постановление от 26 февраля 1931 г. о нем умалчивает.
Но уже в постановлении СОК СССР от 9 мая 1931 г. «О представлении предприятиями и организациями обобществленного сектора месячных и квартальных балансов в Государственный банк и в финансовые органы» наряду с хозяйственными органами фигурируют и входящие в их состав предприятия1. Ст. 1 постановления вменяет в обязанность всем хозяйственным органам обобществленного сектора представлять свои балансы в те учреждения Госбанка, в которых они (хозорганы) имеют контокоррентные счета. Понятие хозоргана, невидимому, имеет в данном случае родовое значение, ибо в ст. 2 постановления перечисляются те конкретные виды хозорганов, которые обязаны представлять балансы,—это: а) объединения, тресты, торги и акционерные общества и кооперативные организации, б) предприятия, входящие в состав объединений, трестов, торгов и акционерных обществ (фабрики, заводы и т. п.).
В постановлении СНК СССР от 7 августа 1931 г. «О порядке опубликования годовых балансов предприятиями к организациями обобществленного сектора»2 различие между предприятием и хозорганом проведено уже более четко. К хозорганам относятся объединения, тресты, торги и т. д.
Наряду с этим в примечании к ст. 1 этого постановления объединения не включаются в категорию хозорганов, а упоминаются отдельно. Неоднократно уже упоминавшееся постановление СТО от 23 июля 1931 г. говорит о наделении собственными оборотными средствами государственных объединений, трестов и других хозяйственных организаций и о распределении этих средств между входящими в состав указанных хозорганов производственными, транспортными и торговыми предприятиями и организациями, а также организациями по снабжению и сбыту, не-
|
1 СЗ СССР 1931 г. № 27, ст. 219.
2 СЗ СССР 1931 г. № 50, ст. 329.
посредственно осуществляющими производство, снабжение и сбыт или оказание хозяйственных услуг.
В последнем, ныне действующем Положении о бухгалтерских отчетах и балансах государственных и кооперативных хозяйственных органов и предприятий от 29 июля 1936 г. ' Совершенно четко проводится различие между хозорганами, под которыми подразумеваются главки с хозрасчетными функциями, тресты, железные дороги, конторы и т. п., и предприятиями, т. е. фабриками, заводами и т. д.
Изменение терминологии законодательства отражает процесс превращения низовой хозрасчетной единицы в самостоятельную имущественную единицу, в субъект права. Эта хозрасчетная единица и именуется теперь предприятием или производственным предприятием.
В отличив от производственного предприятия хозяйственная организация — это сложное или составное государственное предприятие, характерной чертой которого является преобладание управленческих функций над функциями оперативными. И главк и трест в настоящих условиях — это формы о р г а н и з а ц и о н н о г о в ы д е л е н и я определенной отрасли народного хозяйства или (группы предприятий этой отрасли 2. В этом смысле и главк и трест имеют двуединую природу. Во-первых, — это планово-регулирующие, т. е. в переводе на юридический язык административные или управленческие хозяйственные органы советского государства. Во-вторых, — это оперативно-хозяйственные организации. Однако по общему правилу оперативно-хозяйственная деятельность, если иметь в виду производственную деятельность и сбыто-снабженческие операции, осуществляется не главным управлением или трестом, как таковыми, но их предприятиями. В категорию предприятий включаются и хозрасчетные, сбытовые и снабженческие отделы и конторы, входящие в состав указанных выше хозорганов. Эти оперативные единицы выступают наравне с предприятиями, входящими в состав главка или треста, как равноправные с этими предприятиями юридические лица (см. об этом гл. XIII).
1 СЗ СССР 1936 г. № 42, ст. 359.
2 Ср. «Экономика социалистической промышленности», учебник для вузов, Соцэкгиз, 1940, стр. 576, и 3. Шкундин, Штаб оперативного конкретного руководства предприятиями (о современном главке), Бюлл. Госарбитража, 1934, № 14, стр. 6—7.
В связи с признанием юридической личности за трестированными предприятиями необходимо регламентировать и порядок их возникновения.
Для возникновения трестированного предприятия необходим приказ министра или иного руководителя ведомства об организации предприятия или о его включении в строй действующих предприятий. Разрешения Правительства на организацию трестированного предприятия не требуется. Что касается государственной регистрации, то здесь дело обстоит следующим образом. Как известно, государственная регистрация имеет своею целью учет организаций и предприятий социалистического хозяйства, пользующихся правами юридического лица, и их филиалов, а также контроль за законностью возникновения, реорганизации и прекращения деятельности этих организаций и предприятий '. Положение о.государственной регистрации предусматривает две категории хозяйственных организаций (и предприятий — подлежащих регистрации и. не подлежащих ей. В категорию подлежащих регистрации хозорганов включены также филиалы юридических лиц, хотя филиалы юридическими лицами не являются2. Что же касается находящихся на полном хозяйственном расчете трестированных предприятий, то Положение о государственной регистрации не утверждает, что они не подлежат регистрации. В положении лишь сказано, что эти предприятия «не проходят самостоятельной регистрации». Список этих предприятий вносится в государственный реестр при регистрации юридического лица, в состав которого они входят 3.
Правильным будет вывод, что трестированные предприятия проходят государственную регистрацию, но не самостоятельно, не непосредственно, а при регистрации официально признанного юридического лица, в состав которого они входят. Вовсе не подлежат регистрации предприятия, не переведенные на хозрасчет и являющиеся лишь составной частью единого юридического лица («не находя-
1 Ст. 1 Положения о государственной регистрации юридических лиц, хозяйственных организаций и предприятий, утв. СНК СССР 16 апреля 1940 г. (СП СССР 1940 № 15, ст. 363).
2 П. «д» ст. 2 указанного положения.
3 Ст. 5 того же положения.
щиеся на хозрасчете магазины, мастерские и другие предприятия, входящие в состав юридического лица и их филиалов») '. К числу предприятий, записываемых а государств вины и реестр по списку, представленному трестом, относятся только предприятия, «наделенные оборотными средствами и состоящие на самостоятельном балансе»2, т. е. предприятия, переведенные на полный хозрасчет. Поэтому не случайно IV раздел Инструкции НКФ СССР по применению Положения о государственной регистрации имеет следующий заголовок: «Регистрация предприятий, входящих в состав организаций, пользующихся правами юридических лиц и их филиалов».
Таким образом, и Положение о государственной регистрации и изданная в его развитие инструкция предусматривают регистрацию трестированного предприятия, но в составе хозоргана, являющегося официально признанным юридическим лицом. Будет ли регистрироваться трестированное предприятие самостоятельно или в составе треста, — это в конечном счете особого значения не имеет, поскольку возможность самостоятельного участия предприятия в гражданском обороте не подвергается сомнению3. Желательно, конечно, распространить общие правила о государственной регистрации хозяйственных организаций юридических лиц и на трестированные предприятия.
Наряду с хозрасчетными предприятиями существуют предприятия, доходы и расходы которых полностью включены в государственный бюджет. В отличие от бюджетных учреждений эти предприятия мы будем именовать предприятиями, финансируемыми в сметном порядке.
1 П. «в» ст. 4 Положения о государственной регистрации.
2 Ст. 30 Инструкции НКФ СССР от б августа 1940 г. о государственной регистрации государственных, кооперативных и общественных хозяйственных организаций и предприятий.
3 См. А. В. Венедиктов, указ, статья в журн. «Советское государство и право», 1940, № 10: «То обстоятельство, что трестированные предприятия в силу ст. 5 Положения о государственной регистрации от 16 апреля 1940 г. не проходят самостоятельной регистрации в органах НКФ... представляет собой лишь дань традиционной точке зрения на трестированное предприятие, но само по себе не может служить аргументом против признания за ними прав юридического лица» (стр. 82).
В чем отличие предприятий, финансируемых в сметном порядке, от хозрасчетных организаций, с одной стороны, и бюджетных учреждений, с другой стороны? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо ознакомиться с формами хозяйственной деятельности предприятий, финансируемых в сметном порядке. Таких предприятии -немного. Для целей нашего исследования достаточно будет охарактеризовать деятельность машинно-тракторных станций и предприятий связи.
До постановления СНК ССОР от 5 февраля 1938 г. «О порядке финансирования машинно-тракторных станций» 1 МТС находились на хозрасчете. СНК СССР в указанном (Постановлении 'Признал организацию финансового хозяйства МТС неудовлетворительной: множественность источников финансирования — два вида бюджетного финансирования, два вида кредитования, реализация натуроплаты и денежные поступления от колхозов значительно усложнили финансовое состояние МТС. Все это привело к замораживанию государственных средств, к расходованию их не по назначению, к росту дебиторской задолженности и т. д. В целях устранения этих недостатков МТС были полностью переведены на сметное финансирование. Отпуск средств, необходимых МТС для выполнения их производственных планов, стал осуществляться на основе утвержденных смет по государственному общесоюзному бюджету. На каждый из видов затрат (горючее, ремонт, зарплата производственным рабочим, зарплата аппарату МТС и прочие административные и хозяйственные расходы) были открыты отдельные целевые бюджетные счета, выдача средств с которых производилась в пределах утвержденной сметы по каждому мероприятию. Перерасходы, допущенные МТС, могли быть покрыты самой МТС либо за счет последующей экономии по данному виду затрат, либо за счет использования, с разрешения органов Народного комиссариата земледелия, экономии по другим затратам. Если перерасход не мот быть покрыт за счет экономии, Государственный банк по истечении льготного срока приостанавливал финансирование МТС.
Менее чем через год СНК СССР и ЦК ВКП (б) издали новое постановление о работе машинно-тракторных стан-
1 СП СССР 1938 г. № 4, ст. 8.
ций'. В этом постановлении отмечается, что перевод МТС на финансирование по госбюджету упорядочил финансовое хозяйство МТС. Однако опыт проведения постановления от 5 февраля 1938 г. показал, что финансирование МТС по годовым и полугодовым сметам, независимо от выполнения ими своего производственного плана, не создает должной заинтересованности МТС в выполнении поставленных перед нею производственных задач и в получении с колхозов полностью в установленные сроки начисляемой за работу МТС натуроплаты. Поэтому во изменение постановления от 5 февраля> 1938 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) установили поквартальное финансирование МТС в соответствии с выполнением ими своего годового производственно-финансового плана путем выдачи аванса на предстоящий квартал. При перевыполнении плана работ МТС за квартал Государственному банку было разрешено дополнительно финансировать это перевыполнение за счет годового производственно-финансового плана МТС. Окончательный расчет Государственного банка с МТС производится в IV квартале с покрытием Государственным банком расходов МТС, вытекающих из (Перевыполнения плана. При невыполнении квартального плана и израсходовании отпущенных на квартал средств Государственный банк уменьшает на соответствующую сумму очередный квартальный аванс. В распоряжении земельных органов остаются маневренные резервные фонды в размере не более 3% ассигнований, отпущенных на финансирование МТС. Маневренный фонд и удержанные с МТС, не выполняющих план, кредиты используются в IV квартале для дополнительной выдачи средств тем МТС, которые перевыполнили свой годовой план. Использование резерва на покрытие 'Перерасходов МТС не допускается.
Установленный этим постановлением порядок финансирования МТС сближает формы деятельности МТС с формами деятельности хозрасчетного предприятия. Хотя все валовые доходы и расходы МТС включены в государственный бюджет, машинно-тракторная станция обладает достаточной мерой имущественной и оперативной самостоятельности для выполнения и перевыполнения плана. Основное, что сближает МТС с хозрасчетным предприятием, —
1 Пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 января 1939 г. «О работ6 машинно-тракторных станций» (СП СССР 1939 г. № 4, ст. 14).
Это наличие стимулов для выполнения плана, материальная заинтересованность в конечных результатах деятельности.
В сметном порядке финансируются также основные оперативные организации Министерства связи. Организации Министерства связи в отношении применяемого к ним порядка финансирования разделяются на три группы:
а) почтовые, телеграфные, телефонные, радиотрансляционные предприятия, радиостанции, объединенные конторы связи, линейно-технические узлы и бюро контроля переводов, финансируемые в сметном порядке; б) тресты, промышленные предприятия, местные органы Центрального управления по распространению печати, действующие на хозяйственном р а с ч е т е, и в) центральные управления министерства, местные управления связи, учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, детские сады, состоящие на государственном бюджете.
Предприятия связи, финансируемые в сметном порядке, полностью сдают свою выручку на особый счет Министерства связи по доходам в Государственном банке; они не вправе непосредственно распоряжаться этой выручкой. Эксплоатационные расходы этих предприятий покрываются согласно утвержденным ометам за счет сумм, перечисляемых на их расчетные счета в Государственном банке. 50% от чистого дохода по эксплоатации связи в централизованном порядке отчисляются в союзный бюджет. Остальные 50% используются Министерством связи в соответствии с утвержденными планами на финансирование капитального строительства и пополнение оборотных средств организаций связи. Для поощрения организаций, финансируемых в сметном порядке и перевыполнивших годовой план, от 20 до 30% от суммы сверхплановых доходов отчисляется в распоряжение начальников этих организаций. Эти отчисления производятся авансовым порядком поквартально, в полном размере окончательно — в конце, года. Отчисления от сверхплановой экономии до Великой Отечественной войны расходовались по сметам, утвержденным вышестоящим органом в порядке, установленном законом о фонде директора предприятия за счет прибылей '.
1 Положение о порядке финансирования учреждений и предприятий Наркомсвязи, утв. НКсвязи по согласованию с НКФ СССР 27 августа 1939г. (ФХБ, 1940, № 34, стр. 21—26).
Финансирование таких предприятий связи, как почта, телефон, телеграф и т. д., обеспечивает не только централизованную аккумуляцию доходов и строгое сметное лимитирование расходов, но и развитие самостоятельности, инициативы и имущественной заинтересованности этих предприятий. Работа почты и телеграфа могла бы быть построена на чисто хозяйственных основаниях: и почта и телеграф — предприятия, оказывающие свои услуги клиентуре за вознаграждение. Однако характер той деятельности, которая выполняется органами связи, требует не только необходимой и строжайшей централизации управления ею, но и соответствующих форм аккумуляции и расходования ее средств.
К той же категории организаций, финансируемых в сметном порядке, принадлежат и некоторые другие организации, деятельность которых в силу их особ энного для государства значения легче направлять и проверять путем включения всех их расходов и доходов в бюджет, чем по конечным результатам этой деятельности — через хозяйственный расчет. Укажем для примера на Управление государственным страховым фондом сортовых семян зерновых культур Министерства земледелия СССР и на организации пробирного надзора. Расходы по содержанию, строительству элеваторов, складов и организаций Госстрахфонда отнесены на союзный бюджет по смете Министерства земледелия СССР. Средства, поступающие в уплату за отпускаемые Госстрахфондом сортовые семена, направляются в доход государства. Начальник управления «распоряжается средствами, выделенными управлению государственным страховым фондом в соответствии с утвержденной сметой». Госстрахфонд является юридическим лицом: «Управление государственным страховым фондом в пределах утвержденных омет имеет право заключать договоры, приобретать имущество, материалы и другие ценности» '.
В аналогичном положении находятся инспекции пробирного надзора. На эти инспекции в числе других функций возлагается анализ и клеймение платиновых, золотых и серебряных изделий, изготовление пробирных реактивов, экспертиза пробирных клейм; за анализ и клеймение ин-
1 Ст. ст. 7, 10 и 12 Положения об управлении государственным страховым фондом сортовых семян зерновых культур Наркомзема СССР, утв. СНК СССР 26 апреля 1938 г. (СП СССР 1938 г. № 21, ст. 136).
спекции вправе взимать пробирную плату; эта плата поступает в доход государства по союзному бюджету 1. Таким образом, взаимоотношения предприятий, финансируемых в сметном порядке, с бюджетом складываются иначе, чем у хозрасчетных предприятий. Однако особенности имущественно-правового положения финансируемых в сметном порядке предприятий не могут устранить той необходимой меры оперативной и имущественной самостоятельности, которая присуща всякому предприятию, деятельность которого направлена либо на создание материальных ценностей, либо на их распределение в порядке советской торговли, либо, наконец, на выполнение определенной работы (оказание услуг). Эквивалентно-возмездный характер деятельности предприятий, финансируемых в сметном порядке, отличает их от бюджетных учреждений, которые по самой своей природе могут функционировать лишь за счет расходной части государственного или местного бюджета.
XIII. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — ТРЕСТ —
ГЛАВК
Будучи самостоятельной имущественной единицей, производственное предприятие вместе с тем является органом управления социалистическим хозяйством. Имущественная обособленность предприятия относительна. Единство государственной собственности определяет характер и рамки этой обособленности.
Трест, главное управление, министерство являются теми органами, через которые перекинут мост от целого — государства, как хозяйствующего субъекта, к части целого — отдельному предприятию. Вместе с тем и трест и главк как хозяйственные организации сами являются частями целого —государства.
Имущественная связь предприятия с трестом выражается: а) в том, что- имущество предприятия входит в состав уставного фонда треста, б) в режиме регулирования оборотных средств предприятия, в) в единстве прибыли,
1 Ст. ст. 11 и 12 Положения о пробирном надзоре, утв. СНК СССР 31 декабря 1940 г. (СП СССР 1941 г. № 1, ст. 23).
амортизационных отчислений и т. д., г) как следствие этого, при наличии определенных условий в ответственности треста по обязательствам предприятия.
Ранее подробно была развита и аргументирована мысль о том, что различие между трестом и главком все больше стирается. Речь идет о характере и содержании их деятельности по отношению к предприятию. Перечисленные выше признаки, характеризующие имущественные связи предприятия с трестом, почти целиком могут быть отнесены и к взаимоотношениям главного управления с предприятием. Мы говорим «почти целиком» потому, что первый признак (включение имущества, в состав уставного фонда треста) с формальной точки зрения к главку не применяется: главные управления имеют самостоятельный баланс по осуществляемым ими операциям сбыта и снабжения и сводный баланс по подведомственным им предприятиям и хозорганам '; следовательно, главные управления, как таковые, не имеют уставного фонда, который включал бы в себя имущество подведомственных им предприятий. Однако ив дальнейшего будет видно, что фактически это обстоятельство большого практического значения не имеет.
Трест как целое — нечто большее, чем простая сумма его предприятий, но трест не может существовать вне его предприятий. Имущество треста — это имущество всех ело предприятий, взятых вместе, плюс его непосредственное имущество в форме нераспределенного резерва оборотных средств плюс отчисления от прибылей, поскольку они остаются в распоряжении треста, и т. д. Таков тот вывод, который необходимо сделать из законодательства, регулирующего имущественное положение треста.
Поэтому бухгалтерские отчеты и балансы трестов и аналогичных им хозяйственных организаций включают в себя балансы входящих в их состав предприятий — заводов, фабрик, депо, совхозов, складов, магазинов и т. д. Однако и трестированные предприятия имеют самостоятельную отчетность2. Баланс трестированного предприятия включается
1 Ст. 3 пост. ЦИК и СНК СССР от 15 июля 1936 г. (СЗ СССР 1936 р. № 43, ст. 361).
2 Трестированные предприятия представляют копии своих бухгалтерских отчетов и балансов тем учреждениям Государственного банка, в которых они кредитуются, а также местным и республиканским органам ЦУНХУ—ст. ст. 1 и 2 инструкции НКФ СССР, утв. СНК СССР 29 июля 1936 г. (СЗ СССР 1936 г. № 42, ст. 60).
в баланс треста, то это обстоятельство не обезличивает предприятия. Имущество трестированного предприятия числится также на собственном балансе предприятия.
Этим объясняется возможность существования имущественных правоотношений между трестом и его предприятием. Эти правоотношения возникают из административных актов, «сходящих от треста и в той или иной форме регулирующих деятельность предприятия. В том случае, если трест выступает по отношению к своему предприятию в качестве снабженческого или сбытового органа и не создает для проведения сбыто-снабженческих операций специальных хозрасчетных единиц, его взаимоотношения с предприятием могут регулироваться нарядом-заказом, являющимся не сделкой, а административным актом. Однако, поскольку этот наряд-заказ возлагает определенные имущественные права и обязанности на трест и на предприятие, их взаимоотношения по существу принимают гражданско-правовой характер. 1
В настоящее время такая форма связи треста или главка с предприятием встречается все реже. По общему правилу свои функции по снабжению и сбыту указанные хозорганы осуществляют через специально для этого созданные хозрасчетные единицы —конторы, базы, склады и т. д. Однако, как это видно из данной выше характеристики юридической личности транспортных предприятий, гражданско-правовые отношения между хозяйственной организацией и входящими в ее состав предприятиями допустимы и сейчас.
Но, кроме этого, возможны и иные, вытекающие из других оснований имущественные отношения между трестом и предприятием, равно как и между главком и трестом или главком и непосредственно подчиненным ему предприятием. Эти отношения могут обусловливаться расчетами, вытекаю-
1 О том же типе взаимоотношений главка с предприятием см. ст. М. Коваленкова, Система договорных связей, («Арбитраж», 1937, № 1, стр. 32—33). М. Коваленков считает, что типовые условия или наряды-заказы, выдаваемые главным управлением предприятию в тех случаях, когда сбыто-снабженческие операции ведутся непосредственно через главк (по его отделам сбыта и снабжения), по своему содержанию «должны обнимать все договорные условия... должны полностью заменить договор и дать ответ на все обычно разрешаемые договором вопросы»; в отличие от договора наряд как административный акт обязателен для всех предприятий данного главка независимо от их согласия, поэтому содержание наряда может быть в любое время изменено односторонним волеизъявлением главка.
щими из факта выделения предприятию необходимых оборотных средств, а также расчетами по накоплениям, амортизационными отчислениями и т. д. Основанием возникновения этих имущественных отношений являются административные акты главка и треста как планово-регулирующих по отношению к предприятию органов. По мнению М. М. Агаркова, «переход соответствующих (оборотных.— С. Б.) средств к предприятию, хотя бы эти средства переходили к нему от вышестоящего регулирующего органа, всегда является имущественным отношением и относится к гражданскому праву. «Вертикаль» не исключает имущественного, а следовательно и гражданско-правового характера этих отношений» '.
Точнее говоря, административный акт в указанном выше случае порождает имущественные последствия. М. М. Агарков имеет в виду те гражданско-правовые отношения, которые возникают между планово-регулирующим органом и предприятием в связи, например, со спором о моменте перехода к предприятию права распоряжения выделенными ему средствами. Более важным является вопрос о том, какое влияние имеют те или иные порождающие имущественные последствия административные действия вышестоящего хозоргана на гражданско-правовые отношения подчиненного ему предприятия с третьими лицами. Речь идет о том, какое влияние имеют акты управления на имущественные права и обязанности предприятия по отношению к третьим лицам. А с этим связан вопрос о характере и степени самостоятельной материальной ответственности предприятия по его обязательствам перед кредиторами.
Не подлежит сомнению, что факт выделения оборотных или предназначенных для капитального строительства средств предприятию создает для него ту материальную основу, которая порождает для него возможность заключения необходимых для выполнения плана юридических сделок. Задержка по вине вышестоящего хозоргана в выделении предприятию причитающихся ему средств или изъятие средств, которые должны находиться в распоряжении предприятия, отражаются на выполнении лежащих на предприятии обязательств по отношению к его кредиторам. Поэтому в тех случаях, когда нарушение принципа имуще-