IV Вокально-хоровой анализ




 

Произведение написано для женского 4-х голосного хора, хор a capella.

Диапазон:

 

 

 

 

Общий диапазон хора:

Тесситура удобная для всех хоровых партий, высотное положение партий соответствует свободному красивому звучанию голоса. Вокальная загруженность хоровых партий примерно одинакова.

При разучивании произведения следует чередовать приемы работы над интонацией с приемами работы над гармоническим строем. Сложные места с точки зрения чистоты и слитности исполнения представляют терцовое и секундовое соотношение голосов.

Пример 11

Такты: 1,2,3,4.

 

 

Пример 12.

Такты: 8

 

 

При пении мелодии параллельными терциями, следует добиться максимальной сближенности тембров всех хоровых партий. В данном случае это партии , , . Голоса должны звучать как одно целое. Для лучшего исполнения, можно попросить исполнить партиям мелодию друг друга.

В качестве дополнения можно использовать сходные по мелодическому рисунку вокальные упражнения, пропеваемые на отдельные слоги или закрытым ртом. Это поможет настроить хор на исполнение произведения, вникнуть в его характер.

К трудностям мелодического строя относятся скачки. В произведении имеются кварта-квинтовые скачки.

Пример 13.

Такты: 1,2,3,4.

 

 

Все ходы на чистую кварту и скачки на квинту вверх интонируются остро на хорошем дыхании, а вниз - широко на хорошем дыхании, чтобы не занизить звучание.

 

В хоре "О-ю-ля-лю" имеется ряд хроматических полутонов.

Пример 14.

Такты: 7

На них необходимо обратить особое внимание, так с их исполнением могут возникнуть сложности. Для их лучшего исполнения можно использовать специальные упражнения (хор пропевает несколько раз, чередуя, на звук мелодию: пол тона, тон, пол тона, тон и т.д.)

 

Пример 15.

Такты: 10

 

 

Хроматические полутоны придают особую окраску произведению. Для их наилучшего исполнения, необходимо четко слышать их высоту, отличия друг от друга и грамотно интонировать.

Большая секунда интонируется широко, но без завышения, малая секунда интонируется близко, но без занижения.

При работе над гармоническим строем вначале нужно составить тональный план, т.к. при разборе гармонии нужно опираться на тональные связи. Тональность хора As dur, в начале 3 фразы есть кратковременное отклонение в параллельную тональность f moll (гармонический). Также композитор использует лады народной музыки (лидийский лад).

Пример 16.

Такты: 7

 

 

Пример 17.

Такты: 10,11,12.

 

 

Заканчивается произведение в As dur.

В произведении встречаются трезвучия и септаккорды основных и побочных ступеней и их обращения.

Произведение "О-ю-ля-лю" надо сначала пройти отдельно по голосам, а затем их свести вместе в медленном темпе, чтобы прослушать каждый аккорд, так как встречаются иногда аккорды секундного соотношения, которые требуют точного интонирования, а так же скачки на кварту, квинту, требующие точного попадания на них.

Пример 18.

Такты: 7,8.

 

 

Пример 19.

Такты: 9,10,

 

 

Так же к трудностям гармонического строя относится наличие тонического органного пункта, на фоне которого проходит мелодия в партии . Во время исполнения тонического органного пункта в партии А2, необходимо следить за интонацией, так как партия альтов могут «съезжать» со звука.

Пример 20.

Такты: 1,2,3,4.

 

 

Чтобы при хорошей хоровой звучности не пострадала ясность передачи текста, с одной стороны, и художественность впечатления – с другой, надо особое внимание обратить на хорошую дикцию.

Для достижения хорошей дикции хора необходимо:

– распевать слог прикрытым, округленным звуком;

– четко произносить р -утрированным звуком (р аду);

–четко произносить окончания слов, но не выталкивая и не выкрикивая их (гэты м, па даўганосы м);

–четко проговаривать согласные на их стыке, присоединяя одну согласную, к следующей (гэ-ты-мпа)

Дикция в произведении мягкая, т.к. акцент при пении падает на гласные звуки. При работе над дикцией необходимо правильно прочесть текст произведения. При этом следует соблюдать законы вокальной орфоэпии – максимально округленно и звучно пропевать гласные звуки, коротко и четко произносить согласные. В произведении есть ряд труднопроизносимых слов и словосочетаний: да й це ж м не р аду, па д м аю, хт о ж т абе, шт о, м не па г эты м, па да ўг аносы м.

Пение на р требует четкой работы артикуляционного аппарата поющих. Вялая артикуляция может негативно отразиться на качестве дикции хора, что в свою очередь не позволит в полной мере донести до слушателей содержание произведения. В данном случае I фраза исполняется на р, мелодия проходит в партии на фоне органного тонического пункта, поэтому нужно требовать от партии четкой артикуляции.

Пример 21.

Такты: 1,2,3,4.

 

 

Для лучшего произношения необходимо предварительно пропеть пару специальных упражнений на дикцию (на одном звуке пропевать слоги «БРА-БРЭ-БРИ-БРО-БРУ»)

В произведении используется общехоровое, цепное дыхание и дыхание по партиям. Дыхание совпадает со строением фраз и следует равномерно его распределять на четыре такта.

Пример 22.

Такты: 1,2,3,4.

 

Голосоведение произведения плавное, но для того, чтобы лучше раскрыть характер хора и литературный текст, автор использует кварто-квинтовые скачки.

Исполняется произведение светлым, игривым, легким, звонким звуком. В произведении используется прием звуковедения non legato.

В данном произведении присутствуют и взаимодополняют друг друга разные типы и виды ансамбля: общий и частный, интонационный, ритмический и динамический, тембровый, темповый, дикционный, интонационный, метроритмический. Ансамбль делится на частный (по партиям), и общий (все голоса). В хоре следует обратить внимание на интонационный, ритмический и динамический ансамбли.

Динамический ансамбль, это уравновешенность по силе и громкости голосов внутри партии и согласованность интенсивности звучания хоровых партий при исполнении всего произведения или его фрагмента.

Метроритмический ансамбль основан на метроритмическом и дикционном единстве «произношения» музыкально-поэтического текста произведения певцами каждой хоровой партии и правильном соотношении метроритма между партиями.

Соотношение слова и музыки – важнейшая проблема, которая постоянно должна находиться в поле зрения дирижера.

 

В хоре использованы восьмые, четвертные, шестнадцатые длительности. Для их точного исполнения, следует пропульсировать длительности шестнадцатыми.

Метрические трудности могут возникнуть при пении длинных или залигованных нот. Дирижер должен внятно объяснить и просчитать длительности, чтобы партии не передерживали и не снимали звук раньше времени.

 

Пример 23.

Такты: 1,2,3,4.

 

 

При работе над произведением можно применять дробление долгого звука более мелкими длительностями. В данном случае партии , и следует опираться на партию .

При пении восьмых и шестнадцатых длительностей необходимо стремиться к неспешному, но упругому их пропеванию.

При работе над динамическим ансамблем следует обратить внимание на тихую нюансировку, чтобы партии в хоре звучали одинаково по звучности, не выделялись. Та или иная разновидность динамического ансамбля опредеряется в первую очередь фактурой хорового произведения.

В плане интонационном партитура сложная. Особенно это касается мест, где встречаются полутоновые ходы в альтовой партии. В этом эпизоде трудность для хористов составляет как вертикальный, так и горизонтальный строй.

От чистоты интонирования, от умения хористов слушать себя и друг друга зависит ансамбль хора.

Пример 24.

Такты: 6,7,8,9,10.

 

 

При работе над ансамблем, нужно обратить внимание на темп. Произведение исполняется в темпе allegretto (довольно оживлённо). При работе над темповым ансамблем, нужно пропевать трудные места в замедленном темпе, постепенно ускоряя его до нужного.

Пример 25.

Такты: 1,2,3,4.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: