III Музыкально-теоретический анализ




Содержание

 

 

I Общие сведения о произведении и его авторе..…………………………..…..3

 

II Анализ литературного текста……..……….……………………………….....6

 

III Музыкально-теоретический анализ...……………………………………….7

 

IV Вокально-хоровой анализ…...……………...……………………………….12

 

V Исполнительский анализ……………………………………………………..23

 

Заключение

 

Список использованных источников

 

Приложение

 

 

I Общие сведения о произведении и его авторе

 

Гайворонский – выдающийся композитор, скрипач, дирижер, педагог, муз. критик, музыкально-общественный деятель. Закончил преподавательскую семинарию, игре на скрипке учился в Высшем музыкальном институте во Львове, организовал военный оркестр и был его капельмейстером. В 1920 году стал руководителем оркестра Украинского театра в Каменеце-Подольском. 1920-29 преподавал скрипку в Музыкальном институте им. М. Лысенко во Львове. С 1923 года продолжил обучение в Колумбийском университете. Вместе с Придаткевичем основал украинскую консерваторию в Нью-Йорке.

Творчество М.Гайворонского достаточно многообразно. Им написаны: «Псалом 150», «Рощи шумят» - для хора с оркестром,; для симфонического оркестра – Аллегро, вальс «Красная калина», поэмы «На Черном море» и «Родная сторона моя» (обе незакончены); для струнного оркестра – Коляды (1942) и др.; для духового оркестра – сюита «С Гуцульщины», рапсодия «Довбыш», «Вязанки стрилецких песен», марши, увертюры и др.; кам.-инструментальный – струновой квартет «Морозенко», «Рождественская сюита», «Прелюдия и Фуга», Струновое трио и др.; для скрипки – Вариации на украинскую тему, сюита в форме старинных танцев и др.; вокально-хоровые произведения: «Завещание», «Ой в саду» (сл. Т. Шевченко), «Живи, Украина!» (сл. О. Олеси), «Идите» (сл. О. Олеси), «Ранний ветер» (сл. Б. И. Антонича),«Терны-цветы» (сл. Леси Украинки), «Благословенная» (сл. О. Ольжича) и др.; песни – «Ехал стрелок на вийноньку», «За родной край» (сл. Р. Купчинского), «Ой упал стрелец»; церковная музыка – 2 Литургии, 2 Херувимская, канты из почаевского «Богогласника», литургические песни; музыка к спектаклям «Железная Острога», «Вий», музыка для детских пьесс «Лесная сказка», «Подсолнечник», «Сон Ивасика» и др.

М. Гайворонским обработано множество народных песен. Обработка - в широком смысле, любое изменение нотного текста, преследующее как творческие, так и исполнительские или педагогические цели. Часто встречающийся вид обработки - присочинение к мелодиии инструментального сопровождения или хоровых партий.

М. Гайворонский в обработках белорусских народных песен использовал характерные для неё одноголосный запев, хоровой припев, элементы подголосочной полифонии, различные сочетания хоровых партий, активные унисоны, движения терциями.

Он поднял народную песню на высокий профессиональный уровень. Он написал 13 обработок для смешанного хора и 5 для женского: “Ой, вышла мацi”, “Ой, гукнула сыраежка”, “Лявонiха”, “Ой, ляцелi ды два галубочкi”, “Гэй, паехаў сын Данiла” и др.

Характерно, что, составляя программы концертов своего хора, Ширма никогда не становился на путь этнографизма, включая в них жемчужины белорусского народного песенного творчества в хоровых обработках таких крупнейших мастеров, как Л. Гречаников, А. Кошиц, М. Гайворонский.

 

II Анализ литературного текста

Одной из 5 обработок народных песен для женского хора М. Гайворонского является хоровая миниатюра “О-ю-ля-лю”.

О-ю-ля лю! Дайце ж мне раду,

Пад маю ўладу. О-ю-ля-лю!

О-ю-ля-лю! Хто ж табе рада?

Ці не Іванька? О-ю-ля-лю!

О-ю-ля-лю! Што мне па гэтым

По даўганосым? О-ю-ля-лю?

Девушка выбирает себе жениха и просит дать согласие на ее выбор: “Дайце ж мне раду пад маю уладу”. Ее спрашивают: “Хто ж табе рада? Ці не Іванька?”. На что она отвечает: “Што мне по гэтым па даўганосым”. Девушка недовольна предложенным выбором, она показана в песне разборчивой, капризной и даже власной: “Дайце ж мне раду пад маю ўладу!”.

Очень точно композитором выбран темп, размер песни. Темп произведения быстрый. Он помогает передать шуточный, игривый характер песни. Размер 6/8 придает произведению ритмичность, точность, помогает лучше передать характер произведения и лучше расскрыть литературный текст.


III Музыкально-теоретический анализ

Произведение написано для женского или детского хора без сопровождения.

Жанр произведения – хоровая миниатюра, написанная в форме неполного периода, состоящего из 3-х фраз (12 тактов). Основная тональность произведения As dur, но в 3 фразе есть отклонение в параллельную тональность f moll (гармонический), заканчивается произведение в основной тональности (As dur).

Пример 1.

 

Такты: 9,10,11,12

 

 

Размер произведения 6/8 – неизменный. Такой размер (не характерный для народных песен) композитор выбрал не случайно, он придает песне подвижность, ритмичность, игривость, точность. Темп произведения Allegretto (довольно оживленно). Он помогает передать шуточный, игривый, подвижный характер песни и помогает лучше раскрыть литературный текст произведения. Только в конце песни последний такт исполняется сдержано (sostenuto).

Пример 2.

 

Такты: 1,2,3.

 

Пример 3.

 

Такты: 11,12

 

 

Ритмический рисунок произведения простой (написан в соответствии с размером 6/8).

Пример 4.

Такты: 1,2,3,4.

 

Это в основном восьмые длительности, а также четвертные, четвертные с точкой, шестнадцатые и залигованные. Восьмые и шеснадцатые длительности придают песне легкость, оживленность, ритмичность, игривость, подвижность.

В конце произведения стоит фермата,на что следует обратить внимание. Она должа быть выдержанной, с насыщенным звучанием и сниматься по руке дирижера.

Пример 5.

Такты: 12

 

 

В произведении, в основном, встречаются S и D функции. Также встречаются аккорды II и VII ступеней.

Пример 6.

Такты: 8,9,10.

 

Также в произведении есть отклонение в параллельную тональность f moll (гармонический). А также такт, где композитор использует лады народной музыки – лидийский лад.

Пример 7. такты: 7

 

Все диатонические полутоны нужно интонировать с ощущением вводного тона на хорошем дыхании.

Фактура изложения – гомофонно-гармоническая, с использованием имитационной и подголосочной полифонии. Композитор применяет так же “хоровую педаль” (органный пункт – тонический) в партии и .

 

 

Пример 8.

 

Такты: 1,2,3.4

 

 

Динамика произведения подвижная. В каждой фразе своя нюансировка. Начинается песня на p, идет расширение динамики до mp. II фраза звучит на mf, а III фраза кульминационная звучит на f.

Голосоведение плавное. Произведению характерна мелодичность, широта. Но для более точной передачи настроения произведения, его характера, композитор использует ходы на кварту.

Пример 9.

Такты: 1,2.3.4

 

 

Мелодия – плавная. Скачков фактически нет. Только в 3-ем такте на чистую квинту скачек у сопрано.

Пример 10.

Такты: 3

Виды мелодики: плавная, скачкообразная, поступенная, распевная, прерывистая, восходящая, нисходящая. В данном произведении мелодика – распевная, плавная, что присуще народным песням.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: