V Исполнительский анализ




 

При кажущейся на первый взгляд простоте произведения, основная и серьезная работа падает на преодоление исполнительских трудностей. Основной задачей исполнителя является создание целостного художественного образа. Исполнительский анализ должен охватывать все художественные особенности произведения в их взаимосвязи, учитывать их выразительное значение для создания музыкального образа. Обработки народных песен несложны, близки к народному многоголосию.

Кропотливой отделки требует фразировка произведения. Хоровая миниатюра "О-ю-ля-лю" написана для женского 4-х голосного хора, в форме неполного периода, состоящего из 3 фраз. Исполняется в быстром темпе, в размере 6/8. I фраза звучит на р, тема проходит в . II фраза звучит на mf, а III фраза на f – кульминация произведения.

Тональность произведения As dur, есть отклонение в параллельную тональность f moll (гармонический), заканчивается хор в As dur.

При дирижировании и заключительной работе над произведением необходимо стремиться к обобщению частных деталей исполнения, соразмерности их с формой произведения.

Разучивание хора "О-ю-ля-лю" в обработке Гайворонского расширяет музыкальный кругозор исполнителей и слушателей. Преодоление различных вокально-хоровых исполнительских трудностей в процессе работы над произведением повышает профессиональное мастерство участников хора и дирижера, помогает приобрести многие умения и навыки, необходимые для дальнейшего совершенствования своего мастерства.

Для управления хором при исполнении этого произведения дирижер должен владеть четким показом вступлений и снятий звучания, показать цепное дыхание, фермату в конце произведения, показать прием звуковедения non legato, показ контрастной нюансировки.

Голосоведение - плавное. Для мелодической линии, в данном произведении, характерны мелодичность, широта. Гармония хора красочна. Встречаются тонические аккорды с обращениями, аккорды S и D функций, а также аккорды II и VII ступени. Характер произведения требует мягкого, плавного голосоведения, несмотря на скачки в партиях S1, А2. Поэтому надо следить за тем, чтобы не было крикливого, формированного звука. Он должен быть округлым, плотным, в хоровой вокальной позиции, атака звука - мягкая.

В мелодии есть распевания гласных на несколько звуков. Эти распевания украшают, обогащают мелодию, однако составляют определённую трудность для певцов.

Большую роль в создании музыкального образа играет нюансировка. Гибкая фразировка, которая достигается с помощью нарастания и спада динамики, требует от певцов чуткости, тонкости исполнения.

Исходя из анализа хорового произведения М.Гайворонского «О-ю-ля-лю», напрашивается вывод, что оно может быть исполнено только профессиональным хором. Только такое исполнение может передать всю глубину замысла автора.

Рекомендуемые репетиционные приёмы: пропевание трудных мест в замедленном темпе, ритмическое дробление длительностей на более лёгкие, произвольные остановки на отдельных аккордах, утрированное произнесение текста в быстром темпе. Разбирать произведение нужно небольшими частями, относительно законченными построениями. На первом этапе разучивания особого внимания требует интонационная и метроритмическая точность исполнения.

Необходимо ощущение опорных точек, к которым устремляется мелодическое движение. Работая над отдельными фрагментами, важно помнить о целостности произведения, чтобы правильно донести до слушателя смысл и характер.

Во время предварительного исполнительского анализа хоровой партитуры перед дирижером возникает множество вопросов. Он должен привлечь свое внимание к одному из аспектов сопоставительного анализа музыкального и поэтического текста, имеющему прямое отношение к работе над выразительностью вокально–речевой исполнительской декламации, - важности знания дирижером законов и правил логики и техники речи, ибо дикция – это всего лишь один из составных элементов работы над художественным качеством звучащего слова, звучащей речи. Через слово, фразу и доносится основной смысл исполняемого произведения до слушателей. Как хормейстер, так и исполнители должны грамотно произносить слова и фразы, правильно ставить ударения и не акцентировать безударные слоги. Хормейстеру, как и певцу, надо следить за тем, чтобы в процессе пения не выделять безударные слоги.

 


Заключение

 

Высок полет народной песни. Народные песни – это образцы простоты, ясности и сердечности. При ее внешнем спокойствии, она полна внутреннего движения. М. Гайворонский написал множество обработок народных песен. Он поднял народную песню на высокий профессиональный уровень. Хоровая миниатюра "О-ю-ля-лю" является ярким примером его творчества.

Ширма писал о работах М. Гайворонского: “Слухаючы iх, нават не знаючы тэксту, мы ведаем, што гэта звiнять волачобнiкi або пяюць намеднiкi, мы радуемся на дажынках, калi жняя дзякуе Богу за багатыя плёны, сумуем з сiратой над магiлай маткi. Ад кожнай песнi вее падыхам свежага паветра нашых лясоў i нiваў, чуецца пах сенажацяў, абмытых рачнымi хвалямi”.

Народная песня – это мудрость наших прадедов. Через нее они передавали свою мудрость от поколения к поколению. С помощью песни люди делились как своими чувствами, так и навыками и опытом. Через народную песню можно распознать менталитет народа,его доброту, отзывчивость и натуру. Через песню, люди открывают душу.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: