Раскрепощение и силовая тренировка




Корреляция раскрепощения и собранности, мягкости и жесткости, раскрепощенной мягкости и пэнцзинь в занятиях тайцзицюань зачастую вызывает у людей практикующих тайцзицюань определенные трудности. Тайцзицюань опирается на учение тайцзи инь – ян традиционной древнекитайской философии, руководствуется им в своей теории и практических методах, а именно это часто упоминаемое нами правило о «взаимной поддержке инь и ян». Если делать акцент на раскрепощении и мягкости и не придавать значение взаимодействию жесткости и мягкости, то это не тайцзицюань. Поэтому я всегда, говорю, что раскрепощение это первейшая базовая работа в тайцзицюань, но она не является окончательной и достаточной. Раскрепощение это составная и непременная часть тренировки тайцзицюань, это одна из базовых работ, но не самоцель. Самая конечная цель это, сделать так чтобы раскрепощение распространялось и на многие другие виды тренировок, чтобы всесторонне развивалось цельное спиральное раскрепощенное живое встряхивающее усилие, в котором присутствовало бы и легкость и погруженность, а мягкость и жесткость поддерживали друг друга. Формирование такой силы в тайцзицюань вовсе не определяется одним лишь раскрепощением, она развивается через длительную и трудоёмкую практику форм без оружия, туйшоу, форм с оружием, даньши, равно как и посредством многочисленных видов силовой работы. Однако каждый из методов тренировок и требования к раскрепощению в тайцзицюань не только не имеют каких либо противоречий, но и находятся в тесной взаимосвязи. Есть некоторые люди, которые критически относятся к силовым тренировкам в тайцзицюань, они считают, что такие занятия могут негативно сказаться на раскрепощении, на самом деле, их опасения совершенно излишни.

Все вы знаете, что в тайцзицюань стиля Ян раскрепощению уделяется самое пристальное внимание, но вместе с тем, один из самых известных последователей этого стиля господин Дун Инцзе (лучший ученик Ян Чэнфу) в свое время писал относительно раскрепощения и силовой тренировки. Его слова вполне совпадают с нашим мнением:

«Кто-то говорит, что после занятий тайцзицюань нельзя поднимать тяжестей, нельзя применять грубую силу, это не обязательно так. В начале изучения тайцзицюань в теле первобытная сила, все тело напряженное, когда уже есть некоторый опыт в занятиях тайцзицюань, то тело раскрепощенное и мягкое, мышцы свободно пропускают ци, нужно во что бы то ни стало убрать напряжение, но сохранить первобытную силу, поэтому после раскрепощения и мягкости первобытная грубая сила превращается в правильное усилие – цзинь. Когда говорят о грубой силе, то имеют в виду мускульную силу, которая находится в промежутке между плечами, она не может управляться поясницей и проявляться в пальцах рук. Первобытная сила это базовый капитал, раскрепощенная мягкость это способ применения. Если использовать этот способ применения, то капитал потребуется маленький, а дел можно совершить множество; если не использовать этот метод применения, то капитал потребуется большой, а дел не сделано никаких. Поэтому, после должного использования истинных принципов тайцзицюань можно и поднимать тяжести, и бороться, и играть в мяч, нет необходимости делать какие либо запреты» (Дун Инцзе, «Комментарии к тайцзицюань»).

Господин Дун Инцзе очень образно сравнил связи между силовой тренировкой и раскрепощением посредством базового капитала и управлением коммерческой деятельностью, это превосходный пример. Мне бы хотелось привести еще один пример относительно раскрепощения и силы. Предположим, дети играют на кровати, прыгают вверх и вниз. Чем сила прыжка больше, тем ребенок прыгнет выше, это зависит от упругости пружин в кровати, если пружины в кровати только свободные и мягкие, то не будут иметь пружинистой силы и ребенок приземлившись, не сможет прыгнуть вверх, поскольку сила отдачи слишком слабая, а если кровать слишком жесткая, то ребенку опять же не прыгнуть вверх. Усилие – цзинь в тайцзицюань это единство раскрепощенной мягкости с пружинистой силой, поэтому и говорят о «взаимной поддержке жесткости и мягкости». В «Суждениях о кулачном искусстве» по этому поводу говориться: «затянуть и продвинуться вперед, провалить в пустоту, сжать и выпустить», «затянуть и продвинуться вперед, провалить в пустоту» - это усилие, опирающееся на мягкое скручивание, «сжать и выпустить» - это выпускаемая пружинистая сила, которая базируется на раскрепощенной мягкости. Эта обратная упругая сила без мягкой эластичности никуда не годна, без базовой силовой подготовки она также не может быть рабочей. Поэтому я придерживаюсь того мнения, что нужно развивать силу уже имеющейся упругости мышц тела и внутренней ци, а также работать над гунфу раскрепощения, объединив эти два аспекта, вырабатывается спиральное мощное усилие пэнцзинь, в котором мягкость и жесткость поддерживают друг друга, только тогда будет истинное гунфу тайцзицюань. В виду этого, я считаю, что, придерживаясь специфических методов силовых тренировок, принятых в тайцзицюань стиля Чэнь, таких как встряхивание длинного шеста, скручивание короткой палки, вращение тяжелого мяча, скручивания железной палки. А при условии раскрепощения и использования спирального упругого встряхивающего усилия, можно пользоваться и таким, не традиционным для тайцзицюань тренировочному методу как удары по мешку с песком. К тому же следует отметить, что раскрепощение и силовая тренировка не только не имеют каких либо противоречий, но и взаимно полезны друг для друга. Ключом к этому в первую очередь служит тренировки на развитие раскрепощенности, как базы для свободы и подвижности всего тела, и потом можно приступать к тренировкам на развитие силы. Очевидно, что опасения людей по поводу того, что силовые тренировки могут сказаться на тренировке по раскрепощенности, не имеют каких либо оснований.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: