Выявляем авторскую позицию




Формулируем проблему

Проблема, обозначенная автором (укажи фамилию автора, его инициалы; если он тебе знаком, отметь, что автор текста - извест­ный писатель, публицист, художник, ученый и т.п.), на мой взгляд, заключается в следующем:... (обозначь проблему с помощью рито­рического вопроса, назывных предложений и др.).

Можно начать сочинение с риторического вопроса: «Какими должны быть отношения взрослых и молодёжи, отцов и детей? Мне кажется, именно эта проблема является самой значимой в тексте NN».

Можно назвать проблему: «Взяточничество... Испокон ве­ков, наверное, существовала эта проблема: тот, у кого власть и деньги, если он нечист на руку, вынуждал зависимого от него чело­века дать взятку. На мой взгляд, проблема взяточничества, пробле­ма зависимости слабого от сильного, самая значимая во фрагменте, написанном великим Гоголем».

Обрати внимание, что в первой части ты формулируешь одну из проблем предложенного текста. Слово «проблема» или вопрос» должны прозвучать в этой части сочинения.

Можно в этой же части работы воспользоваться и такими фра­зами:

• Автор поднимает проблему...

• Автор затрагивает важную проблему...

• Автора текста волнует проблема...

• Проблема, которую хотел показать нам автор, такова...

 

• Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что...

• Текст Д.С. Лихачева заставил меня задуматься над про­блемой...

• Волнующую всех нас проблему... поднимает писатель Д. Гранин.

 

• Проблема, поднимаемая В. Солоухиным, - это...

• Я думаю, что проблема, поставленная автором, - это...

 

• Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В. Тендряков.

• Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает автор.

 

Комментируем проблему

«Вопрос о (обозначь проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце) никого не может оставить равнодушным, он з большей или меньшей степени касается каждого из нас. Пробле­ма, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т.д.) NN (укажи авто­ра), особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши ни, потому что... (если это нравственная проблема, то укажи, что вопросы нравственности важны сегодня и всегда, так как по­нятия «совесть», «честь», «достоинство», т.е. те нравственные категории, о которых рассуждает автор, помогают человеку ос­таваться человеком, делают его добрее, чище; если проблема фи-ъс:офская, т.е. речь идёт о добре и зле, правде и лжи, жизни и ерши, отметь, что над такой проблемой человечество задумы-ется с давних пор; если проблема экологическая, отметь её зло-гневность в наши дни, когда люди загрязняют планету, когда ъ идёт о глобальном потеплении, об изменении климата всей петы). Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом отстранение, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он

пишет. Его отношение к важному вопросу бытия ощущается во взволнованной, эмоциональной манере письма (приведи примеры), в стремлении сделать читателя своим единомышленником. Рассуждая над (повтори проблему), NN обращается (укажи, на каком мате­риале автор рассматривает проблему: может быть, это воспо­минания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описа­ние картин природы и т.п.; передай содержание текста, но ни в коем случае не пересказывай, а комментируй то, как автор пыта­ется подвести нас к пониманию своей главной мысли (к авторской позиции)».)

 

Выявляем авторскую позицию

Поскольку комментарий обычно располагается после форму­лировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать ло­гический переход: «Таким образом, позиция автора заключается в том, что...»

ИЛИ ТАК:

«Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена доволь­но чётко. Она заключается в следующем:... (если текст публици­стический, то авторская позиция - это ответ на поставленный самим автором вопрос и тогда можно процитировать ту часть текста, в которой, по твоему мнению, ясно определяется автор­ская позиция)».

ИЛИ

«Мне довольно трудно выявить авторскую точку зрения, так как текст художественный, NN не даёт готового решения вопроса о том, что... Он заставляет читателя самостоятельно сделать вывод, найти решения проблемы. И всё-таки, наблюдая за тем, как автор относится к своим героям, какими изобразительно-выразительными средствами он рисует картину действительности (если пишешь об этих средствах, обязательно назови их, обратись к рецензии, к за­данию В8, но только если уверен в правильности его решения), я позволю себе предположить, что авторская позиция заключается в следующем (главная мысль автора такова):...»

Сформулировать позицию автора помогут и такие типовые конструкции:

• Позиция автора такова:...

• Автор считает, что...

• Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...

• Автор убеждает нас в том, что...

• В тексте доказывается мысль о том, что...

• Основная мысль текста заключается в том, что...

• Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеж­дает читателя в том, что...

 

Аргументируем свою точку зрения на поднятую автором про­блему, т.е. пишем сочинение-рассуждение

«Мысль, высказанная NN, близка и понятна мне». ИЛИ

«Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому при­водит нас автор. Наверное, каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с подобной ситуацией (приходилось задумываться над таким вопросом, встречать подобных людей, решать такие же задачи и т.д.)».

Повтори своими словами главную мысль автора текста - это будет тезис, который тебе надо доказать.

«Почему точка зрения NN кажется мне верной? Во-первых, мне самому не раз приходилось {приведи пример из своего жизнен­ного опыта). Во-вторых, я неоднократно слышал это от... В-третьих, в этом убеждает нас классическая литература - (приведи пример из книги; можно вспомнить художественный фильм, спек­такль, газетную или журнальную статью, радио- или телепереда­чу и т.д.)».

Помни, что в соответствии с требованиями к оценке сочине­ния по этим критериям, для того чтобы получить наивысший балл, нужно привести не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы.

 

Делаем вывод

«Таким образом,... (обязательно сделай вывод, соотнеся его со СВОИМ тезисом)».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: